Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:16, курсовая работа
Проблема управления затратами в современных условиях актуальна для большинства российских компаний. Высокая себестоимость продукции снижает ее конкурентоспособность и заставляет менеджмент искать причины и резервы снижения затрат. На предприятии отсутствует эффективный механизм планирования, контроля и анализа затрат.
Введение……………………………………………………………….….……3
1.Классификация затрат организации……………………………….….…….5
1.1.Понятия «Затраты» и «Расходы»…………………………………..….….5
1.2.Классификация затрат по экономическим элементам…………..….…..6
1.3.Классификация затрат по статьям………………………………….….…7
1.4.Классификация по тепени зависимости величины затрат от уровня деловой активности (объемов производства или продаж)…………...….….8
2. Понятие себестоимости и её анализ……………………………….…….…9
2.1.Значение и приемы планирования затрат предприятия в современных условиях……………………………………………………………………….12
2.2.Использование инструмента операционного анализа для оптимизации величины себестоимости продукции…………………………………….….16
2.3.Планирование себестоимости продукции………………………………19
3.Снижение себестоимости продукции……………………………………..22
3.1 Технико-экономические факторы и резервы снижения
себестоимости ………………………………………………………………..26
Заключение ………………………………………………………………...…32
Список использованной литературы………………………………..………33
10. Прочие производственные расходы;
11. Общехозяйственные расходы;
12. Коммерческие расходы.
Первые 10 статей образуют так называемую производственную себестоимость. Сумма всех 12 статей представляет собой полную себестоимость производства и реализации (продажи).
1.4. Классификация по степени зависимости величины затрат от уровня деловой активности (объемов производства или продаж).
В соответствии с данным признаком принято выделять условно - переменные и условно - постоянные затраты.
Условно - переменные - это затраты, величина которых зависит от уровня деловой активности. Условно - постоянные - это затраты, величина которых не зависит от уровня деловой активности.
На Западе
существует хорошо разработанная классификация
затрат на переменные и постоянные,
которая нашла широкое
Следует заметить, что переменные затраты неоднородны. В зависимости от соотношения изменения затрат и объема производства их можно подразделить на пропорциональные, прогрессивные, дегрессивные и регрессивные. О пропорциональных говорят тогда, когда относительное изменение затрат равно относительному изменению объема или загрузки (например, основная заработная плата производственных рабочих при прямой сдельной оплате труда). Прогрессивные растут быстрее, чем увеличивается объем производства (например, оплата труда производственных рабочих при сдельно - прогрессивной системе); дегрессивные растут медленнее, чем объем производства (например, затраты на технологическую энергию и топливо, смазочные и обтирочные материалы); регрессивные сокращаются в абсолютном выражении, несмотря на рост объема производства.
2.Понятие себестоимости и её анализ.
Российском законодательстве себестоимость определяется как стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, топлива, материалов, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на её производство и реализацию.
Получение
наибольшего эффекта с
Выявление
резервов снижения себестоимости должно
опираться на комплексный технико-
Затраты живого и овеществленного труда в процессе производства составляют издержки производства. В условиях товарно-денежных отношений и хозяйственной обособленности предприятия неизбежно сохраняются различия между общественными издержками производства и издержками предприятия. Общественные издержки производства - это совокупность живого и овеществленного труда, находящая выражение в стоимости продукции. Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов предприятия на производство продукции и ее реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и являются частью стоимости продукта. В нее включают стоимость сырья, материалов, топлива, электроэнергии и других предметов труда, амортизационные отчисления, заработная плата производственного персонала и прочие денежные расходы. Снижение себестоимости продукции означает экономию овеществленного и живого труда и является важнейшим фактором повышения эффективности производства, роста накоплений.
Наибольшая
доля в затратах на производство промышленной
продукции приходится на сырье и
основные материалы, а затем на заработную
плату и амортизационные
Себестоимость
продукции находится во взаимосвязи
с показателями эффективности производства.
Она отражает большую часть стоимости
продукции и зависит от изменения
условий производства и реализации
продукции. Существенное влияние на
уровень затрат оказывают технико-
Для анализа
уровня и динамики изменения стоимости
продукции используется ряд показателей.
К ним относятся: смета затрат
на производство, себестоимость товарной
и реализуемой продукции, снижение
себестоимости сравнимой
Смета затрат на производство - наиболее общий показатель, который отражает всю сумму расходов предприятия по его производственной деятельности в разрезе экономических элементов. В ней отражены: во-первых, все расходы основного и вспомогательного производства, связанные с выпуском товарной и валовой продукции; во-вторых, затраты на работы и услуги непромышленного характера (строительно-монтажные, транспортные, научно-исследовательские и проектные и др.); в-третьих, затраты на освоение производства новых изделий независимо от источника их возмещений. Эти расходы исчисляют, как правило, без учета внутризаводского оборота.
Для анализа
уровня себестоимости на различных
предприятиях или ее динамики за разные
периоды времени, затраты на производство
должны приводиться к одному объему.
Себестоимость единицы
Показатель
снижения себестоимости сравнимой
товарной продукции применяется
для анализа изменения
Затраты
на один рубль товарной (реализованной)
продукции - наиболее известный на практике
обобщающий показатель, который отражает
себестоимость единицы
Остальные
встречающиеся на практике показатели
себестоимости можно
- по составу учитываемых расходов - цеховая, производственная, полная себестоимость;
- по длительности расчетного периода - месячная, квартальная, годовая, за ряд лет;
- по характеру данных, отражающих расчетный период,- фактическая (отчетная), плановая, нормативная, проектная (сметная), прогнозируемая;
- по масштабам охватываемого объекта - цех, предприятие, группа предприятий, отрасль, промышленность и т.п.
2.1. Значение и приемы планирования затрат предприятия в современных условиях.
Управление
затратами - динамический процесс управленческих
действий, направленный на оптимизацию
затрат с целью повышения
Классификация затрат предприятия:
1. Первичные
элементы затрат - разделение себестоимости
продукции на простые
2. Статьи расходов (статьи калькуляции) - сырье и материалы; возвратные отходы (вычитаются); покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций; топливо и энергия на технологические цели; затраты на основную зарплату производственных рабочих; дополнительная зарплата производственных рабочих; отчисления на социальные нужды; расходы на подготовку и освоение производства; расходы на содержание и эксплуатацию оборудования; общепроизводственные расходы; общехозяйственные расходы; потери от брака; внепроизводственные расходы (коммерческие);
3. Способ
отнесения затрат на
а) прямые расходы - непосредственные связанные с изготовлением конкретных видов продукции и по установленным нормам относятся на себестоимость;
б) косвенные
расходы - обусловленные изготовлением
различных видов продукции и
включаются в себестоимость
4. функциональная роль затрат в формировании себестоимости продукции.
Различают основные и накладные расходы.
Основные
расходы - непосредственно связаны
с техническим процессом
К накладным
расходам относят затраты, связанные
с созданием необходимых
5. Степень
зависимости от объема
Условно-переменные - затраты, сумма которых зависит непосредственно от изменения объема производства (зарплата производственных рабочих, затраты на сырье и материалы).
Условно-постоянные - расходы, абсолютная величина которых при изменении объема производства не изменится или изменится, но незначительно (амортизация основных производственных фондов, топливо для отопления, энергия на освещение помещений, зарплата управленческого персонала).
6. Степень однородности затрат:
а) элементные (однородные): расходы, которые нельзя расчленить на составные части (затраты на сырье и основные материалы, амортизация основных производственных фондов).
б) комплексные - статьи затрат, состоящие из нескольких однородных затрат (расходы на эксплуатацию оборудования, общепроизводственные, общехозяйственные, внепроизводственные расходы).
7. Зависимость
от времени возникновения и
отношения на себестоимость
- текущие
затраты - возникают преимущественно
в данном периоде и относятся
на себестоимость продукции
- расходы
будущих периодов - производятся
в данном отрезке времени, но
относятся на себестоимость
- предстоящие
расходы - это еще не возникшие
расходы, но на них
8. Удельный
вес затрат в себестоимости
продукции: материалоемкая
Процесс управления
затратами и себестоимостью продукции
предприятия носит комплексный
характер и предусматривает решение
вопросов формирования издержек производства
и себестоимости как отдельных
видов продукции, так и по всей
их совокупности, установление продажных
цен по каждому изделию и определение
их рентабельности, выявление и практическое
использование резервов экономии затрат
и снижения себестоимости, осуществление
контроля за состоянием и характером
изменений фактической
Основными элементами управления затратами и себестоимостью продукции является прогнозирование и планирование, нормирование затрат, организация их учета и калькуляцию себестоимости продаж, анализ, контроль и регулирование деятельности по ходу ее осуществления.
Целью управления издержками и себестоимостью продукции является обеспечение экономного использования ресурсов и максимизация отдачи от них.
В целях обеспечения
эффективного управления издержками и
формированием себестоимости
· увеличивать производство конкурентоспособной продукции за счет более низких издержек и, следовательно, цен;