Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 10:35, реферат
В данной работе раскрывается более широкое понимание современного управления, раскрывается природа конфликта, перемены и стрессовые ситуации в организации, а также методы эффективного управления ими.
определённый типы организационных структур также увеличивают возможность конфликта. такая возможность возрастает при матричной структуре организации, когда умышленно нарушается принцип единоначалия. возможность конфликта также велика в функциональных структурах, поскольку каждая крупная функция уделяет внимание в основном своей бласти специализации. В организациях, где основой организационной схемы являются отделы, руководители взаимозависимых подразделений подчиняются одному общему начальству более высокого уровня, тем самым уменьшая возможность конфликта, который возникает по чисто структурным причинам.
Различия в целях
возможность конфликта увеличивается по мере того, как организация становится более специализированными и разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что специализированные подразделения сами формируют свои цели и могут уделять больше внимания их достижению, чем целей всей организации. Например. отдел сбыта может настаивать на производстве как можно более разнообразной продукции и её разновиднгостей, потому что это повышает их конкурентоспособность и увеличивает объёмы сбыта. Однако цели производственного подразделения, выраженный в категориях затратыность. выполнить легче, если номенклатура продукции менее разнообразна.
Различия в представлениях и ценностях
Представление о какой-то ситуации зависит от желания достичь определённой цели. Вместо того чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды. альтернативы и аспекты ситуации. которые. по их мнению. благоприятны для группы и личных потребностей. Эта тенденция была выявлена в исследовании, где руководителей отдела сбыта. кадровой службы и службы связи с клиентами попросили решить одну проблему. И каждый считал. что с проблемой может справиться только его функциональное подразделение.
Различия в ценностях есьма распространённая причина конфликта. Например, подчинённый может считать, что всегда имеет право на выражение своего мнения только тогда, когда его спрашивают, беспрекословно делать то, что ему говорят. Высокообразованный персонал отдела исследований отдлела разработок и исследований ценит свободу и независимость. Если же их начальник считате необходимым пристально следить за работой своих подчинённых, различия в ценностях, вероятно, вызовут конфликт. Конфликты частов озникают в университетах между факультетами, ориентированными на образование (бизнес и техника), а также в организациях здравоохранения между административным персоналом, который стремиться к эффективности и рентабельности, и медицинским персонала, для которого большей ценностью является качество оказываемой больным помощи.
Различия в манере поведения и жизненном опыте
Эти различия также могут
увеличить возможность
Неудовлетворительные коммуникации.
Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию с точки зрения других. Если руководство не может довести до сведения подчинённых, что новая схема оплаты труда, увязанная с производительностью, призвана не «выжимать соки» из рабочих, а увеличить прибыль компании и укрепить её положение среди конкурентов., подчинённые могут отреагировать таким образом, что замедлят темп работы. Другие распространённые проблемы передачи информации, вызывающие конфликт — неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также предъявляемые взаимоисключающие требования к работе. Эти проблемы могут возникать или усугубляться из-за неспособности руководителей разработать и довести до сведения подчинённых точное описание должностных обязанностей. Рис. 18.2 представляет модель конфликта как процесса. Из неё видно, что существование одного источника конфликта или более увеличивает возможность возникновения конфликтной ситуации в процессе управления. Однако даже и при большей возможности возникновения конфликта стороны могут не захотеть реагировать так, чтобы и дальше усугублять ситуацию. Одна группа исследователей обнаружила, что люди не всегда реагируют на конфликтные ситуации, которые ведут за собой малые потери или которые они считают малоопасными. Другими словами, иногда люди понимают, чьто потенциальной выгоды участия в конфликте не стоят затрат. Их отношение к этой ситуации выражается следующим: «На этот раз я разрешу ему поступить по-своему».
Однако во многих ситуациях человек будет реагировкать так, чтобы не дать другому добиться желаемой цели. Настоящий конфликт часто проявляется при попытке убедить другогую сторону или нейтрального посредника, что «вот почему он не прав. а моя-то точка зрения правильная». Человек может попытаться убедить других принять его точку зрения или заблокировать чужую с помощью первичных средств влияния, таких, как принуждение, вознаграждение, традиция, экспертные оценки, харизма, убеждения или участие.
Следующая стадия конфликта как процесса — это управление им. Существует несколько способов управления конфликтом. В зависимости от того, насколько эффективным будет упраление конфликтом, его последствия станут
функциональными или дисфункциональными, что, в свою очередь, повлияет на возможность будущих конфликтов: устранит причины конфликта или создаст их.
Дисфункциональные последствия конфликта. Если не найти эффективного способа управления конфликтом, могут образоваться следующие дисфункциональные последствия, т.е. условия. которые мешают достижению целей:
1. Неудовлетворённость, плохое состояние духа, рост текучести кадров и снижение производительности.
2. меньшая степень сотрудничества в будущем.
3. сильная преданность
своей группе больше
4. Представление о другой стороне как о «враге»; представление о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных.
5. Сворачивание взаимодействия
и общения между
6. Увеличение враждебности
между конфликтующими
7. Смещение акцента:
придание большего значения «
Управление конфликтной ситуацией
Существует несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные.
При этом руководителям не стоит считать причиной конфликтной ситуации простое различие в характерах. Конечно, эта различие может явится причной конфликта в каком-то конкретном случае, но оно лишь одно из фактров, которые могут вызвать конфликт. Руководитель должен начать с анализа фактических причин, а затем использовать соответствующую методику. Уменьшить возможность конфликта можно, применяя методики разрешения конфликта.
Структурные методы
1. Разъяснение требований к работе
Одним из лучших методов
управления, предотвращающих
2. Использование координационных и интеграционных механизмов
Этот метод управления конфликтной ситуацией основан на применении координационного механизма. Один из самых распространённых механизмов — цель команд. Как ещё давно отмечал Вебер и представители административной школы, установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если два подчинённых или более имебт разногласия по какому-то вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к их общему начальнику, предлагая еиу принять решение. принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управление конфликтной ситуацией, так как подчинённый прекрасно знают, чьим решениям он должен подчиняться.
В управлении конфликтной
ситуацией очень полезны
3. Установление
эффективное установление этих целей требует совместных усилий двух сотрудников и более. групп или отделов. Идея, которая заложена в эти высшие цели — направить усилия всех участников на достижение общей цели.
4. Использование структуры системы вознаграждений
Вознаграждения можно использовать как метод управления конфликтной ситуацией. оказывая влияние на поведение людей, чтобы избежать дисфункциаональных последствий. Люди. которые вносят свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей. помогаю другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно. должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдлельных лиц или групп.
Исходя из этого, отметим.
что систематическое
Межличностные стили разрешения конфликтов
1. Уклонение. Этот стиль
подразумевает, что человк
2. Сглаживание. Этот стиль характеризуется поведением, которое диктуется убеждением, что не стоит сердиться, потому что «мы все — одна счастливая команда, и не стоит раскачивать лодку». «Сглаживатель» старается не выпустить наружу признаки конфликта и ожесточённости, апеллируя к потребности в солидарности. К сожалению, совсем забывают про проблему. лежащую в основе конфликта, Блэйк и Мутон отмечают: «Можно погасить стремление к конфликту у другого человека, повторяя: «Это не иеет большого значения. Подумай о том хорошем, что проявилось здесь сегодня», В результате может наступить мир, гармония и тепло. но проблема останется. Больше не существует возможности для проявления эмоций, но они живут внутри и накапливаются. Становится очевидным общее беспокойство, растёт вероятность, что в конечном счёте произойдёт взрыв.
3. Принуждение. В рамках
этого стиля превалирую
4. Компромисс. Этот стиль
характризуетсяпринятием точки
зрения другой стороны, но
5. Решение проблемы. Данный
стиль — признание различия
во мнениях и готовность