Виды и характеристика управленческих ролей. Опишите управленческие роли выполняемые сотрудками организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 15:49, контрольная работа

Краткое описание

Характерной чертой развития современного общества является постоянно возрастающий интерес к индивидуальности человека, который, входя в новое тысячелетие, ощущает острую потребность не только в познании самого себя, но и в понимании других. Искусство строить отношения между людьми требует от каждого умения заглянуть за пределы очевидного и прикоснуться к глубинным психическим процессам, на основе которых строится межличностное взаимодействие.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..2
1. Виды и характеристика управленческих ролей ……………………………...4
1.1 Конвенциональные и межличностные роли ………………………………..4
1.2 Управленческие роли по Г. Минцбергу …………………………………….5
2. Организационно-кадровый аудит Т.Ю. Базарова…………………………... 8
2.1. Аудит кадровых процессов ………………………………………………….9
2.2. Аудит кадрового потенциала ……………………………………………...14
2.3. Ролевой репертуар…………………………………………….…………….16
2.4. Аудит организационной структуры………………………………………. 19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

Виды управленческих ролей..doc

— 140.50 Кб (Скачать)

    Среди процессов, существенно влияющих на формирование кадрового потенциала, можно выделить:

    • процесс профессионального развития;

    • процессы внутрифирменной коммуникации

    • процессы управления.

    1. Процесс профессионального развития  и в зависимости от технологии, принятой в организации, может  проходить по принципиально разным  схемам:

    1) организация может быть заинтересована  в специализации своих сотрудников, требуя от них углубления своих знаний и навыков в конкретных направлениях деятельности — этот показатель может быть принят за нулевую точку шкалы профессионального развития (рис. 1);

      

    +

      

    0

      

     

    Рис. 1. Шкала профессионального развития

    2) организация может быть заинтересована в развитии профессионализма персонала, повышении его способности работать в разных областях, умении менять сферу деятельности, работать на стыке нескольких новых направлений, т.е. развитии универсализма сотрудников — этот показатель может быть принять за максимальный показатель шкалы профессионального развития;

    3) в организации может идти процесс  депрофессионализации, потери профессиональных  навыков и профессиональной этики,  которые характерны для «люмпенизирующихся»  сотрудников — этот показатель может стать негативным полюсом шкалы профессионального развития.

    Для того чтобы оценить преобладающие  тенденции в области кадровых процессов, необходимо проанализировать следующие индикаторы процессов  профессионализации:

    • преобладание специализации или универсализации;

    • баланс между технологичностью и  креативностью, т.е. использованием описанных  и формализованных способов решения  задач или необходимостью выработки  новых, творческих решений сложных  проблем, не имеющих стандартных вариантов их решений;

    • способы взаимодействия различных  исполнителей в ходе трудового процесса, который может происходить на основаниях либо кооперации, либо конкуренции.

    2. Анализ процесса внутрифирменной  коммуникации дает возможность  оценить характерные для организации схемы общения, области и принципы, лежащие в основе формирования корпоративной культуры и философии фирмы.

    Для того чтобы охарактеризовать коммуникацию в организации, следует проанализировать (рис. 2):

    

    +

    

    0

    

     

    Рис.  2. Шкала параметров внутрикоммуникационных процессов

    • схемы передачи информации, существующие технологии и схемы обратной связи, преобладание трансляционных схем или  схем партнерского взаимодействия;

    • существующие нормы в области  внутрифирменной коммуникации, оценить  степень его формализованности или спонтанности;

    • доминирующие темы, по поводу которых  разворачивается общение, степень  фиксации на предмете деятельности, возможность  выхода за рамки непосредственной (предметной) деятельности и ориентация на удовлетворение интересов партнеров.

    3. Анализ процессов управления  организацией дает возможность  оценить тенденции развития системы  управления и позицию персонала  по отношению к процедурам  принятия управленческих решений.  Необходимо проанализировать (рис. 3):

    • какова стратегическая ориентация системы управления на поддержание функционирования или развитие бизнеса;

    • какие специфические управленческие формы и методы управления используются в организации, преобладают авторитарные или демократические методы управления;

    • как размещена структура управления, преобладают тенденции централизации или децентрализации управленческих функций, каково местоположение в организации лиц, принимающих решения, какова степень включенности персонала в подготовку и экспертизу решений.

    

    +

    

      

    0

      

     

    Рис. 3

    Проанализировав данные, описывающие параметры кадровых процессов, мы можем с некоторой  долей вероятности идентифицировать тип кадровых процессов и спрогнозировать  тенденцию развития кадрового потенциала  (рис.4).  Тенденция развития кадрового потенциала                                 

                        

    В зависимости от того, в какой из малых кубиков попадает тип кадрового  процесса организации, мы можем предполагать содержание и граничные характеристики того кадрового потенциала, который формируется в организации.

2.2. Аудит кадрового  потенциала.

    Проводя организационно-кадровый аудит, менеджер по персоналу должен решить важный вопрос, обладает ли организация достаточным  человеческим ресурсом функционирования и изменения, способен ли персонал работать достаточно эффективно и в соответствии с выбранной стратегией. Для этого необходимо оценить фактический состав персонала, а также особенности самого персонала, наличие профессионально важных качеств и характеристик. Оценка кадрового состава должна включать:

    1) оценку укомплектованности кадрового  состава в целом и по уровням  управления, в том числе оценку  обеспеченности персоналом технологического  процесса;

    2) оценку соответствия уровня подготовленности  персонала требованиям деятельности;

    3) анализ структуры кадрового состава  в соответствии с требованиями  технологии и классификатором  должностей;

    4) анализ структуры кадрового состава  по социально-демографическим характеристикам;

    5) оценку текучести кадров.

    Оценка  кадрового потенциала предполагает:

    1) диагностику основной ориентации  управленческого персонала —  ориентация на задачу или отношения.  Ориентация руководителя на задачу  связана с предположением о  том, что группа сможет эффективно  функционировать, если будет четко  и однозначно определена цель. Ориентация на отношения связана с предположением о том, что любая задача может быть решена группой, если в ней создан оптимальный социально-психологический климат, существуют доверительные отношения, доминирует партнерство;

    2) распределение управленческих ролей. Для оценки кадрового потенциала важно понять, какие управленческие роли доминируют в организации, какие управленческие роли отсутствуют, какие роли представлены в высшем, среднем и низовом звеньях управления. Организация будет функционировать эффективно, если на высшем уровне корпоративного управления в ней будут представлены управленцы и руководители, на среднем уровне — администраторы и организаторы, а в низовом звене — руководители. Распределение управленческих ролей важно проанализировать и по основному, и вспомогательному процессам, функциональным направлениям организации;

    3) умение проектировать. Современная  организация не может эффективно  функционировать в изменяющейся  среде, если не будет обеспечена  достаточным количеством проектировщиков, людей умеющих создавать технологии реализации деятельностей и решения проблем в конкретных ситуациях. Основная характеристика людей, способных к проектировочной деятельности, — умение строить процесс достижения деятельности, ориентируясь на результат и условия;

    4) сверхнормативную активность —  ориентация сотрудников организации  на превышение задач, которые  были перед ними поставлены, способность  делать всегда немного больше, чем было приказано;

    5) инновационный потенциал. Способность  сотрудников организации принимать нестандартные, нетрадиционные решения;

    6) способность к обучению. Ориентация  на овладение новыми знаниями  и умение быстро овладевать  ими в процессе самой деятельности;

    7) ролевой репертуар в групповой  работе.

2.3. Ролевой репертуар.

    1. Для эффективной групповой деятельности по решению проблем и организации, их исполнения в состав группы должны входить исполнители разных ролей.

    В деятельности группы можно выделить три составляющие, одинаково важные для успешной деятельности:

    1) работа по содержанию — разрешение производственных задач и проблем, проектирование путей реализации планов и достижения целей;

    2) организация групповой работы  — оптимальное оформление процессов  групповой деятельности, постановка  групповых целей, соблюдение этапов  групповой деятельности, распределение ролей в группе;

    3) создание благоприятной социально-психологической  атмосферы в группе — анализ  состояния отношений в группе, создание групповых норм, снятие  возникающих в процессе групповой  работы напряжений, эмоциональных конфликтов.

    2. Для эффективной работы по  содержанию в группе обязательно  должны быть представлены следующие  роли:

    • аналитик — человек, ориентированный  на целостное восприятие ситуации, выделение ее составных частей, установление взаимосвязей, выделение приоритетов;

    • генератор идей — человек, ориентированный  на новые решения, интеллектуально  активный, обладающий большим инновационным  потенциалом;

    • эрудит — человек, компетентный в  своей области, знающий ее в мелочах  и ориентированный на большее  углубление в конкретное содержание, способный выступать в качестве эксперта;

    • критик — человек, ориентированный  на поиск обоснований, сконцентрированный на вопросах, требующих от других приведения аргументов в пользу принятого решения;

    • разработчик — человек, ориентированный на детализацию общих принципов, доведение сформулированного решения до уровня технологии его осуществления.

    3. Для эффективной организации  групповой работы в группе  обязательно должны быть представлены  следующие роли:

    • организатор — человек, осуществляющий анализ ситуации и поставленных задач, формулирующий цели групповой работы, выделяющий отдельные этапы и  формулирующий задания отдельным  исполнителям;

    • координатор — человек, осуществляющий анализ содержания всех индивидуальных деятельностей и сведение индивидуальных деятельностей в общее целое (работает в тесном контакте с организатором);

    • контролер — человек, осуществляющий надзор за правильностью реализации деятельности, особенно за соблюдением  последовательности и времени выполнения работы, а также использованием ресурсов;

    • тренер — человек, ориентированный  на передачу собственного опыта другим сотрудникам, способный организовать процесс включения и адаптации  молодого персонала.

    4. Для создания благоприятного  климата, рабочих и дружеских отношений в группе обязательно должны быть представлены следующие роли:

Информация о работе Виды и характеристика управленческих ролей. Опишите управленческие роли выполняемые сотрудками организации