Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:32, курсовая работа
Проблема конфликтов в современных условиях является актуальной и находится в центре внимания многих учёных, теоретиков. Конфликты и споры между людьми, поиск эффективных способов управления ими имеют такую же давнюю историю, как и само существование человечества. Конфликт как сложное явление общественной жизни изучается многими научными дисциплинами. Конфликты с незапамятных времен притягивали к себе внимание человека. Упоминание о конфликтах встречаются во многих дошедших до нас памятниках литературного искусства. Каждому из нас приходится сталкиваться с конфликтными
1 Введение
4
2 Природа конфликта в организации
6
2.1 Определение конфликта и типы конфликтов
6
2.2 Схема развития конфликта
9
2.3 Причины и последствия конфликта
11
3 Подходы к управлению конфликтом в организации
15
3.1 Методы предупреждения конфликта
15
3.2 Управление конфликтной ситуацией
18
3.3 Структурные методы разрешения конфликтной ситуации
21
3.4 Межличностные методы разрешения конфликтной ситуации
23
4 Анализ конфликтной ситуации в организации
29
4.1 Описание конфликтной ситуации
4.2 Карта конфликта
4.3 Выбор стиля поведения в конфликте
4.4 Способ разрешения конфликтной ситуации
5 Заключение
Содержание
|
|
1 Введение | 4 |
2 Природа конфликта в организации | 6 |
2.1 Определение конфликта и типы конфликтов | 6 |
2.2 Схема развития конфликта | 9 |
2.3 Причины и последствия конфликта | 11 |
3 Подходы к управлению конфликтом в организации | 15 |
3.1 Методы предупреждения конфликта | 15 |
3.2 Управление конфликтной ситуацией | 18 |
3.3 Структурные методы разрешения конфликтной ситуации | 21 |
3.4 Межличностные методы разрешения конфликтной ситуации | 23 |
4 Анализ конфликтной ситуации в организации | 29 |
4.1 Описание конфликтной ситуации |
|
4.2 Карта конфликта |
|
4.3 Выбор стиля поведения в конфликте |
|
4.4 Способ разрешения конфликтной ситуации |
|
5 Заключение |
|
1 Введение
Проблема конфликтов в современных условиях является актуальной и находится в центре внимания многих учёных, теоретиков. Конфликты и споры между людьми, поиск эффективных способов управления ими имеют такую же давнюю историю, как и само существование человечества. Конфликт как сложное явление общественной жизни изучается многими научными дисциплинами. Конфликты с незапамятных времен притягивали к себе внимание человека. Упоминание о конфликтах встречаются во многих дошедших до нас памятниках литературного искусства. Каждому из нас приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим”. Поэтому каждому человеку, особенно в деловом общении, необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении. К сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них. Конфликты рассматриваются, как нечто такое, чего по возможности следует избежать. Современный подход к сущности конфликта рассматривает его как неизбежный, и даже в некоторых случаях необходимый элемент деятельности организации. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательно, несмотря на то, что регулировать их, тем не менее, необходимо. Конфликты существовали и, будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или патологичны. Они нормальное явление в нашей жизни. Возникают они из-за различий между людьми, из-за того, что поступки, представления, чувства у каждого из нас не одни и те же друг с другом. У каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки. То какой стороной положительной или отрицательной, он выступает во взаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей и социального окружения, от особенностей коллектива, в который он включен в данный момент времени. С одной стороны, конфликты, безусловно, вредны, поскольку нередко ведут к беспорядку, нестабильности, замедляют принятие решений. С другой - они имеют очень серьезное позитивное значение, которое часто не берут в расчет. Проблема конфликта охватывает все виды и уровни отношений человека с объективной действительностью. Любой конфликт имеет свои причины. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения конфликтной ситуации. Слишком уж часто управляющие считают, что основной причиной конфликта является столкновение личностей.
Для того чтобы сформулировать основные принципы подхода, который позволит нам эффективно «работать» с конфликтами, нужно рассмотреть природу конфликта, изучить методы предупреждения конфликтов и управление конфликтной ситуацией, выделить способы снижения конфликтности сотрудников организации, рассмотреть сложившуюся конфликтную ситуацию на предприятии. Постараемся очертить некоторые принципы практического подхода к решению задачи управления конфликтными явлениями в коллективе.
Значительная часть конфликтов представляет собой продолжение, отображение вполне объективных, не зависящих от воли конфликтующих противоречий. Конечно, трудно обнаружить прямую связь между конфликтом и вызвавшим его противоречием, так как их разделяют иногда большая дистанция, множество «посредников».
Более того, во многих случаях именно наличие конфликтов является показателем того, что организация развивается, а не стоит на месте, постепенно загнивая и разваливаясь. Если организация живет без конфликтов, значит, она умирает.
Цель работы:
Изучить подходы к управлению конфликтами в организации и снижению уровня конфликтности сотрудников.
В задачи работы входит:
- изучить природу конфликта в организации.
- Рассмотреть подходы к управлению конфликтами в организации.
- Проанализировать конфликтную ситуацию и предложить способы ее разрешения.
2 Природа конфликта в организации
2.1 Определение конфликта и типы конфликтов
Конфликты в настоящее время являются ключевой проблемой жизни как отдельных личностей, так и целых коллективов. Возможность конфликтов заложена в существе самой человеческой жизни. Причины конфликтов коренятся в несовершенстве самого человека.
Понятие конфликта применяется достаточно широко, Самое общее определение конфликта (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоречивых или несовместимых сил. Более полное определение — противоречие, возникающее между людьми или коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствия согласия между двумя или более сторонами.
Конфликт — это факт человеческого существования. Многие люди воспринимают историю человечества как бесконечную повесть конфликтов и борьбы.
Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо избегать, если есть возможность, и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Но во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на них происходит до их фактического исполнения.Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворённости, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо знать причины его возникновения тип, возможные последствия для того, чтобы выбрать наиболее эффективный метод его разрешения.
Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.
Внутриличностный конфликт — столкновение примерно равных по силе, но противоположно направленных интересов, мотивов, потребностей и т. п. у одного и того же человека.
Выражается в сомнениях человека, неудовлетворенности собой и своей жизнедеятельностью. Он часто возникает тогда, когда человеку приходится «играть» несколько несовместимых ролей. предъявляются противоречивые требования. Также может возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личностными потребностями или ценностями. Он может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм — ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Возникает как ответ на рабочую перегрузку или недогрузку.
Межличностный конфликт — система взаимодействия людей, при которой они либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм, либо одновременно в острой конкретной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из конфликтующих сторон. Этот тип конфликта, пожалуй, самый распространенный. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителя за ограниченные ресурсы, рабочую силу, финансы, время использования оборудования или одобрение проекта Каждый считает, что если ресурсы ограничены, то он должен убедить вышестоящее начальство выделить их именно ему, а не другому руководителю. Межличностный конфликт может проявляться также и как столкновение личностей, т.е. люди с разными характерами, несовместимыми темпераментами просто не в состоянии ладить друг с другом. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.
Конфликт между личностью и группой может возникнуть тогда, когда личность займет позицию, отличную от позиции группы.Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры организации. Руководитель может быть вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных. Тогда группа может нанести ответный удар изменить отношение к руководителю и, возможно, снизить производительность труда
В производственных группах устанавливаются определенные нормы поведения, и случается так, что ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности. В этом случае возникает конфликт. Иными словами, между личностью и группой конфликт возникает тогда, когда эта личность займет позицию, отличную от позиции группы
Межгрупповой конфликт. Как известно, организации состоят из множества как формальных, так и неформальных групп. Даже в самых лучших организациях между ними могут возникнуть конфликты.
Кроме того, конфликты классифицируют еще и по степени проявления: скрытый и открытый. Скрытые конфликты затрагивают обычно двух человек, которые до поры до времени стараются не показывать вида, что конфликтуют. Но как только у одного из них «сдают» нервы, скрытый конфликт превращается в открытый. Различают также случайные, стихийно возникающие, и хронические, а также сознательно провоцируемые конфликты.
По значению для организации конфликты делятся на конструктивные (
По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Первые (как следует из названия) порождены объективными причинами, вторые — субъективными.
По сфере разрешения конфликтов их можно подразделять на те, что разрешаются в деловой сфере, и те, что разрешаются в личностно-эмоциональной сфере.
У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта язляготся ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации.
2.2 Этапы развития конфликта.
Все конфликты, по существу развиваются по определенной схеме, и руководителю стоит ее знать.