Управление текущими издержками

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:16, курсовая работа

Краткое описание

Проблема управления затратами в современных условиях актуальна для большинства российских компаний. Высокая себестоимость продукции снижает ее конкурентоспособность и заставляет менеджмент искать причины и резервы снижения затрат. На предприятии отсутствует эффективный механизм планирования, контроля и анализа затрат.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….….……3
1.Классификация затрат организации……………………………….….…….5
1.1.Понятия «Затраты» и «Расходы»…………………………………..….….5
1.2.Классификация затрат по экономическим элементам…………..….…..6
1.3.Классификация затрат по статьям………………………………….….…7
1.4.Классификация по тепени зависимости величины затрат от уровня деловой активности (объемов производства или продаж)…………...….….8
2. Понятие себестоимости и её анализ……………………………….…….…9
2.1.Значение и приемы планирования затрат предприятия в современных условиях……………………………………………………………………….12
2.2.Использование инструмента операционного анализа для оптимизации величины себестоимости продукции…………………………………….….16
2.3.Планирование себестоимости продукции………………………………19
3.Снижение себестоимости продукции……………………………………..22
3.1 Технико-экономические факторы и резервы снижения
себестоимости ………………………………………………………………..26
Заключение ………………………………………………………………...…32
Список использованной литературы………………………………..………33

Файлы: 1 файл

Управление текущими издержками.docx

— 60.87 Кб (Скачать)

 

· обеспечивать качественной и реальной информацией  о себестоимости отдельных видов  продукции и учитывать их позиции  на рынке по сравнению с продуктами предприятий-конкурентов;

 

· использовать возможности гибкого ценообразования;

 

· предоставлять  объективные данные для составления  финансового плана и бюджета  предприятия;

 

· иметь возможность  оценивать деятельность каждого  структурного подразделения с финансовой точки зрения;

 

· принимать  обоснованные и эффективные решения.

 

Предприятие должно учитывать две составляющих в деле управления издержками - внутреннюю и внешнюю. Первая составляющая в основном влияет на величину производственной себестоимости, а внешняя - на себестоимость реализованной продукции.

 

Эффективное управление затратами - это в первую очередь создание системы бюджетов по отдельным видам затрат для  контроля за ними, что позволяет  обеспечить принятие более обоснованных управленческих решений. Процесс управления затратами начинается обычно с анализа  их состава и структуры за отчетный период. Анализ должен иметь этапы: горизонтальный анализ как по издержкам  в целом, так и по их элементам. Это позволяет выявить наиболее важные статьи затрат, которые надо подвергнуть более тщательному  контролю, то есть это затраты, которые  имеют наиболее большую роль в  составе себестоимости. По этим затратам нужно провести пофактический анализ, чтобы выявить, что повлияло на их изменения. Проводя анализ, каждую статью необходимо оценивать с точки зрения ее значимости и необходимости контроля за ней. Например, накладные расходы. Анализируются комплексные статьи затрат, необходимо выявить в их составе наиболее важные элементы и возможности управления ими.

 

Нормативная система управления затратами представляет собой совокупность процедур по планированию, нормированию, отпуску материалов в  производство, составлению внутренней отчетности, калькуляции себестоимости  продукции, осуществлению экономического анализа и контроля на основе норм затрат. Ее основной целью является полное использование производственных факторов и экономное ведение  хозяйства. Сущность этой системы заключается  в следующем:

 

· планирование затрат на основе норм, обеспечивающих решение поставленных перед предприятием задач;

 

· документирование затрат путем выдачи разрешений на использование различных ресурсов для производственных целей, обоснованных нормами и нормативами;

 

· отражение  затрат на счетах бухгалтерского учета  по нормам и отклонениям от них;

 

· выявление  отклонений производится линейным персоналом управления в целях оперативного вмешательства в процесс формирования себестоимости на каждом уровне управления. Калькуляция основывается на нормах затрат, а отклонения от норм по мере их возникновения показывают на счетах бухгалтерского учета как увеличение или уменьшение производственного  результата.

 

 

2.2 Использование инструмента операционного  анализа для оптимизации величины  себестоимости продукции.

 

 

Себестоимость продукции - важнейший показатель экономической  эффективности ее производства, отражающий все стороны хозяйственной деятельности и аккумулирующий результаты использования  всех производственных ресурсов. От его  уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние  субъектов хозяйствования.

 

Анализ себестоимости  продукции, работ и услуг позволяет  выяснить тенденции изменения данного  показателя, выполнение плана по его  уровню, влияние факторов на его  прирост, резервы, а также дать оценку работы предприятия по использованию  возможностей снижения себестоимости  продукции.

 

В задачи анализа  себестоимости входят:

 

· оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости  продукции, издержкам производства и обращения на основе анализа  поведения затрат;

 

· установление динамики и степени выполнения плана  по себестоимости;

 

· определение  факторов, повлиявших на динамику показателей  себестоимости и выполнение плана  по ним, величины и причин отклонений фактических затрат от плановых;

 

· анализ себестоимости  отдельных видов продукции;

 

· выявление  резервов дальнейшего снижения себестоимости  продукции.

 

Источники информации: данные статистической отчетности «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)», плановые и отчетные калькуляции  себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т.д.

 

Современные системы управления базируются на анализе  зависимости между изменениями  объема производства, выручки от реализации продукции, затрат и чистой прибыли. Такой анализ получил название операционного (английское сокращение - CPV).

 

Операционный  анализ - основной инструмент финансового  планирования на предприятии, который  позволяет отслеживать зависимость  финансовых результатов деятельности от затрат, объема производства и цены. Этот вид анализа также называют анализом "издержки - объем - прибыль". Ключевыми элементами операционного  анализа являются:

 

-порог рентабельности;

 

-операционный рычаг;

 

-запас финансовой прочности.

 

Основными элементами себестоимости продукции являются переменные и постоянные расходы, причем соотношение их может быть различным  и определяется технической и  технологической политикой, выбранной  в организации. Изменение структуры  себестоимости может существенно  повлиять на величину прибыли. Эта взаимосвязь  и характеризуется категорией операционного (производственного) рычага.

 

Операционный  рычаг показывает взаимосвязь между  объемом производства и постоянными  и переменными издержками, представляет собой потенциальную возможность  влиять на прибыль предприятия путем  изменения структуры себестоимости  продукции и объема ее выпуска.

 

Постоянные  издержки не зависят от размеров производства. Их величина неизменна т.к. они связаны  с самим существованием предприятия  и должны быть оплачены в любом  случае. К ним относятся: арендная плата, затраты на содержание управленческого  персонала, амортизационные отчисления по зданиям и сооружениям. Эти  расходы иногда называют косвенными или накладными. Переменные издержки зависят от количества производимой продукции, поскольку они складываются из затрат на сырье, материалы, трудовые, энергетически и др. расходные  ресурсы производства.

 

Уровень операционного  рычага определяется отношением темпов прироста валовой прибыли к темпам прироста объема продаж:

 

Для аналитика  важен также показатель коэффициента производственного рычага:

 

КПР = постоянные издержки / общие издержки

 

Коэффициент операционного рычага показывает степень  чувствительности валовой прибыли  к изменению объема производства. Чем выше значение этого коэффициента на предприятии, тем в большей  степени оно способно ускорять темпы прироста операционной прибыли по отношению к темпам прироста объема продаж.

 

Действие  операционного рычага состоит в  том, что любое изменение выручки  от реализации продукции всегда порождает  более сильное изменение прибыли. Степень чувствительности прибыли  к изменению выручки от реализации - сила операционного рычага зависит  от соотношения постоянных и переменных затрат в общих затратах предприятия. Рассчитывается по формуле:

 

СВОР = Маржинальный доход / Прибыль

 

СВОР показывает, на сколько процентов измениться прибыль при изменении выручки  на 1%.

 

Маржинальный  доход - это выручка от реализации товара (услуги) за вычетом переменных затрат. Максимизация маржинального  дохода - одна из главных целей менеджмента, так как именно она является источником покрытия постоянных издержек и формирования прибыли.

 

 

Аналитические особенности операционного анализа  наиболее полно раскрываются при  исследовании связи себестоимости  с объемом реализации продукции  и прибылью.

 

Объем реализации продукции, или выручка N, связан с  себестоимостью S и прибылью от реализации P следующим соотношением:

 

N = S + P

 

Если предприятие  работает прибыльно, то P>0, если убыточно - P<0. Если Р=0, то нет ни прибыли, ни убытка и выручка от реализации равна затратам. Точка перехода из одного состояния в другое (при Р=0) называется критической точкой. Она примечательна тем, что позволяет получить оценки объема производства, цены изделия, выручки, уровня постоянных расходов и других показателей, обеспечивающих улучшение финансового состояния предприятия. Для критической точки справедливо:

 

N = S или N = Постоянные расходы + Переменные  расходы

 

 

 

 

 

 

2.3. Планирование себестоимости продукции.

 

 

Основной  целью планирования себестоимости  является выявление и использование  имеющихся резервов снижения издержек производства и увеличение внутрихозяйственных  накоплений. Снижая издержки производства в результате сбережения прошлого и  живого труда, промышленность добивается наряду с ростом накоплений увеличения объема выпуска продукции. Планы по себестоимости должны исходить из прогрессивных норм затрат труда, использования оборудования, расхода сырья, материалов, топлива и энергии с учетом передового опыта других предприятий. Только при научно организованном нормировании затрат можно выявить и использовать резервы дальнейшего снижения себестоимости продукции.

 

Плановая  себестоимость определяется путем  технико-экономических расчетов величины затрат на производство и реализацию всей товарной продукции и каждого  вида изделий. В зависимости от характера  производства применяется ряд показателей, характеризующих себестоимость  продукции.

 

При выпуске  одного вида продукции себестоимость  единицы этой продукции является показателем уровня и динамики затрат на ее производство. Для характеристики себестоимости разнородной продукции  в планах и отчетах используются показатели снижения себестоимости  сравнимой товарной продукции и  затрат на 1 руб. товарной продукции. План предприятия содержит также сводную  смету затрат на производство и плановые калькуляции себестоимости отдельных  изделий.

 

Показатель  затрат на 1 руб. товарной продукции  определяется исходя из уровня затрат на производство товарной продукции, по отношению к стоимости продукции  в оптовых ценах предприятия.

 

Показатель  затрат на 1 руб. товарной продукции  не только характеризует планируемый  уровень снижения себестоимости, но и определяет также уровень рентабельности товарной продукции. Его величина зависит  как от снижения себестоимости продукции, так и от изменения оптовых  цен, ассортимента и качества продукции.

 

В плане затраты  рассчитываются на плановый объем и  ассортимент продукции, но фактический  ее ассортимент может отличаться от планового. Поэтому плановое задание по затратам на 1 руб. продукции пересчитывается на фактический ассортимент и потом уже сопоставляется с данными о затратах на 1 руб. продукции.

 

План по себестоимости  промышленной продукции составляется по единым для всех предприятий правилам, установленным в инструкциях  по планированию, учету и калькулированию себестоимости промышленной продукции. В этих инструкциях содержится перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции, и определяются способы калькулирования себестоимости.

 

Установление  общих, единых для всех предприятий  правил имеет важное значение для правильного планирования и учета себестоимости продукции. В частности, общим для всех отраслей промышленности является порядок включения в себестоимость продукции только тех зтрат, которые прямо или косвенно связаны с производством продукции. Поэтому нельзя включать в плановую себестоимость продукции расходы, не относящиеся к производству продукции, например расходы, связанные с обслуживанием бытовых нужд предприятия (содержание жилищно-коммунальных хозяйств, расходы других непромышленных хозяйств и т.д.), по капитальному ремонту и строительно-монтажным работам, а также расходы культурно-бытового назначения.

 

Некоторые расходы  хотя и учитываются в фактических  затратах на производство, однако в  силу их особого характера также  не могут включаться в плановую себестоимость  продукции. К таким затратам относятся разного рода непроизводительные расходы и потери, например, обусловленный отступлениями от установленного технологического процесса производственный брак (потери от брака планируются только лишь в литейных, термических, вакуумных, стекольных, оптических, керамических и консервных производствах, а также в особо сложных производствах новейшей техники в минимальных размерах по нормам, устанавливаемым вышестоящей организацией).

 

В плане по себестоимости продукции на предприятии  наряду с затратами на 1 руб. товарной продукции имеются следующие  показатели: себестоимость отдельных  видов продукции, себестоимость  товарной продукции, снижение себестоимости  сравнимой продукции.

Информация о работе Управление текущими издержками