Управление конфликтными ситуациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является не просто провести анализ хозяйственно-производственной деятельности ЗАО «Юнилэнд», но и на основе выявленных отрицательных сторонах и упущениях сформулировать свои предложения по усовершенствованию организации и решению конфликтных ситуаций на предприятии.
Поставленная цель обуславливает решение следующих задач:
1. Раскрыть природу конфликтов. Рассмотреть основные понятия, такие как: "конфликт", "противостояние", "столкновение мнений", "диспут". Перечисленные понятия являются синонимами термина "конфликт", и являются его основными составляющими.

Оглавление

Часть 1
1. ПРИРОДА КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ……………………………………….…6
1.1. Сущность конфликта, его понятие. Историческое значение…………………...6
1.2. Конфликты и конфликтные ситуации…………………………………...……...11
1.3. Типы конфликтов………………………….………………………………...…...13
1.4. Причины конфликтных ситуаций……………………………………………....18
1.5. Модель процесса конфликтов………………………………………………...…22
Часть 2
2. МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТНЫМИ СИТУАЦИЯМИ
2.1. Методы разрешения конфликтных ситуаций....……………………………......23
2.2. Межличностные стили разрешения конфликтов……………………………....25
Часть 3
3. ОПТИМИЗАЦИЯ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ «Юнилэнд», ЗАО……...28
3.1. Характеристика деятельности торгового центра и диагностика конфликта…28
3.2. Методы управления конфликтной ситуацией в ЗАО «Юнилэнд»…..……......31
3.3. Разработка эффективного механизма управления конфликтной ситуацией...36
3.3.1. Проведение переговоров……………………………………………………36
3.3.2. Профилактика конфликтов в торговом центре «Юнилэнд»……………...39

Заключение………………………………………………………………………………46
Список литературы……………………………………………………………………..49
Приложение……………………………………………………………………………...51

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Управление конфликтными ситуациями.doc

— 399.00 Кб (Скачать)

        КОМПРОМИСС. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность и часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшему по важному решению может помешать диагнозу проблемы и сократить время поиска альтернативы. Такой компромисс означает согласие только во избежание ссоры,  даже если при этом происходит отказ от благоразумных  действий. Такой компромисс - это удовлетворенность тем, что доступно, а не упорный поиск того, что является логичным в свете имеющихся фактов и данных.

        РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. Данный стиль - признание  различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто пользуется таким стилем, не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант выхода из конфликтной ситуации. Расхождение во взглядах рассматривается как неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. Глубокий анализ и разрешение конфликта возможны, только для этого требуется зрелость и искусство работы с людьми. Такая конструктивность в разрешении конфликта (путем решения проблемы) способствует созданию атмосферы искренности, столь необходимой для успеха личности и компании в целом.

Из   исследований известно, что высокоэффективные компании в конфликтных ситуациях пользовались стилем решения проблем больше, чем малоэффективные компании. В этих высокоэффективных организациях руководители открыто обсуждали свои расхождения во взглядах, не подчеркивая разногласий, но и не делая вида, что их вовсе не существует.

Некоторые предложения по использованию этого стиля разрешения конфликта [19]:

1. Определить проблему  в категориях целей, а не решений.

2. После того,  как проблема определена, определить решения, которые приемлемы для обеих сторон.

3. Сосредоточить внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны.

4. Создать атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией.

5. Во время общения создать положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнение другой стороны, а также сводя к минимуму проявление гнева и угроз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        3. ОПТИМИЗАЦИЯ  КОНФЛИКТОВ

         В ОРГАНИЗАЦИИ «МЕГАМАРТ», ЗАО

3.1. Характеристика деятельности ЗАО «Мегамарт»

и диагностика конфликта

 

В представленной курсовой работе проведена диагностика и пути разрешения конфликтной ситуации, произошедшей в ЗАО «Юнилэнд» (г. Екатеринбург), которая возникла в результате перевода предприятия на новую систему оплаты труда. Нами будут рассмотрены причины, вызвавшие этот конфликт, пути его преодоления, также профилактические мероприятия, которые помогут избежать конфликтов в будущем, или свести к минимуму их негативные последствия.

 

Сфера деятельности Компании в настоящее время включает в себя следующие направления:

•          Дистрибуция и оптовые продажи – Дистрибуционные отделения Компании «ЮНИЛЭНД»

•          Оптовые и розничные продажи по технологии Cash & Carry – Торговые центры «МЕГАМАРТ»

•          Розничная торговля – Торговая сеть «ДИКСИ»

 

История компании

      1994 год основания компании «Юнилэнд-Екатеринбург»

      1997 Выделение Центров Торговли в самостоятельное направление (открыт первый Центр Оптовой Торговли «Юнилэнд»)

      2001 Впервые используется Торговая марка «Мегамарт»

      2004 Экспансия в регионы. Открытие первого торгового центра в Нижнем Тагиле.

      2005 Открытие первого торгового центра в Тюмени

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономические показатели компании: Октябрь (2005 год) - $71 млн, октябрь (2007 год) - $ 138 млн. Организационно-правовая форма предприятия – закрытое акционерное общество.

Рассмотрим одно из подразделений ЗАО «Юнилэнд» - «Юнилэнд –центр торговли», город Екатеринбург. Число его штатных сотрудников составляет 38 человек. Кроме того, по гражданско-правовым договорам с предприятием работают несколько торговых агентов, реализующих функции прямого маркетинга и не являющихся штатными сотрудникам и предприятия.

Численность сотрудников торгового отдела – восемнадцать человек: заведующий торговым центром, два администратора торгового зала, два заведующих секциями и тринадцать продавцов-консультантов. Каждый выполняет строго регламентированный круг обязанностей.

Практика работы последнего времени показала, что действующая складно-премиальная система оплаты труда стала тормозом в развитии мотивации персонала торгового центра. Необходимо увязать оплату труда с индивидуальным количеством и качеством труда. Эту проблему нельзя разрешить без оценки персонала с использованием количественных критериев, то есть без аттестации, которая в данных условиях должна выполнять три функции: мотивационную, административную и информационную. Необходимо проведение аттестации сотрудников, в результате которой можно вычислить для каждого сотрудника ряд коэффициентов, определяющих квалификационный уровень сотрудника, его деловые качества, сложность выполняемых работ и конкретно достигнутый результат. На основании полученных данных необходимо пересмотреть должностные оклады, которые у некоторых сотрудников стали несколько ниже, чем ранее получаемые, что вызвало недовольство некоторой части сотрудников. В результате часть сотрудников встала в оппозицию к администрации, в результате возник конфликт между администрацией предприятия и сотрудниками.

Объектом конфликта в этом случае выступает конкретная материальная ценность – зарплата, которая представляет собой предмет личных интересов. Субъектами конфликта являются работники организации, каждый из которых имеет свои определенные представления о материальных ценностях.

По коммутативной направленности конфликт является смешанным, так как имеется несогласие части коллективы с мнением администрации, а также возникли противоречия и между членами трудового коллектива. Разногласия администрации с коллективом представляют собой вертикальный конфликт «сверху вниз». По составу конфликтующих сторон конфликт является внутригрупповым, т. е. произошло столкновение противоположных позиций в трудовом коллективе, когда одна часть поддерживает администрацию, а другая часть – нет. Таким образом, коллектив в ходе конфликта разделился на две группы. По формам и степени столкновения этот конфликт можно отнести к неизбежному, в известной степени запланированному. Администрация, вводя новую систему оплаты труда, заранее предполагала, что это может вызвать недовольство некоторой части коллектива. По способам возможного урегулирования такой конфликт можно отнести к компромиссному, допускающему возможность преодоления противоречий. [21]

3.2. Методы управления конфликтной ситуацией

в торговом центре «Юнилэнд»

 

Первым шагом на пути урегулирования конфликта является его признание. Администрация компании должна признать наличие противоположного мнения у определенной части коллектива, определить самих участников конфликта. Схематически карта данного конфликта представлена в Приложении № 6. Из карты видно, что центральное место на ней отводится констатации проблемы, которая вызвала противостояние конфликтующих сторон и требует своего вмешательства. Отмечены также стороны, участвующие в конфликте, их интересы и опасения относительно возможных потерь:

1)     Администрация, которой предстоит перевести сотрудников на новую систему оплаты труда.

2)     Сотрудники, зарплата которых изменится в более низкую сторону: старший продавец А; старший продавец В; продавец С; продавец D.

Далее отметим стороны, причастные к конфликту, который так или иначе затрагивает их интересы и вызывает озабоченность своими последствиями:

1)     Служащие, интересы которых будут не затронуты в результате проведения реформы системы заработной платы, но которые также озабочены предстоящим изменением заработной платы: зав. секцией E; старший продавец K; продавец L; продавец М.

2)     Служащие, заработная плата должна возрасти в результате перехода на новую систему оплаты труда. Эта группа сотрудников поддерживает администрацию, но ее поддержка не является активной: администратор N; зав. секцией О; старший продавец Р; продавец S; продавец Т.

Таким образом, приведенная карта конфликта еще раз иллюстрирует, что основу данного конфликта составляет сложившаяся на предприятии конфликтная ситуация, порожденная обострением противоречий в системе

 

делового общения. Пересечение интересов различных членов коллектива и создало ситуацию, ставшую конфликтной, т.е. создало почву для возможного столкновения между администрацией и членами коллектива, интересы которых оказались затронутыми в результате проведения изменений в системе начисления заработной платы. Возникли объективно и субъективно обусловленные противоречия, стороны осознали несовместимость своих интересов, своих разных подходов к рассматриваемой проблеме. Проведенная с помощью метода картографии диагностика конфликта позволит выявить участников конфликта, из них определить субъектов этого конфликтного взаимодействия, представить предмет конфликта, потребности и опасения всех участников.

Следующим этапом, после того, как был проведен анализ конфликта, является разработка решений по его разрешению.

С управленческой точки зрения важно учитывать, как субъекты конфликта воспринимают конфликтную ситуацию, что может их подвигнуть к инциденту, Ведь реакция и действия людей совершаются, как правило, в соответствии с их взглядами, нравственной позицией, особенностями темперамента. Поведение участников конфликта складывается по-разному. Для того чтобы лучше представлять, как поведут себя сотрудники фирмы в создавшемся положении, необходимо предложить им заполнить тест по модели Томаса-Киллмена, который позволит составить примерную реакцию каждого члена коллектива на конфликтную ситуацию. [9] Результаты тестирования можно свести в общую таблицу, которая представлена в Приложении № 7.

На основании приведенной таблицы необходимо составить графики распределения суммарных оценок в зависимости от предпочитаемого способа разрешения конфликта. Результат представлен так же.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Распределение суммарных оценок по возможным

методам разрешения конфликтов

 

Как видно из приведенного рисунка, максимальные оценки имеют такие способы разрешения конфликтов, как сотрудничество и компромисс. Самую высокую суммарную оценку (61) получило предпочтительное использование сотрудничества, далее (суммарная оценка 59) наиболее частое использование сотрудничества членами коллектива в конфликтных ситуациях и предпочтительное использование компромисса (оценка 52). Значительно реже сотрудники данного коллектива предпочитают уклоняться от конфликта. Невысокие оценки получил такой способ разрешения конфликта, как приспособление, большинство участников конфликта обычно не пытаются сгладить конфликтную ситуацию, не пытаются сразу пойти на уступки. Однако в коллективе существует и незначительная группа сотрудников, которые предпочитают конфронтацию как способ разрешения конфликта, они действуют активно и самостоятельно, добиваются своих интересов иногда даже в ущерб другим членам коллектива.

Анализ сложившейся ситуации показывает, что в коллективе возможно управление возникшим конфликтом, так как большинство сотрудников готовы к сотрудничеству с администрацией. Однако предварительно необходимо провести определенную работу с теми сотрудниками, которые могут пойти на открытую конфронтацию с администрацией. Для разрешения данного конфликта предлагается использовать следующие методы:

1. Внутриличностные. Эти методы заключаются в воздействии на конкретную личность. Такими личностями в организации являются те сотрудники, которые согласно проведенному тестированию предпочитают конфронтацию, как метод разрешения конфликтов, а именно старший продавец А, продавцы В и D. Кроме того, необходимо попытаться определить скрытого лидера конфликта, который не обязательно будет одним из этих сотрудников, а также неформального лидера коллектива. С ними надо провести необходимую разъяснительную работу. Попытаться найти компромисс. В том случае, если это не удастся сделать, то администрация может перейти к крайним мерам, вплоть до увольнения.

Для определения неформального лидера воспользуемся методом М. Джекоба и Леви Морено. Для этого каждому члену коллектива необходимо заполнить анкеты, представленные в таблице.

Анкета для определения неформального лидера

по методу М. Джекоба и Леви Морено.

 

№ п/п

Тип вопроса

Вопросы

ФИО выбранных

сотрудников

1.

Работа

1.С кем вы хотели бы работать в одном отделе?

2. С кем бы вы не хотели работать в одном отделе?

 

2.

Досуг

1. Кого бы вы хотели пригласить на встречу Нового года?

2. Кого бы вы не хотели приглашать на встречу Нового года?

 

Информация о работе Управление конфликтными ситуациями