Управление социальным развитием предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе развития общества, перевода народного хозяйства на рельсы рыночной экономики особое внимание должно быть уделено планированию социального развития на предприятии.

Социальное развитие включает совершенствование социальной структуры коллектива, укрепление духовных основ личности и формирования у нее социально значимых качеств, повышения материального благосостояния на основе принципов социальной справедливости. Социальное развитие находит свое проявление и осуществляется через совокупность социальных процессов и социальных отношений. Главенствующую роль здесь играют социальные процессы и социальные отношения в сфере труда как основной сфере жизнедеятельности человека.

Социальная структура коллектива - это важный параметр, влияющий на эффективность деятельности предприятия. Благоприятная социальная структура способствует развитию трудовой активности, творческой инициативы, высокой дисциплины труда и росту его эффективности. Неблагоприятная социальная структура затрудняет эффективное решение производственных задач.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

1.1. Показатели и критерии социального развития..............................................4

1.2. Социальная структура коллектива предприятия...........................................5

1.3. Задачи управления социальным развитием организации.............................9

2. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

2.1. Уровни социального планирования..............................................................15

2.2. Методы социального планирования.............................................................17

2.3. Состав и содержание плана социального планирования............................19

3. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УКПП «СЛОНИМСКАЯ ФАБРИКА «ТЕКСТИЛЬЩИК»

3.1. Краткая характеристика предприятия.....................................................................22

3.2. Деятельность фабрики по социальному развитию......................................24

3.3. Основные направления совершенствования социального развития..........26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................................28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................29

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ Шишко.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

Субъективные факторы - это личностные характеристики самого работника: его пол, возраст, образование, воспитание, профессия, стаж работы, его личный опыт, общая и профессиональная культура, ценностные ориентации и др.

Само отношение работника к труду проявляется через объективные и субъективные показатели его деятельности и социальной активности.

Объективными показателями будут уровень выполнения производственных заданий, качество выполненной работы, состояние дисциплины руда работника, степень его инициативности, творческого поиска путей улучшения деятельности и др.

 

1.3. Задачи управления социальным развитием организации

Управление социальным развитием организации является специфическим видом менеджмента и вместе с тем составной частью управления персоналом, имеет свою область проявления и свой объект управленческого воздействия.

Социальный ме­неджмент предусматривает создание благоприятных условий труда и отдыха работников организации, вознаграждение и со­циальную защиту персонала, поддержание оптимальной мораль­но-психологической атмосферы в коллективе, обеспечение со­циального партнерства и делового сотрудничества. Ему присущи соответствующие формы и методы, приемы, способы и прави­ла, позволяющие решать социальные проблемы на основе пре­имущественно научного подхода к регулированию социальных процессов в организации.     

Субъект социального менеджмента - управленческие под­разделения и круг должностных лиц, призванные заниматься вопросами социального развития организации и социальным об­служиванием ее персонала, наделенные надлежащими полно­мочиями и несущие определенную ответственность за решение социальных проблем. Наличие социальной службы в организа­ции тем более необходимо, что перемены в жизни общества, вызываемые ускорением научно-технического и социального прогресса, ведут к возрастанию роли человеческого фактора в трудовой деятельности и значения личностных качеств работ­ников, усиливают потребность в социальном партнерстве.

              Задачи, выполняемые социальной службой организации, имеют свои особенности, обусловленные неоднозначностью объекта управления и характера возникающих социальных про­блем, своеобразием методов достижения социальных целей, необходимостью строжайшего соблюдения требований социаль­но-трудового законодательства и обеспечения тесного сотруд­ничества всех сторон, заинтересованных в социальном партнер­стве.

Поскольку социальная служба как субъект управления имеет дело исключительно с людьми, ее первостепенная задача — сфо­кусировать внимание на человеке, его интеллектуальном и нрав­ственном потенциале, культуре общения и взаимодействия ра­ботников. Обеспечивая желаемые перемены в социальной среде организации, специалисты социальной службы вынуждены не только преодолевать затруднения экономического и техничес­кого порядка, но и в основном заниматься социально-психоло­гическими, духовно-нравственными проблемами, связанными с отношениями людей к природе, научно-техническими дости­жениями, труду и, само собой разумеется, друг к другу.

Руководителю организации, менеджеру-профессионалу нужно обладать необходимым минимумом гуманитарных и этических знаний, психологическим и педагогическим тактом, умением выбирать подобающую обстоятельствам манеру поведения. Ему в известной степени надлежит выступать в роли воспитателя, который учитывает психологические особенности отдельных личностей и социальных групп, а при выборе вариантов решения социальных вопросов советоваться с теми, чьи интересы данная проблема затрагивает.

От специалистов социальной службы требуется предельная внимательность к человеку, максимальная забота о каждом работнике организации, удовлетворении его запросов, уважении прав и достоинства. Они призваны, используя имеющиеся в их распоряжении средства, стимулировать интерес сотрудников к делу и высокопродуктивной работе, развивать социальную активность, стремление работников эффективно реализовывать свои знания, опят и мастерство. Важно повышать уровень осознания людьми значимости дисциплины, творческой инициативы и самостоятельности, индивидуальной и коллективной ответственности за результаты совместного труда.

Причастность к управлению социальными процессами сопряжена с заботой об улучшении условий труда и быта людей, с искренней отзывчивостью на просьбы сотрудников о содействии в решении житейских проблем, сколь бы малыми они не казались, с готовностью оказать необходимую помощь. В то же время нужна осмотрительность в предоставлении любых привилегий. Поблажки нередко разобщают коллектив, приводят к конфликтным ситуациям, конфронтации. Противопоказана, конечно, и слепая уравнительность.

Важнейшая задача управления социальным развитием - использование различных видов социальных, гуманитарных технологий как совокупности средств упорядочения, воспроизводства и обновления социальной среды организации, как своеобразного алгоритма получения желаемых в этом деле результатов. Такие технологии, основанные на знаниях о человеке, о содержании и формах социальных связей, применяются в управленческой деятельности с целью гуманизации труда, создания условий, благоприятствующих совместной работе, свободному и всестороннему развитию личности.

Гуманитарные технологии в работе с персоналом обычно рассчитаны на то, чтобы дать простор проявлению индивидуально-личностных качеств сотрудников, оптимизировать межличностные отношения и морально-психологическую атмосферу в коллективе, стимулировать профессиональный рост, творческую инициативу и деловое партнерство. При этом учитываются ре­альные возможности организации, отраслевая специфика ее функционирования, социально-демографические особенности города или района, где она располагается.

Непременным компонентом и, следовательно, задачей современного,  основанного на научном походе управления со­циальным развитием является соблюдение социальных норм - ус­тановленных обществом, государством, отдельной организаци­ей правил, приемов, образцов поведение, принципов деятельности, соответствующих общепринятым ценностям и нравственным идеалам. Именно они позволяют в выверенной и доступной форме выразить как основные цели перемен в соци­альной среде, так и требования, которые предъявляются к персоналу.

В буквальном смысле понятие «норма» означает руководящее
начало, правило. Потому норма, норматив есть некий эталон,
на который надлежит равняться и по которому нужно оценивать
те или иные события, объекты, процессы.             

Социальные нормы - это количественная, а в большинстве
случаев качественная характеристика требований к условиям
жизнедеятельности человека, социальных групп. К ним относ­ятся как правовые нормы, закрепленные в законах страны, так и нравственно-этические ориентиры, регламентированные зна­чения социальных показателей.

Нормативы социальной сферы, как и других областей жизни общества, складываются в результате практической деятельнос­ти людей и социального опыта, научных исследовании, экспер­тных заключений авторитетных специалистов. Они находят вы­ражение в законодательных актах, постановлениях правительства, отраслевых инструкциях, установлениях региональных органов управления, распоряжениях местной администрации и других регламентирующих документах. Обязательные нормати­вы требуют неукоснительного исполнения, а нормы, которые имеют рекомендательный характер, служат методическим руко­водством при решении социальных проблем.

К задачам социальной службы организации относится разра­ботка и реализация мероприятии, обеспечивающих социальное парт­нерство - взаимно заинтересованное сотрудничество работода­телей и наемных работников в решении социальных проблем. Партнеров представляют, с одной стороны, предприниматели и их ассоциации, а с другой — трудовые коллективы и профсо­юзные организации. Такое сотрудничество осуществляется постоянно, на двусторон­ней основе, преимущественно в форме коллективных перего­воров на уровне отдельных предприятий и отраслей экономи­ки, заключения коллективных договоров и соглашений.

Не менее важно достижение социальной службой взаимодей­ствия и координации своей деятельности с отраслевыми и реги­ональными структурами управления социальной сферой, кото­рые представляют органы государственной власти и местного самоуправления. Они в определенных условиях, особенно при обострении социальной напряженности в стране или регионе, присоединяются к постоянным участникам социального парт­нерства, чтобы на уровне многостороннего сотрудничества объединить усилия в улаживании разногласий по вопросам заработной платы, доходов, социального минимума, защиты прав и свобод работающих граждан, предупредить посредством взаимопонимания на переговорах возникновение социально-трудовых конфликтов и доведение их до крайней точки — за­бастовок.

Очевидно, что социальное партнерство как действенный ме­ханизм регулирования отношений на всех уровнях получит даль­нейшее развитие. Оно должно базироваться на принципах доб­ровольности, равноправия и взаимной ответственности сторон, служить важнейшим инструментом поддержания сотрудничества и совершенствования его форм.

На уровне предприятий сторонами соци­ального партнерства являются работодатель (работодатели) и трудовой коллектив. Трудовой коллектив реализует право работников уча­ствовать в управлении предприятием (организацией), вносить предложения об улучшении его работы, а также о социально-культурном и бытовом обслуживании. Он рассматривает, и решают вопросы заключения с администрацией коллективного договора, самоуправления трудового коллектива, иные вопросы в соответствии с коллективным договором.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.     СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

 

2.1. Уровни социального планирования

Уровни социального планирования принято различать в связи с тем, на каком уровне социальной организации осу­ществляется то или иное социальное изменение или социаль­ная трансформация.

Первый уровень планирования - это планирование соци­ального развития трудовых коллективов. Различные виды производственных коллективов предполагают при планиро­вании их развития различные методики. Накопленный опыт свидетельствует, что на уровне трудового коллектива наибо­лее действенными оказались планы, которые базировались на следующих принципах:

1. что и в какой степени работник способен сде­лать для успешного развития производства и как он сам бу­дет изменяться под влиянием научно-технического и соци­ального прогресса;

2. действенность планов социального развития зависит от условий, которые может создать коллектив для че­ловека, конкретных преимуществ, которые он может получить в процессе распределения материальных и духовных благ. Суть вопроса — в обеспечении единства усилий, предпринимаемых государством по повышению уровня жизни работников и воз­можностей, которыми располагает конкретное производство или регион. Важнейшим аспектом реализации этого принципа яв­ляется совершенствование материального и морального сти­мулирования. В последние годы высказано много предложений и проведен ряд экспериментов по усилению заинтересованнос­ти людей в конечных результатах труда;

3. Процессы взаимодействия человека с произ­водственной организацией, городом или районом (а, следова­тельно, и со всем обществом) не должны протекать спонтан­но, случайно, стихийно, а должны быть выражением созна­тельной деятельности, участием членов трудовых коллективов в управлении этими процессами.

На региональном уровне социальное планирование пред­ставляет собой особую форму целенаправленного регулиро­вания социальных процессов на уровне республики, области (края), экономического района и других административных единиц. Для решения задач эффективного функционирова­ния всего общественного организма огромное значение при­обретает выравнивание уровней социального развития в тер­риториальном разрезе и особенно регулирование миграцион­ных потоков, рациональное использование трудовых ресурсов, развитие национальных отношений, распределение и потреб­ление культурных ценностей. Как показал опыт, главной це­левой установкой для регионального социального планирова­ния является создание благоприятных условий для трудовой и повседневной жизни.

Планирование на уровне экономических районов должно с необходимостью учитывать, что каждый из социальных процессов - развитие нации, повышение уровня жизни народов, миграция населения, совершенствование системы образова­ния — требует нахождения того, что характеризует его сущ­ность и специфику в данном регионе. Кроме того, при изуче­нии социального процесса уточняется, что отличает его от аналогичных процессов в других районах страны. Одним из основных условий становится оптимальное сочетание отрас­левого и регионального планирования в интересах эффектив­ного функционирования общества. Особенностью регионально­го планирования по экономическим районам является также соблюдение принципа системности, определяемого совокупно­стью показателей. Кроме того, проблемы, стоящие перед рес­публикой или областью, не всегда по своей актуальности со­впадают с общегосударственными.

 

 

2.2. Методы социального планирования

Методологические и методические основы социального планирования тесно переплетаются с основами экономического планирования на предприятиях. Этим объясняется единство некоторых методов, используемых в социально-экономическом планировании. Между тем планированию социального планирования присущ и ряд специфических методов. Совокупность методов достаточно широка, но среди них можно выделить главные, наиболее часто используемые в практике социального планирования.

Долгое время ведущим методом планирования являлся балансовый, который возник как способ обеспечения связей между потребностями общества и его возможностями при ог­раниченности ресурсов. В настоящее время на первый план выходят методы, связанные с существованием рыночных от­ношений, когда особенно важно видеть социальные послед­ствия принимаемых решений, уметь согласовывать интересы всех участников преобразований, предоставив им благо­приятные условия для проявления творческой активности.

Информация о работе Управление социальным развитием предприятия