Управление персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 15:19, контрольная работа

Краткое описание

Концепция управления персоналом.
Методы управления персоналом.
Служба управления персоналом.

Файлы: 1 файл

Управление персоналом К.Р.docx

— 66.69 Кб (Скачать)

 

Тема 1. Концепция управления персоналом

 

    Практическое  задание №1

 

Система целей является основой определения состава функций управления. Первоначальным этапом формирования функций служит выявление их объектов и носителей.

До недавнего времени большую часть объема работ по управлению кадрами брали на себя линейные руководители подразделений. Отрицательная тенденция данного явления была в том, что руководители не получают необходимой консультативной, методической помощи и часто выполняют функции, к которым профессионально не готовы. Это, в свою очередь, ведет к превалированию автократических (авторитарных) подходов к формированию стиля и методов руководства. Неразвитость кадровых служб, неподготовленность руководителей к управлению персоналом неизбежно сказываются на общей управленческой философии и культуре организации, на общем моральном климате в коллективе, не говоря уже о взаимоотношениях руководителей со своими сотрудниками. Это ведет к неудовлетворенности работников своим трудом, к сковыванию инициативы и творческого начала в их работе.

Необходимо отметить, что в последние годы все большее число отечественных организаций используют в своей практике международный опыт управления персоналом, который во многом обогащается российской спецификой. Этому способствует также тот факт, что в настоящее время многие отечественные научные, учебные и производственные организации активно занимаются обобщением и совершенствованием методологии и практики управления персоналом. Важным вопросом в этой связи является структуризация функционального разделения труда. Ниже в табл. 2 показаны в краткой форме важнейшие этапы процесса управления персоналом.

 

Таблица  – Этапы процесса управления персоналом

 

Наименование этапа

Основные задачи этапа

Определение   потребности в персонале

 

Обеспечение   потребности в персонале

 

Мотивация результатов груда и поведения персонала

 

Обеспечение процесса управления персоналом

 

Использование персонала

Развитие персонала

Планирование   качественной    потребности   в   персонале.    Выбор методов расчета количественной потребности в персонале. Планирование количественной потребности в персонале

 

Получение и анализ маркетинговой (в области персонала) информации. Разработка и использование инструментария обеспечения потребности в персонале. Отбор персонала, его деловая оценка

 

Управление содержанием и процессом мотивации трудового поведения. Управление конфликтами. Использование монетарных побудительных систем: оплата труда, участие персонала в прибылях и в капитале предприятия. Использование немонетарных побудительных систем: групповая организация и социальные коммуникации, стиль и методы руководства, регулирование рабочего времени

 

Правовое регулирование трудовых взаимоотношений. Учет и статистика персонала. Информирование коллектива и внешних организаций по кадровым вопросам. Разработка кадровой политики

Определение содержания и результатов труда на рабочих местах. Производственная социализация. Введение персонала, его адаптация в трудовой деятельности. Упорядочение рабочих мест. Обеспечение безопасности труда. Высвобождение персонала

Планирование и реализация  карьеры и служебных перемещений. Организация и проведение обучения


 

 

Исходя из вышеперечисленных задач по этапам, можно сделать вывод, что общей и главной задачей службы управления персоналом является обеспечение соответствия качественных и количественных характеристик персонала целям организации.

Под качественными характеристиками персонала следует понимать:

• способности (уровень образования, объем знаний, профессиональные навыки, опыт работы в определенной сфере и т.п.);

• мотивации (круг профессиональных и личных интересов, стремление сделать карьеру и т.п.);

• свойства (личностные качества, влияющие на выполнение определенной профессиональной роли).

Служба управления персоналом может выполнять свои задачи следующими способами:

• через затребованную линейными руководителями консультативную помощь;

• через совместную с линейными руководителями разработку решений и мероприятий по их реализации;

• через собственные управленческие полномочия по выполнению соответствующих мероприятий (главным образом в области персонал-маркетинга).

 При определении круга  задач по управлению персоналом  зарубежные специалисты условно выделяют так называемые основные и дополнительные задачи. К основным относятся практически все перечисленные в табл.2. К дополнительным следует отнести задачи, которые могут выполняться совместно с основными, но, как правило, управленческое распорядительство по ним осуществляют внешние (по отношение к службе персонала) подразделения. К такого рода задачам относятся: охрана труда и техника безопасности; расчет и выплата заработной платы; оказание различного рода услуг (например, организация информационной связи, услуги в области социальной инфраструктуры).

Значительный вклад в теорию управления в России внесли ученые. Одним из таких крупных ученых, заложивших основы важнейшей составной части науки управления — общей теории систем, является врач, экономист и философ А.А. Богданов (1873—1928). В годы первой мировой войны он написал книгу под названием «Всеобщая организационная наука», в которой разработал базовые понятия тектологии — основ общей теории систем. Он показал существование единых структурных связей и закономерностей, общих для самых разнообразных объектов и процессов. 
Основная идея тектологии — признание необходимости подхода к любому явлению со стороны его организованности. 
Под организованностью понимается известный экологический принцип (аксиома) эмерджентности — свойство целого быть больше суммы своих частей, т.е. целое всегда имеет осо¬бые свойства, которые отсутствуют у его частей. И чем больше целое отличается от суммы своих частей, тем более оно организовано. 
Тектология рассматривает все явления как непрерывные процессы организации и дезорганизации. Принципы организованности, динамичности тесно связаны с принципом целостного рассмотрения отдельных явлений и всего мира вообще. А.А. Богданов практически показал, что любая система развивается по тем же законам, что природная (экологическая). В основе функционирования социальной системы, как и любой другой системы, также лежат экологические законы. Следовательно, теория управления должна формироваться и развиваться на основе экологических законов, так же как и теория организации. Это явилось крупным шагом в развитии теории управления, так как до этого исследователи ограничивались лишь применением методов, используемых в науке и технике, в управлении организацией согласно разработкам школы научного управления Ф. Тейлора (см. § 1.3). По мнению Богданова, организационные методы являются общими для всех наук: естественных, общественных, экономических. Им также введены и обоснованы такие понятия, как «управляемая и управленческая системы», «обратная связь» и другие, без которых немыслима современная наука управления. 
После 1917 г., с переходом от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике (нэп), в стране разворачивается широкое движение за внедрение научной организации труда (НОТ) и экономических методов управления производством. Создаются научно-исследовательские институты, лаборатории, специализированные подразделения НОТ, разработавшие немало ценных рекомендаций о том, как нужно работать с наименьшими затратами времени, материальных и денежных средств для получения максимального производственного эффекта. Ведущим институтом в России был Центральный институт труда (ЦИТ), а также институты в других регионах СССР, руководимые И.М. Бурдянским, В.М. Бехтеревым, которые не только создали систематизированные концепции в области организации труда и управления, но и внедрили их в производство. На предприятиях и в учреждениях возникли опытные станции, оргстанции, оргбюро, бюро рационализации, проводившие в жизнь основные рационализаторские мероприятия по улучшению организации производства и управления. 
Идея «.узкой базы». А.К. Гастев (1882—1938 или 1941) в те годы был наиболее крупным специалистом по управлению. Ему принадлежит популярная в 1920-х годах идея «узкой базы», смысл которой состоял в том, что наиболее узким местом производства является организация труда отдельного человека — от директора до рабочего. Именно с решения этого вопроса необходимо начинать совершенствование деятельности предприятия. Управление производством А. К. Гастев делил на два вида — управление вещами и управление людьми. Эти два вида управления составляют основу концепций лидер-ского поведения, разработанных американскими учеными в 1940-1960-х годах. 
«Принцип экономии». Большой вклад в развитие теории управления внес П.М. Керженцев, объектом исследования которого были организация производства, руководство трудовым коллективом, управление людьми. Широко известен «принцип экономии» П.М. Керженцева при организации НОТ — получение максимального трудового эффекта при наибольшей возможной экономии человеческой энергии и материальных средств. 
 
В настоящее время в связи с переходом в нашей стране к рыночным отношениям значительно активизировался творческий поиск новых решений в области теории управления. Наука управления получила свое: дальнейшее развитие в трудах отечественных ученых: Д.А. Гвишиани, Г.Х. Попова (р. 1936), Э.М. Короткова, А.А. Беляева, З.П. Румянцевой, Б.З. Мильнера, А.В. Попова, А.Г. Аган-бегяна (р. 1932), Ю.П. Васильева, А.И. Анчишкина (1933—1987) и др.

Управление персоналом - целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом организации. Управление персоналом заключается в формировании системы управления персоналом; планировании кадровой работы, разработке оперативного плана работы с персоналом; проведении маркетинга персонала; определении кадрового потенциала и потребности организации в персонале.

Управление персоналом организации охватывает широкий спектр функций от приема до увольнения кадров: наем, отбор и прием персонала; деловая оценка персонала при приеме, аттестации, подборе; профориентация и трудовая адаптация; мотивация трудовой деятельности персонала и его использования; организация труда и соблюдение этики деловых отношений; управление конфликтами и стрессами; обучение, повышение квалификации и переподготовка кадров; управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением; высвобождение персонала. Предметной областью УП являются механизмы воздействия на людей, на отношения, складывающиеся между ними, на кадровые процессы, происходящие в организации в целях обеспечения успешного выполнения персоналом своих профессиональных функций на основе рационального использования профессиональных, деловых и личностных способностей людей.

 

Трудовые ресурсы — это часть населения трудоспособного возраста, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве. Трудовые ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств способна производить материальные блага или услуги

 К трудовым ресурсам  относят как занятых, так и  потенциальных работников.

Персонал организации (кадры, трудовой коллектив) — это совокупность работников, входящих в ее списочный состав.

По характеру выполняемых функций промышленно-производственный персонал (ППП) подразделяется на четыре категории: рабочих, руководителей, специалистов и технических исполнителей (служащих).

Рабочие — это работники, непосредственно занятые производством продукции (услуг), ремонтом, перемещением грузов и т.п. К ним также относятся уборщицы, дворники, гардеробщики, охранники.

Персонал (от лат. Personalis - личный) - личный состав организаций, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев.

Человеческие ресурсы - понятие, отражающее главное богатство любого общества, процветание которого возможно при создании условий для воспроизводства, развития, использования этого ресурса с учетом интересов каждого человека.

Понятие «человеческие ресурсы» более емкое, чем «трудовые ресурсы» и «персонал», так как содержит в себе совокупность социокультурных характеристик и личностно-психологических свойств людей. Специфика челоеческих ресурсов, в отличие от всех других видов ресурсов (материальных, информационных и др.), состоит в следующем:

- люди наделены интеллектом, следовательно, их реакция на  внешнее воздействие (управление) -эмоционально  осмысленная, а не механическая;

- люди способны к постоянному  совершенствованию и развитию.

Трудовой потенциал работника - совокупность физических и духовных качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности, способность достигать в заданных условиях определенных результатов, а также совершенствоваться в процессе труда.

Основными характеристиками персонала организации являются: численность и структура. Численность персонала организации зависит от характера, масштаба, сложности, трудоемкости производственных и управленческих процессов, степени их механизации, автоматизации, компьютеризации.

Структура персонала организации - совокупность отдельных групп работников, объединенных но какому-либо признаку.

В зависимости от характера участия в производственном процессе рабочие, в свою очередь, делятся на основных (производящих продукцию) и вспомогательных (обслуживающих технологический процесс).

Управленческий персонал (управленцы) — часть персонала организации, выполняющая общие функции управления: планирование, организация, прогнозирование, координация, контроль и т.д. Общие функции управления могут выполняться управленческим персоналом, как в масштабе всей организации, так и в рамках определенных подразделений структуры или их групп. Согласно «Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих» (1998), весь управленческий персонал подразделяется на категории: руководители, специалисты, служащие. Руководители — работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений (функциональных служб), а также их заместители.

Специалисты — работники, выполняющие инженерно-технические, экономические и другие функции. К ним относятся инженеры, экономисты, бухгалтеры, социологи, юрисконсульты, нормировщики, техники и др.

Принципиальное отличие руководителей от специалистов заключается в юридическом праве принятия решения и наличие в подчинении других работников. В зависимости от масштаба управления различают линейных руководителей, отвечающих за принятие решений по всем функциям управления, и функциональных руководителей, реализующих отдельные функции управления. Кроме того, различают руководителей высшего уровня управления организацией (руководители и его заместители), средне го уровня (руководителей функциональных и линейных подразделений) и низового уровня (руководителей участков, бригад).

 Различают следующие категории специалистов:

♦   функциональные специалисты, результатами, деятельности которых является управленческая информация (экономисты, финансисты, маркетологи и т.д.);

♦   линейные специалисты, результатами, деятельности которых является обслуживание и контроль процесса производства (механики, энергетики и т.д.);

♦   специалисты-технологи, инженеры, результатом деятельности которых является конструкторско-техническая или проектная информация.

 

Внешние и внутренние факторы, влияющие на управление персоналом

 

 Любая организация  не существует в вакууме, на  ее жизнедеятельность оказывают  влияние разнообразные внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы. К таким факторам, влияющим на формирование практики и политики управления персоналом, относятся законодательство и экономические условия.

1.  Законодательство. Российское законодательство регламентирует отношения между работодателем и работником, устанавливая:

•                       гарантию соблюдения прав человека; одинаковые возможности при найме на работу;

размер минимальной оплаты труда; длительность рабочего дня и рабочей недели; длительность и порядок предоставления отпусков; нормы условий труда;

•                        нормы безопасности труда; функции профсоюзов;

  Экономические  условия. На практику управления персоналом влияют три макроэкономических компонента:

уровень общественной производительности труда. В настоящее время уровень общественной производительности труда в России находится на очень низком уровне по сравнению с развитыми странами. По некоторым данным, он в 18 раз ниже соответствующего показателя в США и в 14 раз ниже, чем в Европе. Общий спад производства с 1990 по 2000 гг., изменения в экономической политике государства (в первую очередь снижение затрат на образование и здравоохранение), новая система налогообложения пока не способствуют его росту;

•                           природа конкуренции. Ее обычно измеряют степенью конкуренции. Высокий уровень конкуренции заставляет организацию снижать издержки. Следовательно, оплата труда и дополнительные вознаграждения тоже подвергаются сокращению;

природа рынка труда. Она непосредственно влияет на программы по управлению персоналом. Если предложение рабочей силы значительно превышает спрос, издержки на найм сотрудников минимальны.

Состояние дел на рынке труда в России неоднородно. Пять лет назад наблюдался явный перевес предложения над спросом среди инженерно-технических сотрудников, и, наоборот, ощущалась катастрофическая нехватка специалистов по основным бизнес-направлениям: маркетинг, сбыт, специалисты по связям с общественностью, управление персоналом, стратегическое управление, управление финансами. Сегодня ситуация коренным образом изменилась. Экономический рост, привлечение иностранных инвестиций, расширение отечественного производства привели к многократному увеличению спроса инженеров, специалистов-технологов, представителей рабочих профессий.

Информация о работе Управление персоналом