Виды интервью и собеседования

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:51, курс лекций

Краткое описание

Собеседования или беседа по найму до сих пор являются наиболее широко применяемым методом отбора кадров. Принимая на работу новых сотрудников организация располагает обычно лишь документальными данными о нём. В этом случае важное значение приобретает беседа представителей организации с претендентом. Даже работников неуправленческого состава редко принимают на работу хотя бы без одного собеседования. Его лучше всего проводить будущему непосредственному управляющему претендующего на должность работника. Отбор руководителя высокого ранга может потребовать десятков собеседований, занимающих несколько месяцев.

Оглавление

Введение
Собеседование, проводимое при приёме на работу
Виды собеседований
Стадии собеседования по отбору на работу
Типы собеседований
Заключение
Виды интервью
Виды интервью при подборе персонала

Файлы: 1 файл

Виды интервью и собесед.docx

— 38.56 Кб (Скачать)

Целью интервью на основе компетенций  является получение информации для  оценки степени выраженности тех  поведенческих характеристик, которые  необходимы для эффективной работы на определенной должности. Интервью на основе компетенций относится к  виду структурированного интервью, поскольку  опирается на заранее разработанный  сценарий проведения собеседования.

Сценарий такого интервью содержит перечень компетенций и  вопросы, необходимые для получения  информации по каждой из компетенций. Компетенцией выступает определенный навык и знание, актуализирующееся  в определенной деятельности. Интервью на основе компетенций исходит из того положения, что прошлое и  настоящее поведение человека являются наилучшими «предсказателями» будущего поведения и успешности в работе. Справедливым является и тот факт, что если у человека развита та или иная компетенция, то он сможет ее задействовать в рабочей ситуации.

В процессе интервью на основе компетенций рассматриваются реальные ситуации, с которыми кандидату пришлось столкнуться в прошлом. Ответы соискателя анализируются и соотносятся  с той или иной оцениваемой  компетенцией. Внимание интервьюера  направлено на изучение поведения кандидата.

При обсуждении конкретных ситуаций (примеров) необходимо получить полную информацию по 3 блокам: Ситуация/Проблема (Problem)  - Поведение/Действие (Action) – Результат (Result) [Научился – Learned, Применил - Applied]

Этот метод анализа  достижений называется методом PARLA

Интервью начинается с  анализа основного или нескольких ключевых достижений интервьюируемого на определенной работе. В основе методики лежит положение о том, что  человек достигает успеха в определенной деятельности, благодаря наиболее выраженным компетенциям. С высокой степенью вероятности при анализе достижения будут выявлены поведенческие проявления не одной, а сразу нескольких компетенций, т.к. достижение успеха требует от человека максимального напряжения сил. Интервьюер, на собеседовании, просит привести дополнительные примеры, подтверждающие наличие тех  компетенций, которые были выявлены при анализе одного или нескольких достижений. Если при анализе одного или нескольких основных достижений с помощью модели Parla рекрутеру не удалось выявить какие-то из интересующих его компетенций, то он использует дополнительные приемы, т.е. специальные «поведенческие» вопросы, запланированные ранее и запрашиваемые с использованием той же схемы: Проблема - Действие-Результат.

Как правило, интервью па основе компетенций проводится с теми претендентами, которые прошли предварительный  отбор и соответствуют формальным требованиям вакансии (навыки, знания, умения, опыт), а также достаточно замотивированы на получение данной работы. Данный вид собеседования позволяет сделать сам процесс подбора персонала более структурированным, объективным и качественным.

CASE-интервью, или ситуационное интервью. Данный вид интервью основан на построении определенных ситуаций и предложения интервьюируемому описать модель своего поведения или решения данной ситуации. В качестве таких кейсов предлагаются ситуации, приближенные к рабочим, или ситуации, с альтернативными вариантами поведения. Задача рекрутера в таком случае сводится к построению ситуации, которая позволит проверить именно то, что интересует интервьюера в данный момент.

Условно кейсы можно разделить  на три большие группы:

1. проверяющие конкретные  навыки;

2. проверяющие ценности  и взгляды;

3. проверяющие модели  поведения и индивидуально-личностные  качества.

Еще одним видом кейсов можно считать задания, требующие  найти выход из заданных проблемных ситуаций. Такие задания не рассчитаны на оценку конкретных навыков и подходят для всех кандидатов, от которых мы ожидаем проявлений стрессоустойчивости, креативности, умения разными путями достигать цели, высокой ответственности за достижение результата, а также умения работать в условиях жесткого ограничения времени. Причем имеет смысл постоянно торопить кандидата, говорить «еще...» или «дальше».

Приведем несколько примеров возможных кейсов:

1. Вы прилетели в незнакомый  город на суперважную встречу. Выходите из самолета, встреча через час в центре города. Вдруг Вы обнаруживаете, что у Вас нет ни денег, ни документов. Ваши действия.

2. Вы приехали в офис  клиента проводить важную презентацию.  За 10 минут до начала Вы обнаруживаете,  что у Вас с собой не та  дискета с презентацией в Power Point. Ваши действия.

3. Ваше выступление с  докладом через 5 минут. Вдруг  Вы обнаруживаете, что в материалах, которые будут раздаваться слушателям, есть опечатка, искажающая смысл.  Ваши действия.

Стрессовое интервью

Стрессовое интервью проходит в максимально напряженной психологической  обстановке. Можно использовать следующие  методы:

Перекрестный опрос

Метод «добрый и злой полицейский»

Уточняющие вопросы: большое  количество таких вопросов, интерес  к мелким деталям. Беседа может длиться  несколько часов.

Нестандартные вопросы

Набор достаточно стандартных, но "заковыристых" вопросов (Зачем  нам нанимать Вас на работу?)

• Психологическое давление: внешние мешающие факторы и поведение  интервьюера

Стрессовое собеседование  имеет ряд преимуществ:

1. помогает «раскрыть»  подготовленного кандидата

2. эффективно для должностей, где работа связана с большим  количеством стрессовых ситуаций (например, менеджер по продажам, рекламный, страховой агент)

3. помогает показать умение  грамотно вести себя в провокационных, конфликтных ситуациях, умение  продуктивно распределять внимание, скорость и эффективность принятия  решения в неординарных ситуациях

4. призвано показать соискателю, что, в общем, его ценность  невелика, поскольку он не в  состоянии ответить на «изощренные»  вопросы. Но, тем не менее, он  подходит «на вырост», как специалист  с хорошим потенциалом. Тем  самым, компания получает мотивированного  сотрудника за небольшие деньги.

Недостатки стрессового  интервью:

1. оттолкнет часть потенциальных  сотрудников, которые могли бы  оказаться полезными Вашей компании. Это относится к тем из них,  кто не нуждается в немедленном  трудоустройстве и может позволить  себе выбор.

2. при неумелом проведении  может только навредить: соискатель  получит негативный опыт, а слухи  распространяются быстро, и компания  очень скоро прослывет в кругу  заинтересованных лиц непрофессиональной.

Среди тех, кто способен пройти подобный «фильтр», можно совершенно четко выделить две группы:

это люди с низкой самооценкой, они готовы вынести все, что угодно, лишь бы их приняли на работу. Даже если Вы сочтете такого кандидата подходящим, его «упаднические» установки вряд ли положительно скажутся на психологическом климате в коллективе;

те, кто выдержал стресс или, возможно, сумел «переиграть» рекрутера в процессе интервью (кандидат просто-напросто может оказаться к нему подготовленным). Весьма вероятно, что он поймет Ваши намерения и сделает для себя выводы: здесь хотели «принизить» его, это не удалось, и он победил. Причем, победил Вас и Вашего шефа, а не других соискателей. В итоге вы получите приток работника, подсознательно настроенного на противостояние руководству компании.

По итогам встречи обязательно  надо прояснить для кандидата  ситуацию стрессового интервью, просить  прощение за некорректные вопросы, тем  самым, сняв напряжение и накопившийся нега

 


Информация о работе Виды интервью и собеседования