Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2012 в 12:31, курсовая работа
существляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем.
ВВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ………………………………………………………………7
1.1Определение безработицы…………………………………………7
1.2 Виды безработицы ее измерения и последствия………………..12
1.3 Причины безработицы……………………………………………18
ГЛАВА 2. ДИНАМИКА И СТРУКТУРА БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ…24
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ……………………….32
3.1 Мировой опыт регулирования безработицы……………………32
3.2 Будущее российской политики в области занятости……………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….44
Важным принципом с позиций обеспечения занятости населения при стабилизации экономики является нахождение компромисса между экономическими и социальными результатами. На деле это означает, что все варианты мер, направленных на стабилизацию, должны предварительно оцениваться по их влиянию на рынок труда и корректироваться, если возникнет в этом необходимость.
При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики, поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека - численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.
Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой связи следует выделить два блока проблем:
оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе;
совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей получения населением дополнительных доходов - дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т.д., развитие системы социальных пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.
В реализации первого направления большое значение приобретают методы воздействия на занятость населения в условиях структурных сдвигов в экономике и развития новых форм собственности.
Другими словами, государство должно стимулировать создание и преобразование рабочих мест в жизнеобеспечивающих производствах, а также в наиболее развитых в технологическом отношении отраслях экономики. Предстоит усилить роль собственных источников финансирования инвестиций предприятий, то есть стимулировать проток децентрализованных средств - предпринимателей, населения, западных инвесторов и т.д.
Касаясь второго направления достижения динамичного равновесия спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, следует отметить, что предварительное рассмотрение демографических факторов, определяющих формирование экономически активного населения и их возможное воздействие на рынок труда в конце 90-х начале 2000 годов, показывает, что при разработке и реализации мер по регулированию занятости населения в условиях существенных инвестиционных ограничений надо особое внимание уделить вопросам снижения спроса на рабочие места со стороны отдельных социально-демографических групп населения.
Существенное влияние на ситуацию на федеральном и региональном рынках труда оказывает своевременное решение проблем подготовки и переподготовки кадров. На данном этапе перехода к рыночной экономике следует акцентировать внимание на двух взаимосвязанных вопросах: что изменится в профессиональном образовании в новых условиях и как защитить профессиональное образование от влияния сиюминутных интересов. Ведь возникает очередное противоречие между формальным и реальным образованием. Учебные заведения готовят кадры, практически не интересуясь ситуацией на рынке труда, касающейся тех или иных профессий и специальностей. В то же время работодателя в первую очередь интересует вопрос, не какой у нанимаемого работника диплом, а что конкретно он умеет делать. Разрешение указанного противоречия во многом будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда.
В настоящее время возникает необходимость активизации деятельности федеральных и региональных органов по прогнозированию, постоянному учету и анализу в территориальном и отраслевом разрезах потребностей предприятий, учреждений и организаций в квалифицированных рабочих и специалистах и созданию соответствующих условий для их подготовки. Одновременно следует шире развивать дуальную форму получения образования, основанную на периодической смене учебного процесса и производственной практики, что позволит устранить определенные противоречия между формальным образованием и реальным содержанием учебного процесса с учетом потребностей производства.
При решении вопросов регулирования занятости населения важно учитывать специфические черты российской модели рынка труда. Это: более высокая степень коллективизма как традиционного способа взаимной поддержки работающих; разная скорость движения к рынку различных отраслей и секторов экономики; неравномерность перехода к рынку в отдельных регионах, городах и сельской местности.
Рассматривая характерные особенности региональных рынков труда, следует прежде всего учитывать специфику территориального распределения приростов численности населения трудоспособного возраста.
Целесообразно шире привлекать средства фонда занятости для создания новых рабочих мест. В соответствии с приказом Федеральной службы занятости от 10 июня 1997 г. за счет средств фонда рекомендуется осуществлять:
инвестирование и выдачу кредитов непосредственно товаропроизводителям на договорных началах под гарантии сохранения, создания дополнительных или новых рабочих мест;
инвестирование и кредитование предприятий и организаций, осуществляющих по договорам профессиональную подготовку и переподготовку безработных граждан с последующим их обязательным трудоустройством;
финансирование и кредитование безработных граждан, изъявляющих желание заниматься предпринимательской деятельностью.
Особую актуальность приобретают в настоящее время вопросы совершенствования государственной статистики в области занятости населения, формирования и регулирования рынка труда. Остро ощущается отсутствие статистической информации по вопросам использования рабочей силы на негосударственных (коммерческих) предприятиях и в организациях, развития на них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда и т.д. В работе статистических органов в области занятости населения наблюдается значительный крен в сторону изучения проблем безработицы и социальной защиты лиц, нуждающихся в трудоустройстве. В то же время обойдены вниманием вопросы эффективности использования рабочей силы на предприятиях и в организациях различных форм собственности, движения рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров на региональном уровне и т.д.. Подобные статистические исследования помогут, в частности, выявить, как развитие новых форм собственности будет влиять на изменение отраслевой структуры занятости, на многообразие различных видов деятельности населения.
Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамов А. Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия в 2-х ч. М.: Экономика и финансы АКДИ, 1996. – 450 с.
2. Афанасенко И.Д. Экономическая теория. – СПб.: ПИТЕР, 2005. – 318 с.
3. Бернар и Колли. Толковый экономический и финансовый словарь. – М., 1994. - Т.1. – 720 с.
4. Буикина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика.- М.: ДИС, 2004.
5. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Мусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика. – СПб.: ПИТЕР, 2005. – 400 с.
6. Джеффери Д.Сакс, Фелипе Ларрен Б. Макроэкономика. Глобальный подход. – М.: Дело, 2004. – 350 с.
7. Кэмпбелл Р.Макконнелл, Стенли Л.Брю. Экономикс: принципы, проблемы и политика.- М.: Инфра-М, 2006. – 319 с.
8. Козырев В.М. Основы современной экономики. - М.: Финансы и статистика, 2004. – 214 с.
9. Курс переходной экономики / Под ред. акад. Л.И. Абалкина. - М.: Финстатинформ. 1997. - 640 с.
10. Мамедов О.Ю. Современная экономика. Лекционный курс. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 460 с.
11. Мамедов О. Основы экономической теории. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000 – С.120.
12. Общая теория занятости, процента и денег. Дж.-М. Кейнс. – М.: Инфра -М, 1993 г. – С.37.
13. Павлов А.В. Россия и международные банки развития //Финансы. – 2005. №3. – С.10-11.
14. Погорельский Л.Н.Вводный курс по экономической теории.- М.: Инфра-М., 2005.
15. Пол А. Семюелсон, Вильям Д. Нордгауз. Макроэкономика. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 351 с.
16. Россия в цифрах: краткий статистический справочник. - Москва, 2005 г.
17. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия: Пер. с англ. / ВВСМРМ -М.: Экономика. 1994. - 331 с.
18. Соколин Б.М. Кризисная экономика России: рубеж тысячелетий. -
19. СПб.: Лики России, 1997. - 350 с.
20. Теория переходной экономики. - Т.1. Микроэкономика. Учебное пособие / Под ред. В.В. Герасименко. - М.: ТЕИС, 1997. - 318 с.
19. Экономика переходного периода: Учебное пособие / Под ред. В.В. Радаева, А.В. Бузгалина. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 410 с.
20. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. - М.: Изд-во БЕК, 1994.-632с.
21. Школяр Н. Антициклическая политика государства //Вопросы экономики. 2004. - №2. – С.20-29.
[1]. Бернар и Колли. Толковый экономический и финансовый словарь. – М., 1994. - Т.1. - С. 348.
[2]. Государственный комитет Российской Федерации по статистике. «Основные методологические положения по классификации статистических данных о составе рабочей силы, экономической активности и статусу в занятости». Утверждены Постановлением Госкомстата России от 25 мая 1993 г. № 67. Данные методологические положения разработаны на основе материалов международных конференций статистиков труда. Международной организации труда (МОТ) и статистической практики России.
[3]. О внесении изменений и дополнений и Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» // Российская газета - 1996. - 6 мая.
[4]. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» // Российская газета. – 1996. – 6 мая.
[5]. Мамедов О. Основы экономической теории. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000 – С.120.
[6]. Мамедов О. Основы теории современной экономики. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000 – С.248.
[7]. Там же – С. 248.
[8]. Россия в цифрах: краткий статистический справочник. - Москва, 2005 г.
[9]. Россия в цифрах: краткий статистический справочник. - Москва, 2005 г.
[10]. Россия в цифрах: краткий статистический справочник. - Москва, 2005 г.
[11]. Россия в цифрах: краткий статистический справочник. - Москва, 2005 г.
[12]. Россия в цифрах: краткий статистический справочник. - Москва, 2005 г.
[13]. Общая теория занятости, процента и денег. Дж.-М. Кейнс. – М.: Инфра -М, 1993 г. – С.37.
Информация о работе Виды безработицы и специфика проблемы занятости в России