Управление в условиях сопротивления переменам

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 01:09, реферат

Краткое описание

Много лет назад Макиавелли в своей знаменитой книге «Государь» сказал: «Нет ничего более трудного, чем браться за новое, ничего более рискованного, чем направлять, или более неопределенного, чем возглавить создание нового порядка вещей, потому что противниками нововведений будут выступать те, кому хорошо жилось при старом порядке вещей, а робкими защитниками — те, кому будет хорошо при новом».

Файлы: 1 файл

менеджмент управление в условиях сопротивления.docx

— 345.60 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

     УО  Белорусский Государственный Экономический  Университет

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине «Менеджмент» на тему:

     «Управление в условиях сопротивления переменам» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студентка ФМ

4-го курса ДКА-1       Шелег Ю.А. 

Руководитель       Кашанская И.П. 
 
 

Минск 2011 

   Сопротивление переменам и его  преодоление 
 

     Много лет назад Макиавелли в своей знаменитой книге «Государь» сказал: «Нет ничего более трудного, чем браться за новое, ничего более рискованного, чем направлять, или более неопределенного, чем возглавить создание нового порядка вещей, потому что противниками нововведений будут выступать те, кому хорошо жилось при старом порядке вещей, а робкими защитниками — те, кому будет хорошо при новом».

   Управление  переменами - это процесс постоянной корректировки направления деятельности организации, обновления ее структуры и поиска новых возможностей. Все эти изменения вызваны постоянно меняющимися запросами отечественных и зарубежных клиентов. Сейчас все меняется быстрее, чем когда бы то ни было раньше, и поэтому все большее значение приобретает овладение стратегиями управления переменами. Ситуация на рынке может измениться за ночь. Постоянно возникают и распадаются всевозможные альянсы, союзы, совместные предприятия. Никогда еще риск потерпеть неудачу не был настолько велик.

   Управление  переменами - управление людьми, о чем мы, к счастью, знаем достаточно много. В управлении переменами мы используем наши знания в области мотивации сотрудников, работы в коллективе и руководства.

   Размышляя о руководстве людьми, которых  затрагивают перемены, хорошо вспомнить  то, что перемены сказываются на трех самых мощных движущих силах  делового поведения:

  • цели;
  • деловые качества ;
  • профессиональные навыки.

   Несмотря  на важность перемен, многие люди отвергают  их. Они боятся перемен и противостоят им, потому что перемены ставят под  угрозу привычные идеи и мнения. Причин для этого много: разочарования, связанные с неудачным прошлым  опытом, страх перед неизвестностью, недоверие, отсутствие информации, недостаточная  связь с корпоративной культурой  и другие.

   В организации существует два типа людей:

  • Люди, убежденные, что они — жертвы перемен. Они сопротивляются, злятся и нередко впадают в депрессию.
  • Люди, которые полностью поддерживают перемены, разрабатывают и реализуют их.

   Сопротивление оказывается особенно сильным на начальной стадии реализации перемен, потому что некоторые люди чувствуют  себя неуверенно и воспринимают предложенные перемены как угрозу. Возникают конфликты, участники которых часто вспоминают «старое доброе время». Можно привести следующие аргументы сопротивления переменам:

  • У нас и так хорошо получается — почему нужно что-то менять?
  • Мы уже — лидеры рынка.
  • С организационной точки зрения это абсолютно невозможно.
  • Мы всегда работали именно так, и у нас не было никаких проблем.
  • Сейчас мы слишком заняты, чтобы это затевать.
  • Это дорого обойдется — у нас есть для этого средства?
  • Так ли это необходимо? Мы уже много раз это пробовали, и ничего не получалось.
  • Эти менеджеры знают о том, как мы заняты?
  • Прекратите! Это никогда не будет работать.
  • Это противоречит нашим принципам.
  • Наша организация слишком мала для этого.
  • Это ничем не обосновано.
  • Я знаю, что это не получится.
  • Если вы хотите, то можете подумать об этом, но мне нравится, как мы работали до сих пор, и я намерен продолжать в том же духе.

   По  мнению Джеймса О'Тула [O'Tool, 1996], есть много причин, по которым люди сопротивляются переменам. Приведем здесь этот список из тридцати трех причин.

   Гомеостаз: перемены для природы — неестественное состояние.

   Бремя доказательств: презумпция в пользу сохранения статус кво: доказывать свою правоту должны сторонники перемен.

   Инерция: требуется значительная энергия, чтобы изменить курс.

   Удовлетворенность: многим людям нравится существующее положение вещей.

   Незрелость: предпосылки для перемен еще не созрели, время не пришло.

   Страх: люди боятся неизвестного.

   Собственные интересы: перемены могут быть хороши для других, но не для нас.

   Недостаточная уверенность в  себе: мы не готовы к новым вызовам.

   Шок будущего: перемен слишком много, и мы начинаем им сопротивляться.

   Тщетность: перемены представляются нам поверхностными, косметическими, иллюзорными. К чему суетиться?

   Нехватка  знаний: мы не знаем, как и что менять.

   Человеческая  природа: люди склонны к конкуренции, агрессивны, завистливы, эгоистичны, не склонны к альтруизму.

   Цинизм: мы подозреваем, что у инициатора перемен свои интересы.

   Порочность: перемены привлекательны, но мы боимся, что непредусмотренные последствия перемен будут опасными.

   Гениальный  индивид против групповой  посредственности: те из нас, кого не отличает высочайший интеллект, не могут оценить мудрость перемен.

   Амбиции: влиятельные люди не желают признать, что они ошибались.

   Сиюминутная ориентация: люди хотят получить результат немедленно.

   Близорукость: мы не способны увидеть, что в перспективе перемены полезны для нас.

   Лунатизм: большинство из нас не понимают, какой дорогой идут.

   «Снежная  слепота»: групповое мышление, конформизм.

   Коллективные  фантазии: мы часто не учитываем реальный опыт и находимся в плену предвзятых мнений.

   Внутригрупповой шовинизм: мы правы, а те, кто хочет перемен, — заблуждаются.

   Заблуждение исключительности: перемены могут работать для других, но мы от них отличаемся.

   Идеология: у нас разное мировоззрение и ценности.

   Институционализм: индивиды могут меняться, а коллективы — нет.

   Natura no facit saltum — Природа не любит скачков.

   Добродетель сильных: кто мы такие, чтобы ставить под сомнение решения лидеров, которые выбрали нынешний курс.

   У перемен нет опоры: меньшинство решительнее защищает статус кво, чем большинство — перемены.

   Детерминизм: успешные перемены по плану невозможны — все идет естественным путем.

   Научность: уроки истории — это наука, которая не имеет отношения к практике.

   Привычка.

   Деспотизм обычая: идеи агентов перемен воспринимаются как упрек обществу.

   Бездумность.

   Многие  подобные реакции могут полностью  остановить процесс перемен, если на них не будет адекватного ответа. Часто можно выделить следующие  шесть стадий сопротивления переменам:

   Пассивность. Люди информированы о новых планах, но реакция на них сдержанная и неопределенная.

   Отрицание. Люди настроены скептически, считают предложенный план перемен необоснованным. Это часто выражается в таких комментариях: «Что за нелепая идея? Кто ее выдумал? Это точно не будет у нас работать».

   Злость. Если планы продолжают реализовывать, люди злятся и уходят в тень.

   Переговоры. Люди пытаются прийти к компромиссу (при помощи переговоров), соглашаясь на минимальные перемены и частично принимая программу перемен.

   Кризис. План продолжает реализовываться по полной программе, работа над ним завершается, людям приходится соглашаться на пере мены. Результат — пассивное поведение тех, кто не принял перемены, а иногда — депрессия.

   Принятие. Перемены уже стали элементами рабочего процесса. Теперь вы часто слышите: «Да, это работает! Надо было еще раньше начинать».

   Эти стадии нужно вовремя замечать, чтобы  принимать адекватные меры. Во время  стадий пассивности и кризиса  менеджеры должны стремиться к пониманию  и быть готовы выслушивать негативные мнения сотрудников. На стадиях отрицания, злости и переговоров руководству  следует занять более жесткую  позицию. Нужно быстро замечать изменения  в настроении сотрудников и как  можно быстрее двигаться к  стадии принятия. Вот почему тех, кто  полностью принимает перемены, нужно привлекать к реализации программы как можно раньше.

   Джон  Коттер [Kotter, 1996] объясняет: перед тем как понять и принять предложенные перемены, большинство людей хочет получить ответы на многие вопросы, например:

  • Что это значит для меня?
  • Что это значит для моих друзей?
  • Что это значит для организации?
  • Какие есть альтернативы?
  • Есть ли что-то лучшее?
  • Если придется работать по-другому, смогу ли я?
  • Как мне обучиться новым навыкам, которые понадобятся?
  • Мне нужно будет чем-то пожертвовать? Чем именно? Что я чувствую по этому поводу?
  • Действительно ли я верю, что перемены необходимы?
  • Действительно ли я верю тому, что будет в будущем?
  • Есть ли правильное направление, в котором мы должны двигаться?
  • Может быть, другие пытаются что-то получить за мой счет?

   Непонимание — это, по мнению Макколла [1998], одна из самых распространенных причин того, почему люди не меняются. Внизу приведены наиболее распространенные ответы, полученные Макколлом от менеджеров на его вопрос о том, почему они не меняют то, что заведомо требует изменений. Ответы показывают, что обучению и внедрению перемен часто мешает плохая организация процесса коммуникаций и неточная или неверная информация. Макколл считает, что это часто происходит из-за того, что люди не хотят слушать и принимать мнения других или обратную связь от них.

   Почему  люди не желают меняться:

  • Отсутствие обратной связи
  • Не понимают
  • Не слушают
  • Не верят
  • Не принимают
  • Людей пытаются заставить признать их ошибки и недостатки
  • Не соответствуют представлениям о себе
  • Намеренно не слышат
  • Все принимают слишком близко к сердцу
  • Склонны к чрезмерным реакциям
  • С трудом воспринимают критику
  • Не верят в искренние мотивы других
  • Источник не вызывает доверия
  • Другие не знают, какой я на самом деле
  • Боязнь, что неприятные факты окажутся правдой
  • Гордость
  • Выгодно все оставить по-старому
  • Нужно много времени и энергии
  • Затраты превышают возможные выгоды
  • Это навязано извне
  • Лично не участвуют в переменах
  • Неясно, что менять
  • Нужно отказаться от чего-то ценного
  • Нет примеров, образцов для подражания
  • Подходит нынешний способ работы
  • Нет поддержки
  • Нет стимула для перемен
  • Запуганы другими
  • Слишком заняты
  • Боязнь неудачи
  • Слишком ленивы
  • Боязнь оказаться в уязвимом положении
  • Уверенность в собственной правоте
  • Желание нравиться другим сотрудникам
  • Перемены подрывают уверенность в себе

Информация о работе Управление в условиях сопротивления переменам