Управление и контроль в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 20:49, контрольная работа

Краткое описание

Задание № 1. Функции управленческого контроля в экономическом механизме менеджмента.
Задание № 2. Информационное обеспечение менеджмента. Управленческие решения, их виды и реализация.
Задание № 3. Стратегия и тактика менеджмента. Виды рыночных стратегий.

Файлы: 1 файл

Менеджмент+++.docx

— 65.39 Кб (Скачать)

Принятие  решения и организация его  исполнения

Процесс принятия решения  не заканчивается после выбора альтернативы. Решение — это результат творческого  мышления человека, модель его будущих  действий. Однако для достижения поставленной цели любое решение должно быть реализовано, поскольку «реальная ценность решения  становится очевидной только после  его осуществления». На этапе реализации из интеллектуальной концепции, представленной на бумаге или в сознании руководителя, решение превращается в конкретное действие.

Эффективность процесса реализации решения повысится, если оно будет  признано теми людьми, которых оно  затрагивает. Однако признание решения  редко достигается автоматически. Поэтому необходимым условием реализации является согласование управленческих решений, которое представляет собой  процедуру достижения признания  другими людьми предлагаемого решения  проблемы. Любое решение должно быть признано двумя группами людей: а) руководителями других подразделений и организаций, на деятельность которых может повлиять данное решение, и б) исполнителями (подчиненными), которые будут его выполнять.

Необходимость согласования решений с другими руководителями обусловлена разделением труда  в любой организации. Обычно важные решения, затрагивающие всю организацию, осуществляются различными отделами, службами и подразделениями.

Контроль  над реализацией управленческого решения.

Заключительным этапом разработки и реализации решения является контроль. Контроль — это одна из основных функций управления, представляющая собой процесс обеспечения достижения целей, поставленных организацией, обеспечения  реализации принятых управленческих решений.

При помощи контроля руководство  организации определяет правильность своих решений и устанавливает потребность в их корректировке.

Процесс контроля, с одной  стороны,— это процесс отслеживания хода выполнения принятых управленческих решений и оценки достигнутых  результатов в ходе их выполнения. С другой стороны, процесс контроля — это процесс установления стандартов, измерения фактически достигнутых  результатов и их отклонения от установленных  стандартов. Именно результаты контроля являются основанием для руководителей  организации корректировать ранее  принятые решения, если отклонения в  ходе реализации ранее принятых решений  значительны.  

Вопрос № 3.

Стратегия менеджмента – это направление развития организации (фирмы, предприятия и пр.) в соответствии с поставленной целью, тактика – пути и этапы движения в рамках этого направления.

Стратегия менеджмента проявляется  не только в программах развития фирмы, но и в особом качестве функций  управления и управленческих решений, персонала управления и организации  управления.

Стратегия менеджмента находит  свое реальное воплощение в программе  развития, цели и миссии, принципах  практического управления, требованиях  к персоналу, в методиках разработки управленческих решений.

Под стратегией можно понимать совокупность ориентиров и ограничений, которые определяют направление  развития фирмы в соответствии с  поставленной целью. Стратегия –  это своеобразный «коридор» использования  различных тактик.

Во-первых, понятие стратегии  всегда надо соотносить с понятием развития. Нет стратегии без развития. В этом отношении стратегия есть совокупность изменений, определяющих жизнестойкость фирмы и увеличивающих  вероятность ее выживания или  потенциал выживаемости в условиях изменяющейся среды.

Во-вторых, понятие стратегии  неотделимо от понятия цели, которая  в развитии выступает в качестве маяка, главного ориентира развития, отражает тенденции изменения интересов, которые определяют деятельностную активность человека. Цель фокусирует проблемы, позволяя выделять из них  главные и строить на этом тактику  управления.

В-третьих, понятие стратегии  невозможно отделить от понятия прогнозирования. Стратегия выступает как результат  осмысленного и аналитического, точнее сказать научного, предвидения будущего, реальностей его достижения, понимания  необходимого.

В-четвертых, понятие стратегии  нельзя оторвать и от понятия «миссия», которая характеризует назначение фирмы и ее роль в общих тенденциях развития человека, общества, цивилизации  и человечества.

Стратегия – это так же, как и тактика, категория выбора и предмет разработки. Стратегии могут быть различными. Они бывают размытыми и ясными, рассчитанными (спланированными) и в виде общего представления, стратегия может отражать экономическое, социальное, организационное, технологическое или научно-техническое развитие, может быть стратегия производства и стратегия маркетинга, стратегия внутреннего и внешнего развития, стратегия конкуренции, стратегия качества, стратегия инновационной деятельности, стратегия в работе с персоналом.

Разработка стратегии  менеджмента. В современных условиях ни одна солидная организация не может  развиваться без стратегических ориентиров или планов. Стратегия  требует тщательной разработки. Ключевыми  моментами в разработке стратегии  являются следующие.

1. Анализ внешней среды, ее состояния и тенденций развития. Здесь основное внимание уделяется поведению потребителей и конкурентов, спроса на продукцию и услуги, социальную и политическую обстановку, связи с поставщиками и посредниками, сильные и слабые позиции организации во внешней среде, определение конкурентных преимуществ.

2. Анализ внутренней обстановки, ресурсов и возможностей их использования, изменения структуры, их распределения, размещения и концентрации.

3. Разработка и формулирование цели и миссии организации.

4. Выбор стратегии достижения цели при опоре на миссию и использовании преимуществ.

5. Определение приоритетов, ориентиров, ограничений, этапов развития организации, ее движения к цели.

6. Оценить критические факторы успеха, возможные риски, допустимые и недопустимые отклонения.

7. Сформировать стратегический план в виде последовательно решаемых задач, поэтапных результатов и достижений.

Тактика – это тоже одна из характеристик менеджмента, которая связана со стратегией и является ее необходимым дополнением. Без определенной тактики невозможна реализация стратегии. Тактика предполагает учет тех обстоятельств, которые, невозможно учесть при разработке стратегии, это обстоятельства, связанные с конкретными условиями управления, внезапными случайностями, которыми богата жизнь, неожиданными противоречиями. В тактике находит свое выражение реальная траектория движения к цели, зигзаги удачи и неминуемые потери.

Тактика менеджмента – это совокупность управленческих решений, отражающих наилучший вариант реализации стратегических целей в конкретных условиях функционирования фирмы. Тактика это искусство возможного в текущей реализации стратегического замысла.

Тактики могут быть различными: выжидания, осмотрительности, агрессивности (существует понятие агрессивного маркетинга), шоковой терапии, осторожности, невмешательства, последовательности, скачка, цикличности, маневрирования, манипуляции (обманные движения), прессинга (непрерывного давления), тактика двойной меры, решительности, настойчивости. Богато разнообразие тактик. Но это богатство надо знать и  использовать, надо уметь выбирать тактику, уметь ее построить. Многое в этом зависит от стратегии, хотя в рамках одной и той же стратегии  возможно использование и реализация различных тактик.

 Любая экономическая  стратегия синтезирует теоретические  и практические вопросы функционирования  фирмы на рынке на основе  складывающихся закономерностей.  М. Портер выделил три базовые  конкурентные стратегии: за счет  экономии на издержках, за счет  дифференциации, за счет специализации.  Они различаются по целевому  рынку (весь рынок или сегмент)  и по типу реализуемого конкурентного  преимущества (по издержкам или  качеству товара).

Общие требования, предъявляемые  к стратегии маркетинга, можно  свести к следующим:

1. Реализм в оценке рынка и своих возможностей.

2. Альтернативность выбора мер (увеличение – снижение цен на товары, рекламу; количество продавцов, т.е. действия в совокупности по различным видам деятельности).

3. Четкость, ясность, понятность поставленной цели.

4. Гибкость действий (возможность в случае воздействия каких-либо факторов быстро реагировать на изменение ситуации).

5. Локализация во времени, что позволяет очертить определенный круг целей: кратко-, средне- и долгосрочных.

Также исследователи отмечают четыре основных типа стратегии конкурентной борьбы:

1). Силовая стратегия характерна для фирм, действующих в сфере крупного, стандартного производства товаров и/или услуг. Фундаментальный источник силы придерживающихся ее фирм заключен в том, что такое производство обычно можно наладить более эффективно и с меньшими издержками, чем изготовление небольших партий, сильно отличающихся друг от друга товаров. Кроме того, силовая стратегия использует преимущества, создаваемые широкомасштабными научными исследованиями, развитой сбытовой сетью и крупными рекламными кампаниями.

Для этой стратегии характерна опора на сформированный имидж, осознание  своей гигантской мощи и силы. Поэтому  такие фирмы стремятся доминировать на обширном рынке, по возможности вытесняя с него конкурентов. Они привлекают покупателя сравнительной дешевизной и добротностью (средний уровень  качества) своих изделий.

2). Нишевая стратегия типична для фирм, вставших на путь специализации. Она предусматривает изготовление особой, необычной продукции для определенного (чаще узкого) круга потребителей. Свою рыночную силу такие компании черпают в том, что их изделия становится в той или иной мере незаменимыми для соответствующей группы клиентов. Такая компания старается не распыляться, контролируя небольшую часть обширного рынка, и завоевывает максимальную долю маленького рыночного сегмента. Свои, как правило, дорогие и высококачественные товары она адресует тем, кого не устраивает стандартная продукция.

3). Приспособленческая стратегия преобладает при обычном бизнесе в местных – локальных масштабах. Сила небольшого неспециализированного предприятия состоит в его гибкости и лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объему (а нередко и кратковременных) нужд и потребностей конкретных клиентов.

4). Пионерская стратегия связана с созданием новых или радикальным преобразованием старых сегментов рынка. Речь идет не просто о совершенствовании товаров и услуг, а о крайне рискованном (но и баснословно выгодном в случае удачи) поиске революционных решений.

На практике стратегия  маркетинга включает в себя локальные  стратегии деятельности фирмы на целевых рынках с использованием необходимых элементов комплекса  маркетинга. При этом для каждого  сегмента рынка должны быть определены новые продукты, цены, методы продвижения  продуктов и каналы распределения. Разновидности базовых локальных  стратегий маркетинга включают в  себя:

– стратегию «проталкивания»  – деятельность фирмы, направленную на ускорение движения продукта через  каналы распределения к конечным потребителям. В основе этой стратегии  – использование методов персональной продажи и стимулирования сбыта, направленных на торговых посредников;

– стратегию «вытягивания» - основанную на использовании методов продвижения продукта (прежде всего рекламы и стимулирования сбыта), адресованных конечным потребителям;

– стратегию внедрения  на рынок – расширение деятельности фирмы путем увеличения объема сбыта  существующих продуктов без каких-либо их изменений на освоенных сегментах  рынка путем снижения цен на них, увеличения затрат на рекламу, расширения сбыта и за счет привлечения потребителей, которые ранее приобретали продукты конкурентов;

– стратегию диверсификации – развитие фирмы путем расширения деятельности за рамки существующих продуктов и рынков;

– стратегию развития продукта – определение главного принципиального  направления расширения деятельности предприятия путем предложения  модифицированных или новых продуктов  на освоенных сегментах рынка  и ряд других.

– стратегию “снятия  сливок” (стратегия исчерпания) –  стратегия установления максимальных цен для новых товаров при  низкой конкуренции и постепенное  снижение цен в целях конкурентной борьбы и большего охвата рынка.

 

Список литературы:

1) Зотов, В.Б. Муниципальное управление / В.Б. Зотов. – СПб.: Питер, 2005. – 352 с.: ил. – (Серия «Практика менеджмента»)

2) Райзберг Б.А. Управление экономикой. Учеб. пособие / Б.А. Райзберг. – М.: ЗАО «Издательство "Экономика"», 2005. – 247 с.

3) Рой, О.М. Система государственного и муниципального управления: Учебник для студентов высших учебных заведений / О.М. Рой. – 19-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. – 432 с.

4) Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник. М.,Юнити-Дана,2009.

5) Веснин, В.Р. Менеджмент: Учебник / В.Р. Веснин. – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2004. – 504 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Управление и контроль в менеджменте