Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 15:49, контрольная работа
Характерной чертой развития современного общества является постоянно возрастающий интерес к индивидуальности человека, который, входя в новое тысячелетие, ощущает острую потребность не только в познании самого себя, но и в понимании других. Искусство строить отношения между людьми требует от каждого умения заглянуть за пределы очевидного и прикоснуться к глубинным психическим процессам, на основе которых строится межличностное взаимодействие.
Введение …………………………………………………………………………..2
1. Виды и характеристика управленческих ролей ……………………………...4
1.1 Конвенциональные и межличностные роли ………………………………..4
1.2 Управленческие роли по Г. Минцбергу …………………………………….5
2. Организационно-кадровый аудит Т.Ю. Базарова…………………………... 8
2.1. Аудит кадровых процессов ………………………………………………….9
2.2. Аудит кадрового потенциала ……………………………………………...14
2.3. Ролевой репертуар…………………………………………….…………….16
2.4. Аудит организационной структуры………………………………………. 19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………24
Среди процессов, существенно влияющих на формирование кадрового потенциала, можно выделить:
•
процесс профессионального
• процессы внутрифирменной коммуникации
• процессы управления.
1.
Процесс профессионального
1)
организация может быть
+
0
—
Рис.
1. Шкала профессионального
2) организация может быть заинтересована в развитии профессионализма персонала, повышении его способности работать в разных областях, умении менять сферу деятельности, работать на стыке нескольких новых направлений, т.е. развитии универсализма сотрудников — этот показатель может быть принять за максимальный показатель шкалы профессионального развития;
3)
в организации может идти
Для того чтобы оценить преобладающие тенденции в области кадровых процессов, необходимо проанализировать следующие индикаторы процессов профессионализации:
• преобладание специализации или универсализации;
• баланс между технологичностью и креативностью, т.е. использованием описанных и формализованных способов решения задач или необходимостью выработки новых, творческих решений сложных проблем, не имеющих стандартных вариантов их решений;
• способы взаимодействия различных исполнителей в ходе трудового процесса, который может происходить на основаниях либо кооперации, либо конкуренции.
2.
Анализ процесса
Для того чтобы охарактеризовать коммуникацию в организации, следует проанализировать (рис. 2):
+
0
—
Рис. 2. Шкала параметров внутрикоммуникационных процессов
• схемы передачи информации, существующие технологии и схемы обратной связи, преобладание трансляционных схем или схем партнерского взаимодействия;
• существующие нормы в области внутрифирменной коммуникации, оценить степень его формализованности или спонтанности;
• доминирующие темы, по поводу которых разворачивается общение, степень фиксации на предмете деятельности, возможность выхода за рамки непосредственной (предметной) деятельности и ориентация на удовлетворение интересов партнеров.
3.
Анализ процессов управления
организацией дает возможность
оценить тенденции развития
• какова стратегическая ориентация системы управления на поддержание функционирования или развитие бизнеса;
•
какие специфические
• как размещена структура управления, преобладают тенденции централизации или децентрализации управленческих функций, каково местоположение в организации лиц, принимающих решения, какова степень включенности персонала в подготовку и экспертизу решений.
+
0
—
Рис. 3
Проанализировав
данные, описывающие параметры кадровых
процессов, мы можем с некоторой
долей вероятности
В зависимости от того, в какой из малых кубиков попадает тип кадрового процесса организации, мы можем предполагать содержание и граничные характеристики того кадрового потенциала, который формируется в организации.
2.2. Аудит кадрового потенциала.
Проводя организационно-кадровый аудит, менеджер по персоналу должен решить важный вопрос, обладает ли организация достаточным человеческим ресурсом функционирования и изменения, способен ли персонал работать достаточно эффективно и в соответствии с выбранной стратегией. Для этого необходимо оценить фактический состав персонала, а также особенности самого персонала, наличие профессионально важных качеств и характеристик. Оценка кадрового состава должна включать:
1)
оценку укомплектованности
2)
оценку соответствия уровня
3)
анализ структуры кадрового
4)
анализ структуры кадрового
5) оценку текучести кадров.
Оценка кадрового потенциала предполагает:
1)
диагностику основной
2) распределение управленческих ролей. Для оценки кадрового потенциала важно понять, какие управленческие роли доминируют в организации, какие управленческие роли отсутствуют, какие роли представлены в высшем, среднем и низовом звеньях управления. Организация будет функционировать эффективно, если на высшем уровне корпоративного управления в ней будут представлены управленцы и руководители, на среднем уровне — администраторы и организаторы, а в низовом звене — руководители. Распределение управленческих ролей важно проанализировать и по основному, и вспомогательному процессам, функциональным направлениям организации;
3)
умение проектировать.
4)
сверхнормативную активность —
ориентация сотрудников
5)
инновационный потенциал.
6)
способность к обучению. Ориентация
на овладение новыми знаниями
и умение быстро овладевать
ими в процессе самой
7) ролевой репертуар в групповой работе.
2.3. Ролевой репертуар.
1. Для эффективной групповой деятельности по решению проблем и организации, их исполнения в состав группы должны входить исполнители разных ролей.
В деятельности группы можно выделить три составляющие, одинаково важные для успешной деятельности:
1) работа по содержанию — разрешение производственных задач и проблем, проектирование путей реализации планов и достижения целей;
2)
организация групповой работы
— оптимальное оформление
3)
создание благоприятной
2.
Для эффективной работы по
содержанию в группе
• аналитик — человек, ориентированный на целостное восприятие ситуации, выделение ее составных частей, установление взаимосвязей, выделение приоритетов;
• генератор идей — человек, ориентированный на новые решения, интеллектуально активный, обладающий большим инновационным потенциалом;
• эрудит — человек, компетентный в своей области, знающий ее в мелочах и ориентированный на большее углубление в конкретное содержание, способный выступать в качестве эксперта;
• критик — человек, ориентированный на поиск обоснований, сконцентрированный на вопросах, требующих от других приведения аргументов в пользу принятого решения;
• разработчик — человек, ориентированный на детализацию общих принципов, доведение сформулированного решения до уровня технологии его осуществления.
3.
Для эффективной организации
групповой работы в группе
обязательно должны быть
•
организатор — человек, осуществляющий
анализ ситуации и поставленных задач,
формулирующий цели групповой работы,
выделяющий отдельные этапы и
формулирующий задания
• координатор — человек, осуществляющий анализ содержания всех индивидуальных деятельностей и сведение индивидуальных деятельностей в общее целое (работает в тесном контакте с организатором);
• контролер — человек, осуществляющий надзор за правильностью реализации деятельности, особенно за соблюдением последовательности и времени выполнения работы, а также использованием ресурсов;
• тренер — человек, ориентированный на передачу собственного опыта другим сотрудникам, способный организовать процесс включения и адаптации молодого персонала.
4. Для создания благоприятного климата, рабочих и дружеских отношений в группе обязательно должны быть представлены следующие роли: