Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 10:41, контрольная работа
Целью работы является анализ роли персонала в деятельности организации и изменения на рынке труда, порождающие новые технологии работы с людьми.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать понятие персонала, обозначить его роль в деятельности организации;
охарактеризовать человеческий фактор трудовой деятельности;
рассмотретьь формирование качественных характеристик рабочей силы;
выделить влияние технического прогресса и рыночных преобразований на требования к персоналу.
Введение 3
1. Понятие персонала, его роль в деятельности организации. Классификация персонала 4
2. Человеческий фактор трудовой деятельности 9
3. Формирование качественных характеристик рабочей силы 12
4. Влияние технического прогресса и рыночных преобразований на требования к персоналу 15
Заключение 17
Список литературы 19
Содержание
Введение 3
1. Понятие
персонала, его роль в
2. Человеческий фактор трудовой деятельности 9
3. Формирование
качественных характеристик
4. Влияние
технического прогресса и
Заключение 17
Список литературы 19
Персоналу принадлежит
важное место в системе
Целью работы является анализ роли персонала в деятельности организации и изменения на рынке труда, порождающие новые технологии работы с людьми.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Персонал организации – это совокупность взаимодействующих индивидов, работающих в определённой организации. Он включает в себя личный состав всех работающих на предприятии, организации или в отдельном подразделении и разделяется на категории, то есть группы персонала, распределяемые в соответствии с выполняемыми функциями в организации: рабочие (основные и вспомогательные), служащие (агенты, кассиры, делопроизводители, статистики), специалисты (инженеры, экономисты, агрономы), руководящие работники или руководители (директор, главный специалист). Эти категории объединяют в крупные группы – работники преимущественно физического труда и работники преимущественно умственного труда. Общая численность персонала предприятия – это сумма численности промышленно-производственного персонала (ППП) и непромышленного персонала.
Структура персонала представляется
не только категориями, но анализируется
по профессиональному, квалификационному,
социально-демографическому (половому,
возрастному) признакам, а также по функциональной
роли (административно-
В управлении принято выделять
административно-
Административно-управленческий персонал (АУП) – это работники, занятые в аппарате управления организации или иного субъекта хозяйствования и органах государственного управления. К нему относятся руководители разных уровней управления, их заместители, которые не заняты непосредственно на производстве, главные специалисты и их заместители, инженеры, техники и другие специалисты, занятые в управленческом аппарате. АУП несёт ответственность за качество, своевременность, слаженность и чёткость работы руководимого коллектива (подразделения). Эффективность его деятельности определяется косвенно – через показатели деятельности управляемых объектов.
Промышленно-производственный персонал (ППП) – это работники, занятые в процессе производства продукции на разных его стадиях.
Обслуживающий или младший
обслуживающий персонал (МОП) – часть
промышленно-производственного
Кадры – основной (штатный) состав квалифицированных работников организации. Состав кадров определяется штатным расписанием – нормативным документом, регламентирующим штат организации, включающий должностные наименования, численность персонала, квалифицированные разряды и оклады по каждой должности. Штатное расписание и численный состав кадров определяет собственник или (по его поручению) руководитель организации (предприятия).
Классификация персонала по категориям работников. Она предусматривает выделение двух основных частей персонала по участию в процессе производства: рабочих и служащих.
Рабочие, или производственный персонал, осуществляет трудовую деятельность в материальном производстве с преобладающей долей физического труда. Они обеспечивают выпуск продукции, её обмен, сбыт и сервисное обслуживание. Производственный персонал можно разделить на две составные части:
Результатом труда производственного персонала является продукция в вещественной форме (здания, автомобили и др.).
Служащие, или управленческий
персонал осуществляют трудовую деятельность
в процессе управления производством
с преобладающей долей
Основным результатом их трудовой деятельности является изучение проблем управления, создание новой информации, изменение её содержания или формы, подготовка управленческих решений.
Управленческий персонал
разделяется на две основные группы:
руководители и специалисты. Принципиальное
отличие руководителей от специалистов
заключается в юридическом
В зависимости от масштабов управления различают линейных руководителей, отвечающих за принятие решений по всем функциям управления, и функциональных руководителей, реализующих отдельные функции управления.
Кроме того, различают руководителей высшего уровня управления (директор и его заместители), среднего уровня (начальники цехов и подразделений), нижнего уровня (начальники участков, мастера).
Специалистов предприятия можно разделить на три основные группы в зависимости от результатов их труда:
В связи с проведёнными
исследованиями можно сделать вывод:
персонал – это люди со сложным
комплексом индивидуальных качеств, среди
которых социально-
Утверждение рыночных отношений сопровождалось созданием новой организационной культуры, возникновением специфических ценностных установок. В западных компаниях кадровая политика всегда находилась в поле зрения их руководства и сегодня она остается одним из управленческих приоритетов. Сегодня общепризнано, что реализация планов организаций, ее успех, в значительной степени зависит от кадровой составляющей. Главная цель системы управления персоналом – создание результативных мотиваций, обеспечение компании высококлассными кадрами, их продуктивное использование, профессиональное и социальное развитие, удовлетворяющих и руководство предприятия, и самих работников.
Управление людьми представляет собой компонент управления любой организацией, наряду с управлением материальными и природными ресурсами. Однако по своим характеристикам люди существенно отличаются от любых других используемых организациями ресурсов, следовательно, кадровые службы организаций должны очень тщательно подходить к вопросу о найме персонала. Одной из главных задач является выявление несоответствия между профессиональными знаниями и навыками (компетенциями), которыми должен обладать персонал организации для реализации ее целей (сегодня и в будущем), и теми знаниями, навыками и характеристиками которыми он обладает в действительности.
В итоге, работы кадровых служб организация либо получает высококвалифицированный персонал, либо безынициативных, серых исполнителей.
При переходе к рынку происходит
медленный отход от иерархического
управления, жесткой системы
Традиционно считалось, что основой развития предприятия являются капиталовложения, инвестиции, внедрение более совершенных технологий, а персоналу отводиться роль аккуратного исполнителя. Современная концепция развития производства заключается в том, что максимальная производительность, качество и конкурентоспособность могут быть достигнуты только при участии каждого сотрудника в совершенствовании производственного процесса первоначально на своем рабочем месте, а в дальнейшем на предприятии в целом.
Вовлечение персонала в процесс совершенствования производства создает творческую обстановку и является мощным мотиватором персонала к труду, что позволяет каждому сотруднику максимально реализовать свой опыт и творческие способности.
Для того, что бы понять, что
подразумевается под
Таким образом, объект кадровой политики характеризуется различными понятиями и определениями. Наиболее широким из них является термин «человеческий фактор», обозначающий совокупность различных отношений, которые складываются при участии людей в процессе создания жизненных благ, а наиболее узким – «кадры», под которыми понимают только постоянных и только квалифицированных работников. Между этими понятиями расположены термины «человеческие ресурсы», «трудовые ресурсы», «рабочая сила», «совокупный работник», «персонал». При этом понятие «человеческие ресурсы» относится одновременно и к наиболее широкому определению объекта кадровой политики, и к наиболее узкому. Человеческие ресурсы являются, как отмечалось, обобщающим, итоговым показателем человеческого фактора, а кадры есть социально-экономическая категория, характеризующая человеческие ресурсы конкретного предприятия, региона, страны. Поэтому под объектом кадрового менеджмента, на наш взгляд, следует понимать именно человеческие ресурсы, которые представляют собой совокупность различных качеств людей, определяющих их общую трудоспособность к производству материальных и духовных благ.2
Рабочая сила также является
социально-экономической