Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2012 в 12:31, курсовая работа
существляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем.
ВВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ………………………………………………………………7
1.1Определение безработицы…………………………………………7
1.2 Виды безработицы ее измерения и последствия………………..12
1.3 Причины безработицы……………………………………………18
ГЛАВА 2. ДИНАМИКА И СТРУКТУРА БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ…24
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ……………………….32
3.1 Мировой опыт регулирования безработицы……………………32
3.2 Будущее российской политики в области занятости……………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….44
44
Алтайский государственный технический университет
им. И.И. Ползунова
Факультет информационных технологий и бизнеса
Кафедра основ экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по экономической теории на тему:
Виды безработицы и специфика проблемы занятости в России
Проверила – Сычева И.Н.
БАРНАУЛ - 2007
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ…………………………………………………
1.2 Виды безработицы ее измерения и последствия………………..12
1.3 Причины безработицы……………………………………………18
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ……………………….32
3.1 Мировой опыт регулирования безработицы……………………32
3.2 Будущее российской политики в области занятости……………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью. Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица. Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения - наша действительность. Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий. Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость.
Следовательно, данная тема актуальна в настоящий момент потому, то безработица - это сложное социальное явление, которое представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира, а показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности. Сложность и неоднозначность ситуации с безработицей в России и повлияли на выбор данной темы для курсовой работы.
Данную тему затронул еще в конце 18 века английский экономист-священник Т. Мальтуса, который заметил, что безработицу вызывают демографические причины, в результате которых темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства. Затем во второй половине 19 века К. Маркс в “Капитале” тщательно исследовал безработицу. Маркс допустилцикличность развития рыночного хозяйства причиной безработицы. Выведение безработицы из циклического развития экономики стало после Маркса устойчивой традицией в экономической теории. Если экономика развивается циклически, когда подъемы и спады сменяют друг друга, следствием этого становится высвобождение рабочей силы и свертывание производства, увеличение армии безработных.
Заслуга Кейнса в разработке теории безработицы в том, что он представил логическую модель механизма, раскручивающего экономическую нестабильность и ее интегральную составляющую - безработицу. Кейнс заметил, что по мере роста национального хозяйства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения не весь доход потребляется, определенная его часть превращается в сбережения.
Интересна трактовка безработицы видного английского экономиста А. Пигу, который детально и всесторонне обосновывал мнение, что всеобщее сокращение денежной заработной платы способно стимулировать занятость.
В настоящий момент времени безработица является неотъемлемой чертой рыночной экономики. Новизна рассмотрения данного вопроса для России заключается в том, что возрождение многоукладной экономики, предоставление предприятиям полной хозяйственной самостоятельности, а в целом, всесторонняя демократизация повлекли за собой крупные изменения в теоретических подходах к проблемам занятости. Главное их направление - превращение работника из бессубъектного ресурса командно-административной хозяйственной системы в субъекта экономической жизни. На рынке труда такой работник уже не выступает в качестве бесправного и несвободного, а обладает некоторым выбором способов своего существования. Наконец-то общество признало право работника на самостоятельные действия не только на бумаге, как это было при советской власти, но и на деле.
В связи с этим, нового осмысления потребовало такое экономическое понятие, как полная занятость. До недавнего времени она приравнивалась ко всеобщей, поголовной, тотальной. Ее обеспечение понималось прежде всего как задача заставить работать всех и каждого, а не удовлетворить спрос на рабочие места. В новых экономических условиях нужна уже не просто занятость, а занятость эффективная. По мере углубления экономической реформы формируется рынок труда, основанный на исключительном праве человека распоряжаться своими способностями к труду и регулируемый сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы. В отличие от командного распределения и перераспределения трудовых ресурсов, рынок труда регулирует личное право граждан на труд и повышает его экономический статус в обществе. Теперь каждый человек сам добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. Никто не имеет права принуждать человека к труду административными способами. Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которой постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.
Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых - изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.
Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.
Исходя из сформулированной актуальности темы, определим цель и задачи работы. Цель нашей работы является на основе теоретических аспектов изучения безработицы, анализа причин появления безработицы в России, выявление основных направлений российской политики в области занятости.
Предметом исследования является безработица.
Объектом исследования является экономика Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели решаем следующие задачи.
1. Рассмотреть сущность безработицы, ее виды, причины появления и последствия.
2. Проанализировать динамику и структуру безработицы в России.
3.Рассмотреть основные направлений мировой и российской политики в области занятости.
Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения. Первая глава - теоретическая – в ней будет дана характеристика безработицы, причины, виды и ее последствия; вторая – в ней будет сделан анализ динамики и структуры безработицы в России; в третьей главе мы обоснуем возможные пути борьбы с безработицей, то есть основные направления мировой и российской политики в области занятости.
При выполнении настоящей работы были использованы специальные литературно-справочные источники: финансовые справочники, учебники, Положения и инструкции Минфина, и т. д.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ
Безработица - «независящее от воли работника приостановление трудовой деятельности на длительный срок по причине невозможности трудоустройства, как правило, вследствие расторжения трудового соглашения между лицом наемного труда и нанимателем»[1]. И, следовательно, безработица выступает как явление, содержание которого состоит в том, что для определенной части экономически активного населения сложилась ситуация полного отсутствия работы в определенный момент времени.
Безработица выступает объективным фактором экономической жизни. Ее появление стало возможным только с появлением института наемного труда.
Для более полного понимания механизма формирования безработицы рассмотрим рисунок 1.
Рисунок 1. Движение экономически активного населения
Рисунок показывает, что изменение численности безработных в каждый конкретный момент времени определяется: масштабами увольнения работников; выбытием и естественным приростом экономически активного населения; трудоустройством безработных. Ее масштабы определяются как демографическими, так и социально-экономическими факторами, и прежде всего условиями труда и быта экономически активного населения. В целом же чем меньше увольнений, тем меньше и величина безработицы. Их число может быть существенно уменьшено за счет внутрифирменных перемещений работника, т.е. внутреннего рынка труда, организации переподготовки и повышения квалификации работника непосредственно на производстве. Сокращению безработицы способствует уменьшение времени трудоустройства, т.е. изменение средней продолжительности безработицы. Этого можно достичь, прежде всего, за счет открытия новых рабочих мест, развития самодеятельного предпринимательства.
Для более полного понимания сущности безработицы необходимо уяснить, кого же можно считать безработным. Решение этого вопроса определено основными методологическими положениями по классификации статистических данных о составе рабочей силы, экономической активности и статусу в занятости[2].
Соответственно этому документу в России к безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:
а) не имели работы (доходного занятия);
б) занимались поиском работы, то есть обращались в государственную службу занятости, использовали или помещали объявление в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю); использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;
в) были готовы к работе.
Человек признается безработным только в том случае, если соблюдены все три условия.
Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды считаются безработными только в том случае, если они активно искали работу и были готовы приступить к выполнению служебных обязанностей. В состав безработных включаются также лица, обучающиеся по направлению служб занятости.
В настоящее время в России численность безработных определяется на основе вышеизложенной методологии, которая соответствует международным статистическим стандартам - методология Международной организации труда, а также устанавливается численность лиц, зарегистрированных государственными службами занятости и признанных безработными.
Однако надо иметь в виду, что не каждый гражданин, не имеющий работы, ищущий ее и готовый приступить к работе, в нашей стране, как и во многих других, является официально признанным безработным. Согласно закону о занятости населения «безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в федеральной службе занятости населения в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней. При этом не учитывается оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости, а также выплаты выходного пособия и среднего заработка, сохраняемого гражданам, уволенным из организаций (военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с их ликвидацией, реорганизацией, сокращением численности или штата»[3].
Регистрация безработных осуществляется в службе занятости по месту постоянного жительства при предъявлении человеком паспорта, трудовой книжки и документов, удостоверяющих профессию, квалификацию, средний заработок за последние два месяца работы. Для впервые ищущих работу необходимо предъявить паспорт и документ об образовании. Решение о признании гражданина безработным принимается не позднее 11 дня с момента предъявления службе занятости соответствующих документов.
Безработным гражданин признается со дня предъявления документов в службу занятости. Статуса безработного гражданин лишается при предоставлении ему подходящей работы. Это понятие конкретизируется в законе о занятости. Подходящей считается работа, соответствующая профессиональной подготовленности работника, опыту и практике предыдущей работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места (времени, затрачиваемого на дорогу от места жительства до места работы). Оно устанавливается в каждом конкретном случае органами местного управления. В законе о занятости конкретно определяется работа, которая не может считаться подходящей. Это имеет место в том случае, если: «она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда; предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние два месяца по последнему месту работы». В соответствии с действующим законодательством, безработными не могут быть признаны лица моложе 16 лет, а также граждане, которым назначена пенсия, кроме граждан, получающих пенсию по инвалидности III группы. Не признаются безработными и те граждане, которые в течение 10 дней после обращения в службу занятости отказались от двух вариантов подходящей работы, а впервые ищущие работу и не имеющие специальности (профессии) при двух отказах от получения профессиональной подготовки или от предложенной работы, в том числе временного характера. При этом надо иметь в виду, что граждане, не признанные безработными, имеют право на повторное обращение в службу занятости для признания безработными через две недели.
Информация о работе Виды безработицы и специфика проблемы занятости в России