Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 11:38, реферат
В настоящее время многие руководители отечественных организаций различных форм собственности недооценивают значение методов управление персоналом, свойственных современному менеджменту и активно использующихся за рубежом для эффективного управления и повышения производительности труда. На данный момент на многих предприятиях руководители сводят воздействие на работников лишь к двум методам: административным методам воздействия и экономическому стимулированию.
Введение……………………………………………………………………….….3
Роль и функции руководителя………………………………………….…5
Характеристики и личные качества руководителя………………………8
Стратегия руководства коллективом……………………………………14
Стили руководства…………………………………………..……………19
Понятие и теория лидерства……………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………
Исследователи
считают, что распределение обязанностей
между руководителем и
При
распределении руководства
Стили руководства
Сущностное
отличие управленческой деятельности
от других форм человеческой активности
состоит в принятии социально
значимых, затрагивающих интересы множества
людей решений и
В основе выделения стилей руководства лежит различное распределение полномочий по принятию решений между руководителем и подчиненными.
К классическим стилям руководства относятся: авторитарный, демократический и попустительский (нейтральный).
Авторитарному стилю присущи единоличное принятие руководителем управленческих решений, а также слабый интерес к работнику как личности.
Демократический стиль характеризуется стремлением руководителя к выработке коллективных решений, интересом к неформальным, человеческим отношениям.
Попустительскому стилю присущи стремление руководителя уклониться от принятия решений и переложить задачу на других, а также безучастное отношение к делам коллектива.
В таблице 1 отражены важнейшие отличительные черты классических стилей руководства 6.
Критерии | Авторитарный | Демократический | Попустительский |
1. Постановка целей | Цели ставит руководитель | Цели – результат группового решения при поддержке руководителя | Полная свобода для принятия индивидуальных и групповых решений, минимальное участие руководителя |
2. Распределение заданий | Все задания дает руководитель, причем сотрудник не знает, какое задание он получит в следующий раз | Устанавливается определенный порядок распределения работ. В зависимости от пожеланий сотрудника руководитель может давать совет и предлагать другое задание | Руководитель представляет необходимые материалы и по просьбе сотрудника дает информацию |
3. Оценка работы | Руководитель лично награждает и наказывает работников, но сам в трудовом процессе не участвует | Руководитель стремится использовать объективные критерии критики и похвалы, пытается непосредственно участвовать в работе группы | Руководитель дает отдельные спонтанные комментарии, регулирование и оценка групповой работы отсутствуют |
4. Трудовая атмосфера | Высокая напряженность, враждебность | Свободная, дружеская атмосфера | Атмосфера произвола отдельных сотрудников |
5. Групповая сплоченность | Покорное, беспрекословное повиновение | Высокая групповая сплоченность, низкая текучесть | Низкая групповая сплоченность |
6. Интерес к выполняемым заданиям | Низкий | Высокий | Минимальный |
7. Интенсивность (качество работы) | Высокая | Высокая оригинальность результатов | -------- |
8. Готовность к работе | При отсутствии руководителя перерыв на работе | При отсутствии руководителя продолжение работы | Перерывы на работе по желанию |
9. Мотивация труда | Минимальная | Высокая мотивация каждого работника и группы в целом | Минимальная |
В современной интерпретации в зависимости от особенностей взаимоотношений руководителя и подчиненных стилю руководства делятся на:
1. Патриархальный стиль руководства строится на основе представлений об организации как одной большой семье. Этот стиль предполагает обращение с подчиненными как с «детьми» и их мотивацию через личную зависимость. Информация распространяется сверху в зависимости от «благосклонности» руководства, контроль осуществляется выборочно, по желанию и интуиции руководителя. Данный стиль широко распространен в сегодняшнем обществе, в том числе и в России.
2. Харизматический стиль руководства основывается на вере в особые, уникальные качества руководителя. Данный стиль близок к патриархальному, однако авторитет харизматического руководителя более высок и имеет персональный («не семейный») характер. Руководить не доверяет организационным структурам и стремится объяснять успехи организации своими личными качествами, поддерживать имидж выдающегося человека.
3. Автократический стиль руководства менее распространен и проявляется в крупных организациях. Руководитель-автокарт использует многочисленный руководящий иерархический аппарат, который, однако, не обладает автономией и выполняет лишь решения вышестоящего руководителя. Этот стиль отличается от двух предыдущих слабостью личных контактов между руководителем и подчиненными. Он был широко распространен в условиях командно-администратиной системы в СССР.
4.
Бюрократический стиль руководства
характеризуется максимальной анонимностью
и формализованностью отношений между
начальником и подчиненными, минимизацией
личной власти руководителя. Данный стиль
представляет собой как бы ослабленный
вариант авторитарного стиля. Он сохраняет
за руководителем функцию принятия решений
в форме разнообразных нормативных актов,
однако, максимально структурируя систему
взаимоотношений руководства – подчинения,
по существу усиливает власть аппарата,
составителей и контролеров нормативных
актов.
Понятие и теории лидерства
Лидерство
– важнейший компонент
Руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство – психологический.
В социологии и политологии различают формальное и неформальное лидерство.
Формальное лидерство рассматривается как приоритетное легитимное влияние определенного лица на членов организации, закрепленное в ее нормах и правилах и основывается на руководящем положении в общественной иерархии, месте в ролевых структурах, связанных с обладанием властью и ресурсами.
В противоположность формальному неформальное лидерство интегрируется как субъективная способность, готовность и умение человека выполнять роль лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны членов группы. Оно основывается на авторитете, приобретенном в результате обладания определенными личными качествами.
Оба
этих аспекта характеризуют
Среди черт, присущих лидеру, обычно называют острый ум, твердую волю и целеустремленность, кипучую энергию, незаурядные организаторские способности и особенно готовность брать на себя
Особой, достаточно современной группой концепций лидерства, примыкающей к теории черт, являются концепции харизматического лидерства. Согласно концепции харизматического лидерства, подлинным лидером является лишь тот, кого подчиненные наделяют харизмой, выдающимися качествами.
Харизматические лидеры всячески подчеркивают символический («благородный», «героический» и т.п.) характер трудовой деятельности, ее нравственные аспекты. Благодаря этому, вклад сотрудников в реализацию организационных целей получает внутреннюю нравственную мотивацию: ведомые связывают свою работу и групповую роль с самоуважением и личным достоинством.
Центральную роль в концепции коллективного харизматического лидерства играет вера в собственную компетентность и способность решать трудные задачи. Эта вера прямо влияет на самодеятельность, индивидуальную производительность членов группы, их упорство в труде и преодолении трудностей.
В
группе с харизматическим лидерством
первостепенную значимость играют не
внешние стимулы, а внутренняя мотивация,
привлекательность
Такие лидеры могут даже внушать членам группы новые ценности, однако обычно они подчеркивают особую значимость индивидуальных ценностей каждого сотрудника и стремятся связать их с групповыми задачами.
Харизму лидера усиливает его персональная увлеченность коллективными целями, готовность идти на личный риск ради достижения, идентификации себя с ними и с группой.
В реальной жизни одной из слабостей этого типа руководства является чрезмерно высокая зависимость деятельности группы от личности лидера и сбои в ее работе в случае утраты (перевода, увольнения и т.п.) лидера.