Власть с системе организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – проанализировать применение власти в ОАО «Кемеровский хладокомбинат» и разработать рекомендации по повышению эффективности использования власти на данном предприятии.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие власти, ее основные формы;
- проанализировать российский и зарубежный опыт использования значения власти в системе управления организацией;

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 64.87 Кб (Скачать)

Введение 
Во второй половине ХХ в. после победы промышленной революции на Западе рыночные отношения овладели всеми сферами жизни общества. Это время отмечено появлением крупных фирм, требовавших большого числа руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные рациональные решения, умевших работать с большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках. Поэтому от управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами. В результате появляется группа людей, специально занимающихся управленческой деятельностью. Этим руководителям уже не нужно держать своих подчиненных в повиновении властной рукой. Главной задачей становится кропотливая организация, и каждодневное управление производством в целях обеспечения наибольшей прибыли собственникам фирмы. Эти люди стали называться менеджерами. 
В настоящее время существует некоторый минимум различных характеристик для современного менеджера. Одной из характеристик является способность руководителя к власти, его лидерский потенциал. 
Стиль управления руководителя своими подчиненными (формы и виды власти, который он применяет) во многом определяет успех организации, динамику развития фирмы. От стиля руководства зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и многое другое. Таким образом, эта область менеджмента имеет огромное значение в управлении. 
Актуальность выбранной темы заключается в том, что власть и руководящая должность являются наиболее действенными инструментами эффективного управления. Для того, чтобы сложная организация эффективно выполняла свои задачи, необходимо обеспечить выполнение всех функций управления. Однако по аналогии с процессами общения и принятия решений руководство, лидерство является тем видом деятельности, который пронизывает всю систему управления. Невозможно эффективно выполнять функции планирования, организации, мотивации и контроля, если нет эффективного руководства. 
Объект исследования – власть в системе управления организацией. 
Предмет исследования – применение власти в ОАО «Кемеровский хладокомбинат». 
Цель исследования – проанализировать применение власти в ОАО «Кемеровский хладокомбинат» и разработать рекомендации по повышению эффективности использования власти на данном предприятии. 
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: 
- рассмотреть понятие власти, ее основные формы; 
- проанализировать российский и зарубежный опыт использования значения власти в системе управления организацией; 
- дать организационную характеристику ОАО «Кемеровский хладокомбинат»; 
- проанализировать управленческую деятельность ОАО «Кемеровский хладокобинат»; 
- проанализировать финансово-экономическое положение ОАО «Кемеровский хладокомбинат»; 
- проанализировать проявление власти на различных уровнях управления ОАО «Кемеровский хладокомбинат». 
Работа выполнена на базе следующих источников информации: 
1. Публикации в учебных изданиях.  
Для изучения власти в системе управления организацией и ее значимости в бизнесе использованы работы таких авторов как: У. Брэддик, П. Вейл, О.С. Виханский, И.Н. Герчикова, М.Х. Мескон, Т. Питерс, Р. Уотерман и др. 
2. Публикации в периодических изданиях.  
В работе использован самый распространенный жанр публикаций в периодических изданиях – статья. Мы опирались на работы следующих авторов: Т.В. Гусева, С.Ю, Дайман, Е.Л. Драчева, А.М. Либман, С.В. Шекшня и др. 
 
3. Делопроизводственная документация. 
Для изучения управленческой деятельности конкретного предприятия нами была использована:  
- организационно-распорядительная документация (приказы, распоряжения);  
- плановая (планы работы, программы); 
- учетно-контрольная документации (финансово-бухгалтерские документы). 
Методы исследования:  
1) теоретические методы – функционально-документальный;  
2) практические методы – контент-анализ документов. 
Среди методов научного познания нами также использованы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция и дедукция.
 
 
 

Глава 1. Теоретические аспекты власти в системе управления организацией 
 
1.1. Понятие власти и ее значимость в бизнесе. 
 
Об успехах менеджеров судят не по тому, что они делают, а по тому, как они побуждают к работе других. Побуждать, или мотивировать, люден можно, только воздействуя на них определенным образом или влияя на них. 
В управленческой литературе способность оказывать влияние на поведение людей называется властью /2, С.67; 9, С.203; 13, С.56; 30, С.88/. Власть может относиться к индивиду, группе и организации в целом. Определение власти как организационного процесса подразумевает, что: 
- власть - это потенциал, имеющийся у ее пользователя, т.е. она существует не только тогда, когда применяется; 
- между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость; 
- тот, к кому применяется власть, имеет определенную свободу действий /24, С.111/. 
Власть может существовать, но не использоваться. Если сотрудник работает по правилам, то у начальника нет необходимости применять к нему имеющуюся у него власть. 
Власть - это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости /6. С.55/. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью — это возможность влияния на удовлетворение потребностей. 
Власть - это социальный по своей сути термин. Власть имеет один индивид в отношении другого, одна группа - в отношении другой, и т.п. /29, С.189/. Концепция власти строится на взаимодействии людей и групп в организации. Власть используют и начальники, и подчиненные, для того чтобы достичь своих целей или укрепить свое положение. Власть пронизывает всю жизнь организации, поддерживает ее структуру. Без власти нет организации. Успех и неудачи в применении власти или реак¬ция на нее в основном определяются пониманием власти, знанием, как и когда ею пользоваться, а также способностью предвидеть последствия ее использования. Власть никогда не бывает абсолютной и неизменяющейся. Власть - это отношения в динамике, отношения, изменяющие и ситуацию, и людей, отношения, изменяющиеся во времени /23, С.48/. Известно, как изменяются рейтинги руководителей, проведенные в разное время. Поэтому понимание отношений власти требует уяснения конкретной ситуации и тех, кто в нее вовлечен. 
Власть часто, используют как синоним термина «авторитет». Это не совсем верно. Авторитет - это власть, возникшая на формальной основе, как данная кому-то и принимаемая подчиненными как то, с чем они согласны и считают правильным /28, С.205/. В первом случае власть дается сверху, а во втором она должна быть получена снизу. Авторитет как понятие не исчерпывает всех вариантов появления власти. Власть может появиться от занимаемой должности, от личного воздействия или от того и другого. Власть должности проистекает не из самой должности, а делегируется ее обладателю теми, кому он подотчетен. Объем этой власти зависит от уровня доверия, которое обладатель должности может получить у того, кто расположен выше него в иерархии. При этом делегированная власть может быть в любое время взята обратно наверх. Это позволяет сделать вывод, что не существует прямой зависимости между уровнем должности и объемом власти. Их соотношение ситуационно и индивидуально. 
Личная власть - это степень уважительного, хорошего и преданного отношения к ее обладателю со стороны подчиненных /22, С.367/. Она основывается на близости целей. Личная власть в организации приходит снизу - от подчиненных. Она может быть отнята подчиненными у руководителя, как реакция на его неправильные действия. Личную власть необходимо регулярно получать от подчиненных. Лучшая ситуация, когда руководитель обладает и должностной, и личной властью. Однако в большинстве ситуаций достичь этого очень трудно. 
Необходимость власти в управлении заключается в том, что в дополнение к формальным полномочиям руководителю требуется власть, так как он зависит от людей как в пределах своей цепи команд, так и вне ее. М. Мескон подчеркивает это, когда утверждает, что руководителю необходимо развивать власть, «потому что руководители всегда зависят от некоторых людей, которые им не подчинены, и потому что практически никто в современных организациях не примет и не будет полностью подчиняться непрерывному потоку его или ее приказов только потому, что он или она начальник» /26, С.515/. Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти. 
В различных подразделениях организации руководитель зависит от своего непосредственного начальства, подчиненных и коллег. Фактически эти группы представляют собой часть окружающей руководителя среды. Без содействия этих людей руководитель не может эффективно осуществлять свои функции. Многие руководители также напрямую зависят от людей и организаций, находящихся вне их собственной организации, - поставщиков, заказчиков, конкурентов, регулирующих их деятельность ведомств и профсоюзов. В идеальном варианте все эти люди и силы будут охотно сотрудничать с руководителем и предоставлять все необходимое для выполнения работы и достижения целей организации /31, С.105/. К сожалению, реальный мир делает эту работу несколько сложнее. 
Даже в том случае, когда руководитель обладает четко определенными полномочиями направлять усилия подчиненных, это не всегда оказывается возможным. Подчиненные могут отказаться выполнить просьбу руководителя, тем самым сводя на нет его полномочия. Современные рабочие обычно гораздо более образованны и меньше согласны смиряться с традиционной властью, чем их предшественники. Даже если такой проблемы не возникнет, руководитель часто зависит от людей, которые ему формально не подчинены. Например, по части информации и услуг линейный управляющий теперь все больше зависит от штабного управленческого персонала, над которым у него нет никакого контроля. В некоторых ситуациях у штабного персонала есть только совещательные полномочия, и в осуществлении своих рекомендаций аппаратчики зависят от линейных руководителей. 
Эта зависимость от факторов и людей, которыми нельзя управлять напрямую, является основной причиной трудностей, которые испытывает руководящий персонал. Однако страдают не только чувства. Если руководитель не в состоянии эффективно взаимодействовать с этими многочисленными «неуправляемыми» силами, он не может выполнять свою собственную работу, а это обязательно снизит эффективность как индивидуального трудового вклада, так и деятельности всей организации. Власть и влияние, инструменты лидерства, являются фактически единственными средствами, которыми располагает руководитель для разрешения подобных ситуаций /26, С.515/. Если руководитель не обладает достаточной властью, чтобы влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, он или она не сможет получить ресурсы, необходимые для определения и достижения целей через других людей. Таким образом, власть, хотя часто и неправильно используемая, является необходимым условием успешной деятельности организации.  
Властные отношения как элемент власти

Внутри организации существует сложная сеть властных отношений. Во-первых, речь идёт о формальной иерархии, вокруг которой строится любая организация. Во-вторых, важную роль играют неформальные коалиции и группы влияния, преследующие собственные интересы. Чем большей является организация, тем более сложной становится структура формальных и неформальных отношений власти. Между формальными и неформальными центрами влияния также идёт конкуренция за власть (её принято называть микрополитическими процессами). Властными отношениями и конкуренцией определяется процедура принятия организационных решений, которые, в свою очередь, определяют развитие организации. Властные отношения охватывают не только руководство организации, но и всех её членов.

С точки зрения формальной иерархической структуры  реальная концентрация властных отношений  в организации может произойти  либо «внизу» ( у формальных «подчинённых»), либо «вверху» (у формальных «руководителей»). Если формальная и неформальная пирамиды власти оказываются «перевёрнутыми» относительно друг друга, это ведёт к негативным последствиям с точки зрения мотивации и обострения внутриорганизационных конфликтов.

Структура властных отношений обуславливается как  внеорганизаионными, так и внутриорганизационными факторами. Первые включают в себя формальные институты (положения законодательства), а также неформальные традиции и нормы.

Помимо институтов своё давление на внутриорганизационные  властные отношения оказывает и  конкурентная среда. Она ограничивает возможности для чрезмерного  ужесточения внутренней конкуренции  в ущерб интересам организации  в целом, а также чрезмерной формализации механизмов принятия решений.

Значение власти для организации

С помощью влияния на поведение подчинённых, то есть власти над ними, руководители не просто ведут их к решению проблем организации, но и побуждают их к фактическому труду, необходимому для достижения целей организации. Власть применяется для того, чтобы сделать влияние руководителя более эффективным.

Власть руководителю требуется потому, что он зависит  от людей как в пределах своей  цепи команд, так и вне ее. В различных подразделениях организации руководитель зависит от своего непосредственного начальства, подчинённых и коллег. Фактически эти группы представляют собой часть окружающей руководителя среды. Без содействия этих людей руководитель не может эффективно осуществлять свои функции. Для распределения обязанностей и направления деятельности всех этих людей руководитель должен опять же эффективно властвовать над ними.

Из всего вышесказанного можно сделать общий вывод, что  власть позволяет руководителю распоряжаться  действиями и поведением подчинённых, направлять их в русло интересов  организации, например, побуждать более эффективно работать, предотвращать или подавлять возникающие между ними конфликты.

 
1.2. Основные формы  и виды власти
Источники власти

В современном управлении организациями выделяют несколько источников власти:

· Власть положения - это власть, которой наделён  человек в результате своего положения  в организации, то есть человек получает власть из-за своей должности;

· Власть ресурсов - это власть, которой наделён  человек в результате контроля таких  ресурсов, как деньги, персонал, материалы, технологии, информация, то есть человек получает власть в результате своего служебного положения и доверенных ему полномочий;

· Власть социальных связей основывается на способности  и возможности по сбору информации, нужных знакомствах, положении в  сети социальных связей и, то есть власть даётся в результате выявления у  человека качеств, способствующих получению  организацией важной информации и выгодному  партнёрству с другими организациями;

· Власть эксперта существует тогда, когда окружающие признают превосходство человека над  ними как эксперта. Различают два  вида знаний, которые дают человеку власть эксперта - это технические  знания и знания процесса;

· Власть личности основывается на личных качествах человека, то есть власть даётся человеку, который, работая в организации, смог проявить себя с хорошей стороны и продемонстрировать все свои положительные качества своим подчинённым. Таким образом, он заслужил уважение, и ему хотят  подчиняться;

· Власть информации является одним из важнейших источников власти, так как без точной и  надёжной информации невозможны планирование и качественное принятие решений.[5]

Самыми лучшими  руководителями являются те люди, которые  получили право управлять из таких  источников власти, как власть личности и власть эксперта.

Виды властных отношений

Отношения власти не неизменны, а меняются в ходе эволюции организации. Возникает вопрос двухстороннего взаимодействия: властные отношения и борьба за власть определяют развитие организации, а оно влияет на процессы в сфере власти. В результате итог организационного развития может сильно отличаться от первоначальных намерений коалиций и лиц, участвовавших в принятии решений.

На различных  этапах жизненного цикла организации  в ней, как правило, складываются различные виды и формы властных отношений:

1. Возникновение  организации: Властные отношения  носят преимущественно неформальный  характер, как и в целом отношения  между членами организации. Официальная  иерархия, закреплённая в нормативных  документах организации, может  сильно отличаться от реальной.    На практике доминирует экспертная власть, позволяющая каждому члену организации влиять на принятие решений, в которых он (по мнению других членов организации) наиболее компетентен. Отсутствуют многоуровневые структуры власти.Борьба за власть ограничена, поскольку организация нуждается в мобилизации внутренних ресурсов для выживания во внешней среде.

2. Экспансия  (рост организации): В организации существует многоступенчатая формальная иерархия, часто обремененная возникшими случайно «эффектами lock-in» (path dependence effects) -- структурами, сложившимся случайно в процессе экспансии под воздействием борьбы коалиций и закрепившимися в организации. Помимо формальной власти, все большую роль играют неформальные центры влияния.Борьба за власть играет важную роль в развитии организации. Для некоторых ее членов она становится важнейшим направлением деятельности. Властные коалиции стремятся к реализации своих целей путем развития и усиления организации. Успех в борьбе за власть часто не связан с реальными результатами труда.

3. Упадок: формальные  отношения власти и её реальная  структура не соответствуют друг  другу. Формальная иерархия власти  не эффективна и бюрократична. Центры неформальной власти стремятся  к достижению своих целей часто  вопреки целям организации; отчуждение  отдельных элементов организации  друг от друга. Внутриорганизационная  борьба за власть по приоритету  для членов организации играет  доминирующую роль. При этом часто  усиливается давление рынка - неблагоприятной макросреды или  вторжения конкурентов. Это ограничивает  ресурсы организации, к которым  стремятся получить доступ властные  коалиции, что стимулирует борьбу  за власть. Реальные результаты  труда не дают доступа к  ресурсам власти.

Описанная схема безусловно справедлива не для каждой организации. Большинство организаций так и не преодолевают стадию «команды единомышленников». Иногда «команда» «разваливается» из-за непрерывной борьбы за власть.

Информация о работе Власть с системе организации