Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 09:32, курсовая работа
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие «коммуникации», раскрыть его сущность.
2. Выявить функции и виды коммуникаций, а также элементы и этапы коммуникационного процесса.
3. Рассмотреть подробнее вертикальные коммуникации в организации, их виды.
4. Обозначить пути совершенствования коммуникаций в организациях.
Объектом исследования данной курсовой работы являются вертикальные коммуникации в организациях.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы организационных коммуникаций…..5
1.1. Понятие «коммуникации», его сущность………………….5
1.2. Функции и виды коммуникаций..……………………………8
1.3. Элементы и этапы коммуникационного процесса………14
Глава 2. Вертикальные коммуникации…………………………………20
2.1. Общая характеристика………………………………………20
2.2. Виды вертикальных коммуникаций…………………………21
2.2. Совершенствование коммуникаций в организациях………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….32
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы организационных коммуникаций…..5
1.1. Понятие «коммуникации», его сущность………………….5
1.2. Функции и виды коммуникаций..……………………………8
1.3. Элементы и этапы коммуникационного процесса………14
Глава 2. Вертикальные коммуникации…………………………………20
2.1. Общая характеристика………………………………………
2.2. Виды вертикальных коммуникаций…………………………21
2.2. Совершенствование коммуникаций в организациях………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
«В современных условиях резко изменилось отношение к коммуникации. В обществе жесткой иерархии, каковым являлся Советский Союз, главенствовала только монологическая коммуникация и не было нужды в риторических ухищрениях. Как и в Средние века, когда основным было цитатное слово (тогда — Библия, позже — марксистско-ленинское учение), главным становится приближенность к источнику правильной мысли. При распространении диалогичности, многоголосия, права на истину, которое зависит не только от иерархического уровня начальственного кресла, ситуация резко меняется. Новое коммуникативное пространство порождается равноценными независимыми друг от друга участниками.
В этой новой ситуации коммуникация становится объектом исследования, поскольку от уровня нашего знания этих процессов зависят наши результаты».[1]
«Вступив в информационный век, мы по-иному смотрим теперь на такую науку, как теория коммуникации,…которая позволяет наладить связи между населением и властью, между фирмой и клиентом, между заводом и потребителем».[2]
«Коммуникации — то, в чем каждый участвует ежедневно, но лишь немногие делают это достаточно согласованно. Почти невозможно переоценить важность коммуникаций в управлении. Едва ли не все, что делают руководители, чтобы облегчить организации достижение ее целей, требует эффективного обмена информацией. Если люди не смогут обмениваться информацией, ясно, что они не сумеют работать вместе, формулировать цели и достигать их. Однако, как выяснится далее, коммуникации — это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов. Каждый из этих шагов очень нужен для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг — это пункт, в котором, если мы будем небрежны и не будем думать о том, что делаем, — смысл может быть утрачен».[3]
Цель данной курсовой работы — изучить вертикальные коммуникации в организациях, их природу и сложности, а также пути их совершенствования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие «коммуникации», раскрыть его сущность.
2. Выявить функции и виды коммуникаций, а также элементы и этапы коммуникационного процесса.
3. Рассмотреть подробнее вертикальные коммуникации в организации, их виды.
4. Обозначить пути совершенствования коммуникаций в организациях.
Объектом исследования данной курсовой работы являются вертикальные коммуникации в организациях.
Глава 1. Теоретические основы организационных коммуникаций.
1.1. Понятие «коммуникации», его сущность.
Термин «коммуникация» употребляется в разных значениях. Например, можно говорить об инженерных, транспортных, информационных коммуникациях как средствах или формах связи. По этому поводу регулярно возникают недоразумения, приводящие к неправильному их толкованию и пониманию.
Слово «коммуникация» имеет латинское происхождение от слова «communis», обозначающее «общий». Посылающий старается установить «общение» с кем-либо. Он стремится вникнуть в информацию, отношения или идею.
«Под коммуникацией в широком смысле понимают общение, передачу информации от человека к человеку. В организационном контексте понятие «коммуникация» рассматривается как процесс (коммуникация — это общение людей: обмен идеями, мыслями, намерениями, чувствами, информацией) и как объект (совокупность технических средств, обеспечивающих процессы передачи информации).
Хорошо налаженные коммуникации содействуют обеспечению организационной эффективности. Говорят, если организация эффективна в области коммуникации, она эффективна и во всех других видах деятельности. Коммуникации должны быть таковы, чтобы руководство компании, фирмы имело объективную информацию в нужное время и в удобной форме для принятия решений. Значит, в конечном счете, применительно к задачам теории организации, наиважнейшим является коммуникационный процесс».[4]
А.Б. Зверинцев рассматривает коммуникацию, прежде всего, как одну из форм взаимодействия людей в процессе общения, как информационный аспект общения.
Социологи подразумевают под коммуникацией передачу социальной информации.
Психологи обозначают термином «коммуникация» процессы обмена продуктами психической деятельности. «Коммуникация — процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию». Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме».
Философский словарь дает следующее определение. «Коммуникация — в широком смысле передача сообщения, сообщение. У К. Ясперса проводится различие между «объективной» и «экзистенциальной» коммуникацией. Объективная коммуникация обусловлена любого рода общностью между людьми (общие интересы, общая культурная принадлежность и т.д.). Экзистенциальная коммуникация имеет место в ситуации общения двух «самостей». Понятие коммуникации является центральным в теории «коммуникативного действия» Ю. Хабермаса и одним из главных в «трансцендентальной прагматике» К.О. Апеля. Условия, которые должны быть выполнены для того, чтобы двое говорящих могли сообщаться, Хабермас определяет в понятии «коммуникативной компетенции».[5]
Почепцов Г.Г. в книге «Теория коммуникации» под коммуникацией понимает «процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы».[6]
А вот как определяет коммуникацию В.А. Спивак в книге «Корпоративная культура»: «Коммуникация … — это обмен информацией в процессе деятельности, общение (а также пути сообщения)».[7]
Но необходимо при этом различать информацию и, собственно коммуникацию. Вот что пишет об этом теоретик европейского Паблик рилейшнз Люсьен Матра: «Многочисленные направления так называемой коммуникации, в области которых я работал, научили меня в первую очередь тому, что следует различать информацию (одностороннее сообщение) и коммуникацию (сообщение, на которое поступает ответ), или сообщение с «обратной связью» («feed back», как говорят англичане).
Другими словами, коммуникация, благодаря подразумеваемому наличию в ней обратной связи, позволяет узнать, получено ли сообщение, тогда как односторонняя информация всегда в некотором роде бутылка с запиской, брошенная в море. Существуют разные коммуникации, более или менее согласующиеся между собой, в которых для достижения разных целей используются разные стратегии и языки. А разговор на нескольких языках одновременно, даже если говорят об одном и том же, отнюдь не способствует облегчению понимания».
Коммуникация — это одно из необходимых условий жизни человека в социуме, а коммуникабельность — одна из важных системных характеристик, сопутствующих успеху. Под коммуникабельностью в социальных группах понимают способность к общению, общительность, способность к совместной работе. В информационных технологиях коммуникабельность — это совместимость разнотипных систем передачи информации.
Таким образом, для нас важно, что коммуникация — это целенаправленный процесс, в процессе происходит обмен информацией, важно наличие обратной связи для обеспечения результата.
1.2. Функции и виды коммуникаций.
«В самом широком смысле цель коммуникаций — осуществление изменений, влияние на деятельность таким образом, чтобы достичь процветания организации. В узком же смысле цель коммуникации — добиться от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения.
К основным функциям коммуникации относятся:
1) информативная — передача истинных или ложных сведений, осуществляет процесс движения информации;
2) интерактивная (побудительная) — организация взаимодействия между людьми, (распределение функций, влияние на настроения, поведение собеседника путем использования различных форм воздействия: внушение, приказ, просьба);
3) перцептивная функция — восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания;
4) экспрессивная — возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.
Коммуникации в организации классифицируются по следующим видам:
1. По форме общения — вербальные и невербальные коммуникации.
2. По субъектам и средствам коммуникаций — межличностные коммуникации и организационные (коммуникации с помощью технических средств, информационных технологий).
3. По каналам общения — формальные и неформальные.
4. По организационному признаку (по пространственному расположению каналов): вертикальные и горизонтальные.
5. По направленности общения: нисходящие и восходящие коммуникации.
Вербальные коммуникации — коммуникации, осуществляемые с помощью устной речи как системы кодирования.
Обмен информацией возможен не только посредством речи, но и посредством других знаковых систем, которые в своей совокупности составляют средства невербальной коммуникации — это сообщения, посланные отправителем без использования устной речи как системы кодирования, с помощью жестов, мимики, поз, манер и т.д. Они выступают как средства коммуникации в той степени, в которой их содержание может быть интерпретировано другими. Невербальные коммуникации полезны, но их интерпретация субъективна и заранее несет в себе возможность ошибки.
Организационные коммуникации — это совокупность коммуникаций, строящихся на основе общения, опосредованного информацией о самой организации, ее целях и задачах».[8]
«В общем виде схема организационных коммуникаций может выглядеть следующим образом.
Рисунок 1.
Межличностные коммуникации — устное общение людей в одном из перечисленных видов. Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений, так как их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического климата группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу».[9]
Внешние коммуникации — это коммуникации между организацией и средой. Любая организация существует не изолированно, а во взаимодействии со своей внешней средой. От факторов внешней среды зависят коммуникационные потребности организации. Если нужно было бы проанализировать, о чем говорят, пишут и читают в действительности люди в организации, основное внимание пришлось бы сосредоточить на каких-то вопросах, которые были бы связаны с потребностями информационного взаимодействия с внешним окружением, которое влияет или будет влиять на организацию. И от того, какие факторы этой среды (потребители, конкуренты, органы государственного регулирования, общественное мнение и т. д.) оказывают наибольшее влияние на работу организации и ее результаты, зависят характер и способы ее коммуникаций. У организаций имеются разнообразные средства обмена информацией с основными элементами своего внешнего окружения. Так, например, с имеющимися и потенциальными потребителями производимых товаров и услуг фирмы общаются прежде всего с помощью рекламы и других средств продвижения товаров на рынок (выставки-продажи, директ-мейл, личные продажи и т. п.), а также проводя различные социологические опросы.
Большое внимание уделяется созданию в общественном мнении благоприятного образа организации, для чего в крупных фирмах создаются специальные отделы по связям с общественностью («паблик рилейшнз»), специалисты которых, используя разнообразные средства, распространяют необходимую для этого информацию.
Это далеко не полный перечень примеров коммуникаций между организацией и ее внешней средой.
Внутренние коммуникации. Под ними понимаются информационные обмены, осуществляемые внутри организации, между ее элементами (различными уровнями и подразделениями). Внутри организации обмены информацией происходят между уровнями руководства (вертикальные коммуникации) и между подразделениями (горизонтальные коммуникации).
Неформальные коммуникации. В любой организации наряду с формальной структурой существует и неформальная, которая основана на личных, неслужебных, не регламентированных отношениях и соответственно кроме информации, передаваемой по официальным, формальным каналам (формальные коммуникации), циркулирует и неофициальная информация, проще говоря, слухи, передаваемые при помощи неформальных коммуникаций.