Влияние организационной культуры на эффективность деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 07:54, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что культура играет очень важную роль в жизни организации, то она должна являться предметом пристального внимания со стороны руководства. Менеджмент не только соответствует организационной культуре и сильно зависит от нее, но и может в свою очередь оказывает влияние на формирование и развитие организационной культуры. Для этого менеджеры должны уметь анализировать организационную культуру и оказывать влияние на ее формирование и изменение в желательном направлении.

Оглавление

Введение 2
Глава .Теоретические основы влияния организационной культуры на эффективность деятельности предприятия. 4
1. 1. Понятие организационной культуры 4
1.3. Функции организационной культуры 7
1.4. Типы организационной культуры 8
Глава . Исследования организационной культуры бюджетного учреждения « Центр социальной помощи семье и детям Павлоградского района» 11
2.1. Организационная характеристика бюджетного учреждения « Центр социальной помощи семье и детям Павлоградского района». 11
2.2. Анализ организационной культуры предприятия 11
Глава .Разработка рекомендаций по усовершенствованию организационной культуры бюджетного учреждения « Центр социальной помощи семье и детям Павлоградского района» 14
Заключение 18
Список используемой литературы 20

Файлы: 1 файл

курсовая работа по уп.docx

— 53.84 Кб (Скачать)

                                       МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

 «Омский государственный  технический университет»

Кафедра «Организация и управление наукоёмкими производствами»

Специальность Управление персоналом

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине «Управление персоналом»

         

 

 на тему: «Влияние организационной культуры на  эффективность  деятельности  предприятия»

         

        

 

 

 

 

Проверил: к.э.н. доцент

И.К.Иванкин          

Выполнил: ст-т  ЗУП-211

О.Г.Малашина         

Омск  2013

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

Глава.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Введение

Организация – это сложный  организм, основой жизненного потенциала которого является организационная культура то, ради чего люди стали членами организации то, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что плохо, и многое другое из того, что относится к ценностям и нормам. Все это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе.

Так как культура играет очень важную роль в жизни организации, то она должна являться предметом  пристального внимания со стороны руководства. Менеджмент не только соответствует  организационной культуре и сильно зависит от нее, но и может в  свою очередь оказывать влияние  на формирование и развитие организационной  культуры. Для этого менеджеры  должны уметь анализировать организационную  культуру и оказывать влияние  на ее формирование и изменение в  желательном направлении.

Организационная культура создаёт  «внутренний, духовный стержень» компании, способствует сплочению коллектива, формирует у сотрудников чувства  осознанности и ответственности  за свою работу. В том случае, если в компании сформирована организационная  культура, ее сотрудники будут настроены  лояльно по отношению к данной организации, независимо от происходящих в жизни изменений; минимизирует конфликтные ситуации

Организационная культура повышает эффективность работы команды и  решает задачи, как индивидуального  развития сотрудников, так и развития организации в целом. Она создает  предпосылки для формирования устойчивого  и эффективно работающего коллектива, четко представляющего миссию организации.

Становясь членом организации, каждый из нас постепенно усваивает  ее правила и нормы поведения, а также идеалы, которые могут  в дальнейшем стать ценностными  и жизненными ориентирами личности. Несомненно, культура организации, в  рамках которой продолжается социализация и формирование личности, несет огромную ответственность за дальнейшую судьбу своих членов.

Организационная культура не так явно проявляется на поверхности, ее трудно «пощупать». Если можно говорить о том, что организация имеет  «душу», то этой душой является организационная  культура.

Носителями организационной  культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся организационной  культурой она как бы отделяется от людей и становится атрибутом  организации, ее частью, оказывающей  активное воздействие на членов организации, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые  составляют ее основу.

Актуальность темы заключается  в том, что культура играет очень  важную роль в жизни организации, то она должна являться предметом  пристального внимания со стороны руководства. Менеджмент не только соответствует  организационной культуре и сильно зависит от нее, но и может в  свою очередь оказывает влияние  на формирование и развитие организационной  культуры. Для этого менеджеры  должны уметь анализировать организационную  культуру и оказывать влияние  на ее формирование и изменение в  желательном направлении.

 
 
 

 

 

 

3

Глава .Теоретические основы влияния  организационной культуры на эффективность  деятельности предприятия.

 

1. 1. Понятие организационной культуры

Впервые понятие организационной  культуры было введено в конце 70-х  г. в связи с попытками американских ученых осмыслить успехи японской экономики  и ответить на «японский вызов». По мнению У. Оучи, для японских предприятий были характерны: пожизненный наем, медленное поэтапное продвижение работников по ступеням иерархии, неспециализированная карьера, коллективные механизмы принятия решений и ответственность, неявные формы контроля, рассмотрение всех возникающих проблем через призму целого; для американских – краткосрочный наем, быстрое продвижение по службе, специализированная карьера, явные формы контроля, ориентация на индивидуальные решения и ответственность, установка на разрешение частных проблем.

В обиходе часто смешивают  два весьма общих, но, если вдуматься, все же разных понятия: «культура  организации» (имеется ввиду культура предприятия) и «организационная культура». Под культурой организации (предприятия) вообще следовало бы понимать совокупность общих ценностей и норм поведения, признанных работниками данного предприятия. Соответственно под организационной культурой предприятия нужно понимать совокупность ценностей и норм организационного поведения, принятых на данном предприятии.

Культура организации  чаще всего ориентирована на внешнюю  среду. Это культура поведения на рынке; культура поддержания внешних  связей с поставщиками и заказчиками; культура обслуживания клиентов (потребителей услуг и продукции); динамичность, обязательность и устойчивость отношений.

Организационная культура ориентирована  на внутреннюю среду и проявляется, прежде всего, и главным образом  в организационном поведении  сотрудников.

Культура придает смысл  многим нашим поступкам. Поэтому  менять что-либо в жизни людей  можно, лишь учитывая это значительное явление. Культура формируется годами и десятилетиями, поэтому она  инерционна и консервативна. И многие нововведения не приживаются только потому, что противоречат освоенным  людьми культурным нормам и ценностям.

Как уже отмечалось, под  организационной культурой понимается совокупность норм, правил, обычаев  и традиций, разделяемых и принимаемых  работниками организации. Вполне очевидно, что если культура организации согласуется  с ее общей целью, она может  стать важным фактором организационной  эффективности. Поэтому современные  организации рассматривают культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все  подразделения и отдельных лиц  на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и обеспечить продуктивное взаимодействие. Иными словами, об организационной  культуре можно говорить только в  случае, когда высшее руководство  демонстрирует и утверждает определенную систему взглядов, норм и ценностей, прямо или косвенно способствующих выполнению стратегических задач организации. Организационная культура может быть определена как совокупность норм, правил, обычаев и традиций, которые поддерживаются субъектом организационной власти и задают общие рамки поведения работников, согласующиеся со стратегией организации.

Организационная культура включает не только глобальные нормы и правила, но и текущий регламент деятельности. Она может иметь свои особенности, в зависимости от рода деятельности, формы собственности, занимаемого  положения на рынке или в обществе.

 

4

В этом контексте можно  говорить о существовании бюрократической, предпринимательской, органической и  других организационных культур, а  также об организационной культуре в определенных сферах деятельности, например, при работе с клиентами, персоналом и прочее.

 

Носителями культуры в  организации являются люди. Однако в организациях с устоявшейся  культурой она как бы отделяется от людей и становится атрибутом  организации, ее частью, оказывающей  активное воздействие на членов организации, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые  составляют ее основу.

Так как организационная  культура играет очень важную роль в жизни организации, то она должна являться предметом пристального внимания со стороны руководства. Менеджмент не только соответствует организационной  культуре, сильно зависит от нее, но и может в свою очередь оказывать  влияние на формирование и развитие организационной культуры. Для этого  менеджеры должны уметь анализировать  организационную культуру и оказывать  влияние на ее формирование и изменение  в желательном направлении. 

Организационная культура – это внутренняя среда обитания сотрудников фирмы, система их связей, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной предпринимательской деятельности, стили поведения и реакции на окружающую среду, способы организации ведения бизнеса.

 

1.2. Изучение и формирование организационной культуры

Организационная культура является сложным социальным явлением, которое  формируется внутри организации  под влиянием рядов факторов. В  силу своей социальной природы личность сильно подвержена влиянию организационной  культуры. Вместе личность оказывает  воздействие на формирование и изменение  самой организационной культуры.

Изучение такого явления  как организационная культура было вызвано эволюционным развитием  управления персоналом, связано с  необходимостью повышения эффективности  труда.

Организационная культура изучает  теорию организации в силу того, что организационная культура тесно  связана со всеми сторонами деятельности организации, отражает ее структуру, характеризует  принципы деятельности и взаимодействие всех составляющих ее элементов. Она  представляет собой сущность организации, и именно ее особенности отличают организации одну от другой. Соответственно, изучая, анализируя, описывая элементы, аспекты деятельности организации  мы тем самым относим культуру данной организации к определенному  типу, где структура, предпочитаемый стиль управления, кадровая политика, система коммуникаций, цели и стратегии  характеризуют культуру данного  предприятия.

Изучение организационной  культуру тесно связано с экономикой и социологией труда. Как всякое социальное явление, организационная  культура не существует без человеческого  сообщества. С одной стороны, организационная  культура регулирует все отношения  людей в данном обществе, которым  является организация, с другой –  является продуктом этих отношений. Сформировав культуру на базе своих  представлений, установок, ценностных ориентаций, люди тем самым определили технологию, способ деятельности и  существование организации. Организационная  культура формирует отношение к  труду, влияет на степень удовлетворенности  трудом, влияет на особенности организации  труда.

 

5

Организационная культура формирует  долговременную, устойчивую мотивацию  персонала, ориентированную на достижение стратегических целей организации, что входит составной частью в  стратегическое управление. Кроме того, только на основе организационной культуры можно совместно выработать модель будущего предприятия.

Понятие культура организации  является одним из базовых понятий  в менеджменте. Однако только в последние  годы организационную культуру стали  признавать основным показателем, необходимым  для правильного понимания и  управления организационным поведением. Под организационной культурой  понимается система исторически  сложившихся общих традиций, ценностей, символов, убеждений, формальных и неформальных правил поведения администрации  и персонала, выдержавших испытание  временем.

Выделим три основных теоретических  подхода к изучению организационной  культуры:

1.Целостный или системный (представляет организационную культуру как набор системных элементов, находящихся в определенной взаимосвязи);

2.Символический (видит организационную культуру с позиций внешних и внутренних атрибутов, символов, лозунгов и т.д.);

3. Когнитивный (рассматривает организационную культуру как проявление определенных знаний, как свод правил и нормативов поведения и другое).

Формирование и изменение  организационной культуры происходит под влиянием многих факторов. Один из признанных специалистов в области  организационной культуры, Эдгар  Шейн, считает. что существует пять первичных и пять вторичных факторов, которые определяют формирование организационной культуры. В соответствии с его концепцией к первичным относятся следующие факторы.

1.Точки концентрации внимания высшего руководства. Обычно то, на что обращают серьезное внимание руководители, о чем они часто говорят как об имеющем важное значение для организации, постепенно превращается в предмет внимания и заботы сотрудников и включается в число норм, на базе которых складывается критериальная база поведения людей в организации.

2.Реакция руководства на критические ситуации, возникающие в организации. В случае, когда в организации возникают критические ситуации, сотрудники организации испытывают обостренное чувство беспокойства. Поэтому то, как руководство подходит к разрешению проблем кризисной ситуации, чему оно при этом отдает предпочтение, находит свое дальнейшее проявление в формировании системы ценностей и верований, которые приобретают характер реальности для членов организации.

Информация о работе Влияние организационной культуры на эффективность деятельности предприятия