Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:18, контрольная работа
Цель исследования состоит в разработке концептуальных основ системы управления кадровым потенциалом региона на примере Белгородской и Курской областей.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
* провести анализ состояния кадрового потенциала региона на настоящий момент и исходя из перспективной задачи;
* выявить тенденции количественных и качественных изменений кадрового потенциала региона;
* структурировать проблемы совершенствования и развития кадрового потенциала;
* определить пути решения проблем становления и развития кадрового потенциала региона;
* выработать рекомендации по совершенствованию систем финансирования и контроля кадрового обеспечения региона.
Введение.
Актуальность исследования обусловлена
тем, что структурная перестройка экономики
региона невозможна без создания эффективного
механизма управления развитием его кадрового
потенциала, научной проработки методов
кадрового обеспечения территориальных
структур. В субъектах Российской Федерации
формируются новые системы территориального
управления и местного самоуправления,
которые в наибольшей мере должны быть
ориентированы на реальный и устойчивый
рост уровня жизни населения1.
Актуальность исследования определяется
тем, что на региональные органы управления
и власти, а также органы местного самоуправления
(МСУ) постепенно переносится вся тяжесть
проводимых в стране реформ. Все это происходит
на фоне:
* специфической, персонифицированной
кадровой политики, проводимой руководителями
субъектов Федерации или органов МСУ,
пришедших к власти в результате безкомпромисной
борьбы.
* возрастающих противоречий между увеличением
численности управленцев, затрачиваемыми
на их подготовку и содержание ресурсами
и конечными социально-экономическими
результатами их деятельности;
* усиливающихся диспропорций между целями
и задачами проводимых реформ и степенью
использования кадровых ресурсов;
* несоответствия между профессионально-
* значительной невостребованности кадрового
потенциала региона.
Из-за низкого уровня профессиональной
подготовки муниципальных кадров особо
значимым является теоретическая разработка
социально-экономических механизмов воспроизводства
специалистов муниципальной структуры.
Степень научной разработки проблемы.
Проблема управления кадровым потенциалом
региона носит междисциплинарный характер,
что обуславливает необходимость применения
в ее разрешении комплексных подходов,
с учетом экономических, юридических,
социологических, психологических и других
факторов. Она не обойдена вниманием науки,
сложились научные школы, обоснованы разнообразные
концепции, издается литература, налажена
подготовка специалистов.
В работах А.М.Омарова, В.А.Шахова, В.А.Дятлова,
В.В.Травкина исследованы вопросы формирования
и воспроизводства кадрового потенциала.
В.Г.Игнатов, А.В.Понедельков, М.В.Глазырин,
С.В.Андреев, Е.В.Охотский основное внимание
уделили специфике процессов управления
кадровым обеспечением региональных органов
власти.
Опыт развития кадрового потенциала зарубежных
организаций рассматривается в трудах
зарубежных ученых Дж. Иванцевича, М.Х.Мескона,
М.Альберта, Ф.Хедоури и др.
Вместе с тем комплексный анализ соответствующей
научной литературы показал, что проблемам
управления кадровым потенциалом региона,
концепции, практике и перспективам его
развития, создания внебюджетных источников
финансирования кадрового обеспечения
регионов, особенно на уровне местного
самоуправления, системе поиска и отбора
руководящих кадров уделяется недостаточное
внимание. Практически отсутствует методология
разработки и создания эффективной системы
управления кадровым потенциалом региона.
Количество и качество имеющихся публикаций
не соответствует остроте и актуальности
решения соответствующих проблем.
Объектом исследования является процесс
управления кадровым потенциалом региона.
Предмет исследования - управленческие
и связанные с ними социально-экономические
отношения, возникающие в процессе формирования
и развития кадрового потенциала региона.
Цель исследования состоит в разработке
концептуальных основ системы управления
кадровым потенциалом региона на примере
Белгородской и Курской областей.
Для этого необходимо решить следующие
задачи:
* провести анализ состояния кадрового
потенциала региона на настоящий момент
и исходя из перспективной задачи;
* выявить тенденции количественных и
качественных изменений кадрового потенциала
региона;
* структурировать проблемы совершенствования
и развития кадрового потенциала;
* определить пути решения проблем становления
и развития кадрового потенциала региона;
* выработать рекомендации по совершенствованию
систем финансирования и контроля кадрового
обеспечения региона.
Теоретической и методологической базой
исследования являются положения Конституции
РФ и законы РФ, Послания Президента РФ
федеральному Собранию, законодательные
акты Белгородской и Курской областей,
касающиеся вопросов кадрового обеспечения
региональных и муниципальных структур,
труды отечественных и зарубежных ученых
по вопросам управления персоналом.
Информационной базой исследования явились
данные государственной статистики, результаты
социологических исследований, материалы
текущих архивов администраций Белгородской
и Курской областей.
Кадровый потенциал: понятия, сущность,
основные характеристики.
Термин "потенциал" в своем этимологическом
значении происходит от латинского слова
potentia, что означает скрытые возможность,
мощность, силу. Широкая трактовка смыслового
содержания понятия "потенциал" состоит
в его рассмотрении как "источника возможностей,
средств, запаса, которые могут быть приведены
в действие, использованы для решения
какой-либо задачи или достижения определенной
цели; возможности отдельного лица, общества,
государства в определенной области"2
Понятия "потенциал" и "ресурсы"
не следует противопоставлять. Потенциал
(экономический, военный, трудовой, научный,
финансовый, духовный, кадровый) представляет
собой "обобщенную, собирательную характеристику
ресурсов, привязанную к месту и времени".3
Понятие "кадровый потенциал" отражает
ресурсный аспект социально-экономического
развития. Кадровый потенциал можно определить
как совокупность способностей всех людей,
которые заняты в данной организации и
решают определенные задачи.
Рассматривая различные составляющие
понятия "кадровый потенциал" как
источника качественных сдвигов в экономическом
развитии, мы приходим к выводу, что эволюция
категории отражает глубокие изменения
содержания всей системы экономических
понятий, в центре которой расположен
работник как главная производительная
сила. Экономический аспект в свою очередь
означает результативность, эффективность
деятельности и соответствующий подход
с этих позиций ко всем качествам работника.
Следовательно, он относится к выбору
наиболее адекватных целей развития и
достижению их с наименьшими затратами
труда и ресурсов. Первичные аксиоматические
составляющие "кадрового потенциала"
- это потребности и труд, результаты и
затраты. Представления об их соизмерении,
т.е. понятие эффективности, изначально
заложено в самой основе рассматриваемой
экономической категории.
В теорию и практику входят и получают
экономическую оценку в той или иной форме
конкретные качественные характеристики
кадрового потенциала - численность, структура,
знания, профессиональный состав, квалификация,
навыки, накопленный производственный
опыт; личные качества: здоровье, образование,
профессионализм, способность к творчеству,
нравственность, разностороннее развитие,
активность.
Категория "кадровый потенциал" рассматривает
совокупного работника не просто как участника
производства, а как неотъемлемое и движущее
начало всех стадий воспроизводственного
процесса; как "носителя" общественных
потребностей, выполняет функцию целеполагания,
объективно порождает и субъективно задает
стратегические и тактические цели развития
экономики.
Длительное время в экономической науке
и реальной производственной деятельности
вопрос о главной народнохозяйственной
пропорции - между развитием вещных и невещных
производительных силах, между материально-производственной
базой и развитием человеческого фактора
и социальной сферы, находился (да и сейчас
находится) в состоянии противопоставления
и неопределенной приоритетности. Это,
в частности, нашло отражение в теории
"Х" и "Y" Д.Макгомери и двухмерной
модели управления персоналом, предложенной
Р.Бейком и Д.Моутоном. Это отразилось
и на направлениях и содержании отечественной
научной мысли особенно в 70-80-е годы, и
их реализации в конкретной управленческой
деятельности. Этот вопрос не утратил
своей актуальности и сейчас.
По мнению отечественного экономиста
А.М.Омарова, "в человеке привыкли видеть
в первую очередь "трудовой ресурс",
но никак не многосложную и конкурентную
личность..."4
Согласно сложившейся статистической
практике трудовые ресурсы состоят из
трудоспособных граждан в трудоспособном
возрасте и работающих в экономике страны.
Социальный аспект трудовых ресурсов
выражается в таком явлении как человеческий
потенциал, экономическим проявлением
которого является кадровый потенциал.
Последнее время все большее развитие
приобретает подход к исследованию трудового
потенциала как элементу человеческого
фактора производства, т.е. социально-экономическому
явлению. В понятии "трудовой потенциал",
как самостоятельном отличном от трудовых
ресурсов и человеческого капитала главным
смыслообразующим словом все-таки является
"потенциал", т.е. возможность реализации
чего-либо. Значит можно говорить о его
накоплении, в том числе и в виде человеческого
капитала, о величине, как степени накопления,
о реализации, в том числе и в виде использования
трудовых ресурсов. В многочисленных публикациях
кадровый потенциал отождествляется с
трудовым потенциалом, хотя, на наш взгляд,
эти понятия отличаются друг от друга,
но рассматривать их в отрыве одно от другого
недопустимо.
По нашему мнению, понятие кадрового потенциала
следует рассматривать в контексте с понятием
потенциал вообще. Тогда кадровый потенциал
- это возможности определенной категории
рабочих, специалистов, других групп работников,
которые могут быть приведены в действие
в процессе трудовой деятельности в соответствии
с должностными обязанностями и поставленными
перед обществом, регионом, коллективом
целями на определенном этапе развития.
Такой подход к определению кадрового
потенциала дает возможность всестороннего
анализа любой категории кадров на основе
объективных экономических законов в
соответствии с выбранным объектом, предметом
исследования, а также его целями и задачами.
Под кадровым потенциалом регионального
управления понимается совокупность способностей
и возможностей персонала регионального
управления, которые реализуются для достижения
текущих и перспективных целей в интересах
региона и государства.
Под кадровым потенциалом общества понимается
совокупность способностей всех работников
для осуществления определенных целей
и требований, стоящих перед обществом.
Например - иметь экономику определенного
уровня, воспроизводить ее составляющие
на всех ступенях производственно-экономического
цикла с определенной степенью эффективности.
Содержание кадрового потенциала и основные
его черты, на наш взгляд можно сформулировать,
исходя из следующего определения кадров.
Кадры - это квалифицированные, специально
подготовленные для той или иной деятельности
работники, когда целесообразное их использование
предполагает максимальную отдачу того,
что способен дать специалист по своему
образованию, личным качествам приобретенному
опыту работы. Кадровый потенциал заложен
в тех функциях, которые он исполняет как
профессионал и в силу своих способностей,
знаний опыта может обеспечить эффективное
функционирование производства.
Поэтому анализ кадрового потенциала
следует проводить, учитывая экономические
предпосылки, в тесной взаимосвязи с научно-техническим,
трудовым, производственным потенциалом,
которые оказывают непосредственное влияние
на количественные и качественные параметры
кадрового потенциала, закономерности
его развития и эффективного использования.
Воспроизводство кадрового
потенциала.
Попытаемся рассмотреть
процесс воспроизводства
Первой фазой воспроизводственного процесса
рабочей силы является фаза ее производства.
Это биологическое, материально-вещественное,
морально-этическое и др. производство
рабочей силы. Необходимо, чтобы человек
просто появился на свет, для чего должны
быть созданы соответствующие условия.
Для этого создается семья, создаются
условия для рождения здорового ребенка,
его обучения и воспитания. Только тогда
родившийся ребенок начнет превращаться
в элемент кадрового потенциала. Если
рассмотреть эту фазу с точки зрения кадрового
потенциала, то именно здесь происходит
определение приоритетов в развитии кадров,
то есть конкретных направлений профессий,
специальностей, квалификаций в которых
общество испытывает нужду для нормального
развития. Необходимо учесть, что на первом
этапе реформ мы по инерции продолжали
готовить производственников, когда нам
не хватало экономистов, юристов, менеджеров,
финансистов. Здесь государству надо создать
условия для скорейшего развития дефицитных
специальностей.
Вторая фаза воспроизводственного процесса,
условно назовем ее "потребление рабочей
силы" - это не просто использование
рабочей силы, а деятельность специалистов,
в ходе которой, раскрывается их трудовой
и творческий потенциал. Специфика рабочей
силы заключается в том, что ее потребление
одновременно является и производством,
потому что с одной стороны можно производить
(готовить) рабочую силу на учебных участках
(школах, ВУЗах, на курсах и т.д.), с отрывом
от производства, а с другой это происходит
непосредственно на рабочем месте в процессе
потребления. Сам факт, что человек трудится
на своем рабочем месте и есть процесс
накопления определенного опыта, знаний,
навыков. На данной фазе кадровый потенциал
воспроизводится в процессе производства.
Третьей фазой воспроизводственного процесса
является распределение рабочей силы.
Через социально-экономические механизмы
необходимо обеспечить качественное и
количественное соответствие рабочей
силы и рабочих мест, тесную связь бизнес-планов
производства, капитальных вложений с
наличием необходимой "критической"
массы трудовых ресурсов.
И, наконец, воспроизводственный процесс
нельзя представить без фазы обмена, то
есть процесса найма или по существу процесса
купли продажи рабочей силы, представляющего
основу рынка труда.
Специфика воспроизводственного оборота
кадрового потенциала определяется воздействием
на него естественных и демографических
факторов.
Для работников сферы управления кадровый
потенциал представляется как объект
и субъект исследования. Как объект исследования
- это та сумма элементов, которая связана
с подготовкой самого кадрового потенциала.
И как субъект исследования - это кадры,
на которые мы, как представители органов
власти, воздействуем, для формирования
кадрового потенциала в задаваемых нами
рамках. При этом нельзя сбрасывать со
счетов старый опыт по развитию кадрового
потенциала, накопленный в СССР. Разрушив
на начальном этапе старую систему подготовки
кадров от детских садов, школы до высших
учебных заведений, сейчас необходимо
выстроить новую систему, что в настоящее
время не так просто в условиях разнообразия
форм собственности и трехуровневой системы
власти, когда ослаблена ее вертикаль.
Упущен момент, связанный с подготовкой
резерва высококвалифицированных кадров
для системы управления. Делалась ставка
на то, что рынок сам все расставит на свои
места, однако на самом деле практика показала,
что подготовка управленческих кадров
- это одна из первостепенных задач, в том
числе и Администрации Президента РФ.
Здесь основную роль должны играть ВУЗы
находящиеся в системе органов государственной
власти, такие как Российская Академия
государственной службы при Президенте
РФ, деятельность которой пронизывает
все уровни власти. Подготовка кадров
проходит как в Москве, так и в регионах,
где имеются соответствующие филиалы
Академии. При этом необходимо четко отслеживать
потребности, как отдельных субъектов
Федерации, так и общую потребность в определенных
кадрах, и не допускать дублирования отдельных
направлений. Набор специальностей для
каждого региона должен быть свой, в зависимости
от имеющихся потребностей. Каждый субъект
отличается друг от друга по своей хозяйственно-экономической
деятельности и это отличие должно быть
заметно и в проводимой в регионе кадровой
политике. Следовательно, необходимо периодически
проводить исследования, направленные
на выявление потребностей данного региона
в конкретных специалистах.
Взять, например области Черноземья, где
имеется мощный агропромышленный комплекс,
в соответствии с потребностью которого
и необходимо готовить специалистов в
области сельского хозяйства. Целесообразно
наладить систему взаимодействия между
регионами по востребованности той или
иной номенклатуры кадров. Отсюда и уровень
внимания власти к вопросу формирования
и развития своего кадрового потенциала.
Он легко просматривается в зависимости
от уровня должности первого руководителя,
непосредственно отвечающего за кадровую
политику в области. Все чаще мы замечаем,
что данное направление выносится на уровень
заместителя губернатора по кадровой
работе, что совершенно правильно, так
как в конечном итоге "кадры решают
все". В условиях реформирования экономики
значение кадровых органов огромно, и
именно этим органам следует отдавать
приоритет при построении схемы управления
областью.
В настоящее время, когда идет процесс
перераспределения полномочий от федерального
Центра на региональный и местный уровни,
на эти два уровня власти ложится основная
тяжесть в решении вопросов управления
кадровым потенциалом.
Задачей территориального управления
кадровым потенциалом является изыскание
способов повышения творческого, интеллектуального
потенциала людей, направления их действий
на развитие экономики региона, оптимизацию
структур и механизмов управления в зависимости
от сложившегося менталитета территорий.
Исходя из конкретных геоэкономических
и геополитических предпосылок, зная какие
силы и интересы действуют в регионе, возможно
при помощи эффективной кадровой политики
воздействовать на умонастроение и поведение
местных жителей.
Тот факт, что без удовлетворения все более
широкого круга материальных, социальных
и духовных потребностей большей части
населения невозможно нормальное развитие
государства и тем более его жизнеспособности
в мировой экономической системе, стало
экономической аксиомой. В условиях постиндустриального
развития всякое обновление носит черты
интенсивного, качественного развития.
Можно проследить, что все крупные экономические
преобразования имеют общий корень, глубинную
первопричину, которая в своем развитии
определяется как сущность всей системы
новых экономических явлений, так и отражающих
их экономических категорий. Эта причина
заключается в существенном изменении
характера воспроизводственного взаимодействия
составляющих элементов первичной экономической
категории - производительных сил: человеческого
фактора и материально-вещественных факторов.
Экономические характеристики взаимосвязей
между кадровым потенциалом и материально-вещественной
составляющей производства представляют
самую простую и глубинную пропорцию воспроизводственного
процесса. Главенствующая черта всего
нынешнего развития экономики состоит
в усилении роли качественных изменений,
всестороннего роста дифференциации во
всех звеньях воспроизводственной цепи,
ускорение процессов ломки старого и,
соответственно, обновления и динамизма
преобразований в целом. Это экономическое
развитие возможно лишь на основе всестороннего
повышения роли человека как активного
и преобразующего элемента производительных
сил.
При переходе к современной стадии развития
России происходит смена экономических
парадигм. Раньше в качестве опорного
определяющего экономического элемента
экономического потенциала выступала
материальная база, производственный
аппарат. На этом представлении базировалась
развитая система анализа воспроизводственных
процессов, в том числе и подход к экономической
эффективности.
В новой экономической парадигме в центр
анализа ставится способность экономики
к качественным и структурным сдвигам,
которые прямо и непосредственно заложены
в кадровом потенциале, а, следовательно,
в тех видах экономической и социальной
деятельности, которые обеспечивают его
развитие, совершенствование и эффективное
использование. В то же время известно,
что понимание ведущей роли человека в
экономическом развитии - одна из важнейших
идей политической экономии, в которой
человек выступает как "главная производительная
сила", цель, основа и движущая сила
общественного исторического процесса.
Положение изменилось, когда начался длительный
исторический период быстрого роста материального
накопления, в результате которого создавалась
иллюзия того, что оно полностью определяет
процесс воспроизводства кадрового потенциала.
В этих условиях причины трудностей и
конфликтов, связанных с развитием кадров,
переводились во внеэкономическую плоскость:
в педагогические, воспитательные, правовые
сферы, в компетенцию религиозных и других
идеологических учреждений.
Нынешнее общество, стоящее на пути
реформ, характеризуется интенсивным
перераспределением работающих из промышленного
и сельскохозяйственных секторов экономики
в информационную сферу и в
сферу труда по обслуживанию населения.
В условиях ограниченности квалифицированных
кадровых ресурсов в сферах государственного
и муниципального управления и услуг вопрос
об эффективности отдачи и распределения
кадрового потенциала особенно актуален.
Интенсификация экономической сферы мыслится
не за счет количественных, а, прежде всего
за счет качественных показателей, осуществляемых
на базе новых технологий, организационно-управленческих
новшеств, развития управленческой и кадровой
культуры, повышения показателя отдачи
управленческого кадрового ресурса. Необходимо
отметить, что эффективность нынешнего
экономического этапа развития должна
базироваться не на достигнутом уровне
использования кадровых ресурсов, а исходить
из его потенциальных возможностей. Поскольку
кадровый потенциал - элемент территориального
социально-экономического потенциала,
целесообразно, чтобы он содержал резерв
возможностей для активной реакции при
непредвиденных чрезвычайных и кризисных
ситуациях.
Эффективность кадрового потенциала -
это обратная сторона кадрового ресурса,
отражающая степень его реализации. В
свою очередь качественный уровень кадрового
потенциала - отражает степень экономического
развития.
Стратегическая доктрина современного
прогресса базируется на концепции всемерного
раскрытия человеческих возможностей.
Послевоенный опыт Японии, Южной Кореи,
Гонконга и других, быстро развивающихся
стран юго-восточной Азии, наглядно свидетельствует,
что за счет концентрации ресурсов в образовательной
системе можно всего за 10 - 15 лет подняться
до уровня, сравнимого с показателями
передовых мировых держав. Приоритетные
вложения в человека являются не следствием
роста благосостояния государства, а его
причиной. Об этом говорил в своем выступлении
Б.Клинтон на совместном заседании обеих
палат Конгресса. 04.05.97 г.: главная цель
развития государства США, по мнению президента,
заключается в обеспечении лучшего в мире
образования для американского народа:
"Давайте работать все вместе, чтобы
достичь этих 3-х целей: каждый восьмилетний
ребенок должен уметь читать, каждый 12
летний ребенок должен уметь подключаться
к системе Интернет, каждый восемнадцатилетний
человек должен иметь возможность учиться
в колледже, а каждый взрослый американец
должен иметь возможность продолжить
обучение и образование на протяжении
всей своей жизни".
Однако при этом необходимо учитывать,
что всякие вложения государства в конкретного
человека (в его профессиональное развитие)
должны иметь определенный оптимум. Вопрос
заключается в определении стратегических
направлений развития кадров и оптимального
количества ресурсов, которые необходимо
вложить в конкретных граждан для того,
чтоб получить кадры, обладающие определенными
качествами. Отсюда вытекает необходимость
сугубо экономического обоснования вложений
в человека.
Если рассмотреть конкретную организацию,
управляющую профессиональным развитием
и вкладывающую ресурсы в своих сотрудников,
то ключевым моментом в процессе управления
развитием работников явится определение
потребностей организации в этой области.
По существу речь идет о выявлении несоответствия
между профессиональными знаниями и навыками
(компетенциями), которыми должен обладать
работник данной организации для реализации
ее целей (сегодня и в будущем) и теми знаниями
и навыками, которыми он обладает в действительности.
Определение потребностей в профессиональном
развитии отдельного сотрудника требует
совместных усилий кадровых служб (отдела
человеческих ресурсов), самого сотрудника
и его руководителя.
Для адекватного определения потребностей
профессионального развития, каждая из
участвующих в этом процессе сторон должна
понимать, под воздействием каких факторов
складываются потребности организации
в развитии своих работников. Этими факторами
являются:
* динамика внешней среды (государство,
потребители, конкуренты, поставщики);
* развитие техники и технологии, влекущее
за собой появление новой продукции, услуг
и методов производства;
* изменение стратегии развития организации;
* создание новой организационной структуры;
* освоение новых видов деятельности.
Традиционными методами определения и
регистрации потребностей в профессиональном
развитии являются аттестация и подготовка
индивидуального плана развития. В ходе
аттестации сотрудник обсуждает с руководителем
перспективы своего профессионального
развития. Результатом этого обсуждения
становится план индивидуального развития,
который передается в кадровую службу.
Специалисты по профессиональному развитию
оценивают план с точки зрения его реалистичности,
выполнимости соответствия потребностям
организации и ее финансовым возможностям
и вносят в него необходимые коррективы.
Сведенные воедино планы развития сотрудников
становятся программой профессионального
развития персонала организации. Эта программа
и определяет цели профессионального
развития, средства их достижения и бюджет
(оптимум).
Обоснование необходимости
концептуального подхода к
В условиях социально-экономических реформ,
происходящих в России, существенно меняется
структура и задачи органов государственной
власти и местного самоуправления, усложнилась
управленческая деятельность, возрастает
персональная ответственность должностных
лиц государственной и муниципальной
службы за принимаемые решения. Эти изменения
обусловливают повышение требований к
уровню профессиональной компетентности
руководителей и специалистов, нормативное
закрепление этих требований в законах
Российской Федерации, указах Президента
Российской Федерации, постановлениях
Правительства Российской Федерации.
Возникает необходимость упорядочения
и планирования процессов совершенствования
и развития кадрового потенциала региона.
Если рассмотреть этот процесс на примере
организации, то под процессом планирования
и совершенствования руководящих кадров
понимают все действия, нацеленные на
то, чтобы предприятие имело в любой момент
и на каждом участке необходимое количество
квалифицированных и мотивированных руководящих
работников, потенциал которых соответствовал
бы современным требованиям управления
процессами, характерными для данной организации.
Кадровое планирование - это перспективная,
систематическая, учитывающая расходы
концепция будущих мер в области кадров.6
В принятых ранее на местах нормативных
документах, регламентирующих деятельность
государственных и муниципальных служащих
региона, обозначены основные направления
кадровой политики, определены приоритеты
и первоочередные задачи. Это позволяет
провести оценку кадрового потенциала
органов государственной власти и местного
самоуправления, разработать систему
формирования кадрового резерва по основным
должностям государственной и муниципальной
службы, вплотную подойти к созданию региональной
системы переподготовки и повышения квалификации.
Однако анализ деятельности комитетов
и управлений администраций областей,
государственных учреждений, органов
местного самоуправления не дает основания
полагать, что кадровой работе уделяется
достаточно внимания и выделяется достаточно
финансовых средств. Отдельные попытки
упорядочить сферу работы с кадрами, как
правило, непоследовательны и фрагментарны,
поэтому не приводят к запланированному
результату.
В целом ситуация в сфере кадрового обеспечения
государственной и муниципальной службы
характеризуется следующими чертами:
* отсутствием целевой системы подбора
кадров;
* отсутствием прогнозирования потребности
в кадрах;
* отсутствием направленной системы подготовки,
переподготовки и повышения квалификации,
что отчасти объясняется отсутствием
стимулов повышения деловой и профессиональной
квалификации.
В этих условиях ясно, что без проведения
целенаправленной работы по совершенствованию
кадрового обеспечения органов государственной
власти и местного самоуправления процесс
реформирования затянется на долгие годы.
Важнейшим направлением кадровой политики
сегодня становится обновление государственного
аппарата, повышение профессиональной
квалификации управленческого персонала,
что будет способствовать созданию в области
профессионального, стабильного и авторитетного
для общественного мнения корпуса государственных
и муниципальных служащих.
Кадровая политика требует концептуального
подхода, необходимо создать систему позволяющую
оптимально управлять кадровым потенциалом
региона. На наш взгляд, концепция развития
кадрового потенциала может состоять
из следующих блоков:
* цели и задачи;
* принципы работы с персоналом государственной
и муниципальной службы;
* этапы реализации;
* ожидаемые результаты.
Цель концепции - совершенствование и
развитие кадрового потенциала органов
государственной власти и местного самоуправления
и приведение его в соответствие со стратегией
развития региона, характером решаемых
задач и требованиями действующего законодательства.
Основными задачами концепции являются:
1. Создание правового пространства, достаточного
для обеспечения легитимности деятельности
по развитию кадрового потенциала органов
государственной власти и местного самоуправления.
2. Создание инфраструктуры, обеспечивающей
развитие кадрового потенциала на всех
уровнях региональной исполнительной
власти.
3. Комплектование организационных структур,
ведущих работу с персоналом, опытными
и компетентными специалистами.
4. Методическое обеспечение деятельности
по управлению персоналом органов государственной
власти и местного самоуправления.
5. Организационное, материально-техническое
и финансовое обеспечение работы с персоналом.
2.3. Основные принципы работы с персоналом
государственной и муниципальной службы.
Исходя из вышеизложенного, основными
принципами работы с кадрами органов государственной
власти и местного самоуправления являются:
* безусловный приоритет в организации
работы с персоналом стратегических целей
реализации основных положений государственной
политики;
* постоянная адаптация целей и задач кадровой
работы к изменяющимся политическим, социальным
и экономическим условиям;
* повышение престижа государственной
и муниципальной службы, разработка систем
разносторонней мотивации и стимулирования
кадров;
* привлечение новых специалистов, расширение
социальной базы органов государственной
власти и местного самоуправления;
* непрерывность образования кадров;
* регулярная оценка эффективности деятельности
органов государственной власти и местного
самоуправления, их подразделений, отдельных
руководителей и специалистов;
* налаживание эффективных горизонтальных
и вертикальных взаимосвязей, обмен опытом
и информацией;
* совершенствование организационных
структур государственной и муниципальной
власти, методов и технологий кадровой
работы.
В ходе реализации концепции можно выделить
следующие основные этапы (рассмотрим
их на примере Белгородской области):
Первый этап (2 - 6 месяцев) предусматривает:
* обеспечение правового поля для реализации
основных положений концепции; Оно включает
подготовку и принятие закона Белгородской
области "О денежном содержании государственных
служащих области", постановлений главы
администрации Белгородской области "О
конкурсе на замещение вакантных должностей
государственных и муниципальных служащих",
"Об аттестации персонала органов государственной
власти и местного самоуправления",
"О формировании кадрового резерва
развития государственной и муниципальной
службы", "О целевой профессиональной
переподготовке и повышении квалификации
специалистов органов государственной
власти и местного самоуправления",
а также ряда других правовых актов;
* создание инфраструктуры работы с персоналом
(формирование на базе отдела по работе
с кадрами аппарата главы администрации
области Управления государственной службы
и кадров; выделение в организационной
структуре органов местного самоуправления
подразделения/специалиста для организации
работы с персоналом);
* разработка единых нормативных документов,
регламентирующих кадровую работу (Положение
о развитии персонала, Положения о подразделениях,
должностные инструкции руководителей
и специалистов), и стандартов деятельности
государственных и муниципальных служащих;
* инвентаризация кадров органов государственной
власти и местного самоуправления, создание
соответствующего электронного банка
данных (внедрение в работу кадровых служб
программного комплекса кадровой информации,
сбор и обработка данных о персонале на
основе "Анкеты профессионала");
* подготовка и запуск процедур формирования
устойчивого резерва развития и конкурсного
набора на замещение вакантных должностей
государственных и муниципальных служащих;
* создание и реализация целевой программы
повышения квалификации специалистов
на текущий год.
В результате на первом этапе были созданы:
1. Приемлемая нормативно - правовая база
для организации комплекса работ по управлению
персоналом государственной и муниципальной
службы.
2. Инфраструктура управления и исполнения,
позволяющая организовать работу с кадрами.
3. Аналитический материал и прогноз развития
кадрового потенциала органов государственной
власти и местного самоуправления.
4. Единый стандарт деятельности кадрового
органа.
5. Автоматизированная система учета кадрового
потенциала.
6. Целевая программа переподготовки и
повышения квалификации государственных
и муниципальных служащих.
7. Устойчивый резерв развития как источник
пополнения органов исполнительной власти
квалифицированными руководителями и
специалистами.
Второй этап (6 - 12 месяцев) предусматривает:
* создать и развернуть деятельность Белгородского
филиала Орловской региональной Академии
государственной службы;
* провести необходимую работу для получения
лицензии на переподготовку по специальности
"государственное и муниципальное управление"
(2-е высшее образование);
* разработать график аттестации и провести
аттестационные процедуры государственных
и муниципальных служащих;
* разработать и внедрить системы планирования
индивидуального профессионального развития
и работы с резервом на выдвижение;
* разработать систему критериев оценки
эффективности деятельности подразделений
и отдельных специалистов органов государственной
власти и местного самоуправления;
* разработать организационно - штатные
стандарты и запустить технологии оптимизации
организационно-управленческой структуры
органов государственной и муниципальной
власти.
В результате реализации второго этапа:
1. Создана целевая система непрерывного
профессионального образования (переподготовка
и повышение квалификации) на базе Белгородского
филиала Орловской региональной Академии
государственной службы.
2. Проведен анализ кадрового потенциала
органов государственной власти и местного
самоуправления не только на основе формальных
признаков (возраст, образование, стаж
работы и т.д.), но и исходя из результатов
аттестационных процедур.
3. Создана система ротации кадров государственных
и муниципальных служащих по горизонтали
и вертикали на основе результатов индивидуальной
деятельности.
4. Сформирован организационно-штатный
стандарт органов государственной власти
и местного самоуправления по видам и
объему деятельности.
Важное место в реализации концепции развития
кадрового потенциала отводится проведению
всестороннего анализа потенциала кадров,
прежде всего кадров государственного
управления, также разработке модели управления
процессом поиска и отбора руководящих
кадров. Этим вопросам посвящается следующая
глава.