Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:16, курсовая работа
Проблема управления затратами в современных условиях актуальна для большинства российских компаний. Высокая себестоимость продукции снижает ее конкурентоспособность и заставляет менеджмент искать причины и резервы снижения затрат. На предприятии отсутствует эффективный механизм планирования, контроля и анализа затрат.
Введение……………………………………………………………….….……3
1.Классификация затрат организации……………………………….….…….5
1.1.Понятия «Затраты» и «Расходы»…………………………………..….….5
1.2.Классификация затрат по экономическим элементам…………..….…..6
1.3.Классификация затрат по статьям………………………………….….…7
1.4.Классификация по тепени зависимости величины затрат от уровня деловой активности (объемов производства или продаж)…………...….….8
2. Понятие себестоимости и её анализ……………………………….…….…9
2.1.Значение и приемы планирования затрат предприятия в современных условиях……………………………………………………………………….12
2.2.Использование инструмента операционного анализа для оптимизации величины себестоимости продукции…………………………………….….16
2.3.Планирование себестоимости продукции………………………………19
3.Снижение себестоимости продукции……………………………………..22
3.1 Технико-экономические факторы и резервы снижения
себестоимости ………………………………………………………………..26
Заключение ………………………………………………………………...…32
Список использованной литературы………………………………..………33
· обеспечивать
качественной и реальной информацией
о себестоимости отдельных
· использовать
возможности гибкого
· предоставлять объективные данные для составления финансового плана и бюджета предприятия;
· иметь возможность оценивать деятельность каждого структурного подразделения с финансовой точки зрения;
· принимать обоснованные и эффективные решения.
Предприятие должно учитывать две составляющих в деле управления издержками - внутреннюю и внешнюю. Первая составляющая в основном влияет на величину производственной себестоимости, а внешняя - на себестоимость реализованной продукции.
Эффективное управление затратами - это в первую очередь создание системы бюджетов по отдельным видам затрат для контроля за ними, что позволяет обеспечить принятие более обоснованных управленческих решений. Процесс управления затратами начинается обычно с анализа их состава и структуры за отчетный период. Анализ должен иметь этапы: горизонтальный анализ как по издержкам в целом, так и по их элементам. Это позволяет выявить наиболее важные статьи затрат, которые надо подвергнуть более тщательному контролю, то есть это затраты, которые имеют наиболее большую роль в составе себестоимости. По этим затратам нужно провести пофактический анализ, чтобы выявить, что повлияло на их изменения. Проводя анализ, каждую статью необходимо оценивать с точки зрения ее значимости и необходимости контроля за ней. Например, накладные расходы. Анализируются комплексные статьи затрат, необходимо выявить в их составе наиболее важные элементы и возможности управления ими.
Нормативная система управления затратами представляет собой совокупность процедур по планированию, нормированию, отпуску материалов в производство, составлению внутренней отчетности, калькуляции себестоимости продукции, осуществлению экономического анализа и контроля на основе норм затрат. Ее основной целью является полное использование производственных факторов и экономное ведение хозяйства. Сущность этой системы заключается в следующем:
· планирование затрат на основе норм, обеспечивающих решение поставленных перед предприятием задач;
· документирование
затрат путем выдачи разрешений на
использование различных
· отражение затрат на счетах бухгалтерского учета по нормам и отклонениям от них;
· выявление
отклонений производится линейным персоналом
управления в целях оперативного
вмешательства в процесс
2.2
Использование инструмента
Себестоимость
продукции - важнейший показатель экономической
эффективности ее производства, отражающий
все стороны хозяйственной
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, влияние факторов на его прирост, резервы, а также дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.
В задачи анализа себестоимости входят:
· оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции, издержкам производства и обращения на основе анализа поведения затрат;
· установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости;
· определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним, величины и причин отклонений фактических затрат от плановых;
· анализ себестоимости отдельных видов продукции;
· выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.
Источники информации: данные статистической отчетности «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)», плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т.д.
Современные системы управления базируются на анализе зависимости между изменениями объема производства, выручки от реализации продукции, затрат и чистой прибыли. Такой анализ получил название операционного (английское сокращение - CPV).
Операционный
анализ - основной инструмент финансового
планирования на предприятии, который
позволяет отслеживать
-порог рентабельности;
-операционный рычаг;
-запас финансовой прочности.
Основными элементами
себестоимости продукции
Операционный
рычаг показывает взаимосвязь между
объемом производства и постоянными
и переменными издержками, представляет
собой потенциальную
Постоянные издержки не зависят от размеров производства. Их величина неизменна т.к. они связаны с самим существованием предприятия и должны быть оплачены в любом случае. К ним относятся: арендная плата, затраты на содержание управленческого персонала, амортизационные отчисления по зданиям и сооружениям. Эти расходы иногда называют косвенными или накладными. Переменные издержки зависят от количества производимой продукции, поскольку они складываются из затрат на сырье, материалы, трудовые, энергетически и др. расходные ресурсы производства.
Уровень операционного рычага определяется отношением темпов прироста валовой прибыли к темпам прироста объема продаж:
Для аналитика важен также показатель коэффициента производственного рычага:
КПР = постоянные издержки / общие издержки
Коэффициент операционного рычага показывает степень чувствительности валовой прибыли к изменению объема производства. Чем выше значение этого коэффициента на предприятии, тем в большей степени оно способно ускорять темпы прироста операционной прибыли по отношению к темпам прироста объема продаж.
Действие
операционного рычага состоит в
том, что любое изменение выручки
от реализации продукции всегда порождает
более сильное изменение
СВОР = Маржинальный доход / Прибыль
СВОР показывает, на сколько процентов измениться прибыль при изменении выручки на 1%.
Маржинальный доход - это выручка от реализации товара (услуги) за вычетом переменных затрат. Максимизация маржинального дохода - одна из главных целей менеджмента, так как именно она является источником покрытия постоянных издержек и формирования прибыли.
Аналитические
особенности операционного
Объем реализации продукции, или выручка N, связан с себестоимостью S и прибылью от реализации P следующим соотношением:
N = S + P
Если предприятие работает прибыльно, то P>0, если убыточно - P<0. Если Р=0, то нет ни прибыли, ни убытка и выручка от реализации равна затратам. Точка перехода из одного состояния в другое (при Р=0) называется критической точкой. Она примечательна тем, что позволяет получить оценки объема производства, цены изделия, выручки, уровня постоянных расходов и других показателей, обеспечивающих улучшение финансового состояния предприятия. Для критической точки справедливо:
N = S или N = Постоянные расходы + Переменные расходы
2.3.
Планирование себестоимости
Основной целью планирования себестоимости является выявление и использование имеющихся резервов снижения издержек производства и увеличение внутрихозяйственных накоплений. Снижая издержки производства в результате сбережения прошлого и живого труда, промышленность добивается наряду с ростом накоплений увеличения объема выпуска продукции. Планы по себестоимости должны исходить из прогрессивных норм затрат труда, использования оборудования, расхода сырья, материалов, топлива и энергии с учетом передового опыта других предприятий. Только при научно организованном нормировании затрат можно выявить и использовать резервы дальнейшего снижения себестоимости продукции.
Плановая себестоимость определяется путем технико-экономических расчетов величины затрат на производство и реализацию всей товарной продукции и каждого вида изделий. В зависимости от характера производства применяется ряд показателей, характеризующих себестоимость продукции.
При выпуске
одного вида продукции себестоимость
единицы этой продукции является
показателем уровня и динамики затрат
на ее производство. Для характеристики
себестоимости разнородной
Показатель
затрат на 1 руб. товарной продукции
определяется исходя из уровня затрат
на производство товарной продукции, по
отношению к стоимости
Показатель затрат на 1 руб. товарной продукции не только характеризует планируемый уровень снижения себестоимости, но и определяет также уровень рентабельности товарной продукции. Его величина зависит как от снижения себестоимости продукции, так и от изменения оптовых цен, ассортимента и качества продукции.
В плане затраты рассчитываются на плановый объем и ассортимент продукции, но фактический ее ассортимент может отличаться от планового. Поэтому плановое задание по затратам на 1 руб. продукции пересчитывается на фактический ассортимент и потом уже сопоставляется с данными о затратах на 1 руб. продукции.
План по себестоимости промышленной продукции составляется по единым для всех предприятий правилам, установленным в инструкциях по планированию, учету и калькулированию себестоимости промышленной продукции. В этих инструкциях содержится перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции, и определяются способы калькулирования себестоимости.
Установление общих, единых для всех предприятий правил имеет важное значение для правильного планирования и учета себестоимости продукции. В частности, общим для всех отраслей промышленности является порядок включения в себестоимость продукции только тех зтрат, которые прямо или косвенно связаны с производством продукции. Поэтому нельзя включать в плановую себестоимость продукции расходы, не относящиеся к производству продукции, например расходы, связанные с обслуживанием бытовых нужд предприятия (содержание жилищно-коммунальных хозяйств, расходы других непромышленных хозяйств и т.д.), по капитальному ремонту и строительно-монтажным работам, а также расходы культурно-бытового назначения.
Некоторые расходы хотя и учитываются в фактических затратах на производство, однако в силу их особого характера также не могут включаться в плановую себестоимость продукции. К таким затратам относятся разного рода непроизводительные расходы и потери, например, обусловленный отступлениями от установленного технологического процесса производственный брак (потери от брака планируются только лишь в литейных, термических, вакуумных, стекольных, оптических, керамических и консервных производствах, а также в особо сложных производствах новейшей техники в минимальных размерах по нормам, устанавливаемым вышестоящей организацией).
В плане по себестоимости продукции на предприятии наряду с затратами на 1 руб. товарной продукции имеются следующие показатели: себестоимость отдельных видов продукции, себестоимость товарной продукции, снижение себестоимости сравнимой продукции.