Управление финансовой деятельности предприятия ОАО «Гродненская обувная фабрика «Неман»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы проанализировать организацию управления финансами на предприятии, разработать пути совершенствования управления финансами.
В задачи курсовой работы входит:
- рассмотреть общее понятие об управлении финансами;
- изучить сущность и создание финансового механизма;
- исследовать назначение и этапы финансового планирования и прогнозирования;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ И ЕГО ЗВЕНЬЯ 8
1.1 Сущность, функции и принципы финансов 8
1.2 Общее понятие об управлении финансами 12
1.3 Назначение и этапы финансового планирования и прогнозирования 16
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 25
2.1 Финансовая служба: особенности функционирования и роль в управлении финансами предприятия 25
2.2 Анализ состава и структуры активов организации 29
2.3 Анализ состава и структуры пассивов организации 32
2.4 Анализ финансовой устойчивости организации 36
2.5 Анализ платежеспособности и ликвидности организации 39
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50

Файлы: 1 файл

Управление финансовой деятельностью предприятия.doc

— 466.50 Кб (Скачать)

Стадии управления финансами  образуют звенья управления финансами. К ним относятся:

1) выработка (создание) форм финансовых отношений, их совершенствование (финансовое право);

2) практическое применение  форм финансовых отношений (финансовая  деятельность, состоящая из составления  и исполнения финансовых планов  и финансовых прогнозов);

3) проверка соблюдения, изучение, анализ действующих форм финансовых отношений с целью подготовки предложений для их дальнейшего совершенствования (финансовый контроль).

Важнейшим звеном управления финансами является выработка (создание) форм финансовых отношений. Этот процесс должен быть направлен не на выработку отдельных форм финансовых отношений, не имеющих между собой взаимосвязи, а на создание определенного финансового механизма. Финансовый механизм — это совокупность согласованных между собой выработанных на основе финансовой политики форм осуществления финансовых отношений, предназначенных для решения социально-экономических задач общества на данном этапе его развития. Результатом управления финансами в области создания форм финансовых отношений является выработка финансовых рычагов.

Финансовый рычаг — это форма финансового отношения, являющаяся частью финансового механизма, при помощи которой осуществляется материальное воздействие на экономические интересы субъекта (предприятия, организации, учреждения, отдельного работника).

Но для того чтобы  формы финансовых отношений фактически выполняли роль финансовых рычагов, необходимо разработать порядок  организации указанных форм (название формы,  порядок начисления, сроки  уплаты или финансирования и т. п.), а также методы их организации.

Различают два основных метода организации форм финансовых отношений [5, c.89].

Первый — наделение  форм финансовых отношений стимулами. Финансовые стимулы представляют собой  возможность той или иной формы  финансовых отношений (или финансового  рычага) материально воздействовать на деятельность субъекта с целью заинтересовать его в наилучших результатах своей работы.

Второй метод —  наделение форм финансовых отношений (финансовых рычагов) нормативами. Финансовые нормативы — это весомость, размер финансового рычага. Таким образом, финансовые нормативы обеспечивают реальность результативность финансовых рычагов.

Существенным звеном управления финансами является реализация (практическое применение) форм финансовых отношений. Этот процесс состоит  в том, что выработанные, формы финансовых отношений, или финансовые рычаги, наделенные стимулами и нормативами, используются для организации финансовой деятельности, состоящей из составления и исполнения финансовых планов и финансовых прогнозов.

В процессе финансового планирования и прогнозирования решаются следующие задачи:

- определение источников и объема денежных доходов;

- распределение денежных доходов и их использование;

- изучение и реализация возможностей увеличения доходов и сокращения расходов.

В финансовом планировании и прогнозировании как звене управления финансами имеется несколько этапов:

1. анализ производственных  и финансовых показателей за  прошлый период, который  дает возможность рассчитать исходные позиции на будущее;

2. оценка исполнения  текущих финансовых планов и прогнозов;

3. производство расчетов  по всем видам денежных доходов  и расходов на предстоящий  период;

4. объединение отдельных  расчетов в единый документ [5, c.90].

В финансовом планировании могут применяться несколько  методов:

1.  метод планирования от достигнутого уровня;

2. нормативный - этот  метод состоит в расчете показателей  финансового плана на основе  научно-обоснованных финансовых  нормативов, устанавливаемых на  несколько лет.

3. финансовый контроль - осуществляется специально уполномоченными органами, главной функциональной задачей которых является не только проверка соблюдения установленных форм и методов финансовых отношений, но и подготовка обоснований для их совершенствования. Важнейшей задачей финансового контроля как звена управления финансами является изучение эффективности установленных для данного вида деятельности форм и методов финансовых отношении.

Применяются следующие  методы финансового контроля:

1. сбор данных о  результатах хозяйственной деятельности  объекта в условиях соблюдения форм и методов финансовых отношений;

2. анализ установленных  форм и методов финансовых  отношений с позиций реального  их влияния на результаты хозяйствования призван установить тесноту связи между результатами финансово-хозяйственной деятельности и теми формами и методами финансовых отношений, которые опосредствовали этот процесс.

1.3 Назначение  и этапы финансового планирования  и прогнозирования

 

Планирование и прогнозирование  – важнейшие элементы сознательного  управления экономическими и социальными процессами.

Обоснование финансовых показателей, намечаемых финансовых операций, достигается  в процессе финансового планирования и прогнозирования.

Финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию и осуществлять оценку множества вариантов [38, c.85].

Посредством финансового планирования конкретизируются намечаемые прогнозы, определяются конкретные пути, показатели, взаимоувязанные задачи, последовательность их реализации, а также методы, содействующие  достижению выбранной цели.

Финансовое планирование – это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений. Его объектом в основном выступает финансовая деятельность государства или любого хозяйствующего субъекта, иногда отдельные или круг финансовых операций. Финансовое планирование следует рассматривать как целенаправленную деятельность государства отдельных звеньев и субъектов хозяйства по обоснованию эффективности принимаемых решений с учетом их обеспеченности источниками финансирования, оптимизации намечаемых затрат и положительных конечных результатов.

Методология финансового планирования базируется на следующих важнейших  принципах:

  • объективной необходимости использования финансового планирования как первоначальной стадии управления финансами на всех уровнях хозяйствования;
  • принципе эффективности, отражающем качественную сторону данного процесса и ориентирующем его на получение положительных финансовых результатов на достижение должного экономического или социального эффекта;
  • принципе комплексности и единства цели, предполагающем согласование производственных и финансовых заданий, движения материальных и финансовых ресурсов, планов на разных уровнях управления;
  • принципе научности, который как бы подытоживает основные черты планирования, обеспечивает реальность, эффективность намеченных заданий [38, c.86].

Активное воздействие  финансового планирования на повышение  эффективности общественного производства и каждого хозяйствующего субъекта во многом зависят от методов обоснования и взаимной увязки финансовых заданий. В действующей практике финансового планирования применяются в основном следующие методы: метод экономического анализа, коэффициент (т.е. финансовых расчетов с помощью коэффициентов), нормативный, экспертных оценок, программно-целевой и экономико-математическое моделирование, балансовый метод.

В качестве исходного  для разработки финансовых планов используется экономический анализ движения финансовых ресурсов за истекший период. Он производится во взаимной увязке с производственными заданиями, что дает возможность выявить тенденции развития и причины отклонений полученных показателей от планов-проектов. Экономический анализ — первый этап планирования и действенный способ оценки исходного уровня доходов, расходов, резервов, изучения результативности действующих финансовых отношений.

Способ финансовых расчетов базируется на достижениях прошлых  лет. С помощью коэффициентов  уточняются задания истекшего года и определяются доходы, расходы, прибыль  и другие показатели планового периода. Данный порядок не стимулирует выявление внутрихозяйственных резервов, режим экономики.

Реальность финансовых расчетов повышается при применении нормативного метода. Однако для этого требуется мощная нормативная база: многочисленные научно обоснованные нормы и нормативы.

Многие развитые страны в практике финансового планирования широко используют финансовые долгосрочные нормативы, с помощью которых регулируют финансовые взаимоотношения субъектов хозяйствования с государством. К ним прежде всего относятся ставки налоговых и других обязательных платежей в бюджет, внебюджетные фонды и другие финансовые институты. Это придает устойчивый характер отношениям, определенность, позволяет государству и отдельным товаропроизводителям реально оценивать свои финансовые возможности. Кроме того, разрабатываются финансовые нормативы и по другим показателям (в виде относительных величин), которые используются в качестве экономических ориентиров при выборе решений управления отдельными участками финансовой деятельности, а также критерии оценки достигаемой результативности.

Возможности более обоснованного предвидения  эффективности намечаемых заданий дают методы экспертных оценок, программно-целевой, экономико-математических моделей движения финансовых ресурсов. Моделирование финансового обеспечения намечаемого проекта, объема и структуры расходов в разных ситуациях, вариантах и соответственно предполагаемого эффекта позволяет выбрать тот вариант прогноза или плана, который наиболее полно отвечает поставленной цели. Речь идет не только о выполнении намеченной программы, но и о конечных результатах (ускорении оборота капитала, максимализации прибыли или другой задачи).

Основным способом согласования отдельных разделов финансовых планов является балансовый метод. Он используется для взаимной увязки расходов с источниками их покрытия, согласованности стоимостных и натуральных пропорций и разных показателей.

Основным  продуктом финансового планирования являются финансовые планы. Слово план происходит от латинского слова planus – плоский, ровный. Финансовый план – особая форма плана, показатели которого всегда отражаются в денежном выражении и обосновывают движение финансовых ресурсов на определенный период.

В экономической литературе они объединяются в две основные группы: централизованные (общегосударственные) и децентрализованные планы.

Централизованные финансовые планы обосновывают движение общегосударственных финансовых ресурсов, фиксируют перераспределительные процессы, осуществляемые финансовой системой государства. По форме они всегда являются сводными планами, однако, этот признак не единственный. Сводный характер имеют также финансовые планы министерств, ведомств, но поскольку они прогнозируют движение финансовых ресурсов лишь в пределах конкретной отрасли, ведомства то относятся к децентрализованным планам. Централизованные финансовые планы отличаются, прежде всего, своим содержанием, объектом и сферой движения ресурсов, методами планирования и назначением. Централизованные финансовые планы содержат следующие существенные признаки:

  • объект — общегосударственные ресурсы, формируемые и распределяемые на макроуровне;
  • охват — сфера финансовой деятельности государства, соответственно и его финансовые взаимоотношения с участниками воспроизводственного процесса и образующиеся при этом глобальные стоимостные пропорции;
  • основная цель — обоснование финансовой политики государства на конкретный период, базирующейся на определении его финансовых возможностей удовлетворения общегосударственных потребностей.

Важнейшим централизованным финансовым планом, распространенным, во всех странах мира, является государственный бюджет. Необходимость его разработки названа потребностью определения источников и объема денежных ресурсов государства и их рационального распределения для удовлетворения общегосударственных потребностей. Бюджет признан основным централизованным финансовым планом по своей значимости и величине перераспределяемых ресурсов [38, c.87].

Бюджет разрабатывается  в форме баланса, в котором планируются все доходы и расходы на текущий период в соответствии с программой экономического и социального развития страны, ее регионов.

В странах  с развитой рыночной экономикой кроме бюджета составляются и другие централизованные финансовые планы в виде финансового обеспечения общегосударственных программ, а также бюджетов всех внебюджетных фондов.

Финансовый  план соответствующих фондов состоит из двух частей: доходов и расходов. В финансовом плане фонда социальной защиты в доходах отражаются остатки средств на начало года и все поступления страховых взносов от юридических и физических лиц, ассигнования из республиканского бюджета (на выплату пенсий и пособий военнослужащим и на другие расходы в соответствии с законодательством), добровольные взносы, средства от инвестиционных вложений, операций с ценными бумагами и другие. В расходной части планируются направления ресурсов на выплату пенсий, пособий по социальному страхованию, оздоровление населения, оказание материальной помощи нетрудоспособным гражданам, содержание органов управления и т. п.

Информация о работе Управление финансовой деятельности предприятия ОАО «Гродненская обувная фабрика «Неман»