Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 15:19, контрольная работа
Концепция управления персоналом.
Методы управления персоналом.
Служба управления персоналом.
Тема 1. Концепция управления персоналом
Практическое задание №1
Система целей является основой определения состава функций управления. Первоначальным этапом формирования функций служит выявление их объектов и носителей.
До недавнего времени большую часть объема работ по управлению кадрами брали на себя линейные руководители подразделений. Отрицательная тенденция данного явления была в том, что руководители не получают необходимой консультативной, методической помощи и часто выполняют функции, к которым профессионально не готовы. Это, в свою очередь, ведет к превалированию автократических (авторитарных) подходов к формированию стиля и методов руководства. Неразвитость кадровых служб, неподготовленность руководителей к управлению персоналом неизбежно сказываются на общей управленческой философии и культуре организации, на общем моральном климате в коллективе, не говоря уже о взаимоотношениях руководителей со своими сотрудниками. Это ведет к неудовлетворенности работников своим трудом, к сковыванию инициативы и творческого начала в их работе.
Необходимо отметить, что в последние годы все большее число отечественных организаций используют в своей практике международный опыт управления персоналом, который во многом обогащается российской спецификой. Этому способствует также тот факт, что в настоящее время многие отечественные научные, учебные и производственные организации активно занимаются обобщением и совершенствованием методологии и практики управления персоналом. Важным вопросом в этой связи является структуризация функционального разделения труда. Ниже в табл. 2 показаны в краткой форме важнейшие этапы процесса управления персоналом.
Таблица – Этапы процесса управления персоналом
Наименование этапа |
Основные задачи этапа |
Определение потребности в персонале
Обеспечение потребности в персонале
Мотивация результатов груда и поведения персонала
Обеспечение процесса управления персоналом
Использование персонала Развитие персонала |
Планирование качественной потребности в персонале. Выбор методов расчета количественной потребности в персонале. Планирование количественной потребности в персонале
Получение и анализ маркетинговой (в области персонала) информации. Разработка и использование инструментария обеспечения потребности в персонале. Отбор персонала, его деловая оценка
Управление содержанием и процессом мотивации трудового поведения. Управление конфликтами. Использование монетарных побудительных систем: оплата труда, участие персонала в прибылях и в капитале предприятия. Использование немонетарных побудительных систем: групповая организация и социальные коммуникации, стиль и методы руководства, регулирование рабочего времени
Правовое регулирование трудовых взаимоотношений. Учет и статистика персонала. Информирование коллектива и внешних организаций по кадровым вопросам. Разработка кадровой политики Определение содержания и результатов труда на рабочих местах. Производственная социализация. Введение персонала, его адаптация в трудовой деятельности. Упорядочение рабочих мест. Обеспечение безопасности труда. Высвобождение персонала Планирование и реализация карьеры и служебных перемещений. Организация и проведение обучения |
Исходя из вышеперечисленных задач по этапам, можно сделать вывод, что общей и главной задачей службы управления персоналом является обеспечение соответствия качественных и количественных характеристик персонала целям организации.
Под качественными характеристиками персонала следует понимать:
• способности (уровень образования, объем знаний, профессиональные навыки, опыт работы в определенной сфере и т.п.);
• мотивации (круг профессиональных и личных интересов, стремление сделать карьеру и т.п.);
• свойства (личностные качества, влияющие на выполнение определенной профессиональной роли).
Служба управления персоналом может выполнять свои задачи следующими способами:
• через затребованную линейными руководителями консультативную помощь;
• через совместную с линейными руководителями разработку решений и мероприятий по их реализации;
• через собственные управленческие полномочия по выполнению соответствующих мероприятий (главным образом в области персонал-маркетинга).
При определении круга
задач по управлению
Значительный вклад в теорию управления
в России внесли ученые. Одним из таких
крупных ученых, заложивших основы важнейшей
составной части науки управления — общей
теории систем, является врач, экономист
и философ А.А. Богданов (1873—1928). В годы
первой мировой войны он написал книгу
под названием «Всеобщая организационная
наука», в которой разработал базовые
понятия тектологии — основ общей теории
систем. Он показал существование единых
структурных связей и закономерностей,
общих для самых разнообразных объектов
и процессов.
Основная идея тектологии — признание
необходимости подхода к любому явлению
со стороны его организованности.
Под организованностью понимается известный
экологический принцип (аксиома) эмерджентности
— свойство целого быть больше суммы своих
частей, т.е. целое всегда имеет осо¬бые
свойства, которые отсутствуют у его частей.
И чем больше целое отличается от суммы
своих частей, тем более оно организовано.
Тектология рассматривает все явления
как непрерывные процессы организации
и дезорганизации. Принципы организованности,
динамичности тесно связаны с принципом
целостного рассмотрения отдельных явлений
и всего мира вообще. А.А. Богданов практически
показал, что любая система развивается
по тем же законам, что природная (экологическая).
В основе функционирования социальной
системы, как и любой другой системы, также
лежат экологические законы. Следовательно,
теория управления должна формироваться
и развиваться на основе экологических
законов, так же как и теория организации.
Это явилось крупным шагом в развитии
теории управления, так как до этого исследователи
ограничивались лишь применением методов,
используемых в науке и технике, в управлении
организацией согласно разработкам школы
научного управления Ф. Тейлора (см. § 1.3).
По мнению Богданова, организационные
методы являются общими для всех наук:
естественных, общественных, экономических.
Им также введены и обоснованы такие понятия,
как «управляемая и управленческая системы»,
«обратная связь» и другие, без которых
немыслима современная наука управления.
После 1917 г., с переходом от политики «военного
коммунизма» к новой экономической политике
(нэп), в стране разворачивается широкое
движение за внедрение научной организации
труда (НОТ) и экономических методов управления
производством. Создаются научно-исследовательские
институты, лаборатории, специализированные
подразделения НОТ, разработавшие немало
ценных рекомендаций о том, как нужно работать
с наименьшими затратами времени, материальных
и денежных средств для получения максимального
производственного эффекта. Ведущим институтом
в России был Центральный институт труда
(ЦИТ), а также институты в других регионах
СССР, руководимые И.М. Бурдянским, В.М.
Бехтеревым, которые не только создали
систематизированные концепции в области
организации труда и управления, но и внедрили
их в производство. На предприятиях и в
учреждениях возникли опытные станции,
оргстанции, оргбюро, бюро рационализации,
проводившие в жизнь основные рационализаторские
мероприятия по улучшению организации
производства и управления.
Идея «.узкой базы». А.К. Гастев (1882—1938
или 1941) в те годы был наиболее крупным
специалистом по управлению. Ему принадлежит
популярная в 1920-х годах идея «узкой базы»,
смысл которой состоял в том, что наиболее
узким местом производства является организация
труда отдельного человека — от директора
до рабочего. Именно с решения этого вопроса
необходимо начинать совершенствование
деятельности предприятия. Управление
производством А. К. Гастев делил на два
вида — управление вещами и управление
людьми. Эти два вида управления составляют
основу концепций лидер-ского поведения,
разработанных американскими учеными
в 1940-1960-х годах.
«Принцип экономии». Большой вклад в
развитие теории управления внес П.М. Керженцев,
объектом исследования которого были
организация производства, руководство
трудовым коллективом, управление людьми.
Широко известен «принцип экономии» П.М.
Керженцева при организации НОТ — получение
максимального трудового эффекта при
наибольшей возможной экономии человеческой
энергии и материальных средств.
В настоящее время в связи с переходом
в нашей стране к рыночным отношениям
значительно активизировался творческий
поиск новых решений в области теории
управления. Наука управления получила
свое: дальнейшее развитие в трудах отечественных
ученых: Д.А. Гвишиани, Г.Х. Попова (р. 1936),
Э.М. Короткова, А.А. Беляева, З.П. Румянцевой,
Б.З. Мильнера, А.В. Попова, А.Г. Аган-бегяна
(р. 1932), Ю.П. Васильева, А.И. Анчишкина (1933—1987)
и др.
Управление персоналом - целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом организации. Управление персоналом заключается в формировании системы управления персоналом; планировании кадровой работы, разработке оперативного плана работы с персоналом; проведении маркетинга персонала; определении кадрового потенциала и потребности организации в персонале.
Управление персоналом организации охватывает широкий спектр функций от приема до увольнения кадров: наем, отбор и прием персонала; деловая оценка персонала при приеме, аттестации, подборе; профориентация и трудовая адаптация; мотивация трудовой деятельности персонала и его использования; организация труда и соблюдение этики деловых отношений; управление конфликтами и стрессами; обучение, повышение квалификации и переподготовка кадров; управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением; высвобождение персонала. Предметной областью УП являются механизмы воздействия на людей, на отношения, складывающиеся между ними, на кадровые процессы, происходящие в организации в целях обеспечения успешного выполнения персоналом своих профессиональных функций на основе рационального использования профессиональных, деловых и личностных способностей людей.
Трудовые ресурсы — это часть населения трудоспособного возраста, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве. Трудовые ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств способна производить материальные блага или услуги
К трудовым ресурсам относят как занятых, так и потенциальных работников.
Персонал организации (кадры, трудовой коллектив) — это совокупность работников, входящих в ее списочный состав.
По характеру выполняемых функций промышленно-производственный персонал (ППП) подразделяется на четыре категории: рабочих, руководителей, специалистов и технических исполнителей (служащих).
Рабочие — это работники, непосредственно занятые производством продукции (услуг), ремонтом, перемещением грузов и т.п. К ним также относятся уборщицы, дворники, гардеробщики, охранники.
Персонал (от лат. Personalis - личный) - личный состав организаций, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев.
Человеческие ресурсы - понятие, отражающее главное богатство любого общества, процветание которого возможно при создании условий для воспроизводства, развития, использования этого ресурса с учетом интересов каждого человека.
Понятие «человеческие ресурсы» более емкое, чем «трудовые ресурсы» и «персонал», так как содержит в себе совокупность социокультурных характеристик и личностно-психологических свойств людей. Специфика челоеческих ресурсов, в отличие от всех других видов ресурсов (материальных, информационных и др.), состоит в следующем:
- люди наделены интеллектом, следовательно, их реакция на внешнее воздействие (управление) -эмоционально осмысленная, а не механическая;
- люди способны к постоянному совершенствованию и развитию.
Трудовой потенциал работника - совокупность физических и духовных качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности, способность достигать в заданных условиях определенных результатов, а также совершенствоваться в процессе труда.
Основными характеристиками персонала организации являются: численность и структура. Численность персонала организации зависит от характера, масштаба, сложности, трудоемкости производственных и управленческих процессов, степени их механизации, автоматизации, компьютеризации.
Структура персонала организации - совокупность отдельных групп работников, объединенных но какому-либо признаку.
В зависимости от характера участия в производственном процессе рабочие, в свою очередь, делятся на основных (производящих продукцию) и вспомогательных (обслуживающих технологический процесс).
Управленческий персонал (управленцы) — часть персонала организации, выполняющая общие функции управления: планирование, организация, прогнозирование, координация, контроль и т.д. Общие функции управления могут выполняться управленческим персоналом, как в масштабе всей организации, так и в рамках определенных подразделений структуры или их групп. Согласно «Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих» (1998), весь управленческий персонал подразделяется на категории: руководители, специалисты, служащие. Руководители — работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений (функциональных служб), а также их заместители.
Специалисты — работники, выполняющие инженерно-технические, экономические и другие функции. К ним относятся инженеры, экономисты, бухгалтеры, социологи, юрисконсульты, нормировщики, техники и др.
Принципиальное отличие руководителей от специалистов заключается в юридическом праве принятия решения и наличие в подчинении других работников. В зависимости от масштаба управления различают линейных руководителей, отвечающих за принятие решений по всем функциям управления, и функциональных руководителей, реализующих отдельные функции управления. Кроме того, различают руководителей высшего уровня управления организацией (руководители и его заместители), средне го уровня (руководителей функциональных и линейных подразделений) и низового уровня (руководителей участков, бригад).
Различают следующие категории специалистов:
♦ функциональные специалисты, результатами, деятельности которых является управленческая информация (экономисты, финансисты, маркетологи и т.д.);
♦ линейные специалисты, результатами, деятельности которых является обслуживание и контроль процесса производства (механики, энергетики и т.д.);
♦ специалисты-технологи, инженеры, результатом деятельности которых является конструкторско-техническая или проектная информация.
Внешние и внутренние факторы, влияющие на управление персоналом
Любая организация
не существует в вакууме, на
ее жизнедеятельность
Внешние факторы. К таким факторам, влияющим на формирование практики и политики управления персоналом, относятся законодательство и экономические условия.
1. Законодательство. Российское законодательство регламентирует отношения между работодателем и работником, устанавливая:
• гарантию соблюдения прав человека; одинаковые возможности при найме на работу;
размер минимальной оплаты труда; длительность рабочего дня и рабочей недели; длительность и порядок предоставления отпусков; нормы условий труда;
• нормы безопасности труда; функции профсоюзов;
Экономические условия. На практику управления персоналом влияют три макроэкономических компонента:
уровень общественной производительности труда. В настоящее время уровень общественной производительности труда в России находится на очень низком уровне по сравнению с развитыми странами. По некоторым данным, он в 18 раз ниже соответствующего показателя в США и в 14 раз ниже, чем в Европе. Общий спад производства с 1990 по 2000 гг., изменения в экономической политике государства (в первую очередь снижение затрат на образование и здравоохранение), новая система налогообложения пока не способствуют его росту;
• природа конкуренции. Ее обычно измеряют степенью конкуренции. Высокий уровень конкуренции заставляет организацию снижать издержки. Следовательно, оплата труда и дополнительные вознаграждения тоже подвергаются сокращению;
природа рынка труда. Она непосредственно влияет на программы по управлению персоналом. Если предложение рабочей силы значительно превышает спрос, издержки на найм сотрудников минимальны.
Состояние дел на рынке труда в России неоднородно. Пять лет назад наблюдался явный перевес предложения над спросом среди инженерно-технических сотрудников, и, наоборот, ощущалась катастрофическая нехватка специалистов по основным бизнес-направлениям: маркетинг, сбыт, специалисты по связям с общественностью, управление персоналом, стратегическое управление, управление финансами. Сегодня ситуация коренным образом изменилась. Экономический рост, привлечение иностранных инвестиций, расширение отечественного производства привели к многократному увеличению спроса инженеров, специалистов-технологов, представителей рабочих профессий.