Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 09:30, курсовая работа
Как и у многих фундаментальных понятий у конфликта имеется множество определений и толкований. С позиций управления организацией конфликт определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами, формальными или неформальными группами. Каждая сторона делает всё, чтобы была принята её точка зрения или цель и мешает другой стороне делать то же самое.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1.Конфликт и его сущность ……………………………………………….4
1.1.Понятие конфликта………………………………………………….….4
1.2.Типы конфликтов …..………..…………………………………….…...8
Глава 2.Анатомия управленческого конфликта …………………………….….14
2.1.Уровни конфликтов в организации…………………………………...14
2.2.Структурные методы управления конфликтом……………………...15
Глава 3.Управление разрешения конфликта………………………………….…20
3.1. Структурные методы разрешения конфликта……………………….20
3.2. Межличностные стили разрешения конфликта……………………...21
Заключение………………………………………………………………….….….24
Список использованной литературы…………………………
Указанные
типы отношений имеют
Выделим следующие виды конфликтов, появление которых наиболее часто отмечается исследователями в организации: [3].
Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Например, женщина - руководитель давно планировала в субботу и в воскресенье поехать отдохнуть с мужем, так как ее чрезмерное внимание работе стало плохо сказываться на семейных отношениях. Но в пятницу к ней в кабинет врывается ее непосредственный начальник с какой-то проблемой и настаивает, чтобы она занялась ее решением в выходные дни. Или агент по продаже рассматривает взятку как крайне неэтичный способ взаимодействия, но начальство дает ему понять, что продажа должна состояться, во что бы то ни стало. Многие организации сталкиваются с тем, что некоторые руководители возражают против их перевода в другой город, хотя это сулит им солидное повышение в должности и жаловании. Это особенно часто происходит в семьях, где и муж, и жена занимают руководящую должность или являются специалистами. Внутриличностный конфликт может также являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Исследования показывают, что такой внутриличностный конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенности в себе и организации, а также со стрессом.
Часто из-за различия целей начинают конфликтовать друг с другом функциональные группы внутри организации. Например, отдел сбыта, как правило, ориентируется на покупателя, в то время как производственное подразделение больше заботится о соотношении затрат и эффективности, а так же об экономии на масштабах. Держать большие товарные запасы, чтобы быстро выполнять заказы, как предпочитает отдел сбыта, значит увеличивать затраты, а это противоречит интересам производственных подразделений. Дневная смена медицинского персонала может обвинить ночную смену в том, что та плохо ухаживает за больными. В крупных организациях одно подразделение может попытаться увеличить свою прибыльность, продавая готовую продукцию внешним потребителям вместо того, чтобы удовлетворить потребности других подразделений компании в своей продукции по более низкой цене.
Между отдельной личностью и
группой может возникнуть
Аналогичный конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры организации. Руководитель может быть вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных. Тогда группа может нанести ответный удар - изменить отношение к руководителю и, возможно, снизить производительность труда.
Следовательно, общность всех конфликтов независимо от их природы заключается в столкновении интересов, стремлений, целей, путей их достижения, отсутствии согласия двух или более сторон – участников конфликта. Сложность конфликтов обусловливается разумными действиями отдельных лиц и коллективов с разными интересами.
Самым важным для руководителя в конфликтных ситуациях является их профилактика. Не разрешение, а именно профилактика, т. е. предупреждение развития самих конфликтных ситуаций. Однако, если конфликт налицо, следует принимать деятельное участие в разрешении конфликта, применяя для этого те или иные пути (примирение сторон, путь компромисса, разрешение споров на деловой основе и т. п.)
Вывод по главе 1.
Конфликт
– столкновение сторон, мнений и сил. Более
того, конфликты имеют наряду с отрицательными
и положительные последствия. Они помогают
членам коллектива узнать друг друга,
получить более полное представление
о взаимных ожиданиях и претензиях, а администрации
- о недостатках в организации труда, быта,
управлении производством. Поэтому очень
важно, чтобы столкновение взглядов, позиций
конфликтующих не отдаляли их друг от
друга, чтобы спорные вопросы разрешались
и переставали быть спорными, чтобы конфликт
не пошел по разрушительному пути.
Глава 2. Анатомия управленческого конфликта
2.1.
Уровни конфликта
в организации
Источниками конфликта в организации могут быть дефицит ресурсов, неодинаковый вклад в дело, несбывшиеся ожидания, ортодоксальность управления, недостаток самостоятельности.
На основе анализа уровне организационного взаимодействия выделяют пять уровней конфликтов в организации: внутри личности, между личностями, внутри группы, между группами, внутри организации [2].
Эти уровни тесно связаны
между собой на рис.1.
Рис. 2.1. Уровни конфликтов в организации
Внутриличностный конфликт возникает тогда, когда результат работы человека или когда производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Исследования показывают, что такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости работой, малой уверенностью в себе и организации, а также со стрессом.
Межличностный конфликт - это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее руководство выделить эти ресурсы ему, а не другому руководителю.
Конфликт между личностью и группой - возникает, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать близко к сердцу интересы компании, его все равно можно рассматривать как источник конфликта, потому что он идет против мнения группы.
Межгрупповой
конфликт - организации состоят из
множества формальных и неформальных
групп. В организациях между такими группами
могут возникнуть конфликты. Яркий пример
межгруппового конфликта - конфликт между
профсоюзом и администрацией.
Структурные методы разрешения организационного конфликта базируются на изменениях в структуре организации и направлены на разрешение уже существующего конфликта. Выделяют следующие группы структурных методов.
Внутриличностные методы управления конфликтом. Внутриличностный конфликт - конфликт человека с самим собой, несоответствие желаний и существующих возможностей, недовольство самим собой. Эта разновидность конфликта может иметь как функциональные последствия при стремлении человека к самосовершенствованию, так и дисфункциональные последствия, если способствует возникновению других видов конфликтов, ухудшает состояние здоровья.
Виды внутриличностных конфликтов[8]:
Продолжительный внутриличностный конфликт может перерасти в стресс, а в дальнейшем и в состояние депрессии.