Управление качеством на основе стандартов ИСО 9000

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:30, курсовая работа

Краткое описание

Качество стало одним из наиболее популярных лозунгов конца двадцатого - начала двадцать первого века. Качество товаров и услуг. Качество в технологиях и бизнес-процессах, связанных с производством товаров и услуг. Качество, которое существует и которое можно доказать, потому что оно документировано. Стандартом, позволяющим подтвердить качество различных аспектов работы предприятия, является группа стандартов ISO 9000 – серия международных стандартов управления качеством и подтверждения качества, которые приняты более чем 90 странами мира.

Оглавление

Введение

глава 1. понятие и сущность управления качеством на основе стандартов исо 9000

1.1. Понятие и история развития стандартов серии ИСО 9000

1.2. Организационная структура.

1.3. Порядок разработки международных стандартов.

1.4. Базовые стандарты управления качеством

глава 2. сравнительная характеристика ISO и TQM

ГЛАВА 3. ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ.

3.1 Общая ситуация в России

3.2 Сертифицирующиеся компании в Санкт-Петербурге

3.3 Опыт внедрения стандартов качества на Российских предприятиях

3.3.1. Заволжский моторный завод

3.3.2. Солнечногорский завод металлических сеток Лепсе

3.3.3. ОАО "Автодвигательсервис"

заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Управление качеством на основе стандартов ИСО 9000.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

 

Сравнительно недавно интерес к стандартам ISO 9000 начал развиваться в сфере производства промышленного оборудования. В этом секторе к стандартам ISO 9000 в Санкт-Петербурге преимущественно обращаются малые и средние предприятия. Этот интерес, очевидно, связан с улучшением хозяйственного состояния предприятий и появлением у них амбиций в отношении работы на экспорт и по заказам крупных потребителей.

В последнее время наблюдается интересная тенденция к повышению интереса к стандартам сертификации систем качества со стороны предприятий из сферы услуг и, в частности, оптовой и розничной торговли. Их основная мотивация в большинстве случаев связана с желанием повысить свой имидж на рынке и продемонстрировать свое благополучие. Однако само намерение внедрить систему качества показывает, что сектор торговли отошел от ценовой конкуренции к конкуренции на основе качественных преимуществ. Торговые компании стремятся совершенствовать качество обслуживания своих потребителей.

Сегодняшнюю ситуацию характеризует еще одна общая тенденция – увеличение доли предприятий, обращающихся к стандартам ISO 9000 сознательно – в целях совершенствования качества и повышения эффективности управления, а не для решения сиюминутных задач. Это свидетельствует о проникновении идей современного менеджмента качества в умы большого числа менеджеров петербургских компаний и, соответственно, о благоприятных перспективах внедрения эффективных систем менеджмента качества на многих предприятиях города.

В целом рост внимания петербургских компаний к сертификации систем менеджмента качества ясно прослеживается.

3.3 Опыт внедрения стандартов качества на Российских предприятиях

3.3.1. Заволжский моторный завод

Руководство Заволжского моторного завода пришло к решению сертифицироваться по ISO 9000 поэтапно. Сначала они начали работать в литейном производстве и внедрили там систему качества в соответствии с требованиями стандарта ISO 9000. Это было вызвано тем, что когда они вышли на рынок Германии, немецкие партнеры сказали, что без внедрения стандартов ISO 9000 и без сертификации в уважаемом немецком органе доступ на немецкий рынок закрыт. С этого все и началось.

При содействии консультантов они стали работать с этими стандартами в литейном производстве. Сначала изучили, потом консультанты провели обследование, увидели что и где у не так. В итоге поняли, что раньше предприятие работало почти вслепую, а стандарты - очень полезное дело. Затем на заводе внедрили систему качества в производстве подшипников скольжения по требованию Волжского автомобильного завода, так как он является их поставщиком.

Убедившись в том, что начинание было очень полезным для завода и позволило навести порядок, внедрили систему качества на всем производстве.

В результате все затраты, которые завод понес при подготовке к сертификации, включая оплаты услуг консультантов и аудиторов, были полностью покрыты в первый же год после сертификации за счет снижения потерь от брака. Эффективным также оказалось изменение системы расчетов убытков от брака. То есть качество в том объеме, который полностью зависит от предприятия, завод гарантирует. А в последующие годы планируется перейти на версию 2000 года.

3.3.2. Солнечногорский завод металлических сеток Лепсе

Прошел сертификацию на соответствие международному стандарту ISO 9001. Сертификация проводилась немецким TUV. Подготовку к сертификации руководство начало в 1995 году, в конце 1996 года завод получил сертификат, а в 1999 году прошел ресертификацию.

После внедрения системы качества по стандарту ISO 9000 у всех, во-первых, появилось понимание, что за клиента надо бороться. Раньше главной задачей любого завода было выполнение плана, и тогда не болела голова о том, где взять сырье и куда пойдет продукция. Сейчас стало понятно, что без привлечения клиента, без предоставления ему определенных гарантий, ожидать его появления не приходится. Во-вторых, поняли, что с потребителями и поставщиками работу следует вести постоянно. Для этого необходимо развивать по новым принципам маркетинг, снабжение и другие важные направления. Продукция должна производиться в соответствии с требованиями клиента, а не плана.

Кроме того, после внедрения ISO 9000 на предприятии произошли и качественные изменения. Качество продукции стало намного выше, что обусловлено как наличием системы качества, так и традициями. Постоянно контролируются затраты на обеспечение качества и потери, которые несет завод. Потери составляют менее одного процента. Также, заметно поднялась культура управления. Каждый стал понимать, что все работают в одной упряжке, и полномочия, переданные каждому, направлены на общий результат работы.

Сейчас завод контролирует рынок, на котором работает и пытается его расширить. Делается все возможное для дальнейшего укрепления позиций на рынке. При этом необходимое качество достигается не за счет увеличения затрат, а при минимуме накладных затрат. В результате 10% продукции идет на экспорт.

3.3.3. ОАО "Автодвигательсервис"

Имеет не международный сертификат, а сертификат ГОСТ Р ИСО-9002. При этом оно стало первым обладателем данного сертификата в сфере услуг.

В результате внедрения системы на предприятии повысилось качество организации работ. В соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО-9000 улучшился порядок приемки деталей, повысилась эффективность взаимодействия с изготовителями. Складской учет организован так, что все детали прослеживаются с начала поступления до установки на автомобиль. В любой момент можно определить, по чьей вине появилась неисправность - то ли это вина изготовителя, то ли была допущена ошибка в процессе установки. В итоге, благодаря этой системе удалось значительно поднять уровень качества оказываемых услуг.

заключение

До сих пор основной целью функционирования системы управления качеством в нашей стране было, как правило, выполнение задания по увеличению выпуска продукции с государственным Знаком качества. В условиях свободного рынка цель совершенно другая: нужно, например, заработать определенную сумму в валюте. Для её достижения проводятся маркетинговые исследования, в результате которых устанавливается, что на таком-то рынке можно продать такую-то продукцию по такой-то цене. Но для этого она должна обладать такими-то свойствами и поступить на рынок не позднее такого-то срока. Следовательно, исходя из поставленной экономической цели, формулируется цель предприятия в области качества продукции. Для достижения последней и строится соответствующая система качества, способная обеспечить к определенному сроку создание нужной продукции и отладку её стабильного производства.

По всеобщему признанию, 90-е годы - решающее десятилетие в области обеспечения качества продукции. Поэтому сейчас ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что из многих рекомендуемых средств достижения качества продукции первым следует считать подготовку кадров. Пути обеспечения качества нужно искать в социальной психологии рабочих групп и производственных коллективов. Никакие воздействия извне – тотальный контроль, ужесточение наказаний за брак и т. п. не способны обеспечить высокое качество. Вывод однозначен: ставку надо делать на самих производителей продукции. Здесь уместно привести “заповедь” одного американского бизнесмена, который считает, что для успеха предприятия нужно придерживаться принципа трех “p”: “people-product-profit” (человек-продукция-прибыль). На первом месте, как видно, человек, работник, а, следовательно, его квалификация и положительные личностные качества: общительность, инициативность, чувство ответственности, стремление к сотрудничеству и дух соперничества.

Однако всё сходиться в одном – качество продукции имеет важнейшее значение для ускорения экономического, социального и научно-технического прогресса и его надо постоянно улучшать.

Продукция по своему качеству должна соответствовать требованиям потребителя, которые постоянно изменяются. Следовательно, нельзя остановиться на достигнутом уровне качества. Необходимо непрерывно совершенствовать методы и средства изготовления продукции.

Для этого созданная в 40-е годы Международная организация по стандартизации (ИСО), взяв за основу имеющиеся стандарты и руководящие документы на системы обеспечения качества и дополнив их требованиями потребителей, разработала и утвердила Советом ИСО серию международных стандартов по управлению качеством продукции, устанавливающих требования к системам обеспечения качества продукции.

Тем самым была заложена основа для приведения систем обеспечения качества в различных странах к единым требованиям международных стандартов.

Реализовать эти требования можно было лишь при условии выполнения основополагающих постулатов функционирования систем обеспечения качества продукции:

цели и задачи в области повышения, обеспечения и улучшения качества продукции должны находиться в центре экономической политики фирмы;

достижение требуемого качества продукции с минимальными издержками;

основным критерием достижения целей в области качества продукции является удовлетворение потребностей потребителей;

использование системного подхода при обеспечении управления качеством продукции;

непрерывное и систематическое обучение рабочих и служащих;

воспитание у каждого изготовителя продукции уважительного отношения к потребителю;

постоянная, добросовестная и творческая работа всех работников по повышению, обеспечению и улучшению качества продукции.

Для предприятий и организаций, заинтересованных в развитии внешнеэкономических связей с зарубежными партнерами, очень важным аспектом деятельности является получение максимально полной информации о системах сертификации продукции, действующих в зарубежных странах, а также о законодательствах этих стран, устанавливающих обязательные требования к продукции, и о нормативно-технической документации, на соответствие которой проводятся сертификационные испытания за рубежом. Следовательно, необходимо дать ориентиры для поиска информации о деятельности некоторых межправительственных организаций, занимающихся вопросами сертификации продукции и разрабатывающих международные нормативно-технические документы (международные стандарты).

Одной из таких организаций является ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ (ГАТТ), занимающееся общими вопросами регулирования международной торговли. В состав ГАТТ входят свыше 100 государств. Основным аспектом ее деятельности стали разработка и утверждение ряда межправительственных соглашений обязывающего характера для входящих в нее стран.

Помимо межправительственных соглашений обязывающего характера, ГАТТ издает также другие материалы, имеющие непосредственное отношение к сертификации продукции. Среди них – материалы и документы (решения, резолюции, протоколы) руководящего Комитета по техническим барьерам в торговле (Комитет ГАТТ/ТБТ), а также информационные и справочные материалы.

Другой межправительственной организацией, в деятельности которой Россия принимает активное участие, является МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ МЕТРОЛОГИИ (МОЗМ). МОЗМ разработала и приняла Систему выдачи сертификатов для метрологического оборудования и приборов, имеющих обязательную силу для входящих в состав организации стран.

На региональном уровне вопросами организации сотрудничества между странами в области сертификации и взаимного признания результатов испытаний продукции занимаются региональные межправительственные организации, в том числе региональные экономические комиссии ООН. Среди них необходимо в первую очередь отметить ЕВРОПЕЙСКУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ КОМИССИЮ ООН (ЕЭК ООН), важным результатом деятельности которой явилось Соглашение о взаимном признании результатов испытаний в данной области, проведенных национальными испытательными центрами стран Европы.

В целом можно сделать вывод о быстром росте числа соглашений о взаимном признании, совершенных в целях ликвидации технических барьеров в торговле, совершенствование форм и методов сотрудничества.

Итак, современное управление качеством продукции должно прямо ориентироваться на характер потребностей, их структуру и динамику; емкость и конъюнктуру рынка; стимулы, обусловленные экономической и технической конкуренцией, характерные для рыночных отношений.

Современное управление качеством на предприятии, независимо от формы собственности и масштаба производственной деятельности, должно оптимально сочетать действия, методы и средства, обеспечивающие, с одной стороны, изготовление продукции или оказания услуги, удовлетворяющей текущие запросы и потребности рынка, а с другой – разработку новой продукции или услуги, способной удовлетворять будущие потребности и будущие запросы рынка.

Принципиальная схема механизма управления качеством органически должна взаимодействовать с маркетинговыми исследованиями и включать в свой состав блок разработки политики в области качества.

 

Список использованной литературы

1.       Антонов Г. А. Основы стандартизации и управление качеством продукции: Учебник для студентов вузов: В 3 ч./ Санкт-Петербургский университет экономики и финансов. -–СПб., 1995.

2.       Басовский Л. Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2001.

3.       Васильев А. Л. Стандартизация для всех. – М.: Издательство стандартов, 1992.

4.       Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов/Под ред. О. П. Глудкина. – М.: Радои и связь, 1999.

5.       Галеев В.И., Варгина М.К. Управление качеством: проблемы, перспективы. // Сертификация. – 1994.

6.       Галеев В.И., Дворук Т.Ю. В помощь предприятиям, готовящим продукцию к сертификации. //Сертификация. - 1994

7.       Галеев В.И. Проблемы внедрения стандартов ИСО серии 9000 на примере опыта ряда предприятий. // Сертификация .- 1994.

8.       Государственные стандарты 2000: (по состоянию на 1 января 2000г.): Указатель. Т. 4 / Гос. Ком. РФ по стандартизации и метрологии. – Изд. офиц. – М.: Издательство стандартов, 2000.

Информация о работе Управление качеством на основе стандартов ИСО 9000