Управление карьерой персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 11:38, реферат

Краткое описание

В настоящее время многие руководители отечественных организаций различных форм собственности недооценивают значение методов управление персоналом, свойственных современному менеджменту и активно использующихся за рубежом для эффективного управления и повышения производительности труда. На данный момент на многих предприятиях руководители сводят воздействие на работников лишь к двум методам: административным методам воздействия и экономическому стимулированию.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….….3
Роль и функции руководителя………………………………………….…5
Характеристики и личные качества руководителя………………………8
Стратегия руководства коллективом……………………………………14
Стили руководства…………………………………………..……………19
Понятие и теория лидерства……………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

управление персоналом.docx

— 54.21 Кб (Скачать)

      Исследователи считают, что распределение обязанностей между руководителем и заместителем должно определять перечень функций  и проблем, по которым заместитель  уполномочен сам принимать решения. Такая модель распределения обязанностей (модель «А»)  может быть применена в любом отделе, независимо от его величины, вида и целей. В небольших отделах роль заместителя может выполнять один из работников, а в крупных (около 20 человек) должен быть штатный заместитель. В особо крупных отделах следует предоставить максимальную самостоятельность руководителям подразделений, создавая одну должность штатного заместителя с соответствующими функциями.

      При распределении руководства отдельными подразделениями между разными  заместителями (модель «Б») следует оговаривать компетенцию первого заместителя. Популярность модели «Б» обуславливается  следующими причинами: закрепление звания заместителя руководителя отдела за руководителем подразделения упрочит положение последнего как во внешних контактах, так и в отделе, а также увеличит престиж руководителя, имеющего несколько заместителей в глазах окружения. Руководитель отдела имеет в этом случае преимущество над руководителями каждого из подразделений, поскольку только он видит деятельность отдела в целом, а его заместители владеют ситуацией только во вверенных им участках. В то же время, заместитель в модели «А», как и руководитель, владеющий ситуацией деятельности отдела, может расцениваться как соперник. Модель «Б» по сравнению с моделью «А» более выгодна для заместителя, ибо руководитель отдела, имея более широкую сферу деятельности, склонен предоставлять своим заместителям большую самостоятельность в выполнении закрепленных за ними функций. Даже при существовании в модели «Б» первого заместителя его позиция как соперника руководителя значительно ослаблена наличием других заместителей 5. 

    Стили руководства

      Сущностное  отличие управленческой деятельности от других форм человеческой активности состоит в принятии социально  значимых, затрагивающих интересы множества  людей решений и ответственности  за их правильность и эффективность  перед собственником. Разрешение противоречия между общими и частными характеристиками управленческой деятельности, а также  влияние личностных качеств руководителя на механизм принятия решений выражается понятием «стиль управления». Он представляет собой устойчивый комплекс поведенческих черт руководителя, проявляющихся в его отношениях с подчиненными, т.е. это способ, которым руководитель управляет подчиненными и в котором выражается образец его поведения, типичной для определенных ситуаций. Важно подчеркнуть интегральный характер процесса принятия решения, требующего особых личностных качеств. В стиле управления зафиксированы как общие, алгоритмизированные операции, так и единичные, уникальные, отражающие индивидуальные особенности профессионализма руководителя. Они характеризуют его поведение не вообще, а типическое, «устойчивое, инвариантное в нем, постоянно проявляющееся в различных ситуациях».

      В основе выделения стилей руководства  лежит различное распределение  полномочий по принятию решений между  руководителем и подчиненными.

      К классическим стилям руководства относятся: авторитарный, демократический и попустительский (нейтральный).

      Авторитарному стилю присущи единоличное принятие руководителем управленческих решений, а также слабый интерес к работнику как личности.

      Демократический стиль характеризуется стремлением руководителя к выработке коллективных решений, интересом к неформальным, человеческим отношениям.

      Попустительскому  стилю присущи стремление руководителя уклониться от принятия решений и переложить задачу на других, а также безучастное отношение к делам коллектива.

      В таблице 1 отражены важнейшие отличительные  черты классических стилей руководства  6.

Критерии Авторитарный Демократический Попустительский
1. Постановка  целей Цели ставит руководитель Цели – результат  группового решения при поддержке  руководителя Полная свобода  для принятия индивидуальных и групповых  решений, минимальное участие руководителя
2. Распределение  заданий Все задания  дает руководитель, причем сотрудник  не знает, какое задание он получит  в следующий раз Устанавливается определенный порядок распределения  работ. В зависимости от пожеланий  сотрудника руководитель может давать совет и предлагать другое задание Руководитель  представляет необходимые материалы  и по просьбе сотрудника дает информацию
3. Оценка  работы Руководитель  лично награждает  и наказывает работников, но сам в трудовом процессе не участвует Руководитель  стремится использовать объективные  критерии критики и похвалы, пытается непосредственно участвовать в  работе группы Руководитель  дает отдельные спонтанные комментарии, регулирование и оценка групповой  работы отсутствуют 
4. Трудовая  атмосфера Высокая напряженность, враждебность Свободная, дружеская  атмосфера Атмосфера  произвола  отдельных сотрудников
5. Групповая  сплоченность Покорное, беспрекословное  повиновение Высокая групповая  сплоченность, низкая текучесть Низкая групповая  сплоченность
6. Интерес  к выполняемым заданиям Низкий Высокий Минимальный
7. Интенсивность  (качество работы) Высокая Высокая оригинальность результатов  
--------
8. Готовность  к работе При отсутствии руководителя перерыв на работе При отсутствии руководителя продолжение работы Перерывы на работе по желанию
9. Мотивация  труда Минимальная Высокая мотивация  каждого работника и группы в  целом Минимальная
 

      В современной интерпретации в  зависимости от особенностей взаимоотношений  руководителя и подчиненных стилю  руководства делятся на:

    • патриархальный;
    • харизматический;
    • автократический;
    • бюрократический.

      1. Патриархальный стиль руководства строится на основе представлений об организации как одной большой семье. Этот стиль предполагает обращение с подчиненными как с «детьми» и их мотивацию через личную зависимость. Информация распространяется сверху в зависимости от «благосклонности» руководства, контроль осуществляется выборочно, по желанию и интуиции руководителя. Данный стиль широко распространен в сегодняшнем обществе, в том числе и в России.

      2. Харизматический стиль руководства основывается на вере в особые, уникальные качества руководителя. Данный стиль близок к патриархальному, однако авторитет харизматического руководителя более высок и имеет персональный («не семейный») характер. Руководить не доверяет организационным структурам и стремится объяснять успехи организации своими личными качествами, поддерживать имидж выдающегося человека.

      3. Автократический стиль руководства менее распространен и проявляется в крупных организациях. Руководитель-автокарт использует многочисленный руководящий иерархический аппарат, который, однако, не обладает автономией и выполняет лишь решения вышестоящего руководителя. Этот стиль отличается от двух предыдущих слабостью личных контактов между руководителем и подчиненными. Он был широко распространен в условиях командно-администратиной системы в СССР.

      4. Бюрократический стиль руководства характеризуется максимальной анонимностью и формализованностью отношений между начальником и подчиненными, минимизацией личной власти руководителя. Данный стиль представляет собой как бы ослабленный вариант авторитарного стиля. Он сохраняет за руководителем функцию принятия решений в форме разнообразных нормативных актов, однако, максимально структурируя систему взаимоотношений руководства – подчинения, по существу  усиливает власть аппарата, составителей и контролеров нормативных актов. 

                          Понятие и теории лидерства

      Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Слово «лидер» в переводе с английского (leader) означает «руководитель», «глава», «командир», «вождь», «ведущий». Не смотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно. Можно выделать следующие основные подходы к его трактовке:

  1. Лидерство – это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц.
  2. Лидерство – есть управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность. Такая интерпретация лидерства вытекает из структурно-функционального подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей.
  3. Лидерство – это влияние на других людей, однако, не любое, а отвечающее следующим условиям:
    • влияние должно быть постоянным;
    • руководящее действие лидера должно осуществляться на всю группу (организацию);
    • лидер должен иметь явный приоритет во влиянии;
    • влияние лидера, особенно организационного, должно быть легитимным, опираться не на прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы на признание правомерности руководства.
  1. Лидерство – это неформальное влияние. Он выдвигается снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями. Неформальное лидерство акцентируется на субъективной стороне эффективного руководства. На практике любой руководитель стремится быть  (наравне с формальным лидерством) неформальным лидером 7.

      Руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство – психологический.

      В социологии и политологии различают  формальное и неформальное лидерство.

      Формальное  лидерство рассматривается как приоритетное легитимное влияние определенного лица на членов организации, закрепленное в ее нормах и правилах и основывается на руководящем положении в общественной иерархии, месте в ролевых структурах, связанных с обладанием властью и ресурсами.

      В противоположность формальному неформальное лидерство интегрируется как субъективная способность, готовность и умение человека выполнять роль лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны членов группы. Оно основывается на авторитете, приобретенном в результате обладания определенными личными качествами.

      Оба этих аспекта характеризуют эффективное  руководство.  Руководство как  рациональное управление по самому своему замыслу предполагает наличие у  занятых этого рода деятельностью  людей соответствующей квалификации и определенного преимущества (по сравнению с подчиненными) в управленческих качествах, а значит, и наличие  у руководителей по меньшей мере делового авторитета, который, соединяясь с личным авторитетом, перерастает в неформальное лидерство. Кроме того, руководство – это всегда формальное лидерство.

      Среди черт, присущих лидеру, обычно называют острый ум, твердую волю и целеустремленность, кипучую энергию, незаурядные организаторские  способности и особенно готовность брать на себя

      Особой, достаточно современной группой  концепций лидерства, примыкающей  к теории черт, являются концепции харизматического лидерства.  Согласно концепции харизматического лидерства, подлинным лидером является лишь тот, кого подчиненные наделяют харизмой, выдающимися качествами.

      Харизматические лидеры всячески подчеркивают символический («благородный», «героический» и  т.п.) характер трудовой деятельности, ее нравственные аспекты. Благодаря  этому, вклад сотрудников в реализацию организационных целей получает внутреннюю нравственную  мотивацию: ведомые связывают свою работу и групповую роль с самоуважением и личным достоинством.

      Центральную роль в концепции коллективного  харизматического лидерства играет вера в собственную компетентность и способность решать трудные задачи. Эта вера прямо влияет на самодеятельность, индивидуальную производительность членов группы, их упорство в труде и преодолении трудностей.

      В группе с харизматическим лидерством первостепенную значимость играют не внешние стимулы, а внутренняя мотивация, привлекательность самовыражения, осознание собственной значимости, призвание со стороны лидера и  товарищей. Лидер порождает у  своих ведомых надежду на « лучшее будущее» и его реальность. При этом внешнее вознаграждение, например, высокая зарплата, хотя и поддерживает веру в такое «лучшее будущее» и ощущение его реальности, однако не играет приоритетной повседневной мотивирующей роли и выступает лишь одной из конечных целей.

      Такие лидеры могут даже внушать членам группы новые ценности, однако обычно они подчеркивают особую значимость индивидуальных ценностей каждого  сотрудника и стремятся связать  их с групповыми задачами.

      Харизму лидера усиливает его персональная увлеченность коллективными целями, готовность идти на личный риск ради достижения, идентификации себя с ними и с группой.

      В реальной жизни одной из слабостей  этого типа руководства является чрезмерно высокая зависимость  деятельности группы от личности лидера и сбои в ее работе в случае утраты (перевода, увольнения и т.п.) лидера.

Информация о работе Управление карьерой персонала