Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:44, реферат
Актуальность темы исследования. Интерес управленцев и собственников российских компаний к репутационному менеджменту объясняется растущей ориентацией корпоративного управления на капитализацию и рыночную стоимость компании как ключевых показателей эффективности бизнеса. Глобальное исследование компаний Interbrand и журнала Business Week показало, что стоимость «неосязаемых ценностей» — торговой марки, бренда компании и т. д. может составлять до 70% ее рыночной капитализации. Снижение индекса репутации всего на 1% вызывает падение ее рыночной стоимости на 3%1.
УПРАВЛЕНИЕ РЕПУТАЦИЕЙ КОМПАНИИ И ЕЕ ОЦЕНКА
Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным
хозяйством (маркетинг)
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук
Работа выполнена в
Государственном
Научный руководитель – доктор экономических наук, профессор
Юлдашева Оксана Урняковна
Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор
доктор экономических наук, профессор
Егоров Владимир Федорович
Ведущая организация – Государственное образовательное
учреждение высшего профес-
сионального образования «Санкт-
Петербургский государственный
университет аэрокосмического
приборостроения»
Защита состоится «25» мая 2010 года в ______ часов на заседании диссертационного совета Д 212.237.08 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов» по адресу 191023 Санкт-Петербург, ул. Садовая, д.21, аудитория 2071. Факс 8(812)3104628
С диссертацией можно
ознакомиться в библиотеке Государственного
образовательного учреждения высшего
профессионального образования
«Санкт-Петербургский
Автореферат разослан «___» ________ 2010 года.
Ученый секретарь
диссертационного совета В.
Актуальность темы исследования. Интерес управленцев и собственников российских компаний к репутационному менеджменту объясняется растущей ориентацией корпоративного управления на капитализацию и рыночную стоимость компании как ключевых показателей эффективности бизнеса. Глобальное исследование компаний Interbrand и журнала Business Week показало, что стоимость «неосязаемых ценностей» — торговой марки, бренда компании и т. д. может составлять до 70% ее рыночной капитализации. Снижение индекса репутации всего на 1% вызывает падение ее рыночной стоимости на 3%1.
Другими словами, размер рыночной стоимости и капитализации компании существенно зависит от силы ее бренда, уровня доверия к компании и ее менеджменту со стороны основных стейкхолдеров (покупателей, акционеров, инвесторов и т.п.) и от их ожиданий. Следовательно, вопросы формирования благоприятной репутации как фактора устойчивости компании выходят на первый план. Особенно это актуально для крупных акционерных компаний с диверсифицированным бизнесом, для которого становится необходимым наличие внутрифирменных стандартов управления репутацией и ее регулярной оценки.
Практика предпринимательства в России показывает, что чем больше организация, тем сложнее поддерживать и развивать ее репутацию, а, следовательно, тем более осознанной и плановой должна быть политика в сфере репутационного менеджмента. Регулярный репутационный менеджмент подразумевает наличие стандартных процедур принятия решений по вопросам управления репутацией, оценки репутационных рисков, особенно в ситуациях, когда риск утраты репутации особенно велик (сделки по слияниям и поглощениям, увольнения топ-менеджмента, нарушения компанией законодательства и т. д.), развитие системы внешних межфирменных и внутренних коммуникаций и поддержки лояльности внутренних стейкхолдеров, регулярность информационного взаимодействия со всеми заинтересованными группами компании, оценку эффективности вышеназванных мероприятий.
Важность управления
и оценки репутации также объясняется
усилением процессов
Степень разработанности проблемы. В современной научной и учебной литературе вопросы управления репутацией чаще всего рассматриваются в рамках теории маркетинга и управления брендами, которая в целом дает представления о способах, методах и концепциях управления маркетинговыми нематериальными активами. Здесь следует выделить работы российских авторов – Г.Л.Азоева, И.А.Аренкова, Г.Л.Багиева, Ю.А.Бичун, Т.П.Данько, В.Н.Домнина, Н.И.Мелентьевой, А.Н.Мамрова, Н.К.Моисеевой, С.В.Никифоровой, В.И.Семенова, О.У.Юлдашевой, а также зарубежных - Д. Аакера, К.Беркмана, Ф.Котлера, Э. Райс, Дж. Траута, Я.Эллвуда и др.
Однако, в последнее время западные и российские ученые уделяют все больше внимания вопросам репутационного менеджмента и управления имиджем компании. Так, работы Б. Джи, А.Крылова, А.И. Коханенко, Т.В.Мещерякова, Г.Г. Почепцова, М.Я.Рольбиной, А.В.Ульяновского, Р.И.Шаркова и др. посвящены вопросам исследования сущности и роли имиджа компании, специфике управления им. Все большее число авторов, среди которых К.С.Букша, А.Заман, К. Додокин, А. Лапшов, Г.Мартин, Л.Мокрова, Л.Новиченкова, И. Олейник, В.Е.Рева, С.Хенрик и др., акцентирует внимание на необходимости управления репутацией компании, выделении репутационных рисков.
Вопросы управления репутацией
непосредственно связаны с
И, наконец, следует отметить работы таких авторов как Г.Даулинг, М.Ю.Тайц, А.Эдвуд, Л.С.Сальникова, а также методические разработки компаний Interbrand, Brand Finance и V-Ratio, предлагающие методы оценки репутации (и бренда) и обосновывающие необходимость формирования и оценки репутационного капитала, включая дискуссию по поводу сущности и методов оценки гудвилла.
Несмотря на наличие достаточно большого круга работ и исследований в области репутационного менеджмента, мнения авторов существенно разнятся не только в области подходов и методов оценки репутации, но и в области трактовки и дифференциации таких понятий как репутация, имидж, бренд и гудвилл. Следует также отметить явную недостаточность работ, исследующих характеристики процесса управления репутацией, ее стратегического и тактического планирования, методов контроля и оценки эффективности управления репутацией. Все это сдерживает решение целого ряда прикладных задач, в числе которых вопросы разработки стандартной процедуры репутационного аудита, выбора стратегий развития репутации, дифференциации и оценки репутационных рисков, разработки системы ключевых показателей результативности (KPI) процесса управления репутацией компании и др.
Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является развитие концептуальных положений и методического инструментария по разработке системы управления репутацией компании и ее оценки.
В процессе реализации цели были поставлены и решены следующие задачи:
- выявить основные тенденции и проблемы управления репутацией российских компаний в условиях глобализации и роста роли символических ресурсов;
- исследовать и дифференцировать понятия репутация, деловая репутация, имидж, бренд и гудвилл, определить их взаимосвязь; выявить специфические особенности репутации как нематериального актива компании;
- выявить параметры репутации и разработать концептуальные положения по совершенствованию системы управления репутацией на принципах парадигмы устойчивого развития и стейкхолдер-менеджмента;
- разработать методические положения по проведению репутационного аудита;
- предложить классификацию репутационных рисков;
- разработать методические положения по контролю и оценке репутации компании.
Объектом исследования является репутационное пространство компании и его субъекты, а также процесс управления репутацией компании.
Предметом исследования являются методы управления репутацией компании и подходы к ее оценке.
Методологическая основа исследования. В основе диссертационного исследования лежат фундаментальные и прикладные труды зарубежных и отечественных ученых в области теории экономики, маркетинга и менеджмента, теории репутационного менеджмента и управления брендами, стейкхолдер-менеджмента. Автор базировался на методологии системного подхода, методах социально-экономического моделирования, позволяющих изучать особенности формирования и развития репутации в рамках репутационного пространства.
Для обоснования выводов
и получения результатов
Информационно-эмпирическую базу исследования составили данные консалтинговых компаний, аналитических международных обзоров, результатов авторских исследований и опросов экспертов, выполненных в процессе диссертационного исследования.
II. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ
1. Дифференцированы
и уточнены определения
Исследование показало, что до сих пор не существует однозначного подхода к дифференциации понятий имидж, репутация, бренд и гудвилл, которые часто используются как синонимичные. В то же время, перечисленные понятия имеют качественно различное содержание и должны быть четко дифференцированы друг от друга, что и было сделано в работе.
Имидж корпорации – эмоциональный внешний образ, складывающийся у контактных аудиторий о компании, ее достоинствах и недостатках в различных направлениях деятельности.
Репутация корпорации или корпоративная репутация - это коллективное мнение о компании, ее внешнем образе и внутренней организации, формирующееся с течением времени в сознании стейкхолдеров, на основе опыта взаимодействия с компанией (ее сотрудниками), научения и оценки ее экономического, социального и экологического аспектов деятельности.
Можно выделить несколько аспектов репутации – деловую репутацию, социальную и экологическую. Деловая репутация фактически отражает наиболее важный ее аспект – экономический, то есть мнение стейкхолдеров об экономическом состоянии компании, ее платежеспособности, исполнении обязательств, качестве менеджмента и технологических процессов, инновационной политике и т.п.
Репутация (как и имидж) не имеет материально-вещественной формы, не может отчуждаться от ее владельца или быть проданной.
Корпоративный бренд – многогранная конструкция, отражающая видение и ценности корпорации, принципы ее деятельности, социальную и экологическую ориентацию и ответственность, рыночное позиционирование и конкурентные преимущества, имеющая узнаваемое символическое обозначение, вызывающее определенные устойчивые ассоциации и эмоции у контактных аудиторий. Бренд включает и имидж, и репутацию, поскольку взаимодействует с потребителями во времени, а значит подразумевает научение.
Бренд имеет материально-вещественную форму (знак), может отчуждаться от владельца и быть проданным.
Гудвилл – стоимостная оценка репутации или бренда. И в этом смысле гудвилл отражает стоимость и имиджа, и репутации, и бренда. Термин «гудвилл» (goodwill) отражает ту часть рыночной стоимости купленной компании, которая превышает стоимость ее фактически имеющихся балансовых активов. Считается, что превышение рыночной стоимости над балансовой возникает в связи с положительной репутацией компании или привлекательным брендом. Таким образом, с точки зрения экономической оценки, корпоративный бренд и репутация представляются идентичными понятиями, что и отражает «гудвилл».
Репутация обладает набором специфических особенностей, которые отличают ее от других нематериальных активов (например, технологических):
Информация о работе Управление репутацией компании и ее оценка