Управление человеческим капиталом

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 04:33, реферат

Краткое описание

Понятие „человеческий капитал“ приобретает в настоящее время большое значение не только для экономистов – теоретиков, но и для отдельных фирм. Резко возрос интерес экономической науки к человеческим созидательным способностям, к путям их становления и развития. В большинстве компаний начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала, как самого ценного из всех видов капитала. Одним из способов накопления человеческого капитала является инвестирование в человека, в его здоровье и образование.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………3
1. Теория человеческого капитала …………………………………………………………….4
1.1. Понятие человеческого капитала…………………………………………………………4
1.2. Теория человеческого капитала…………………………………………………………..6
2. Концепция “Анализ человеческих ресурсов” ……………………………………………..11
2.1.Работа с персоналом ……………………………………………………………………….11
2.2. Определение издержек…………………………………………………………………….13
3. Измерение индивидуальной стоимости работника………………………………………..15
4. Кадровая политика………………………………………………………….………………..17
4.1. Этапы построения кадровой политики …………………………………………………..20
4.2. Кадровые мероприятия и кадровая стратегия …………………………………………..22
4.3. Условия разработки кадровой политики ………………………………………………...26
Заключение………………………………………………………….…………………………..28
Список литературы………………………………………………………….……………………………29

Файлы: 1 файл

Менеджмент.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

Известно, что в становлении  системы стратегического менеджмента  можно выделить четыре основные фазы:

  • хаотическое реагирование на постоянные изменения во внешней среде;
  • стратегическое планирование в узком смысле — предвидение новых осложнений во внешних условиях деятельности организации и разработка заранее стратегий ответных действий (исходное предположение: новая стратегия должна основываться на использовании имеющихся сильных и нивелировании слабых сторон организации);
  • управление стратегическими возможностями — выявление внутреннего потенциала организации для адаптации в быстро меняющейся среде (прогнозируются не только будущие проблемы и пути их решения, но и уровень профессиональной компетентности, необходимый персоналу организации для успеха в будущем);
  • управление стратегическими задачами в реальном масштабе времени — разработка и реализация постоянно корректирующейся программы.

 

Кадровые  мероприятия — действия, направленные на достижение соответствия персонала задачам работы организации, проводящиеся с учетом конкретных задач этапа развития организации.

Рассмотрим основные кадровые мероприятия в зависимости  от типа стратегии организации и  уровня планирования. Для открытой и закрытой кадровой политики будут  адекватны разного типа мероприятия по удовлетворению единых по сути кадровых потребностей (табл. 5.2).

 

Таблица 5.2. Кадровые мероприятия, реализуемые в открытом и закрытом типе кадровой политики

Тип

Уровень планирования

стратегии 
организации

долгосрочный  
стратегический

среднесрочный управленческий

краткосрочный  
оперативный

Открытая  кадровая политика

Предпринимательская

Привлечение молодых  перспективных профессионалов. Активная политика информирования о фирме. Формирование требований к кандидатам

Поиск перспективных  людей и проектов, создание банка кандидатов на работу в организацию, проведение конкурсов, выдача грантов. Установление контактов с кадровыми агентствами

Отбор менеджеров и 

специалистов под 

проекты

Динамического роста

Активная политика привлечения  профессионалов

Разработка принципов  и процедур оценки кандидатов и работы. Обучение управленцев — формирование горизонтальных и вертикальных управленческих команд. Планирование трудовых ресурсов

Разработка штатного расписания. Создание должностных 

инструкций. Описание политики

фирмы в документах и  правилах. Набор 

персонала под 

конкретные виды работ. Адаптация персонала

Прибыльности

Разработка новых форм организации труда под новые  технологии

Разработка оптимальных  схем стимулирования труда, увязанных  с получением прибыли организацией. Анализ и рационализация рабочих мест

Реализация программ

оценки и 

стимулирования труда  персонала. Набор эффективных 

менеджеров 

Ликвидационная

Не рассматривается

Создание нормативных  документов по кадровому аспекту  ликвидации предприятия. Установление контактов с фирмами по трудоустройству

Оценка персонала с 

целью сокращения. Консультирование

персонала по вопросам профессиональной ориентации,

программам обучения и трудоустройству. Использование  схем частичной занятости

Круговорота

Оценка потребности  в персонале для различных  этапов жизни организации

Поиск перспективных  специалистов

Консультационная 

помощь персоналу 

(в первую очередь,  психологическая). Реализация программ  социальной помощи

Закрытая  кадровая политика

Предпринимательская

Создание собственных (фирменных) институтов

Поиск перспективных  студентов, выплата стипендий, стажировка на предприятии

Привлечение

друзей, родственников  и знакомых

Динамического роста

Планирование карьеры. Разработка нетрадиционных способов найма (пожизненный — Япония)

Проведение внутрифирменных  программ обучения с учетом личных потребностей в обучении.

Разработка программ стимулирования труда в зависимости  от вклада и выслуги лет

Набор

сотрудников с высоким  потенциалом и способностью

к обучению.

Проведение программ

адаптации персонала

Прибыльности

Разработка схем оптимизации  труда, сокращения трудовых затрат

Реализация программ обучения управленческого персонала.

Разработка социальных программ

Создание кружков “качества”, активное включение

персонала

в оптимизацию деятельности

организации. Использование 

ресурсов “внутреннего

найма” — совмещение

Ликвидационная

Не рассматривается

Проведение программ переподготовки

Поиск рабочих 

мест для перемещаемого  персонала. Увольнение

в первую очередь новых сотрудников

Круговорота

Создание “инновационных”  отделов. Разработка программ стимулирования творческой активности сотрудников. Проведение конкурсов проектов

Разработка программ частичной занятости по основному  направлению с возможностью реализовать активность сотрудников в направлениях, полезных фирме

Культивирование “философии фирмы”. Включение персонала в  обсуждение перспектив развития организации


 

 

4.3. Условия разработки кадровой политики

На кадровую политику в целом, содержание и специфику конкретных программ и кадровых мероприятий влияют факторы двух типов — внешние по отношению к организации и внутренние.

Факторы внешней среды могут быть объединены в две группы:

  1. Нормативные ограничения.
  2. Ситуация на рынке труда.

Например, присутствие в нормах некоторых стран запретов на применение тестов при приеме на работу вынуждает сотрудников служб управления персоналом быть очень изобретательными в проектировании программ отбора и ориентации персонала.

Ориентируясь на учет ситуации на рынке труда, необходимо проанализировать наличие конкуренции, источники комплектования, структурный и профессиональный состав свободной рабочей силы. Важно получить представление о профессиональных и общественных объединениях, в которые так или иначе вовлечены работники или кандидаты на работу. Стратегию деятельности подобных объединений, их традиции и приоритеты в средствах борьбы необходимо учитывать для создания и реализации эффективных кадровых программ.

Факторы внутренней среды. Наиболее значимыми представляются следующие факторы.

1. Цели предприятия, их временная перспектива и степень проработанности. Так, например, организации, нацеленной на быстрое получение прибыли и затем сворачивание работы, требуются совершенно иные профессионалы по сравнению с предприятием, ориентированным на постепенное развертывание крупного производства со множеством филиалов.

2. Стиль управления, закрепленный, в том числе, и в структуре организации. Сравнение организации, построенной жестко централизованным образом, в отличие от предпочитающей принцип децентрализации показывает, что этим предприятиям требуется различный состав профессионалов.

3. Условия труда. Приведем некоторые наиболее важные характеристки работ, привлекающие или отталкивающие людей:

  • степень требуемых физических и психических усилий,
  • степень вредности работы для здоровья,
  • месторасположение рабочих мест,
  • продолжительность и структурированность работы,
  • взаимодействие с другими людьми во время работы,
  • степень свободы при решении задач,
  • понимание и принятие цели организации.

Как правило, наличие  даже небольшого числа непривлекательных  для работников задач требует  от менеджера по персоналу создания специальных программ привлечения  и удержания сотрудников в  организации.

4. Качественные характеристики трудового коллектива. Так, работа в составе успешного коллектива может быть дополнительным стимулом, способствующим стабильной продуктивной работе и удовлетворенности трудом.

5. Стиль руководства. Независимо от стиля руководства, предпочитаемого конкретным менеджером, важны следующие его цели:

  • максимальное включение мастерства и опыта каждого сотрудника;
  • обеспечение конструктивного взаимодействия членов группы;
  • получение адекватной информации о работниках, способствующей формулированию целей, задач кадровой политики в программах организации.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

       Понятие  человеческого  капитала  стало   интенсивно   использоваться

мировой   наукой,   по   достоинству   оценившей    роль    интеллектуальной

деятельности, выяснившей необходимость и высокую  эффективность  вложений  в

человеческий  капитал. Концепция человеческого  капитала  играет  центральную

роль в современном  экономическом  анализе.  Применение  этого  понятия  дает

новые возможности  изучения таких важнейших проблем, как экономический  рост,

распределение   доходов,   место   и   роль   образования   в   общественном

воспроизводстве, содержание процесса труда.

       Величина   человеческого   капитала   обусловлена    условиями    его

формирования  и развития. Поэтому большое  значение  принимают  инвестиции  в

человеческий  капитал   на   уровне   семьи,   где   происходит   накопление

интеллектуальных  и  психофизиологических  способностей  человека,   которые

являются   фундаментом    для    дальнейшего    развития    и    постоянного

совершенствования человеческого капитала индивида.

       Человеческий капитал – наиболее  ценный ресурс современного  общества,

более важный, чем  природные ресурсы или накопленное  богатство.

       Из трактовки человека как  основного капитала непосредственно  вытекала

необходимость  разработки  количественной  оценки  человеческого   капитала.

Правильная  оценка  человеческого  капитала  дает  объективную  оценку  всего

капитала компании, а также благосостояния всего  общества в целом.

       Современная кадровая политика фирм обеспечивает наиболее  эффективное

использование  человеческого  капитала  компании,  делает  заинтересованными

своих  сотрудников  в  данном  виде   деятельности.   Анализ   эффективности

инвестиций  в человека показывает  насколько  значимым  становится  для  фирм

затрачивать  огромные  средства  на  здоровье  и   образование   работников,

поскольку в  будущем обеспечивается больший  доход всей компании.

          Экономические   оценки   человеческого   капитала   стали   широко

использоваться  как на микроэкономическом, так и макроэкономическом  уровнях

для определения  величины национального богатства, потерь общества  от  войн,

болезней  и  стихийных  бедствий,  в  сфере  страхования  жизни,  выгодности

инвестиций  в образование, здравоохранение, миграцию  и для многих  других целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

[1] Мировая экономика  и международные отношения, 2001, №12, С.42.

[2] Экономическая энциклопедия. М., 1999, С.275.

[3]См.:Добрынин А.И., Дятлов  С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий  капитал в

транзитивной экономике: Формирование, оценка, эффективность использования.

СПб.:Наука, 1999, С.44.

[4]Мировая экономика  и международные отношения, 2001, №12, С.49.

[5] Управление персоналом

Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л. Еремина

[6] Теория человеческого капитала, аннотация

98, Ростислав Исакович  Капелюшников

[7]- Капелюшников Р.И.  Современные буржуазные концепции  формирования рабочей силы: критический  анализ. М.: Наука, 1981;

 [8] Нонака Икуджиро, Такеучи Хиротака. Компания – cоздатель знания – с. 292 – 320

[9] «Эксперт Северо-Запад» №47(252), 12 декабря 2005

Ценности нового времени. Елена Кром

[10] «Эксперт Северо-Запад» №36(241), 26 сентября 2005.Не пеняй на рынок

[11] журнал "Экономическая школа", вып. 2. (Раздел "Олимп")




Информация о работе Управление человеческим капиталом