Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 18:56, курсовая работа
Изучение таких вопросов как уровень квалификации, переподготовка персонала, средний возраст потенциальных работников исключительно важны для деятельности организации, потому что персонал реализует стратегию фирмы. Действительно важно уметь обеспечить фирму отличными специалистами, которые займутся поднятием фирмы на должный уровень.
Изучение литературных источников показало, что на самом деле не существует одного подхода к вопросам управления персоналом. Мнения разделились. Одна половина теоретиков говорит, что психологические мотивы и рычаги являются основой управления персоналом, другие считают, что важнее экономические стимулы. Исходя из этого, можно сделать вывод, что существуют две основы науки об управлении персоналом – психология и финансы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Теоретические основы управления персоналом в организации 4
2.Управление персоналом организации 14
3.Повышение эффективности управления персоналом 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Курсовая работа
по дисциплине «Менеджмент»
Тема: «Управление персоналом в организации»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.Теоретические основы управления персоналом в организации 4
2.Управление персоналом организации 14
3.Повышение эффективности управления персоналом 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
ВВЕДЕНИЕ
Человеческие ресурсы - один из ключевых видов ресурсов в любом организационном процессе. Тщательное исследование возможностей этих ресурсов является важной частью стратегического анализа.
Все прекрасно понимают важность грамотного управления персоналом. Персонал – это, прежде всего трудовые ресурсы, которые служат фундаментом для всей производственной деятельности. Ни одно предприятие не сможет работать без персонала, потому что все другие ресурсы производятся при непосредственном участии трудовых ресурсов. В связи с этим, точно могу утверждать что выбранная мною тема курсовой весьма актуальна.
Изучение таких вопросов как уровень квалификации, переподготовка персонала, средний возраст потенциальных работников исключительно важны для деятельности организации, потому что персонал реализует стратегию фирмы. Действительно важно уметь обеспечить фирму отличными специалистами, которые займутся поднятием фирмы на должный уровень.
Изучение литературных источников показало, что на самом деле не существует одного подхода к вопросам управления персоналом. Мнения разделились. Одна половина теоретиков говорит, что психологические мотивы и рычаги являются основой управления персоналом, другие считают, что важнее экономические стимулы. Исходя из этого, можно сделать вывод, что существуют две основы науки об управлении персоналом – психология и финансы.
Человека на протяжении всей его жизни окружают организации. Львиную долю своего времени большинство населения проводит в каких-либо организациях - это и детский сад, и учебное заведение, и предприятие и т.д. Организации производят продукцию и услуги, потребляя которые человечество живет и развивается; определяют условия жизни и контролируют их соблюдение; дают возможность выражать и реализовывать собственные взгляды и интересы. Рассматривая организацию как абстрактное понятие, можно сказать, что она представляет собой объединение людей, совместно работающих для достижения определенных целей.
Организация может быть как автономным объектом, так и социальным институтом с известным статусом, она может создаваться для выполнения более или менее определенной функции. Организация может выступать как процесс целенаправленного воздействия на объект, в таком случае понятие организации совпадает с понятием управления. Организация может означать упорядоченность какого-либо объекта в плане структуры, строения, типа связей.
Организация создается как
инструмент решения общественных задач
и средство достижения цели. Она
складывается как человеческая общность,
специфическая социальная среда. С
этих позиций организация
С точки зрения существующих теорий, организации бывают бюрократические и диалектические (кооперативные). Господствующей организационной структурой является бюрократическая организация. Она отличается от других тем, что индивидуума наделяют правом осуществлять полномочия. В процессе своей эволюции бюрократическая организация прошла путь от состояния, когда она формировала индивидуума, до обратной зависимости, то есть состояния, когда индивидуум принимает участие в формировании организации.
Рабочая сила является таким же ресурсом, как и материальные, технические, финансовые ресурсы. Трудовые ресурсы представляют собой часть населения страны, которая обладает физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для работы в определённой сфере народного хозяйства. Размеры трудовых ресурсов зависят от численности населения, режима его воспроизводства, состава по полу и возрасту. Основную часть трудовых ресурсов страны составляет ее население в трудоспособном возрасте, а также подростки и лица пенсионного возраста, способные трудиться.
Трудовые ресурсы имеют свои отличия:
1) если со временем материальные, технические ресурсы стареют (физически, морально), то трудовые ресурсы дорожают (улучшается квалификация рабочего, растет опыт);
2) наемный работник может
отказаться от условий, на
3) работник может уволиться с предприятия по собственному желанию;
4) работник может бастовать;
5) работники не могут
рассматриваться как
6) работники могут переучиваться;
7) работники могут решать,
что те или иные типы
Трудовые ресурсы, как и другие виды ресурсов подвержены управлению. Задача управления человеческими ресурсами состоит в обеспечении требуемого поведения каждого сотрудника для достижения организационных целей. Помимо качественного, существует еще количественный аспект управления персоналом, а именно, организация должна иметь достаточное для реализации своих целей число сотрудников. В общем виде управление человеческими ресурсами сводится к обеспечению организации необходимым числом работников, выполняющих требуемые производственные функции. Данная область в науке менеджмента получила название "управление персоналом". Эффективность управления персоналом определяется степенью реализации общих целей организации.
Управление персоналом – это системное, планомерно организованное воздействие с помощью взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер на процесс формирования, распределения, перераспределения рабочей силы на уровне предприятия, на создание условий для использования трудовых качеств работника в целях эффективного функционирования предприятия и всестороннего развития, занятых на нем работников.
Содержание управленческого труда раскрывается в процессе управления, состоящем из циклического повторения функций управления или конкретных видов управленческих работ, выполняемых во всех видах деятельности.
Цель управления – это относящееся к будущему желаемое состояние объекта управления – организации. Вообще цель – мысленное предвосхищение результата деятельности. Значит, цель – это идеальное описание результата деятельности.
Управление персоналом преследует следующие цели:
1) повышение
2) повышение эффективности труда и производства;
3) обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива.
Задачи управления, сформулированные в результате структуризации целей управления, подразделяются на три типа:
1) работа с людьми;
2) работа с предметами;
3) работа с информацией.
Для целей и задач определяются сроки выполнения, ресурсы, капитальные вложения.
Принципы управления персоналом – правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом. Принципов управления персоналом множество, но все они имеют в своей основе следующие элементы:
1) научность, демократический централизм, плановость, единство распорядительства от первого лица;
2) отбор, подбор и расстановка кадров;
3)сочетание единоначалия
и коллегиальности,
4) линейное, функциональное и целевое направление;
5) контроль исполнения
заданий, основанный на
6) сочетание контроля с корпоративной культурой;
7) консенсуальное принятие
решений, т.е. обязательное
Управление персоналом – целенаправленная деятельность руководящего состава организации, а также руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, которая включает разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом. Управление персоналом заключается в формировании системы управления персоналом; кадровом планировании; проведении маркетинга персонала, определении кадрового потенциала и потребности организации в персонале; учёте и нормировании численности работников.
Управление персоналом охватывает широкий спектр функций от приёма до увольнения работника, среди которых можно выделить:
1) набор и отбор персонала;
2) деловая оценка персонала при приёме, аттестации, подборе;
3) профориентация и адаптация персонала;
4) мотивация работников;
5) организация труда и
соблюдение этики деловых
6) управление конфликтами и стрессами;
7) обеспечение безопасности персонала;
8) управление нововведениями в кадровой работе;
9) обучение и повышение квалификации;
10) управление деловой
карьерой и служебно-
11) управление поведением персонала в организации;
12) управление социальным развитием;
13) высвобождение персонала.
Перечисленные функции не исчерпывают всего их многообразия. Они отчасти накладываются друг на друга. Однако, перечислив их, мы получили представление о содержании управления персоналом, как специфического вида управленческой деятельности в организации.
Функции управления персоналом осуществляются его субъектами, к которым можно отнести:
1) руководители всех уровней;
2) службы персонала (отделы кадров);
3) органы трудовых коллективов;
4) кружки качества, профсоюзы и т.д.
Исследуя содержание современных публикаций по проблеме управления персоналом, можно выделить множество этапов процесса управления персоналом. Эти этапы охватывают:
1) Развитие и совершенствование
стратегии управления
2) Разработку структурных
и организационных
3) Отбор рабочей силы.
4) Методологии оценки
выполняемой работы и
5) Тренинг и повышение квалификации.
6) Максимальное использование
творческого потенциала для
7) Вопросы оплаты труда и компенсационные модели.
8) Состояние и развитие рынка рабочей силы.
На практике распространение получили следующие этапы управления персоналом:
1) Планирование персонала
и формирование кадрового
2) Набор и отбор персонала;
3) Адаптация и профориентация персонала;
4) Мотивация персонала;
5) Организация профессионального обучения;
6) Оценка персонала.
Планирование – начальный этап любой управленческой деятельности. Кадровое планирование помогает определить стратегию, цели и задачи кадровой политики и способствует их достижению через систему соответствующих мероприятий.
При планировании набора сотрудников
требуемых профессий и