Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 04:33, реферат
Понятие „человеческий капитал“ приобретает в настоящее время большое значение не только для экономистов – теоретиков, но и для отдельных фирм. Резко возрос интерес экономической науки к человеческим созидательным способностям, к путям их становления и развития. В большинстве компаний начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала, как самого ценного из всех видов капитала. Одним из способов накопления человеческого капитала является инвестирование в человека, в его здоровье и образование.
Введение…………………………………………………………………………………………3
1. Теория человеческого капитала …………………………………………………………….4
1.1. Понятие человеческого капитала…………………………………………………………4
1.2. Теория человеческого капитала…………………………………………………………..6
2. Концепция “Анализ человеческих ресурсов” ……………………………………………..11
2.1.Работа с персоналом ……………………………………………………………………….11
2.2. Определение издержек…………………………………………………………………….13
3. Измерение индивидуальной стоимости работника………………………………………..15
4. Кадровая политика………………………………………………………….………………..17
4.1. Этапы построения кадровой политики …………………………………………………..20
4.2. Кадровые мероприятия и кадровая стратегия …………………………………………..22
4.3. Условия разработки кадровой политики ………………………………………………...26
Заключение………………………………………………………….…………………………..28
Список литературы………………………………………………………….……………………………29
Известно, что в становлении
системы стратегического
Кадровые мероприятия — действия, направленные на достижение соответствия персонала задачам работы организации, проводящиеся с учетом конкретных задач этапа развития организации.
Рассмотрим основные кадровые мероприятия в зависимости от типа стратегии организации и уровня планирования. Для открытой и закрытой кадровой политики будут адекватны разного типа мероприятия по удовлетворению единых по сути кадровых потребностей (табл. 5.2).
Таблица 5.2. Кадровые мероприятия, реализуемые в открытом и закрытом типе кадровой политики
Тип |
Уровень планирования | ||||||
стратегии |
долгосрочный |
среднесрочный управленческий |
краткосрочный | ||||
Открытая кадровая политика | |||||||
Предпринимательская |
Привлечение молодых перспективных профессионалов. Активная политика информирования о фирме. Формирование требований к кандидатам |
Поиск перспективных людей и проектов, создание банка кандидатов на работу в организацию, проведение конкурсов, выдача грантов. Установление контактов с кадровыми агентствами |
Отбор менеджеров и специалистов под проекты | ||||
Динамического роста |
Активная политика привлечения профессионалов |
Разработка принципов и процедур оценки кандидатов и работы. Обучение управленцев — формирование горизонтальных и вертикальных управленческих команд. Планирование трудовых ресурсов |
Разработка штатного расписания. Создание должностных инструкций. Описание политики фирмы в документах и правилах. Набор персонала под конкретные виды работ. Адаптация персонала | ||||
Прибыльности |
Разработка новых форм организации труда под новые технологии |
Разработка оптимальных схем стимулирования труда, увязанных с получением прибыли организацией. Анализ и рационализация рабочих мест |
Реализация программ оценки и стимулирования труда персонала. Набор эффективных менеджеров | ||||
Ликвидационная |
Не рассматривается |
Создание нормативных документов по кадровому аспекту ликвидации предприятия. Установление контактов с фирмами по трудоустройству |
Оценка персонала с целью сокращения. Консультирование персонала по вопросам профессиональной ориентации, программам обучения и трудоустройству. Использование схем частичной занятости | ||||
Круговорота |
Оценка потребности в персонале для различных этапов жизни организации |
Поиск перспективных специалистов |
Консультационная помощь персоналу (в первую очередь, психологическая). Реализация программ социальной помощи | ||||
Закрытая кадровая политика | |||||||
Предпринимательская |
Создание собственных (фирменных) институтов |
Поиск перспективных студентов, выплата стипендий, стажировка на предприятии |
Привлечение друзей, родственников и знакомых | ||||
Динамического роста |
Планирование карьеры. Разработка нетрадиционных способов найма (пожизненный — Япония) |
Проведение внутрифирменных программ обучения с учетом личных потребностей в обучении. Разработка программ стимулирования труда в зависимости от вклада и выслуги лет |
Набор сотрудников с высоким потенциалом и способностью к обучению. Проведение программ адаптации персонала | ||||
Прибыльности |
Разработка схем оптимизации труда, сокращения трудовых затрат |
Реализация программ обучения управленческого персонала. Разработка социальных программ |
Создание кружков “качества”, активное включение персонала в оптимизацию деятельности организации. Использование ресурсов “внутреннего найма” — совмещение | ||||
Ликвидационная |
Не рассматривается |
Проведение программ переподготовки |
Поиск рабочих мест для перемещаемого персонала. Увольнение в первую очередь новых сотрудников | ||||
Круговорота |
Создание “инновационных” отделов. Разработка программ стимулирования творческой активности сотрудников. Проведение конкурсов проектов |
Разработка программ частичной занятости по основному направлению с возможностью реализовать активность сотрудников в направлениях, полезных фирме |
Культивирование “философии фирмы”. Включение персонала в обсуждение перспектив развития организации |
На кадровую политику в целом, содержание и специфику конкретных программ и кадровых мероприятий влияют факторы двух типов — внешние по отношению к организации и внутренние.
Факторы внешней среды могут быть объединены в две группы:
Например, присутствие в нормах некоторых стран запретов на применение тестов при приеме на работу вынуждает сотрудников служб управления персоналом быть очень изобретательными в проектировании программ отбора и ориентации персонала.
Ориентируясь на учет ситуации на рынке труда, необходимо проанализировать наличие конкуренции, источники комплектования, структурный и профессиональный состав свободной рабочей силы. Важно получить представление о профессиональных и общественных объединениях, в которые так или иначе вовлечены работники или кандидаты на работу. Стратегию деятельности подобных объединений, их традиции и приоритеты в средствах борьбы необходимо учитывать для создания и реализации эффективных кадровых программ.
Факторы внутренней среды. Наиболее значимыми представляются следующие факторы.
1. Цели предприятия, их временная перспектива и степень проработанности. Так, например, организации, нацеленной на быстрое получение прибыли и затем сворачивание работы, требуются совершенно иные профессионалы по сравнению с предприятием, ориентированным на постепенное развертывание крупного производства со множеством филиалов.
2. Стиль управления, закрепленный, в том числе, и в структуре организации. Сравнение организации, построенной жестко централизованным образом, в отличие от предпочитающей принцип децентрализации показывает, что этим предприятиям требуется различный состав профессионалов.
3. Условия труда. Приведем некоторые наиболее важные характеристки работ, привлекающие или отталкивающие людей:
Как правило, наличие даже небольшого числа непривлекательных для работников задач требует от менеджера по персоналу создания специальных программ привлечения и удержания сотрудников в организации.
4. Качественные характеристики трудового коллектива. Так, работа в составе успешного коллектива может быть дополнительным стимулом, способствующим стабильной продуктивной работе и удовлетворенности трудом.
5. Стиль руководства. Независимо от стиля руководства, предпочитаемого конкретным менеджером, важны следующие его цели:
Заключение
Понятие человеческого
мировой наукой, по достоинству оценившей роль интеллектуальной
деятельности, выяснившей необходимость и высокую эффективность вложений в
человеческий капитал. Концепция человеческого капитала играет центральную
роль в современном экономическом анализе. Применение этого понятия дает
новые возможности изучения таких важнейших проблем, как экономический рост,
распределение доходов, место и роль образования в общественном
воспроизводстве, содержание процесса труда.
Величина человеческого капитала обусловлена условиями его
формирования и развития. Поэтому большое значение принимают инвестиции в
человеческий капитал на уровне семьи, где происходит накопление
интеллектуальных и психофизиологических способностей человека, которые
являются фундаментом для дальнейшего развития и постоянного
совершенствования человеческого капитала индивида.
Человеческий капитал –
более важный, чем
природные ресурсы или
Из трактовки человека как
основного капитала
необходимость разработки количественной оценки человеческого капитала.
Правильная оценка человеческого капитала дает объективную оценку всего
капитала компании, а также благосостояния всего общества в целом.
Современная кадровая политика фирм обеспечивает наиболее эффективное
использование человеческого капитала компании, делает заинтересованными
своих сотрудников в данном виде деятельности. Анализ эффективности
инвестиций в человека показывает насколько значимым становится для фирм
затрачивать огромные средства на здоровье и образование работников,
поскольку в будущем обеспечивается больший доход всей компании.
Экономические оценки человеческого капитала стали широко
использоваться как на микроэкономическом, так и макроэкономическом уровнях
для определения величины национального богатства, потерь общества от войн,
болезней и стихийных бедствий, в сфере страхования жизни, выгодности
инвестиций в образование, здравоохранение, миграцию и для многих других целей.
Список литературы
[1] Мировая экономика и международные отношения, 2001, №12, С.42.
[2] Экономическая энциклопедия. М., 1999, С.275.
[3]См.:Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в
транзитивной экономике: Формирование, оценка, эффективность использования.
СПб.:Наука, 1999, С.44.
[4]Мировая экономика и международные отношения, 2001, №12, С.49.
[5] Управление персоналом
Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л. Еремина
[6] Теория человеческого капитала, аннотация
98, Ростислав Исакович Капелюшников
[7]- Капелюшников Р.И.
Современные буржуазные
[8] Нонака Икуджиро, Такеучи Хиротака. Компания – cоздатель знания – с. 292 – 320
[9] «Эксперт Северо-Запад» №47(
Ценности нового времени. Елена Кром
[10] «Эксперт Северо-Запад» №36(
[11] журнал "Экономическая школа", вып. 2. (Раздел "Олимп")