Венчурные организации. Особенности управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 11:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей курсовой работы – изучение венчурных организации и особенности их управления.
Объектом данной курсовой работы является венчурное предприятие УП «КБТЭМ-ОМО».
Предметом данной курсовой работы является совокупность экономических отношений, складывающихся в процессе венчурной деятельности.

Оглавление

Введение 3
1 ВЕНЧУРНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ. 5
1.1 Понятие, особенности и значение венчурных организаций 5
1.2 Этапы развития инновационной венчурной компании 9
1.2 Особенности развития венчурного бизнеса в Республике Беларусь 15
2. ОСОБЕННОСТИ ВЕНЧУРНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ УП «КБТЭМ-ОМО» 20
2.1. Организационно-экономическая характеристика организации 20
2.2 Особенности венчурного предпринимательства в организации 23
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЕНЧУРНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА УП «КБТЭМ-ОМО» 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Файлы: 1 файл

курсач финал.docx

— 394.28 Кб (Скачать)

Многие компании организуют одновременно несколько внутренних венчуров (примером может служить  корпорация IBM, которая в 1983 г. имела 15 «рисковых» проектов). По ним разрабатывалась  и выпускалась на рынок такая  продукция, как телекоммуникационное оборудование, новые виды дисплеев и персональные компьютеры, создание и выпуск которых — наиболее успешный проект внутренних венчуров IBM. Через  год после начала практической реализации этого проекта продукция была направлена на рынок, а еще через  два года объем ее продаж составил 2,5 млрд долл. К этому моменту внутренний венчур превратился в крупнейшее производственное подразделение корпорации.

Отметим ряд наиболее важных и привлекательных особенностей использования венчурных компаний:

- уникальная особенность  венчурной организации, которая  состоит в привлечении в национальную  экономику опыта рисковой инновационной  деятельности, позволяющей ускорять  темп научно-технического прогресса  и устанавливать прямую связь  между НИОКР, производством и  рынком;

- высокая прибыль венчурных  форм НИОКР, производства и  финансирования, в среднем в два  и более раз превышающая обычную;

- отсутствие необходимости  в привлечении дополнительных  валютно-финансовых и материально-технических  средств и репатриации полученной  прибыли в СКВ;

- возможность использования  в целях национального развития  огромного, уже созданного научно-технического  потенциала, не находящего до  сих пор адекватного применения: патентов, ноу-хау, производственного  опыта и энтузиазма исследователей;

- привлечение в экономику  СКВ как в финансовой, так и  в материально-вещественной форме;

- решение проблем, стоящих  перед промышленными предприятиями,  получившими право выхода на  внешний рынок, но не имеющих  организационно-экономических рычагов  для подтягивания своего производства  до мирового уровня, т.е. увеличения  экспортных возможностей практически  каждого предприятия;

- более эффективное использование  в целях внутрифирменного роста  незадействованных должным образом  финансово-экономических средств,  лабораторного оборудования и  производственных фондов заинтересованных  предприятий и организаций;

- возможность формирования  национальных технопарков с широким  привлечением отечественных технологий  и зарубежного инженерно-внедренческого  опыта, оборудования и капитала [2, с. 67].

Управление венчурным  бизнесом и отдельными венчурными компаниями в условиях повышенного риска  предъявляет особые требования к  управлению инвестициями. В этой связи  развитие венчурного бизнеса связано  с формированием института профессиональных управляющих компаний, получающих специальное  вознаграждение по результатам своей  деятельности.

    1. Особенности развития венчурного бизнеса в Республике Беларусь

 

О венчуре в Республике Беларуси много говорилось в последние годы.

А точнее говорилось об проблемах импортозамещения, развития экспорта, повышении конкурентоспособности отечественной экономики. Одним из путей решения здесь является венчурный капитал, особенность которого — инвестиции в сферы с высокой степенью риска. Такой риск всегда характерен для инноваций. Так, в Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы, утв. постановлением Совмина от 26.05.2011 № 669, в частности, предусматривается стремление к переводу национальной экономики в режим интенсивного развития. А потому было запланировано формирование и активизация развития системы финансовых рынков и институтов, включая фонды венчурного (рискового) капитала как части рыночной инфраструктуры в 2006–2015 гг. Создание правовых и организационных условий для этого декларировалось в ряде программ.

В Беларуси развитие законодательства о венчурном финансировании началось четыре года назад, когда в январе 2007 г. был принят Указ Президента Республики Беларусь № 1 о возможности создания венчурных организаций. Однако как  показала практика, запустить венчурные  механизмы не удается сразу и  без ошибок. Поэтому после длительных изменений в мае 2010 г. был подписан еще один Указ Президента Республики Беларусь № 252 от 17.05.2010 «О внесении дополнений и изменений в некоторые указы  Президента Республики Беларусь», где  были установлены порядок создания, деятельности и налогообложения  венчурных организаций, а также  ряд стимулов для развития инноваций. Его нормы призваны оптимизировать условия для формирования рынка  венчурных инвестиций, создать благоприятные  условия для инвесторов и активизировать деятельность Белорусского инновационного фонда,  который финансирует инновационные  проекты на возвратной основе, наделен  функциями государственного венчурного фонда. С осени 2010 г. заявлено о начале анализа и отбора первых венчурных  проектов. В основу построения венчурной  индустрии в Беларуси положен  опыт соседних стран, таких как Российская Федерация, Республики Татарстан, а  также Республика Казахстан. Однако специфика белорусской модели венчурного финансирования через Белинфонд  – это финансирование исключительно  высокотехнологических и инновационных  проектов, в отличие от соседей. Что  касается иностранных венчурных  инвесторов, то для деятельности на территории Беларуси иностранные венчурные  структуры должны проходить аккредитацию в Государственном комитете по науке  и технологиям. С другой стороны, власти намерены всячески способствовать приходу такого рода структур в страну     [9, с. 17].

В Положении о порядке  создания субъектов инновационной  инфраструктуры, утв. Указом от 03.01.2007 № 1, было дано определение венчурных  организаций, сформулированы направления  их деятельности и способы финансирования. Интересно, что если изначально здесь  речь шла об участии в инновационных проектах (которыми считался комплекс работ по созданию и реализации инноваций) [8], то теперь Указом № 252 они по тексту заменены на венчурные, которыми признается комплекс работ по созданию и реализации инноваций, организации и (или) развитию производства высокотехнологичных товаров (работ, услуг), в т.ч. путем создания инновационной организации [9, с. 17].

Финансирование венчурной  организацией венчурных проектов согласно Указу № 1 осуществляется путем предоставления целевых займов и иными способами  в соответствии с законодательством. Однако в мире венчурные инвестиции тем и отличаются от всех остальных, что они направляются в научно-технические  разработки и изобретения, которые  из-за своей новизны обладают повышенным риском и потому не могут финансироваться  традиционными способами. Как правило, венчурные фонды финансируют  такие проекты лишь на основании  экспертизы идеи и оценки возможности  ее внедрения на весьма льготных условиях, а то и бесплатно. При этом речь идет не столько о возвратности вложений, сколько об участии в доходах  от нового бизнеса — если таковые  будут. Поэтому ранее в Концепции  инновационной политики Республики Беларусь на 2003–2007 гг., утв. постановлением Совмина от 31.07.2003 № 1016, признавалась необходимость уйти от простого субсидирования инновационных проектов, определив  в качестве основных требований исключительно  рыночные подходы, в первую очередь: конкурентоспособность продукции, возвратность финансирования, расширение практики конкурсного размещения средств  бюджетов, долевое участие в финансировании проектов заинтересованных организаций. Однако инвестиции в инновации —  дело рискованное: на любом этапе  проекта возможен отрицательный  результат и любые неожиданности. Поэтому в Концепции предлагалось страховать риски с помощью страховых  и венчурных фондов. Создать нормативную  базу, регламентирующую их деятельность, планировалось еще в 2003 г. Но, кроме  описания зарубежного опыта и  сожалений о его отсутствии, дело долго не шло — до Указа № 252.

Этим нормативным актом  предусмотрена возможность выделения  средств из республиканского бюджета  на создание и развитие субъектов  инновационной инфраструктуры в  рамках реализации мероприятий государственной  программы инновационного развития страны в порядке, определяемом Совмином. Однако о рисках и способах их хеджирования речь не идет.

Зато предусматривается  ряд налоговых льгот. Так, налогом  на прибыль не будут облагаться в  венчурных организациях и Белорусском  инновационном фонде проценты и  дивиденды, полученные от инновационных  организаций. При этом налоговые  льготы применяются в случае, если доля выручки этих организаций от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности  составляет не менее 50% в общем объеме их выручки. В противном случае налог  подлежит внесению в бюджет с уплатой  пени. Ставка налога на прибыль для  научно-технологических парков, их резидентов, центров трансфера технологий снижается до 10% при условии, что их деятельность будет соответствовать полученному статусу, а высвободившиеся средства — направляться на развитие. ГКНТ придется ежегодно подтверждать это соответствие налоговым органам. В случае расхождения недоплаченный налог взыскивается в бюджет. Субъекты инновационной инфраструктуры и резиденты научно-технологических парков освобождаются также от обязательной продажи валютной выручки.

Кроме того, на Белорусский  инновационный фонд возложены дополнительные функции по финансированию венчурных  проектов. Впрочем, здесь, как и в  остальных случаях выделения  средств из этого фонда предусматривается  уплата процентов (0,5 ставки рефинансирования НБРБ) и возвратность (с санкциями  в случае нарушения) [14, с. 31].

Госкомитет по науке и  технологиям подготовил и направил на рассмотрение в правительство  проект указа «О венчурных организациях в Республике Беларусь».

В случае его подписания главой государства Указ «О венчурных  компаниях в Республике Беларусь» должен стать основополагающим документом, регулирующим деятельность венчурных организаций на отечественном рынке. Этим законодательным актом будут определены основные термины, связанные с венчурным предпринимательством, регламентированы вопросы инвестирования, налогообложения и др.

Основные положения этого  документа сводятся к следующему. Субъектами венчурной деятельности в нашей стране будут Белорусская венчурная компания, венчурные фонды, управляющие венчурными фондами, а также инновационные организации.

При этом проект предполагает целевой характер деятельности венчурных  компаний и ее направленность на финансирование инновационной деятельности. Венчурные компании смогут осуществлять инвестиции в другие организации, если последние производят либо планируют производить высокотехнологичные товары (услуги).

Проект также предусматривает  предоставление субъектам венчурной  деятельности определенных налоговых  льгот.

Проект Указа «О Белорусской  венчурной компании» предполагает учреждение фонда, основными задачами которого будет финансовая поддержка  венчурного инвестирования, участие  от имени государства в создании и управлении венчурными фондами с участием государственного капитала, контроль за целевым и эффективным использованием государственного капитала в венчурной деятельности, содействие и поддержка развития предпринимательства в сфере создания и производства высокотехнологичных товаров и услуг, содействие привлечению иностранных инвестиций.

Проектом указа утверждается положение о функционировании субъектов  инновационной структуры. К таковым  отнесены в том числе и венчурные  организации, под которыми стоит  понимать юридические лица (коммерческие организации), учреждаемые юридическими и (или) физическими лицами для финансирования исключительно инновационных проектов.

Основными направлениями  деятельности венчурной организации  при этом являются:

- инновационная деятельность  в сфере создания и реализации  инноваций;

- отбор инновационных  проектов, связанных с созданием  и реализацией конкурентоспособных  инноваций как объектов финансирования;

- финансирование инновационных  проектов;

- оказание управленческих, консультационных и иных услуг  субъектам инновационной деятельности, выполняющим финансируемые венчурной  организацией инновационные проекты  [14, с. 39].

Само финансирование венчурной  организацией инновационных проектов может осуществляться несколькими  способами: либо путем покупки акций  субъектов инновационной деятельности, созданных в форме акционерного общества и выполняющих эти проекты, либо в виде целевого займа на выполнение инновационных проектов на период от 3 до 8 лет. При этом в последнем  случае венчурная организация вправе не требовать обеспечения исполнения обязательств по договору займа в  виде залога недвижимого и движимого  имущества, поручительства, гарантии и  т.д.; либо другими способами в  соответствии с законодательством.

В то же время проект указа  предусматривает, что местные исполнительные и распорядительные органы, госорганизации, подчиненные правительству, Национальная академия наук Беларуси, учреждения науки  и образования вправе являться учредителями (участниками) юридического лица (лиц) - субъекта (субъектов) инновационной  структуры. Но только за исключением  венчурных организаций!

Кроме того, проект предусматривает  установление для субъектов инновационной  деятельности или резидентов научно-технических  парков понижающих коэффициентов к  базовым ставкам арендной платы  за общественные, административные и  переоборудованные производственные здания, сооружения и помещения, находящиеся  в государственной собственности. Опять же за исключением венчурных  организаций.

Информация о работе Венчурные организации. Особенности управления