Управленческое решение и его правовая природа

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:38, реферат

Краткое описание

Принятие решений занимает в мыслительной деятельности человека, несомненно, важное место. Решение являются универсальной формой поведения, как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Принятие решения – это всегда процесс выбора одной из возможных альтернатив развития событий, предполагающий определенные этапы: осознание целей и средств их достижения, анализ информации и ее оценка, мысленное совершение действия (моделирование).

Оглавление

Вступление…………………………………………………………………....3,4
I Раздел Исторический генезис представлений об управленческих решениях……………………………………………………………………...5-12
II Раздел Понятие управленческого решения и его основные аспекты………………………………………………………………………13-21
III Раздел Правовая природа управленческого решения……………………………………………………………………...22-32
Вывод…………………………………………………………………………...33
Список использованной литературы…………………………………....34-35

Файлы: 1 файл

реферат!.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

Поскольку сфера локального регулирования общественных отношений  постоянно расширяется (в связи  с возрастанием роли местного самоуправления, децентрализацией управления экономикой, развитием рыночных отношений и  восстановлением демократических начал в управлении производством), постольку значение и роль управленческих решений и органов отраслевого управления и администрации различных производственных и иных социальных организаций также будет постоянно повышаться.

По мере развития новых производственных отношений, складывающихся на предприятиях и в организациях, основанных на разных формах собственности, превращения субъектов предпринимательской деятельности и участников социально-культурного строительства из объектов социально-экономической политики государства в активных ее субъектов роль этих управленческих решений будет все больше возрастать  вплоть до превращения их в основное средство локального регулирования общественных отношений.

Определим правовое регулирование  управленческих решений. Управленческое решение должно отвечать требованиям экономичности, быть своевременным, обоснованным и реально осуществимым. Все вышеназванное сопровождается правовым регулированием. Регулировать – значит упорядочивать, воздействовать на регулируемый объект с целью ввести его в определенные рамки и обеспечить его деятельность в определенном правовом поле.

В правовом регулировании  участвуют не только нормы права, но и правоприменительные предписания. Применительно к работнику юридического труда, в процессе применения права при выработке и принятии управленческих решений, он не просто распространяет положения юридических норм на данный случай, а определяет (изменяет, закрепляет, корректирует и т.п.) содержание прав и обязанностей, меру юридической ответственности и некоторые другие условия участников правоотношения.

Таким образом, с помощью  применения права происходит упорядочение отношений участников разработки, принятия и последующей реализации управленческого  решения, т.е. их регулирование, поддерживается сам процесс управления.

Роль юриста в принятии управленческих решений  очень важна. Профессиональная деятельность юристов регламентируется законом и протекает в условиях общения, которое составляет основное содержание их деятельности. Труд в области юриспруденции сродни управленческому труду: это труд умственный, осуществляемый человеком в виде нервно-психических усилий. Он реализуется в трех основных формах при постоянном общении: эвристический труд (анализ, изучение проблем, разработка вариантов решений); административный труд (текущая координация и оценка деятельности подчиненных с применением приказов, распоряжений, инструктирования, обмена информацией, контроля); оперативный труд (техническое обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой информацией).16

При оформлении управленческих решений реализуется ряд направлений  юридической деятельности: коммуникативное, социальное, поисковое, реконструктивное, организационное и удостоверяющее, и, как правило, имеется результат, обладающий юридической правовой природой. Под правовой природой явления понимается та, что возникает на основании норм права (общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных или санкционированных государством, обеспечиваемых возможностью государственного принуждения, являющихся результатом общественных отношений), а также та, что в процессе своего существования и не всегда связанного с ним, но потенциально возможного функционирования соблюдает нормы права и не противоречит им, таким образом, не переступая той тонкой грани, которая отделяет правовые явления от внеправовых.

Исходя из этого, профессиональный юрист при анализе вариантов  управленческих решений реализует  свои функции по двум основным направлениям:

  • деятельность, направленная на создание нормативных актов, т.е. документов, содержащих правила поведения работников в конкретной ситуации, регламентированной правом;
  • деятельность, направленная на реализацию требований, содержащихся в созданных нормативных актах, т.е. непосредственное воплощение в жизнь предписаний субъекта правотворчества, содержащихся в принятом документе.

Оба этих направления  формируют единый процесс правотворческой  и правореализационной деятельности. Следовательно, при подготовке управленческих решений роль юридического труда чрезвычайно важна, ибо вся она строится на основании и является прямым выражением результата реализации норм права, а сам юридический труд остается основным элементом содержания и функционирования системы управления, удерживая ее в рамках законности.

В современном значении профессиональный юрист не может оставаться работником, необходимым только для подготовки договоров, ревизии подготовленных документов, и консультантом по правовым вопросам. Все более требуются специалисты, владеющие навыками системообразующего юриста-профессионала в области корпоративного, государственного управления, посредника при формировании отношений между инвесторами, акционерами, владельцами и наемными работниками, квалифицированного помощника руководителя в процессе разработки и принятия управленческих решений.17

Принципиально отметить, что правовой статус управленческих решений фиксируется в организационно-распорядительном документе. Под ним понимается вид письменного документа, в котором отображается решение административных и организационных вопросов, а также вопросов управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности органов власти, учреждений, предприятий, организаций, их подразделений и должностных лиц. В нормативном же документе фиксируются уже разработанные правила, принципы, как правило, выработанные коллективно или при коллективном согласовании.

Таким образом, официальный  правовой статус управленческое решение  принимает тогда, когда оформляется  в виде некоторого организационно-распорядительного  документа. Выделяют несколько форм организационно-распорядительных документов, фиксирующих правовой статус управленческих решений. Основными из них являются протокол и приказ.

Протокол - организационно-распорядительный документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов. Протокол в обязательном порядке подписывается председателем и секретарем заседания.

Приказ - правовой акт, издаваемый руководителем предприятия (его  структурного подразделения), действующим на основе единоначалия в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед предприятием. Приказ - это категоричная форма управленческого решения, которое требует обязательного и своевременного выполнения поручений, определенных в нем.

В правовом отношении, приказ закрепляет основные формы управления. Начальник, имеющий властные полномочия, с целью реализации задач управления, осуществляет руководство подчиненными по средствам актов управления, из которых наивысшую силу имеет  приказ. Невыполнение приказа, в зависимости от обстановки, в которой осуществляется управление может повлечь за собой уголовное, административное или дисциплинарное наказание.18

В качестве примера рассмотрим принятие управленческого решения  председателем областной государственной администрации, а именно распоряжение председателя областной государственной администрации. Проекты распоряжения председателя вносятся управлениями, отделами и другими структурными подразделениями областной государственной администрации. Проекты распоряжения вносятся после проведения соответствующей экспертизы с пояснительной запиской, которая содержит необходимые расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических и других результатов его реализации. Если распоряжение, которое готовится, требует изменений или дополнений к другим распоряжениям, то эти изменения включаются в проект распоряжения, которое готовится, или подаются отдельным актом одновременно с проектом.

При наличии разногласий  относительно проекта распоряжения руководитель органа, который вносит проект, должен обеспечить их обсуждение с заинтересованными органами и организациями с целью поиска взаимовыгодного решения.

Внесенный проект распоряжения докладывается председателю областной  государственной администрации  или его заместителю, по поручительству которого аппаратом администрации проводится обработка проекта, а также редактируется текст. Продолжительность обработки не должна превышать 10 рабочих дней.

Проект распоряжения визируется работниками аппарата, которые  осуществили его обработку (в обязательном порядке начальником юридического отдела или работником общего отдела), заместителем председателя областной государственной администрации, который отвечает за его подготовку, и, в случае необходимости, другими заместителями председателя и передается руководителю аппарата для доклада его председателю.

Подписанные председателем  администрации распоряжения регистрируются в установленном порядке и  пересылаются заинтересованным органам  и организациям с учетом рассылки. Юридический отдел аппарата администрации наряду с общим отделом подают распоряжение, которое имеет нормативно-правовой характер, на регистрацию в областное управление юстиции в пятидневный срок после его принятия с обоснованием оснований его принятия.19

Аналогичным образом принимаются управленческие решения и в других организациях (фирмах), безусловно учитывая специфику своего строения, организации деятельности работников, их компетенции и т.д.

 

Вывод

Разработка, принятие и  реализация решений являются концентрированным выражением самой сущности управления.

Решение — это выбор  альтернативы. Необходимость принятия решений объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах процесса управления и составляет часть  любой функции менеджмента.

Принятие решений в  организациях (т.е. управленческих решений) имеет ряд отличий от выбора отдельного человека, т.к. является не индивидуальным, а групповым процессом.

Под управленческим решением понимают выбор альтернативы, осуществленный лицом, принимающим решение, в рамках его полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.

Управленческое решение  – это комплексное явление, включающее в себя психологический, организационный, юридический, информационный, экономический аспекты.

Сущность управленческого  решения как формы проявления воли субъекта управления по отношению  к управляемому им объекту заключается  в выявлении и обеспечении  удовлетворения истинных потребностей и интересов субъекта и объекта  управления на основе выбора из некоторого множества возможных вариантов поведения субъекта и объекта управления такого варианта, который больше других соответствовал бы конкретной обстановке и целям функционирования управляемой системы на данном этапе ее развития.

Управленческое решение приобретает юридическую силу и становится обязательным для исполнения теми, кому адресованы его требования, когда оно воплощено в установленную законом форму устных или письменных юридических предписаний- актов управления, которые являются юридической формой управленческих решений.

 

 

Список использованной литературы

  1. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления / Г. В. Атаманчук. – 4-е изд. – М.: Изд-во Омега, 2006. – 584 с.
  2. Баклан О. П. Управлінські рішення // Стратегія економічного розвитку України. – 2003. – №2. – с. 497-499
  3. Васильев А. С. Подготовка и принятие управленческих решений: организационно-правовые проблемы. – Одесса: АО БАХВА, 1997. – 160 с. 
  4. Вертакова Ю. В. Управленческие решения: разработка и выбор: учеб. пособие / Ю. В. Вертакова, И. А. Козьева, Э. Н. Кузбожьев. М.: КНОРУС, 2005. – 385 с.
  5. Державне управління і менеджмент: навч. посіб. / заг. ред. Г. С. Одінцової. – Х.: ХарРІ УАДУ, 2002. – 492 с.
  6. Исследование систем управления.  Долятовский В.А., Долятовская В.Н. М.: МарТ, 2003. — 256 с.
  7. Дурденко В. А. Разработка управленческих решений / В. А. Дурденко. – Воронеж: Изд-во ВИЭСУ, 2004. – 295 с.
  8. Лазарев Б. М. Некоторые вопросы теории актов государственного управления и управленческих решений // Проблемы государства и права. – М., 1976. – №12. – с. 21.
  9. Муніципальне право України: підручник / В. Ф. Погорілко, О.Ф. Фрицький, М. О. Баймуратов та ін.; за ред. В. Ф. Погорілко, О.Ф. Фрицького. – К.: Юрінком Інтер, 2001. – 352 с.
  10. Оксьом І. Г. Управлінське рішення місцевих державних адміністрацій: підготовка, прийняття та реалізація // Південноукраїнський правничий часопис. – 2007. – №1. – с. 136-141.
  11. Тихомиров Ю. А. Теория закона. – М.: Наука, 1982. – 889 с.
  12. Тронин Ю. Н. Управленческие решения: учеб. пособие для вузов / Ю. Н. Тронин, Ю. С. Масленченков. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 421 с.
  13. Фатхундинов Р. А. Управленческие решения: учебник для вузов / Р. А. Фатхундинов. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 452 с.
  14. Якімчук С. Вплив чинників невизначеності на формування управлінських рішень органами місцевого самоврядування // Збірник наукових праць Національної академії державного управління при Президентові України. – 2011. – №1. – с. 141-148.
  15. Якімчук С. Управлінське рішення в діяльності органів місцевого самоврядування: зміст, особливості та сутність // Вісник Національної академії державного управління при Президентові України. – 2009. – №1. – с. 153-159.

 

1 Дурденко В. А. Разработка управленческих решений / В. А. Дурденко. – Воронеж: Изд-во ВИЭСУ, 2004. – с. 34-40.

Информация о работе Управленческое решение и его правовая природа