Власть и управление в России в период сословно-представительной монархии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 14:23, реферат

Краткое описание

В политическом развитии государства большое значение приобретает опричнина, которая была создана для расправы с изменниками и ослушниками. Опричнина подорвала экономическую мощь бывших удельных князей, увеличились земельные владения Царя, постепенно стало вырастать значение поместного землевладения. Объяснить политический смысл опричнины довольно трудно. Ведь она не отвечала на политический вопрос, стоявший тогда на очереди, не устраняла затруднения, которыми была вызвана. Затруднения создавалось столкновениями, какие возникали между государством и боярством. Государь и боярство не расходились друг с другом непримиримо в своих политических идеалах, в планах государственного порядка, а только натолкнулись на одну несообразность в установившемся уже государственном порядке, которой не знали что делать.

Файлы: 1 файл

Власть и управление в России в период сословно.docx

— 60.83 Кб (Скачать)

С усилением феодального  гнёта к середине XVI века связано появление Приказа холопьего суда (Холопьего приказа).

Челобитный приказ, возник с возвышением поместного дворянства и усилением власти московского  царя. По решению Земского собора 1549 года дворяне и дети боярские получили право обращаться к суду самого царя. Приказ принимал апелляционные жалобы на решения должностных лиц и  государственных учреждений и, следовательно, являлся своеобразным контрольным органом государства.

С ликвидацией наместников  по земской реформе 1555-1556 годов платимый тяглым населением в их пользу налог («кормовой оброк») стал поступать  государству. Деньги, собранные четвертными  приказами, выдавались служилым людям  в форме жалования раз в  четыре года.

Четвертные приказы были не только финансовыми, но и территориальными. Они ведали населением городов и  уездов, управлением и судом.

В XVII веке Приказ Большого прихода ведал сбором прямых и косвенных налогов с большей части государства. Он же сдавал на откуп бани, лавки, гостиные дворы и погреба, взимал плату с клеймения товаров, с мер «чем всякие товары и питья меряют», ведал таможенными сборами. Иногда этому приказу передавались даже ямские сборы.

Условно к группе финансовых приказов можно причислить Печатный приказ. Начальник этого приказа - думный дьяк-печатник, у которого печать висела на шее, прикладывал её к документам. Со всех предъявленных в приказ документов взимались печатные пошлины.

Расширение территории государства  вызвало образование группы чисто  территориальных приказов.

В XVII веке имелась значительная группа дворцовых приказов, из которых наибольшее значение имел Приказ Большого дворца, ведавший обширными, разбросанными по территории всего государства землями.

При этом приказе сложилась  система «дворов», заведовавшая снабжением царского дворца всем необходимым: Кормовой, Хлебный, Житенный, Сытенный. Возникли также некоторые новые дворцовые приказы: Приказ золотых и серебряных дел, Царская мастерская и Царицына мастерская печати.

Особо хочу остановиться на характеристике Приказа тайных дел  и Монастырского приказа.

Вышеупомянутым Приказом тайных дел первоначально заведовал  тайный дьяк, при котором находилось 6-7 подьячих. К концу существования  Приказа во главе его стояла целая дьячная коллегия (тайный дьяк и дьяки Челобитного и Стрелецкого приказов; число подьячих возросло до 15). Основной функцией Приказа тайных дел был контроль за деятельностью приказов. Этот контроль мог носить явный характер и проявляться в затребовании для «ведома» (контроля) различных дел, сведений, отчётности из других приказов, в проверке приказного делопроизводства при непосредственном участии царя. Тайный контроль заключался в посылке подьячих Приказа с секретным наказом о контроле некоторых послов, которые «много чинять не к чести своего государя», или воевод, допускавших «много неправд ... над ратными людьми».

Известной формой контроля за государственным аппаратом (как приказом, так и воеводами) было рассмотрение Приказом челобитных, поданных лично царю. После рассмотрения дела по челобитной в Приказе тайный дьяк докладывал о нём царю. По царскому указу дело, минуя Боярскую думу, разрешалось в Приказе тайных дел или передавалось для исполнения в один из других приказов.

Приказ тайных дел рассматривал политические дела различной важности, начиная с дел о лицах, связанных  с опальным патриархом Никоном и  некоторыми вожаками раскола (Аввакум), и кончая делом холопа боярина  Бориса Морозова, некоего Сумарокова, который, стреляя с чердака боярского  двора по галкам, сидевшим на трубе  Чудова монастыря, случайно попал пулей  в государевы хоромы.

Деятельное участие принимал Приказ тайных дел в деле Степана  Разина и его сподвижников. Приказ следил за ходом розыска. Царь составил памятную записку с десятью вопросами  для бояр, руководивших следствием по делу Разина. В Приказ запрашивали  различные материалы этого процесса: расспросные и пыточные речи, очные  ставки и т.д.

Приказ осуществлял и  другие функции самого разнообразного характера: вёл личную переписку  царя, заведовал некоторыми полками  иноземного строя, царской благотворительностью, сыском руд (медной - в Олонецком уезде, серебряной - на реке Мезени), руководил деятельностью Записного приказа, Аптекарского, Гранатного и Потешного дворов, ведал не вошедшими в состав дворцовых земель царскими обширными подмосковными имениями (Измайловым, Черкизовым, Котельниками, Люберцами и другими), постройками в селе Семёновском, ремонтом церкви в селе Коломенском, промышленными заведениями царя, некоторыми его торговыми операциями (персидским торгом), был личной кассой царя.

Приказ тайных дел помещался  во дворце, и царь часто бывал  в этом Приказе. Здесь он имел свой стол с особым письменным прибором, принимал участие в составлении  бумаг, требовал отчётов, слушал доклады, рассматривал дела и т.п. Возглавлявшие  приказ тайные дьяки пользовались большим  влиянием в государственных делах. Приказ был упразднён в 1676 году.

На протяжении XVII века помещики и вотчинники продолжали вести борьбу с духовными феодалами за обладание землями и крестьянами. В челобитных, подаваемых царю, дворяне и дети боярские выступали против судебных привилегий монастырей и подведомственных им лиц. Стремясь к укреплению единовластия, царь Алексей Михайлович встал на сторону светских землевладельцев. По Уложению 1649 года был учреждён Монастырский приказ - гражданское учреждение, во главе которого стояли думный дворянин или окольничий и два дьяка. Суду этого приказа были подчинены все монастыри и духовные лица, а также их крепостные. Епархиальные власти подлежали суду не только Монастырского приказа, но и приказов вообще. Мелкие иски епархиальных чиновников и крестьян подлежали суду воевод.

В Уложении было сделано  исключение для патриарха и его  владений, где по-прежнему суд производили  патриарх и патриаршие приказные  люди. Однако на их приговор разрешено  было подавать апелляционные жалобы царю и Боярской думе.

Монастырский приказ имел широкие административные функции: определял и отрешал от места  настоятелей, келарей, казначеев монастырей, выбирал священников.

XVII век был веком расцвета и падения приказной системы управления. На протяжении века существовало до 80 центральных бюрократических учреждений - приказов разного значения, функций и величины.

Важной особенностью приказной  системы управления является крайняя  пестрота и неопределённость функций  приказов. Почти каждый приказ XVI-XVII веков выполнял не только функции управления: в его ведении находились также определённые территории (волости, города, селения), налоги с которых поступали на содержание приказа и выполнение его задач, а население их судилось в приказе.

Этой сложностью определения  функций приказов объясняются и  трудности классификации приказов. Все созданные классификационные  схемы можно считать условными.

Во главе каждого приказа  стоял начальник - «судья»; иногда возглавлявшее  приказ лицо носило специальное наименование (казначей, печатник, дворецкий, оружничий и т.п.). Судьи приказов в XVII веке назначались из членов Боярской думы: бояр, окольничих, думных дворян, думных дьяков. Шёл процесс бюрократизации верхушки феодального класса - думных чинов6. Некоторые думные люди управляли сразу несколькими приказами. Любимец царя Алексея Михайловича боярин Б.И. Морозов был «судьёй» пяти приказов: Стрелецкого, Большой казны, Новой четверти, Иноземного и Аптекарского.

С созданием приказов в  Русском государстве появилось  обширное бумажное делопроизводство. В процессе практической деятельности приказов сложились формуляры определённых видов документов, порядок их оформления и движения как внутри каждого  приказа, так и между ними. Делопроизводство требовало известных канцелярских навыков и опыта, которых подчас не имел начальник приказа. Поэтому  в помощники судьям в приказы  назначались дьяки. Судьи некоторых  приказов (чаще всего финансовых, где  существовала бухгалтерская документация) назначались из дьяков. Дьяки комплектовались  из рядового дворянства, иногда из духовного звания и даже крупного купечества («гостей»). Дьяки были фактическими вершителями дел в приказах. Вместе с судьями они обсуждали дела и выносили приговоры. Если требовался «доклад» царю, то он вырабатывался под руководством дьяка, который присутствовал при самом «докладе». Со слов царя дьяк делал на «докладе» «помету» (резолюцию), составлявшую основу царского указа.

Дьякам в приказах подчинялись  подьячие - канцелярские служители  из дворян и детей приказных людей.

Крупные приказы подразделялись на столы, а столы - на повытья. Столы возглавлялись дьяками, повытья - старшими подьячими. Некоторые приказы делились только на повытья. Столы носили названия по роду деятельности; по территориям; по подведомственным территориям и фамилиям старших подьячих.

В определении характера  управления в приказах среди историков  не было единомыслия: одни считали его  коллегиальным, другие - единоличным. В действительности в приказах существовал особый, приказной характер управления, заключавшийся в том, что спорные дела судья рассматривал вместе с дьяками, а дела, не носящие спорный характер, они рассматривали каждый в отдельности. Характерной особенностью приказного делопроизводства была крайняя централизация управления: в приказах разрешались не только важные, но и сравнительно второстепенные дела.

Приказная система с её централизацией и бюрократизмом, бумажным делопроизводством и бесконтрольностью  порождала волокиту, злоупотребления  и взяточничество. К концу века приказная система пришла в упадок: её заменила более прогрессивная  система управления - коллегиальная.

2.5 Губное управление

  Серьезные изменения  в центральном правительственном  аппарате, происходившие в XVI в.  сопровождались перестройкой на  местах. Прежняя система управления  через наместников и волостелей  с ее нормами и поборами  и отсутствием контроля перестала  отвечать требованиям времени.  Наместники и волостели не  получали жалования за службу  и существовали за счет взимания  в свою пользу различных налогов и пошлин. Т.е. пользовались правом получения корма. Они не были заинтересованы в борьбе с "лихими людьми". Поэтому наблюдается рост преступности. Существовало злоупотребление и самоуправство корменщиков. В связи с усилением классовой борьбы и неспособностью органов в лице наместнического управления подавить движение народных масс, правительство было вынуждено в первой половине XVIb. начать создание выборных органов на местах - губных и земских губ. Образование этих органов связано также с жалобами дворян, посадского населения на то, что наместники не в состоянии справиться с возрастающей преступностью. Термин "Губа" не имеет четкого определения. В данном случае это округ, определенная административная единица. Органы губного управления создавались на основе губных грамот, выданных от имени великого князя неместного. Например; Белозерская грамота. В основе образования новых органов лежал классовый принцип. Органом губного управления являлась губная губа, во главе которой стоял губной староста. Губной староста избирался, в основном, из жителей того же города. Срок его службы не был определен Выборы в органы губного управления производились посословно: каждая социальная группа - дворяне, духовенство, посадские люди, крестьяне - выбирали только своих представителей. Губные старосты избирались князьями, детьми боярскими, духовенством. Большинство старост составляли дворяне. Выборы и деятельность губных органов управления контролировалась и санкционировалась Разбойным приказом, перед которым отчитывались губные старосты. В компетенции органов губного управления входили сыск и расправа с ведомыми разбойниками. Под разбойными делами понимались не только обычные уголовные, но и выступления крестьян, посадского населения. Далее органы губного управления расширяют свою компетенцию. Во второй половине XVI в. губные старосты занимались сыском беглых крестьян и холопов, они производили перепись населения, высылали служивых людей на службу, обнародовали законы в уезде, исполняли разные предписания верховной власти. Также в ведение местных органов перешли дела о кражах, убийствах, надзор за тюрьмами. На губные учреждения был возложен и политический надзор за населением. Кроме губной была проведена земская реформа, в результате которой повсеместно создавались органы земского самоуправления. Эти органы создавались в уездах, волостях, на территории слобод. Земские учреждения действовали совместно с губными. В состав органов земского самоуправления входили старосты, земские дьяки и целовальники - выборные "лучших людей". Все должностные лица, от старост и до дьяков, избирались черносошными крестьянами и посадским населением из числа зажиточных крестьян и верхушки посада. Компетенция земских органов распространялась только на посадских людей и крестьян. При осуществлении своих функций земские власти опирались на выборных из крестьянской общины - сотских, пятидесятских, десятских. В компетенцию земских органов входили: борьба с такими преступлениями, как ябедничество, подделка документов. Земские органы занимались рассмотрением дел, исполнением приговоров по убийствам. Главная задача земских учреждений: налоговое обложение населения. Вместо наместнических поборов был установлен оброк деньгами, который шел в Царскую казну и платился раз в год.

2.6 Земские органы

Земские местные власти выполняли  финансово - административные и судебные функции. Земские органы осуществляли и некоторые полицейские функции, следили за сохранением спокойствия. В своей деятельности земские  органы были ответственны перед царем, Боярской думой и приказами. Существование  земских органов должно было обеспечить исправность внесения населением государственных  податей и выполнение государственных  повинностей, а подчинение этих учреждений центральным финансовым органам  способствовало централизации государственных  финансов.

   Все преобразования, происходившие в государстве  (Земские соборы, приказы, органы  местного самоуправления) говорят  о новом витке в развитии  России. Сословно - представительная  монархия - закономерный этап в  развитии феодального государства,  которая наступила после феодальной  раздробленности.

   Во второй половине XVII в. произошло постепенное становление  абсолютной монархии - новой форме  правления господствующего класса  дворян.

 

Заключение

 

Существовавшая в России сословно-представительная монархия с  Боярской думой, приказами и воеводами к концу 17 века не соответствовала социально-экономическому строю страны. Задачи внешней политики, развитие мануфактурной промышленности, внутренней и внешней торговли, борьбы с преступностью требовали неограниченной самодержавной власти, более стройной и гибкой системы бюрократического аппарата государства в центре и на местах.

В первой четверти 18 века сословно-представительная монархия превратилась в абсолютную, приказы и воеводы были заменены возглавляемой Сенатом системой бюрократических учреждений - коллегий, а на местах - губернаторами и другими должностными лицами. Русское государство превратилось в Российскую империю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы 
Приложение 1

 

Размещено на

1 Носов Н. Е. Указ. работа. С. 15; Гальперин Г. Б. Форма правления Русского централизованного

государства XV—XVI веков. Л., 1964. С. 59.

2 Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI-XVII вв. М., 1978.с.387

3 Шмидт С.О. Российское государство в середине XVI столетия. М., 1984. с. 100-101

4 См.: Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964.

5 Скрынников Р. Г. Опричный террор. Л., 1969. С. 3.

6 Если в 1613 году думные чины возглавляли лишь 1/3 приказов, то к 80-м годам 17 века - уже почти 4/5 приказов (см.: Н.В. Устюгов. Эволюция приказного строя Русского государства в 17 веке. В сб. «Абсолютизм в России». М., 1964, стр. 167).

Информация о работе Власть и управление в России в период сословно-представительной монархии