Управление процессом обслуживание клиентов розничного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 21:56, дипломная работа

Краткое описание

Целью данного дипломного проекта является исследование процесса обслуживания клиентов.
Для достижения поставленной цели в ходе выполнения дипломного проекта необходимо реализовать следующие задачи:
1) определить понятие и критерии процесса обслуживания;
2) проанализировать уровень процесса обслуживания;
3) разработать мероприятия, направленные на повышение эффективности процесса обслуживания
4) дать оценку эффективности мероприятиям, направленных на повышение эффективности процесса

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты управления процессом обслуживания клиентов розничного предприятия 5
1.1 Основные принципы управления процессом обслуживания клиентов розничного предприятия 5
1.2 Формирование ассортимента товаров обеспечивающего удовлетворение спроса клиентов 10
1.3 Внедрение методов эффективного сервиса в торговле 22
Глава 2 Анализ управления процессом обслуживания клиентов в супермаркете ООО Spar ( магазин № 140) 29
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 29
2.2 Анализ качества процесса обслуживания 41
2.3 Исследование ожиданий и восприятия покупателями процесса обслуживания 47
Глава 3. Совершенствование организации управления обслуживанием клиентов в супермаркете ООО Spar ( магазин № 140) 59
3.1 Мероприятия по совершенствованию процесса обслуживания 59
3.2 Экономическая эффективность мероприятий по совершенствованию процесса обслуживания 65
Заключение 71
Список литературы 74

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

ТЕМА

Управление процессом обслуживания клиентов розничного предприятия

Содержание

 

 

Введение

В современных условиях жесткой рыночной конкуренции, когда едва ли не все крупные торговые предприятия обладают доступом к одним и тем же технологиям, невозможно отрицать тот факт, что  огромное влияние на эффективное достижение целей организации и ее конкурентоспособность имеет такой важный фактор, как высокий  уровень торгового обслуживания клиентов.

В условиях формирования рыночных отношений в стране существенно возрастает роль торговли. Торговля становится наиболее устойчивой сферой в развитии рыночных отношений.

Задача торговли – не только доводить товары до конечного потребителя, но и активно воздействовать на формирование потребительского спроса, что невозможно без качественного обслуживания клиентов.

Проблема качества торгового обслуживания постоянно волнует и покупателей и продавцов. И это закономерно. Растет материальное благосостояние людей, растет их культурный уровень. В этих условиях вполне естественно желание покупателей приобрести необходимый ему товар в удобное для него время, в удобном месте, в нужном ассортименте.

Поэтому в условиях рыночной конкуренции большое значение уделяется процессу обслуживания клиентов, так как от качества и уровня обслуживания зависит эффективная торговая деятельность любого предприятия, основным показателем которой является размер прибыли.

Управление процессом обслуживания клиентов прямо связано с миссией торгового предприятия и является определяющим условием формирования его высокой конкурентной позиции на потребительском рынке.

Управление процессом обслуживания клиентов предполагает, прежде всего, обеспечение возможностей наиболее полного удовлетворения их спроса в рамках избранного предприятием сегмента потребительского рынка, что определяет необходимость обоснования и проведения соответствующей ассортиментной политики торгового предприятия.

Кроме того, управление этим процессом предполагает создание клиентам удобных условий для совершения покупок. Это связано с установлением оптимального для них режима работы торгового предприятия, выбором эффективных методов продажи товаров, предоставлением широкого комплекса дополнительных услуг, организацией рекламы и внутримагазинной информации, а также другими организационно-технологическими мероприятиями.

Данный вопрос в настоящее время является актуальным, так как для обеспечения эффективной реализации товаров предприятия должно проводить комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективность обслуживания клиентов. Этому вопросу посвящено много публикаций. На мой взгляд наиболее важный интерес представлен в учебниках Бланк И.А. «Управление торговым предприятием», Дашков Л.П. и Памбухчиянц В.К. «Коммерция и технология торговли, а также Памбухчиянц В.К. «Организация, технология и проектирование торговых предприятий». Эти работы касаются общих теоретических вопросов. Конкретные вопросы разбираются в статье 62 из специализированного издания журнала «Маркетинг и маркетинговые исследования» Куликова З.П.

Актуальность темы исследования определило практическое отсутствие исследований и малоразработанность проблемы торговой отрасли, а именно управления процессом обслуживания клиентами.

Необходимость в повышении эффективности процесса обслуживания клиентов обусловлена следующими обстоятельствами:

  1. процесс обслуживания клиентов является инструментом в конкурентной борьбе;
  2. процесс обслуживания клиентов оказывает огромное влияние на настроение и удовлетворенность клиентов, так как 90% всех их потребностей удовлетворяется в торговле;
  3. эффективное обслуживание клиентов способствует стимулированию сбыта товара, то есть побуждает покупателя приобрести товар;
  4. эффективность процесса обслуживания клиентов способствует повышению основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия.

Целью данного дипломного проекта является исследование процесса обслуживания клиентов. 

Для достижения поставленной цели в ходе выполнения дипломного проекта необходимо реализовать следующие задачи:

  1. определить понятие и критерии процесса обслуживания;
  2. проанализировать уровень процесса обслуживания;
  3. разработать мероприятия, направленные на повышение эффективности процесса обслуживания
  4. дать оценку эффективности мероприятиям, направленных на повышение эффективности процесса

Предмет исследования: управление процессом обслуживания клиентов розничного предприятия..

Объектом исследования супермаркет ООО Spar (магазин 140) , г. Нижний Новгород, улица Ошарская, дом 16.

Дипломный проект выполнялся на основе отчётных данных о финансовых показателей супермаркет ООО Spar (магазин 140) осуществляющего розничную торговлю на потребительском рынке г. Нижнем Новгороде.

Структура работы включает в себя: введение, три  главы, заключение, список использованной литературы, насчитывающего 74 источника, и приложения.  
  
  
  
1. Теоретические аспекты управления процессом обслуживания клиентов розничного предприятия.

 
1.1 Основные принципы  управления процессом обслуживания клиентов розничного предприятия

 

В условиях рыночных отношений, которые сложились в нашей стране за последние годы, процесс торгового обслуживания покупателей становится важнейшим объектом контроля и экономического анализа на предприятиях торговли.

Одним из основных показателей, характеризующих процесс обслуживания клиентов, является уровень обслуживания покупателей. Данный показатель является интегральным, включающим ряд частных показателей, таких как культура обслуживания покупателей, скорость торгового обслуживания, стабильность товарного ассортимента, спектр услуг, предоставляемых покупателям и т.д. /3, с. 44/

Одним из основных требований функционирования предприятий и их ассоциаций в условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной и другой деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования. Главная задача предприятия - хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия. Основными показателями, характеризующими результаты торговой деятельности деятельности торговых предприятий, выступают товарооборот, валовой доход, другие доходы, издержки обращения, прибыль и рентабельность.

Высокий уровень обслуживания покупателей, может быть, достигнут лишь в результате тесного взаимодействия всех звеньев торговли:

  • снижения издержек потребления;
  • предоставления разнообразных услуг населению;
  • стимулирование продаж.

Качество обслуживания покупателей находится в полной зависимости от достигнутого уровня производства предметов потребления в стране и имеющихся ресурсов для его удовлетворения. Выражается в количестве и качестве товаров, условиях их приобретения, затратах времени покупателей и качества услуг, культуре обслуживания.

Большинство ученых оценивая качество обслуживания, единодушно рассматривают его исходя из затрат времени покупателей на приобретение товаров и условий, в которых покупатель совершает покупку. Качество обслуживания, по их мнению, определяется /11, с. 44/:

  • как минимальное время, затраченное на приобретение товаров, и комфорт обслуживания
  • как целый комплекс торгового обслуживания от формирования потребностей на изделия до окончательной подготовки его потребителю, или как оптимизация затрат для покупателей и для сферы обслуживания.

Некоторые авторы оценку качества торгового обслуживания предлагают оценивать как степень удовлетворения общественной или личной потребности в процессе приобретения материальных благ, хотя это является главным предназначением торговли потребительскими товарами.

 В комплексе функций  торгового менеджмента одно из  ведущих мест занимает управление  процессом обслуживания покупателей  в магазине. Реализации этой функции должно уделяться большое внимание в силу ее высокой значимости в обеспечении развития торгового предприятия и повышении эффективности его деятельности. Чем же определяется эта высокая значимость? /4, с. 79/

Прежде всего, обеспечение высокого уровня торгового обслуживания покупателей в магазинах является одной из действенных форм участия торгового предприятия в конкуренции на потребительском рынке, формирования его конкурентного преимущества. Управление процессом обслуживания покупателей рассматривается как сложная совокупность решений, вырабатываемых менеджерами с учетом конкурентной позиции торгового предприятия на потребительском рынке, стадии его жизненного цикла, имеющегося потенциала трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Эта совокупность управленческих решений является одним из основных механизмов освоения торговым предприятием избранной рыночной ниши /4,с.79/.

Кроме того, управление процессом обслуживания покупателей неразрывно связано с управлением важнейшими экономическими показателями деятельности торгового предприятия, существенно влияющими на его финансовое состояние. Эффективность этого управления прямо влияет на объем товарооборота, сумму доходов и прибыли предприятия, а, следовательно, и на возможности финансового обеспечения его предстоящего развития /4, с. 79/.

Важно обратить внимание и на то, что высокий уровень обслуживания покупателей и достигнутый соответствующий имидж торгового предприятия в этой области на потребительском рынке формирует высокий размер его гуд-вилла и соответственно повышает рыночную стоимость предприятия за счет неосязаемых активов.

Наконец, следует учесть и то, что обеспечение соответствующего уровня обслуживания покупателей в магазине является не только проявлением доброй воли менеджеров предприятия, направленной на обеспечение высоких конечных результатов хозяйственной деятельности, но и прямой их обязанностью, вытекающей из требований законодательных и других нормативных актов, связанных с обеспечением прав покупателей в процессе их торгового обслуживания. Эти требования определены законом о защите прав потребителей, порядком осуществления торговой деятельности, правилами продажи продовольственных и непродовольственных товаров и другими нормативными актами.

Высокая значимость функции управлении процессом обслуживания покупателей возводит ее в ранг стратегических функций торгового менеджмента, которая должна быть обеспечена на предприятиях торговли разработкой стратегических целей в этой области и мероприятий по их реализации /4, с. 80/.

Хотя понятие «уровень обслуживания покупателей» носит обобщенный характер, оно определяется рядом конкретных элементов, которые играют различную роль в обеспечении этого уровня. По мнению покупателей и торговых экспертов, к числу наиболее важных относятся следующие элементы:

  1. Наличие в магазине широкого и устойчивого ассортимента товаров, обеспечивающего удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей.
  2. Применение в магазине прогрессивных методов продажи товаров, обеспечивающих наибольшие удобства и минимизацию затрат времени на совершение покупок.
  3. Предоставление покупателям дополнительных торговых услуг, связанных со спецификой реализуемых товаров.
  4. Широкое использование средств внутримагазинной рекламы и информации.
  5. Высокая профессиональная квалификация персонала, непосредственно осуществляющего процесс обслуживания покупателей в торговом зале.
  6. Полное соблюдение установленных правил продажи товаров и порядка осуществления торговли в магазине.

Важнейшим элементом, формирующим уровень обслуживания покупателей в магазине, является подготовка товаров к продаже. Подготовка товаров к продаже способствует /30, с.20/:

  • освобождению продавцов и других работников от излишних затрат времени и труда в процессе обслуживания покупателей,
  • быстрому отпуску товаров и увеличению пропускной способности магазинов, сокращает товарные потери и повышает коэффициент использования торгового зала.

Операции по подготовке товаров к продаже представлены на рисунке 1.

Продажа товаров является заключительным этапом процесса обслуживания покупателей.

Особенность продажи товаров, последовательность проведения отдельных операций зависит от сложности ассортимента продаваемых товаров, характера спроса покупателей, применяемых форм продажи. Несмотря на принципиальные отличия в организации продажи товаров с применением различных форм, особенно самообслуживания, и с индивидуальным обслуживанием покупателей, они имеют и общие черты.

В магазинах процесс продажи складывается из следующих операций:

  1. Встреча покупателя и выявление спроса.

Эта операция является начальным элементом процесса продажи. Его задача - выявить намерения покупателей в отношении модели, фасона, качества, цены и других признаков товара.

  1. Предложение и показ товаров.

Является важнейшим составным элементом процесса обслуживания покупателей. Правильная организация показа товаров возможна только на основе хорошо продуманной схемы размещения товаров, применения современных способов их выкладки. При показе продавец уточняет запросы покупателей, обращает внимание на особенности отдельных товаров, раскрывает товароведные, эстетические свойства, качество изделий /21,с.102/

Информация о работе Управление процессом обслуживание клиентов розничного предприятия