Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 04:33, реферат
Понятие „человеческий капитал“ приобретает в настоящее время большое значение не только для экономистов – теоретиков, но и для отдельных фирм. Резко возрос интерес экономической науки к человеческим созидательным способностям, к путям их становления и развития. В большинстве компаний начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала, как самого ценного из всех видов капитала. Одним из способов накопления человеческого капитала является инвестирование в человека, в его здоровье и образование.
Введение…………………………………………………………………………………………3
1. Теория человеческого капитала …………………………………………………………….4
1.1. Понятие человеческого капитала…………………………………………………………4
1.2. Теория человеческого капитала…………………………………………………………..6
2. Концепция “Анализ человеческих ресурсов” ……………………………………………..11
2.1.Работа с персоналом ……………………………………………………………………….11
2.2. Определение издержек…………………………………………………………………….13
3. Измерение индивидуальной стоимости работника………………………………………..15
4. Кадровая политика………………………………………………………….………………..17
4.1. Этапы построения кадровой политики …………………………………………………..20
4.2. Кадровые мероприятия и кадровая стратегия …………………………………………..22
4.3. Условия разработки кадровой политики ………………………………………………...26
Заключение………………………………………………………….…………………………..28
Список литературы………………………………………………………….……………………………29
Санкт-Петербургский
Факультет Экономики и Менеджмента
Кафедра «Финансы и денежное обращение»
Реферат
По дисциплине "Менеджмент"
на тему: «Управление человеческим капиталом»
Санкт-Петербург
2013
Содержание:
Введение………………………………………………………… |
3 |
1. Теория человеческого капитала ……………………………………………………………. |
4 |
1.1. Понятие человеческого капитала………………………………………………………… |
4 |
1.2. Теория человеческого
капитала………………………………………………………… |
6 |
2. Концепция “Анализ человеческих ресурсов” …………………………………………….. |
11 |
2.1.Работа с персоналом ………………………………………………………………………. |
11 |
2.2. Определение издержек………………………… |
13 |
3. Измерение индивидуальной стоимости работника……………………………………….. |
15 |
4. Кадровая политика………………………………… |
17 |
4.1.
Этапы построения кадровой |
20 |
4.2.
Кадровые мероприятия и |
22 |
4.3. Условия разработки кадровой политики ………………………………………………... |
26 |
Заключение…………………………………………………… |
28 |
Список литературы………………………………… |
29 |
Введение
Понятие
„человеческий капитал“
значение не только для экономистов – теоретиков, но и для отдельных фирм.
Резко возрос интерес экономической науки к человеческим созидательным
способностям, к путям их становления и развития. В большинстве компаний
начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала, как
самого ценного из всех видов капитала. Одним из способов накопления
человеческого капитала является инвестирование в человека, в его здоровье и
образование. Сегодня
изучение проблем повышения
производительных сил людей, реализующихся в современных условиях в форме
человеческого капитала, является не просто актуальным, а выдвигается в
разряд первоочередных задач в структуре социально – экономических
исследований. Это предполагает проведение глубоких научных исследований
данной проблемы.
1. Теория человеческого капитала
1.1. Понятие человеческого капитала
В экономической литературе понятие человеческого капитала
рассматривают в широком и в узком смысле. В узком смысле “одной из форм
капитала является образование. Человеческим его назвали потому, что эта
форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что
представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков,
либо того и другого вместе“[1]. В широком смысле человеческий капитал
формируется путем инвестиций (долгосрочных капиталовложений) в человека в
виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на
охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах.
В
„Экономической энциклопедии“
человеческий капитал
„особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие
воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение
функционирования рабочей силы. В состав объектов человеческого капитала
обычно включают знания общеобразовательного и специального характера,
навыки, накопленный опыт“[2].
Для более полной и развернутой характеристики человеческого капитала
используют функциональный подход. Принцип функциональности определения
характеризует явление не только с точки зрения его внутренней структуры,
но с точки зрения его функционального предназначения, конечного целевого
использования. Поэтому человеческий капитал - это непросто совокупность
навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек. Во-первых, это
накопленный запас навыков, знаний, способностей. Во-вторых, это такой запас
навыков, знаний, способностей,
который целесообразно
в той или иной сфере общественного воспроизводства и способствует росту
производительности труда и производства. В-третьих, целесообразное
использование данного запаса в виде высокопроизводительной деятельности
закономерно приводит к росту заработков (доходов) работника. И, в-
четвертых, увеличение доходов стимулирует, заинтересовывает человека путем
вложений, которые могут касаться здоровья, образования и др., увеличить,
накопить новый запас навыков, знаний и мотиваций, чтобы в дальнейшем его
вновь эффективно применить.
Особенности человеческого капитала:
- в современных условиях
человеческий капитал
общества и главным фактором экономического роста;
- формирование человеческого капитала требует от самого человека и всего
общества значительных затрат;
- человеческий капитал в виде навыков и способностей является определенным
запасом, т.е. может быть накапливаемым;
- человеческий капитал может физически изнашиваться, экономически изменять
свою стоимость и амортизироваться;
- человеческий капитал отличается от физического капитала по степени
ликвидности;
- человеческий капитал неотделим от его носителя – живой человеческой
личности;
- независимо от источников формирования, которые могут быть
государственными, семейными, частными и др., использование человеческого
капитала и получение прямых доходов контролируется самим человеком.
В экономической литературе существует несколько подходов к
классификации видов человеческого капитала. Виды человеческого капитала
можно классифицировать по элементам затрат, инвестиций в человеческий
капитал. Например, выделяют следующие его составляющие: капитал
образования, капитал здоровья и капитал культуры.
С точки зрения характера содействия экономическому благосостоянию
общества различают
потребительский и
Потребительский капитал создает поток услуг, потребляемых непосредственно,
и, таким образом, содействует общественной полезности. Это может быть
творческая и образовательная деятельность. Результат такой деятельности
выражается в предоставлении потребителю таких потребительских услуг,
которые приводят к появлению новых способов удовлетворения потребностей или
повышению эффективности существующих способов их удовлетворения
Производительный капитал создает поток услуг, потребление которых
содействует общественной полезности. В этом случае имеется в виду научная и
образовательная деятельность, имеющая непосредственное практическое
применение именно в производстве (создание средств производства,
технологий, производственных услуг и продуктов).
Следующим критерием классификации видов человеческого капитала
является различие между формами, в которых он воплощается.[3]
1. Живой
капитал включает в себя
2. Неживой
капитал создается, когда
материальных формах.
3. Институциональный капитал состоит из живого и неживого капитала,
связанного с производством услуг, удовлетворяющих коллективные
нужды общества. Он включает в себя все правительственные и
неправительственные институты, которые содействуют эффективному
использованию двух типов капитала (образовательные и финансовые
учреждения)
По форме обучения сотрудников на рабочем месте можно выделить
специальный человеческий капитал и общий человеческий капитал. Специальный
человеческий капитал включает навыки и знания, приобретенные в результате
специальной подготовки и представляющие интерес лишь для той фирмы, где они
были получены. В отличие от специального человеческого капитала, общий
человеческий капитал представляет собой знания, которые могут быть
востребованы в различных
Таким образом, при существовании большого количества определений и
видов „человеческого капитала“, это понятие, как многие термины,
представляет собой „метафору, переносит свойства одного явления на другое
по общему для них признаку“[4]. Человеческий капитал - это важнейшая
составная часть современного производительного капитала, которая
представлена свойственным человеку богатым запасом знаний, развитых
способностей, определяемых интеллектуальным и творческим потенциалом.
Основным фактором существования и развития человеческого капитала являются
инвестиции в человеческий капитал
Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.[5]
1.2. Теория человеческого капитала
Теория человеческого капитала изучает процесс качественного совершенствования людских ресурсов, образуя один из центральных разделов современного анализа предложения труда. С ее выдвижением связан настоящий переворот в экономике труда. Наибольшее значение имели:
1) выделение "капитальных",
инвестиционных аспектов в
2) переход от текущих показателей к показателям,
охватывающим весь жизненный цикл работников
(таким, как пожизненные заработки);
3) признание человеческого времени в качестве ключевого
экономического ресурса.
Теория человеческого
капитала предложила единую аналитическую
рамку для объяснения таких, казалось
бы, разнопорядковых явлений как
вклад образования в
Идея человеческого капитала имеет давние корни в истории экономической мысли. Одна из ее первых формулировок обнаруживается в "Политической арифметике" У.Петти. Позднее она нашла отражение в "Богатстве народов" А.Смита, "Принципах" А.Маршалла, работах многих других ученых. Однако как самостоятельный раздел экономического анализа теория человеческого капитала оформилась только на рубеже 50--60-х годов 20 века. Заслуга ее выдвижения принадлежит известному американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии Т.Шульцу, а базовая теоретическая модель была разработана в книге Г.Беккера (также лауреата Нобелевской премии) "Человеческий капитал" (первое издание 1964 г.). Эта книга стала основой для всех последующих исследований в данной области и была признана классикой современной экономической науки. В дальнейшем важное значение имели работы Й.Бен-Порэта (Ben-Porath, Yoram), М.Блауга, Э.Лэзера (Lazear, Edward), Р.Лэйарда (Layard, Richard), Дж. Минцера, Дж. Псахаропулоса, Ш.Розена (Rosen, Sherwin), Ф.Уэлча (Welch, Finnis.), Б.Чизуика и др.
Развитие теории человеческого капитала шло в русле неоклассического направления. В последние десятилетия исходный для неоклассиков принцип оптимизирующего поведения индивидуумов начал распространяться на различные сферы внерыночной деятельности человека. Понятия и методы экономического анализа стали применяться для изучения таких социальных явлений и институтов как образование, здравоохранение, миграция, брак и семья, преступность, расовая дискриминация и т. д. Теорию человеческого капитала можно рассматривать как одно из проявлений этой общей тенденции, получившей название "экономического империализма".