Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 15:49, контрольная работа
Характерной чертой развития современного общества является постоянно возрастающий интерес к индивидуальности человека, который, входя в новое тысячелетие, ощущает острую потребность не только в познании самого себя, но и в понимании других. Искусство строить отношения между людьми требует от каждого умения заглянуть за пределы очевидного и прикоснуться к глубинным психическим процессам, на основе которых строится межличностное взаимодействие.
Введение …………………………………………………………………………..2
1. Виды и характеристика управленческих ролей ……………………………...4
1.1 Конвенциональные и межличностные роли ………………………………..4
1.2 Управленческие роли по Г. Минцбергу …………………………………….5
2. Организационно-кадровый аудит Т.Ю. Базарова…………………………... 8
2.1. Аудит кадровых процессов ………………………………………………….9
2.2. Аудит кадрового потенциала ……………………………………………...14
2.3. Ролевой репертуар…………………………………………….…………….16
2.4. Аудит организационной структуры………………………………………. 19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………24
Введение …………………………………………………………………………..
1. Виды и характеристика управленческих ролей ……………………………...4
1.1 Конвенциональные и межличностные роли ………………………………..4
1.2 Управленческие роли по Г. Минцбергу …………………………………….5
2. Организационно-кадровый аудит Т.Ю. Базарова…………………………... 8
2.1. Аудит кадровых процессов ………………………………………………….9
2.2. Аудит кадрового потенциала ……………………………………………...14
2.3. Ролевой репертуар…………………………………………….………
2.4. Аудит организационной структуры………………………………………. 19
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Люди как личности непредсказуемы, а люди в группах еще больше отличаются этим. Членство в группе оказывает чрезвычайное влияние на поведение человека. Понимание сил, оказывающих это влияние, может очень помочь менеджерам, т.к. его эффективность тесным образом связана со способностью хорошо действовать в качестве члена руководящей группы и управлять собственной рабочей группой.
Группой называется объединение общей целью двух или более людей, взаимодействующих друг с другом так, что каждый из них влияет на окружающих, а окружающие влияют на каждого.
Любая организация состоит из большого количества малых групп, которые можно разделить на командные и рабочие группы. Эти два типа относятся к категории формальных групп, созданных по воле руководства для организации производственного процесса. Но из социальных взаимоотношений рождается вторая категория - неформальные группы - спонтанно образовавшиеся, вступающие в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели, обладающие следующими характеристиками:
Чтобы справиться с потенциальными проблемами и овладеть выгодами неформальных групп, руководство должно их признать и работать с неформальными группами, прислушиваться к мнению неформальных лидеров и членов группы, учитывать эффективность решений неформальных групп, разрешать им участвовать в принятии решений и гасить слухи путем оперативного предоставления официальной информации.
Группы проходят целую серию этапов развития, прежде чем они созреют до результативной деятельности. Для группы, в которой задача четко определена и рассматривается всеми членами как чрезвычайно важная, первые три этапа могут быть пройдены буквально в течение первых нескольких часов работы группы. Однако для большинства групп эти этапы растягиваются на более длительный период, и это необходимо осознавать при составлении проектов и программ, ради которых группа комплектуется.
Цели, которым группа может служить весьма разнообразны. Например рассмотрим следующие назначения групп в организации:
Если все члены группы имеют одни и те же цели, то группа будет высоко эффективной. Однако не стоит забывать и о личных целях людей, которые часто могут не иметь ничего общего с объявленными целями группы и даже могут противоречить им: сокрытие прошлых ошибок, введение оппонента в смущение, желание произвести впечатление на кого-то и т.д. В группе, где развиты такие чувства, как доверие и открытость, отдельных людей можно подготовить к отказу от особых личных целей. При обстоятельствах, когда имеется какая-то внешняя угроза для всех ("общий враг"), отдельные члены группы также будут склонны к принятию групповых целей.
Под ролью в организации понимается обособленная совокупность задач, функций и работ, выполнение которых предполагает закрепление их за работником. Очень важным является правильное построение роли и формирование верных предпосылок в отношении содержания, сущности и места данной роли в системе организации. Реализацией этого условия являются:
Какими
роли бывают? Существует множество
их классификаций. Прежде всего, роли делятся
на конвенциональные и межличностные.
Конвенциональную роль можно определить
как предписанный шаблон поведения в некоторой
конкретной групповой ситуации. Исполнение
той или иной роли требуется не от данного
конкретного человека, а от любого, занимающего
ту или иную статусную позицию в группе.
Конвенциональная роль безлична, стандартизирована,
но при этом каждый человек обязательно
вносит в ее исполнение свою индивидуальность.
Конвенциональные роли касаются деловых,
формальных отношений между людьми.
Параллельно
с деловыми отношениями члены группы выстраивают
друг с другом и эмоциональные отношения.
Соответственно, в этих отношениях они
также играют определенные роли — межличностные.
Эти роли суть совокупность прав и обязанностей,
которые связывают поведение людей по
отношению друг к другу.
Однако эти роли принципиально отличаются
от конвенциональных тем, что устанавливаемые
обязательства полностью зависят от индивидуальных
особенностей общающихся людей и специфики
возникающих между ними отношений.
1.2.
Управленческие роли
по Г. Минцбергу.
Эффективный менеджер - это тот, кто умеет браться за дело и делает то, что должен делать. Однако эффективность любого менеджера зависит от целого ряда факторов, влияющих на качество выполняемой им работы: личных психофизических особенностей и работоспособности, деловых способностей и подготовленности, образования и желания, опыта и т.д. Но, касаясь содержания работы менеджера, целесообразно рассматривать теорию Г.Минцберга, который рассматривал вопрос, чем занимаются менеджеры. Он выделяет 10 ролей руководителя и группируют их в три основные категории. В табл. 3 представлена эта типизация ролей.
Таблица 3. Десять управленческих ролей по определению Г.Минцберга.
Роль | Описание | Характер деятельности по материалам обследования работы менеджера | Самооценка |
Межличностные роли | |||
Глав-ный руково-дитель | Символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера | Церемониалы, действия, обязываемые положением, ходатайства | Достаточно ли серьезно отношусь я к обязанностям символического характера? |
Лидер | Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственный за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности | Фактически все управленческие действия с участием подчиненных | Знаю ли я чего ждет каждый из моих подчиненных от работы, какая подготовка им необходима и какую каждый хочет получить? |
Связу-ющее звено | Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые представляют информацию и оказывают услуги | Переписка, участие в совещаниях на стороне, другая работа с внешними организациями и лицами | Какие контакты у меня есть с менеджерами в других организациях, достаточно ли этих контактов для моих потребностей в информации? |
Информационные роли | |||
Прием-ник информации | Разыскивает и получает разнообразную информацию специализированного характера, которую успешно использует в интересах своего дела; выступает как нервный центр внешней и внутренней информации, поступающей в организацию | Обработка всей почты, осуществление контактов, связанных преимущественно с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки) | Являюсь ли я достаточно чувствительным нервным центром для моего отдела или группы, достаточно ли информации поступает ко мне из организации и извне? |
Распро-страни-тель информации | Передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации; часть этой информации носит чисто фактический характер, другая требует интерпретации отдельных фактов для формирования взглядов организации | Рассылка почты по организациям с целью получения информации, вербальные контакты для передачи информации подчиненным (обзоры, беседы) | Обеспечиваю ли я своим сотрудникам и другим работникам организации достаточный объем информации? |
Предс-тави-тель | Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли | Участие в заседаниях, обращение через почту, устные выступления, включая передачу информации во внешние организации и другим лицам | Обеспечиваю ли я достаточную и точную информацию людям за пределами организации? |
Управленческие роли | |||
Пред-прини-матель | Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает "проекты по совершенствованию", контролирует разработку определенных проектов | Участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуации, включающие инициирование или разработку проектов усовершенствования деятельности | Ищу ли я возможности для совершенствования работы отдела или организации? |
Устра-няющий наруше-ния | Отвечает за
корректировочные действия, когда организация
оказывается перед |
Обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы | Подхожу ли я конструктивно к разрешению проблемных ситуаций? |
Распре-дели-тель ресурсов | Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений организации | Составление графиков, ¦запросы полномочий, всякие действия, связанные с составлением и выполнением бюджетов, программирование работы подчиненных | Делаю ли я то, что должен делать и делает ли каждый из моих сотрудников нужную работу? |
Веду-щий переговоры | Ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах | Ведение переговоров | Когда я должен вести переговоры от лица подчиненных, отдела или организации, всегда ли я достаточно хорошо готовлюсь и правильно ли веду себя? |
Деятельность менеджера не ограничивается каким-либо одним направлением, скорее для него характерным является выполнение всех 10 ролей, выделенных Г.Минцбергом. Межличностные роли описывают отношения, существующие между менеджером и его подчиненными, а также с другими людьми внутри и за пределами организации. В силу своего положения, менеджер является информационным центром; информация поступает, обрабатывается, получает оценку и передается, по мере необходимости, подчиненным. Наконец, менеджер принимает решения от имени своего подразделения, вводит изменения и реагирует на изменения внешнего окружения, распределяет ресурсы. Так как информация является решающим фактором в управленческой деятельности, Г.Минцберг попытался продемонстрировать ее ведущее значение (рис. 2.).
Он
указывает: "... роли
не могут быть независимы
одна от другой. Наоборот,
они взаимозависимы
и взаимодействуют для
создания единого целого".
Межличностные роли Управленческие роли
Рис. 2.
Роли менеджера
по Г.Минцбегру.
2. Организационно-кадровый аудит Т.Ю. Базарова
Организационно-кадровый аудит — оценка соответствия структурного и кадрового потенциала организации ее целям и стратегии развития. Проводится с целью подготовки к принятию стратегических решений о развитии бизнеса, разработки программы реформирования организации и кадрового обеспечения процесса реструктуризации.
Оценке
могут быть подвергнуты три основных
аспекта организационной
1)
кадровые процессы —
2)
строение организации (ее
3)
качественные и количественные характеристики
персонала.
2.1. Аудит кадровых процессов
Менеджеру по персоналу, проводящему кадровый аудит, важно понять, какие направления деятельности и с какой эффективностью осуществляются в организации. Краткое описание этих направлений представлено в табл. 2.
Следующий
шаг связан с необходимостью формирования
прогноза кадрового потенциала, оценкой
будущего соответствия кадровых процессов
стратегии и целями развития организации.
Для этого необходимо разработать
систему индикаторов и
Таблица 2
Направления деятельности | Параметры диагностики |
1. Планирование трудовых ресурсов | Оценка наличных ресурсов, целей, условий и перспектив развития организации, будущих потребностей в кадрах |
2. Набор персонала | Описание способов распространения информация о потребности в персонале, используемых способов набора. Оценка результативности набора (финансовой и качественной). Оценка перспективного списка кандидатов на работу, обеспеченности вакансий кандидатами |
3. Отбор персонала | Оценка результативности
разработанной программы Анализ изменений кадрового потенциала организации |
4. Разработка системы стимулирования | Анализ структуры оплаты труда, доли базовой и премиальной ставок, наличие схем, персонифицирующих выплаты в соответствии с эффективностью. Оценка соответствия разработанных принципов, структуры зарплаты и льгот условиям на рынке труда, производительности и прибыльности организации. Проведение сравнительных исследований, определение эффективной системы вознаграждения |
5.Адаптация персонала | Описание используемых
процедур адаптации, оценка их эффективности
(количество работников, увольняемых
в течение полугода, одного года,
конфликты в подразделениях новичков).
Описание проблем, возникающих в период адаптации |
6.Обучение персонала | Анализ целей и используемых форм обучения. Оценка количества прошедших обучение (по темам). Анализ процесса сбора и распространения в организации информации о программах обучения. Анализ системы оценки эффективности обучения (выделение параметров оценки: с точки зрения затрат, количества персонала, практической ориентированности, программ, фактических результатов, изменения мотивации к труду и социально- психологического климата и т.д.) |
7. Оценка трудовой деятельности | Оценка аттестации, периодичности её проведения, представляемых результатов и решений, принимаемых по результатам аттестации |
8.Повышение, понижение, перевод, увольнение | Оценка эффективности используемой системы кадрового мониторинга, адаптация компьютерных методов кадрового мониторинга. Оценка результативности методов планирования карьеры |
10.Мониторинг социально-психологической ситуации и организация коммуникации внутри предприятия | Диагностика кадровых
процессов и социально- Диагностика организационной культуры, типа управленческой команды, оценка уровня их соответствия другим элементам организации (целям, структуре, технологии, финансам, системе управления, кадровому составу). Определение потребности
в подготовке и реализации программ
развития внутриорганизационной |