Управленческое решение и его правовая природа

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:38, реферат

Краткое описание

Принятие решений занимает в мыслительной деятельности человека, несомненно, важное место. Решение являются универсальной формой поведения, как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Принятие решения – это всегда процесс выбора одной из возможных альтернатив развития событий, предполагающий определенные этапы: осознание целей и средств их достижения, анализ информации и ее оценка, мысленное совершение действия (моделирование).

Оглавление

Вступление…………………………………………………………………....3,4
I Раздел Исторический генезис представлений об управленческих решениях……………………………………………………………………...5-12
II Раздел Понятие управленческого решения и его основные аспекты………………………………………………………………………13-21
III Раздел Правовая природа управленческого решения……………………………………………………………………...22-32
Вывод…………………………………………………………………………...33
Список использованной литературы…………………………………....34-35

Файлы: 1 файл

реферат!.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

Что касается субъекта, принимающего решение, то в теории принятия решений есть специальный термин — лицо, принимающее решение, или, сокращенно, — ЛПР. Обычно это тот, кто подписывает документ, в котором выражено решение (указ, распоряжение, приказ, постановление и т.п.) и на ком лежит ответственность за его результаты. Например, генеральный директор или председатель правления компании, командир воинской части, губернатор области или мэр города и т.п., словом — должностное лицо. Но довольно часто встречается и коллективный ЛПР, например: собрание акционеров, совет директоров акционерного общества, городская дума и т.д. При этом проект решения, как правило, готовят специалисты и помощники — так называемый «аппарат ЛПР», возможно, при участии сотрудников иных организаций. Однако ответственность (персональная или коллективная) все равно лежит на ЛПР, а не на тех, кто участвовал в подготовке и разработке решения.10

Одной из характерных черт исследований, относящихся к проблеме принятия решений (как и вообще ко всем управленческим проблемам), является их междисциплинарный  характер, объединение различных, а  иногда и далеких по своему предмету областей науки. В разработке теории принятия решений участвуют философы и математики, психологи и социологи, экономисты и юристы. Это вполне естественно, т.к. управленческое решение — комплексное явление и для понимания его сущности необходимо рассмотреть все его основные аспекты:

  • Психологический. Его особенность заключается в том, что он рассматривает решение, прежде всего, как логико-мыслительный акт, т.е. под управленческим решением понимается внутренняя мыслительная деятельность субъекта управления, направленная на разрешение определенной проблемы. При этом исследуются особенности поведения человека или группы людей в ситуации выбора.
  • Информационный. Этот подход подчеркивает информационную природу принятия решений. Процесс принятия решения в этом случае рассматривается как процесс преобразования исходной информации в информацию управленческого решения, а само решение трактуется как информация, специально собранная, проанализированная и переработанная субъектом управления. Основная роль при этом отводится информационным технологиям и системам поддержки принятия решений.
  • Юридический. В этом аспекте главное внимание уделяется правовой стороне принятия решения — его правомочности, полномочности и юридическим последствиям. Управленческое решение при этом рассматривается, прежде всего, как организационно-правовой акт, принятый субъектом управления в установленном порядке и соответствующим образом оформленный. Управленческое решение должно приниматься в строгом соблюдении законодательных актов Украины, международных обязательств, внутренних и иных документов. Невозможность разрабатывать и реализовывать управленческое решение в правовом поле может привести к отмене решения. Организация может понести существенные потери, если уже разработанное решение будет отменено, а в случае незаконной реализации даже может быть возбуждено уголовное дело против кого-нибудь из инициаторов управленческого решения. Незнание законодательства не освобождает нарушителя от ответственности, поэтому решение должно проходить правовую экспертизу. Руководитель может самостоятельно оценивать правовое поле для своих решений с использованием современных информационно-правовых систем.
  • Организационный. Этот подход подчеркивает особенность управленческого решения как акта организационных изменений. В этом случае управленческое решение определяется как один из моментов волевого действия руководителя, состоящий в выборе цели действия и средств ее достижения и организующий практическую деятельность субъектов управления. Наиболее существенная роль при этом отводится проблемам организации и контроля исполнения решений.11
  • Экономический. Этот аспект управленческого решения выражается в том, что для разработки и принятия управленческого решения необходимы человеческие, финансовые, материальные и иные ресурсы. Поэтому каждое решение имеет реальную себестоимость. Оно является результатом (продукцией) управленческой деятельности и должно оцениваться по результатам его исполнения организацией. При помощи сопоставления преимуществ и недостатков, затрат и предполагаемой выгоды от разработки и реализации управленческого решения можно определить целесообразность проведения этой работы.12

Эти различные подходы  концентрируют внимание на каком-то одном, пусть и важном, аспекте  управленческого решения, но не дают полного представления о нем. И только их объединение позволяет понять сущность такого сложного процесса как принятие решений.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что управленческое решение конкретного органа управления есть особый социальный акт, который  выражает не только волеизъявления и  намерения данного субъекта управления, но и интересы и потребности, вытекающие из насущных потребностей развития всей общественной жизни.

     Именно  потребности общественной жизни  на данной ступени развития  общества в конечном счете  предопределяют постановку соответствующих целей и выбор средств их достижения на всех уровнях государственного и общественного управления, в том числе в рамках конкретных предприятий, учреждений и организаций.

     Таким образом,  сущность управленческого решения  как формы проявления воли субъекта управления по отношению к управляемому им объекту заключается в выявлении и обеспечении удовлетворения истинных потребностей и интересов субъекта и объекта управления на основе выбора из некоторого множества возможных вариантов поведения субъекта и объекта управления такого варианта, который больше других соответствовал бы конкретной обстановке и целям функционирования управляемой системы на данном этапе ее развития.

 

Раздел III

Правовая природа  управленческого решения

Для того чтобы управленческое решение приобрело юридическую силу и стало обязательным для исполнения теми, кому адресованы его требования, оно, как правило, должно быть воплощено в установленную законом форму устных или письменных юридических предписаний- актов управления, которые являются юридической формой управленческих решений.

Эти акты участвуют в  трансформации общих требований закона в нормы непосредственно  регулирующего характера, которые  содержатся в актах управления.13 Однако сказанное вовсе не означает, что управленческие решения и есть правовые акты управления.

Нельзя согласиться с распространенными в литературе взглядами, согласно которым управленческие решения отождествляются с актами государственного управления.

При таком подходе  игнорируется правовая природа акта управления, а его содержание сводится к простому управленческому действию. Вместе с тем нельзя не отметить тот факт, что между управленческим решением и актом управления существует несомненная органическая связь.

В управленческих решениях заключается содержательная характеристика управленческих действий и операций, включая формы, методы и средства их намерениями   осуществления, а акты управления представляют собой официальную форму реализации управленческих функций, осуществляемых специально уполномоченными на то субъектами государственного или общественного управления(органами или должностными лицами). В управленческом решении, в отличие от акта управления, определяются и обосновываются предполагаемые результаты и цели управленческой деятельности, на основе которых формулируется комплекс организационных идей о путях и средствах достижения этих целей.

По своей сущности управленческое решение есть мыслительно-волевой  акт, заключающий в себе идею о  выборе целесообразного курса деятельности (действий) субъекта и объекта управления в сложившейся производственно-практической ситуации. Эта идея может быть объективирована в устной, письменной или иной специальной форме, фиксирующей содержащуюся в решении управленческую информацию с помощью записи на магнитную пленку, с использованием графического изображения, путем цифрового изображения, математических или логических формул и т.п. Однако для того чтобы управленческое решение превратилось в акт управления определенного органа управления или должностного лица, оно должно быть облечено в установленную законом форму устных велений или письменных юридических актов, на основе которых разворачивается практическая деятельность людей.

Материальным содержанием  любого акта управления является управленческое решение. Но содержание управленческого решения не обязательно объективируется и реализуется в форме актов управления. Конкретное управленческое решение может быть реализовано как путем издания актов управления, так и с помощью иных форм управленческой деятельности.14 Иногда на практике бывают обстоятельства, когда орган управления или конкретный руководитель принимает решение не реагировать на возникшую ситуацию и не совершать никаких активных действий. В этих случаях акт управления не издается вообще, хотя принятие управленческого решения налицо.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что содержание одного решения может быть воплощено в нескольких актах управления и, наоборот, несколько решений могут обеспечить содержательную характеристику множества организационно-управленческих действий, которые совершаются в соответствии с предписаниями единого акта управления. Главное здесь состоит в том, что акты управления как важнейшая правовая форма управления обеспечивает перевод содержания управленческих решений на юридический язык государственно-властных предписаний и требований.

На данную особенность  соотношения управленческих решений  и актов управления следует обратить особое внимание, поскольку она позволяет  объяснить объективную зависимость, которая существует между качеством  решений органов управления различных предприятий, учреждений и организаций и эффективностью локального правового регулирования.

Локальное правовое регулирование  осуществляется актами различных министерств, ведомств, администраций предприятий, учреждений и организаций. По своей  природе эти акты являются актами государственного управления. Их действия не выходят за рамки тех управляющих систем и организаций, должностные лица которых «перевели» лежащие в их основе решения на юридический язык властных предписаний.

Вместе с тем, обладая  основными свойствами правовых актов, указанные акты играют важную роль в регулировании тех общественных отношений, которые возникают в сфере оперативного управления соответствующими отраслями хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства. В связи с этим существует прямая зависимость между качеством управленческих решений, принимаемых на указанных уровнях управления, и эффективностью актов управления, которые издаются соответствующими министерствами, ведомствами, администрациями предприятий, учреждений и организаций и составляют значительную долю правовых актов в сфере локального регулирования общественных отношений.

 Как акты выбора  и программирования определенного  курса действий (деятельности) субъектов и объектов оперативного управления конкретными отраслями хозяйственного и социально-культурного строительства управленческие решения министерств, ведомств и администрации предприятий, учреждений и организаций предвосхищают юридическое нормирование общественных отношений, которые складываются в реальных процессах  производственно-практической деятельности. Они моделируют разнообразные общественные отношения, возникающие в рамках этих социальных систем, отражая их состояние и направления творческого преобразования и созидания.

При этом каждое управленческое решение, независимо от масштабов его  действия, содержит и анализ фактического состояния управляемого объекта, и элементы оценочно-прогностического характера с включением моделей будущего поведения (деятельности) управляющих и управляемых в той или иной области организации и управления (в частности, в процессе совершенствования структуры и штатов соответствующих социальных организаций, внедрения новой техники и технологии, установления системы оплаты труда рабочих и служащих, комплектования и подготовки кадров и т.п.).

С помощью решений  обеспечивается взаимная увязка и согласованность различных организационно-управленческих действий, которые направлены на техническую, экономическую, социальную, социально-психологическую и правовую организацию производства, осуществление социально-экономических и социально-культурных мероприятий, организация и регулирование разнообразных социально-политических процессов. Практически в каждом экономически и юридически обоснованном управленческом решении находят выражение те конкретные нормы и правила, соблюдение которых призвано обеспечить достижение данной социальной организацией (предприятием, учреждением, фирмой) заранее установленных целей как определенных осознанных социальных результатов.15

Законы определяют стратегические направления правового регулирования  общественных отношений во всех сферах общественной деятельности, включая организацию производства, социально-культурного и административно-политического строительства. В них закрепляются политико-правовые ориентиры регулирования разнообразных общественных отношений, определяющие пределы вторжения права в общественные связи и отношения на разных уровнях функционирования правовой системы. Благодаря этому управленческие решения органов управления конкретными отраслями хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства получают принципиальную основу своего формирования и развития. В то же время указанные управленческие решения  оказывают активное обратное воздействие на содержание правовых норм, которые формулируются в законах как в актах высшей юридической силы.

Будучи актами нормирования и программирования общественных связей и отношений, возникающих  на самом  первом уровне абстрагирования правовых норм, управленческие решения отраслевых органов управления опосредуют соприкосновение  существующей правовой системы общества с конкретными  сферами социальной среды, которая определяет эту систему.

В содержании этих управленческих решений сквозь призму специфических  интересов конкретной социальной организации  или отраслевой системы управления первичную социальную оценку получают те реальные факты производственно-практической деятельности, которые составляют основу для последующей обобщенной и более абстрагированной  юридической  типизации определенной области общественных отношений.

В связи с этим управленческие решения отраслевых органов управления и администрации предприятий и организаций могут рассматриваться как важнейшая содержательная основа локального нормотворчества, играющего  все более заметную роль в регулировании производственных, социально-экономических и политических процессов.

Информация о работе Управленческое решение и его правовая природа