Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:38, реферат
Принятие решений занимает в мыслительной деятельности человека, несомненно, важное место. Решение являются универсальной формой поведения, как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Принятие решения – это всегда процесс выбора одной из возможных альтернатив развития событий, предполагающий определенные этапы: осознание целей и средств их достижения, анализ информации и ее оценка, мысленное совершение действия (моделирование).
Вступление…………………………………………………………………....3,4
I Раздел Исторический генезис представлений об управленческих решениях……………………………………………………………………...5-12
II Раздел Понятие управленческого решения и его основные аспекты………………………………………………………………………13-21
III Раздел Правовая природа управленческого решения……………………………………………………………………...22-32
Вывод…………………………………………………………………………...33
Список использованной литературы…………………………………....34-35
Что касается субъекта, принимающего решение, то в теории принятия решений есть специальный термин — лицо, принимающее решение, или, сокращенно, — ЛПР. Обычно это тот, кто подписывает документ, в котором выражено решение (указ, распоряжение, приказ, постановление и т.п.) и на ком лежит ответственность за его результаты. Например, генеральный директор или председатель правления компании, командир воинской части, губернатор области или мэр города и т.п., словом — должностное лицо. Но довольно часто встречается и коллективный ЛПР, например: собрание акционеров, совет директоров акционерного общества, городская дума и т.д. При этом проект решения, как правило, готовят специалисты и помощники — так называемый «аппарат ЛПР», возможно, при участии сотрудников иных организаций. Однако ответственность (персональная или коллективная) все равно лежит на ЛПР, а не на тех, кто участвовал в подготовке и разработке решения.10
Одной из характерных черт исследований, относящихся к проблеме принятия решений (как и вообще ко всем управленческим проблемам), является их междисциплинарный характер, объединение различных, а иногда и далеких по своему предмету областей науки. В разработке теории принятия решений участвуют философы и математики, психологи и социологи, экономисты и юристы. Это вполне естественно, т.к. управленческое решение — комплексное явление и для понимания его сущности необходимо рассмотреть все его основные аспекты:
Эти различные подходы концентрируют внимание на каком-то одном, пусть и важном, аспекте управленческого решения, но не дают полного представления о нем. И только их объединение позволяет понять сущность такого сложного процесса как принятие решений.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что управленческое решение конкретного органа управления есть особый социальный акт, который выражает не только волеизъявления и намерения данного субъекта управления, но и интересы и потребности, вытекающие из насущных потребностей развития всей общественной жизни.
Именно
потребности общественной
Таким образом,
сущность управленческого
Раздел III
Правовая природа управленческого решения
Для того чтобы управленческое решение приобрело юридическую силу и стало обязательным для исполнения теми, кому адресованы его требования, оно, как правило, должно быть воплощено в установленную законом форму устных или письменных юридических предписаний- актов управления, которые являются юридической формой управленческих решений.
Эти акты участвуют в трансформации общих требований закона в нормы непосредственно регулирующего характера, которые содержатся в актах управления.13 Однако сказанное вовсе не означает, что управленческие решения и есть правовые акты управления.
Нельзя согласиться с распространенными в литературе взглядами, согласно которым управленческие решения отождествляются с актами государственного управления.
При таком подходе игнорируется правовая природа акта управления, а его содержание сводится к простому управленческому действию. Вместе с тем нельзя не отметить тот факт, что между управленческим решением и актом управления существует несомненная органическая связь.
В управленческих решениях заключается содержательная характеристика управленческих действий и операций, включая формы, методы и средства их намерениями осуществления, а акты управления представляют собой официальную форму реализации управленческих функций, осуществляемых специально уполномоченными на то субъектами государственного или общественного управления(органами или должностными лицами). В управленческом решении, в отличие от акта управления, определяются и обосновываются предполагаемые результаты и цели управленческой деятельности, на основе которых формулируется комплекс организационных идей о путях и средствах достижения этих целей.
По своей сущности
управленческое решение есть мыслительно-волевой
акт, заключающий в себе идею о
выборе целесообразного курса
Материальным содержанием любого акта управления является управленческое решение. Но содержание управленческого решения не обязательно объективируется и реализуется в форме актов управления. Конкретное управленческое решение может быть реализовано как путем издания актов управления, так и с помощью иных форм управленческой деятельности.14 Иногда на практике бывают обстоятельства, когда орган управления или конкретный руководитель принимает решение не реагировать на возникшую ситуацию и не совершать никаких активных действий. В этих случаях акт управления не издается вообще, хотя принятие управленческого решения налицо.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что содержание одного решения может быть воплощено в нескольких актах управления и, наоборот, несколько решений могут обеспечить содержательную характеристику множества организационно-управленческих действий, которые совершаются в соответствии с предписаниями единого акта управления. Главное здесь состоит в том, что акты управления как важнейшая правовая форма управления обеспечивает перевод содержания управленческих решений на юридический язык государственно-властных предписаний и требований.
На данную особенность
соотношения управленческих решений
и актов управления следует обратить
особое внимание, поскольку она позволяет
объяснить объективную
Локальное правовое регулирование осуществляется актами различных министерств, ведомств, администраций предприятий, учреждений и организаций. По своей природе эти акты являются актами государственного управления. Их действия не выходят за рамки тех управляющих систем и организаций, должностные лица которых «перевели» лежащие в их основе решения на юридический язык властных предписаний.
Вместе с тем, обладая
основными свойствами правовых актов,
указанные акты играют важную роль
в регулировании тех
Как акты выбора
и программирования
При этом каждое управленческое решение, независимо от масштабов его действия, содержит и анализ фактического состояния управляемого объекта, и элементы оценочно-прогностического характера с включением моделей будущего поведения (деятельности) управляющих и управляемых в той или иной области организации и управления (в частности, в процессе совершенствования структуры и штатов соответствующих социальных организаций, внедрения новой техники и технологии, установления системы оплаты труда рабочих и служащих, комплектования и подготовки кадров и т.п.).
С помощью решений обеспечивается взаимная увязка и согласованность различных организационно-управленческих действий, которые направлены на техническую, экономическую, социальную, социально-психологическую и правовую организацию производства, осуществление социально-экономических и социально-культурных мероприятий, организация и регулирование разнообразных социально-политических процессов. Практически в каждом экономически и юридически обоснованном управленческом решении находят выражение те конкретные нормы и правила, соблюдение которых призвано обеспечить достижение данной социальной организацией (предприятием, учреждением, фирмой) заранее установленных целей как определенных осознанных социальных результатов.15
Законы определяют стратегические
направления правового
Будучи актами нормирования и программирования общественных связей и отношений, возникающих на самом первом уровне абстрагирования правовых норм, управленческие решения отраслевых органов управления опосредуют соприкосновение существующей правовой системы общества с конкретными сферами социальной среды, которая определяет эту систему.
В содержании этих управленческих решений сквозь призму специфических интересов конкретной социальной организации или отраслевой системы управления первичную социальную оценку получают те реальные факты производственно-практической деятельности, которые составляют основу для последующей обобщенной и более абстрагированной юридической типизации определенной области общественных отношений.
В связи с этим управленческие решения отраслевых органов управления и администрации предприятий и организаций могут рассматриваться как важнейшая содержательная основа локального нормотворчества, играющего все более заметную роль в регулировании производственных, социально-экономических и политических процессов.
Информация о работе Управленческое решение и его правовая природа