Управление человеческим капиталом

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 04:33, реферат

Краткое описание

Понятие „человеческий капитал“ приобретает в настоящее время большое значение не только для экономистов – теоретиков, но и для отдельных фирм. Резко возрос интерес экономической науки к человеческим созидательным способностям, к путям их становления и развития. В большинстве компаний начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала, как самого ценного из всех видов капитала. Одним из способов накопления человеческого капитала является инвестирование в человека, в его здоровье и образование.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………3
1. Теория человеческого капитала …………………………………………………………….4
1.1. Понятие человеческого капитала…………………………………………………………4
1.2. Теория человеческого капитала…………………………………………………………..6
2. Концепция “Анализ человеческих ресурсов” ……………………………………………..11
2.1.Работа с персоналом ……………………………………………………………………….11
2.2. Определение издержек…………………………………………………………………….13
3. Измерение индивидуальной стоимости работника………………………………………..15
4. Кадровая политика………………………………………………………….………………..17
4.1. Этапы построения кадровой политики …………………………………………………..20
4.2. Кадровые мероприятия и кадровая стратегия …………………………………………..22
4.3. Условия разработки кадровой политики ………………………………………………...26
Заключение………………………………………………………….…………………………..28
Список литературы………………………………………………………….……………………………29

Файлы: 1 файл

Менеджмент.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский Государственный  Политехнический Университет

Факультет Экономики  и Менеджмента

Кафедра «Финансы и денежное обращение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

По  дисциплине "Менеджмент"

на  тему: «Управление человеческим капиталом»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       Выполнила: студентка гр.Ф25,

                                                                                                     Наумова К.Р.

                                                                       Проверил:           Купоров Ю.               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………………………

3

1. Теория человеческого капитала …………………………………………………………….

4

1.1. Понятие человеческого  капитала…………………………………………………………

4

1.2. Теория человеческого  капитала…………………………………………………………..

6

2. Концепция “Анализ человеческих ресурсов” ……………………………………………..

11

2.1.Работа с персоналом ……………………………………………………………………….

11

2.2. Определение издержек…………………………………………………………………….

13

3. Измерение индивидуальной стоимости работника………………………………………..

15

4. Кадровая политика………………………………………………………….………………..

17

4.1. Этапы построения кадровой политики …………………………………………………..

20

4.2.  Кадровые мероприятия и кадровая  стратегия …………………………………………..

22

4.3. Условия разработки кадровой  политики ………………………………………………...

26

Заключение………………………………………………………….…………………………..

28

Список литературы………………………………………………………….……………………………

29


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

       Понятие  „человеческий капитал“ приобретает  в настоящее время  большое

значение не только для экономистов – теоретиков, но и для отдельных фирм.

Резко  возрос  интерес  экономической  науки  к  человеческим  созидательным

способностям, к путям  их становления  и  развития.  В  большинстве  компаний

начинают придавать  большое значение накоплению человеческого  капитала,  как

самого  ценного  из  всех  видов  капитала.  Одним  из  способов  накопления

человеческого капитала является инвестирование в человека, в его здоровье  и

образование. Сегодня  изучение проблем повышения эффективности  использования

производительных сил  людей, реализующихся в  современных  условиях  в  форме

человеческого капитала, является  не  просто  актуальным,  а  выдвигается  в

разряд  первоочередных  задач  в   структуре   социально   –   экономических

исследований. Это  предполагает  проведение  глубоких  научных  исследований

данной проблемы.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теория человеческого капитала

 

1.1. Понятие человеческого капитала

 

       В   экономической   литературе   понятие    человеческого    капитала

рассматривают в широком  и в узком смысле. В  узком  смысле  “одной  из  форм

капитала является образование. Человеческим  его  назвали  потому,  что  эта

форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того,  что

представляет собой  источник будущих удовлетворений или  будущих  заработков,

либо того и  другого  вместе“[1].  В  широком  смысле  человеческий  капитал

формируется путем инвестиций (долгосрочных капиталовложений)  в человека  в

виде затрат на образование  и подготовку рабочей силы   на  производстве,  на

охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах  и доходах.

       В  „Экономической энциклопедии“  человеческий капитал определяется  как

„особый   вид   капиталовложений,   совокупность    затрат    на    развитие

воспроизводственного  потенциала человека,  повышение  качества  и  улучшение

функционирования рабочей  силы.  В  состав  объектов  человеческого  капитала

обычно  включают  знания  общеобразовательного  и  специального   характера,

навыки, накопленный опыт“[2].

       Для  более полной и развернутой  характеристики человеческого   капитала

используют  функциональный  подход.  Принцип  функциональности   определения

характеризует явление  не только с точки зрения  его внутренней  структуры,

но с точки зрения его  функционального  предназначения,  конечного  целевого

использования. Поэтому  человеческий  капитал  -  это  непросто  совокупность

навыков, знаний, способностей, которыми  обладает  человек.  Во-первых,  это

накопленный запас навыков, знаний, способностей. Во-вторых, это  такой  запас

навыков, знаний, способностей, который целесообразно используется  человеком

в той или иной сфере  общественного  воспроизводства  и  способствует  росту

производительности   труда   и   производства.   В-третьих,   целесообразное

использование данного  запаса  в  виде  высокопроизводительной  деятельности

закономерно  приводит  к  росту  заработков  (доходов)  работника.   И,   в-

четвертых, увеличение доходов  стимулирует, заинтересовывает  человека  путем

вложений, которые могут  касаться здоровья,  образования  и  др.,  увеличить,

накопить новый запас  навыков, знаний и мотиваций,  чтобы  в  дальнейшем  его

вновь эффективно применить.

       Особенности  человеческого капитала:

- в современных условиях  человеческий капитал  является  главной  ценностью

  общества и главным  фактором экономического роста;

- формирование человеческого  капитала требует от самого  человека  и  всего

  общества значительных  затрат;

- человеческий капитал в виде навыков и способностей является  определенным

  запасом, т.е. может  быть накапливаемым;

- человеческий капитал  может физически изнашиваться, экономически  изменять

  свою стоимость  и амортизироваться;

- человеческий  капитал   отличается  от  физического  капитала  по  степени

  ликвидности;

- человеческий капитал  неотделим  от  его  носителя  –  живой  человеческой

  личности;

-   независимо   от   источников   формирования,   которые    могут    быть

  государственными, семейными,  частными и др., использование  человеческого

  капитала и получение  прямых доходов контролируется  самим человеком.

       В   экономической   литературе   существует   несколько   подходов   к

классификации видов  человеческого  капитала.  Виды  человеческого  капитала

можно  классифицировать  по  элементам  затрат,  инвестиций  в  человеческий

капитал.   Например,   выделяют   следующие   его   составляющие:    капитал

образования, капитал  здоровья и капитал культуры.

       С  точки зрения  характера  содействия  экономическому  благосостоянию

общества различают  потребительский и производительный человеческий  капитал.

Потребительский капитал  создает поток услуг,  потребляемых  непосредственно,

и, таким  образом,  содействует  общественной  полезности.  Это  может  быть

творческая и  образовательная  деятельность.  Результат  такой  деятельности

выражается  в  предоставлении  потребителю  таких   потребительских   услуг,

которые приводят к появлению  новых способов  удовлетворения  потребностей  или

повышению    эффективности    существующих    способов    их    удовлетворения

Производительный  капитал   создает   поток   услуг,   потребление   которых

содействует общественной полезности. В этом случае имеется  в виду научная  и

образовательная   деятельность,   имеющая   непосредственное    практическое

применение   именно   в   производстве   (создание   средств   производства,

технологий, производственных услуг и продуктов).

       Следующим   критерием  классификации   видов   человеческого   капитала

является различие между формами, в которых он воплощается.[3]

      1. Живой  капитал включает в себя знания, воплощенные в человеке.

      2. Неживой  капитал создается, когда знания  воплощаются в  физических,

         материальных формах.

      3. Институциональный  капитал состоит из живого и неживого   капитала,

         связанного с  производством   услуг,  удовлетворяющих  коллективные

         нужды  общества.  Он  включает  в  себя  все  правительственные   и

         неправительственные  институты,  которые  содействуют  эффективному

         использованию  двух типов капитала  (образовательные   и  финансовые

         учреждения)

      По  форме  обучения  сотрудников  на  рабочем   месте  можно  выделить

специальный человеческий капитал  и общий человеческий  капитал.  Специальный

человеческий капитал включает навыки и знания,  приобретенные  в  результате

специальной подготовки и представляющие интерес лишь для той фирмы, где  они

были получены. В  отличие  от  специального  человеческого  капитала,  общий

человеческий  капитал  представляет  собой  знания,   которые   могут   быть

востребованы в различных сферах человеческой деятельности.

       Таким образом,  при существовании большого  количества  определений  и

видов  „человеческого  капитала“,   это   понятие,   как   многие   термины,

представляет собой „метафору, переносит свойства одного  явления  на  другое

по общему для них признаку“[4]. Человеческий капитал  -  это  важнейшая

составная   часть   современного   производительного    капитала,    которая

представлена  свойственным  человеку  богатым   запасом   знаний,   развитых

способностей,  определяемых  интеллектуальным  и   творческим   потенциалом.

Основным фактором существования  и развития человеческого  капитала  являются

инвестиции в человеческий капитал

      

Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас  знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск  информации.[5]

 

 

1.2. Теория человеческого капитала

Теория человеческого  капитала  изучает процесс качественного совершенствования людских ресурсов, образуя один из центральных разделов современного анализа предложения труда. С ее выдвижением связан настоящий переворот в экономике труда. Наибольшее значение имели:

1) выделение "капитальных", инвестиционных аспектов в поведении  агентов на рынке труда;  
2) переход от текущих показателей к показателям, охватывающим весь жизненный цикл работников (таким, как пожизненные заработки);  
3) признание человеческого времени в качестве ключевого экономического ресурса.

Теория человеческого  капитала предложила единую аналитическую  рамку для объяснения таких, казалось бы, разнопорядковых явлений как  вклад образования в экономический  рост, спрос на образовательные и медицинские услуги, возрастная динамика заработков, различия в оплате мужского и женского труда, передача экономического неравенства из поколения в поколение и многое другое.

Идея человеческого капитала имеет  давние корни в истории экономической  мысли. Одна из ее первых формулировок обнаруживается в "Политической арифметике" У.Петти. Позднее она нашла отражение в "Богатстве народов" А.Смита, "Принципах" А.Маршалла, работах многих других ученых. Однако как самостоятельный раздел экономического анализа теория человеческого капитала оформилась только на рубеже 50--60-х годов 20 века. Заслуга ее выдвижения принадлежит известному американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии Т.Шульцу, а базовая теоретическая модель была разработана в книге Г.Беккера (также лауреата Нобелевской премии) "Человеческий капитал" (первое издание 1964 г.). Эта книга стала основой для всех последующих исследований в данной области и была признана классикой современной экономической науки. В дальнейшем важное значение имели работы Й.Бен-Порэта (Ben-Porath, Yoram), М.Блауга, Э.Лэзера (Lazear, Edward), Р.Лэйарда (Layard, Richard), Дж. Минцера, Дж. Псахаропулоса, Ш.Розена (Rosen, Sherwin), Ф.Уэлча (Welch, Finnis.), Б.Чизуика и др.

Развитие теории человеческого  капитала шло в русле неоклассического направления. В последние десятилетия исходный для неоклассиков принцип оптимизирующего поведения индивидуумов начал распространяться на различные сферы внерыночной деятельности человека. Понятия и методы экономического анализа стали применяться для изучения таких социальных явлений и институтов как образование, здравоохранение, миграция, брак и семья, преступность, расовая дискриминация и т. д. Теорию человеческого капитала можно рассматривать как одно из проявлений этой общей тенденции, получившей название "экономического империализма".

Информация о работе Управление человеческим капиталом