Управленческое решение и его правовая природа

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:38, реферат

Краткое описание

Принятие решений занимает в мыслительной деятельности человека, несомненно, важное место. Решение являются универсальной формой поведения, как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Принятие решения – это всегда процесс выбора одной из возможных альтернатив развития событий, предполагающий определенные этапы: осознание целей и средств их достижения, анализ информации и ее оценка, мысленное совершение действия (моделирование).

Оглавление

Вступление…………………………………………………………………....3,4
I Раздел Исторический генезис представлений об управленческих решениях……………………………………………………………………...5-12
II Раздел Понятие управленческого решения и его основные аспекты………………………………………………………………………13-21
III Раздел Правовая природа управленческого решения……………………………………………………………………...22-32
Вывод…………………………………………………………………………...33
Список использованной литературы…………………………………....34-35

Файлы: 1 файл

реферат!.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И  СПОРТА УКРАИНЫ

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ИМ. И.И.МЕЧНИКОВА

 

 

 

Кафедра административного  и хозяйственного права

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

Управленческое  решение и его правовая природа

 

 

Выполнила: студентка 5 курса Кичук К.Ф. экономико-правовой факультет (магистр)

Научный руководитель:

д.ю.н., профессор Васильев А.С.

 

 

 

 

 

 

 

ОДЕССА–2012 
ПЛАН

 

Вступление…………………………………………………………………....3,4

 

I Раздел Исторический генезис представлений об управленческих решениях……………………………………………………………………...5-12

 

II Раздел Понятие управленческого решения и его основные аспекты………………………………………………………………………13-21

 

III Раздел Правовая природа управленческого решения……………………………………………………………………...22-32

 

Вывод…………………………………………………………………………...33

 

Список использованной литературы…………………………………....34-35 
Вступление

Принятие решений занимает в мыслительной деятельности человека, несомненно, важное место. Решение являются универсальной формой поведения, как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности.

Принятие решения –  это всегда процесс выбора одной  из возможных альтернатив развития событий, предполагающий определенные этапы: осознание целей и средств их достижения, анализ информации и ее оценка, мысленное совершение действия (моделирование). Такое понимание процесса принятия решений пронизывает всю человеческую жизнь. Большинство решений мы принимаем не задумываясь, так как человеку присущ автоматизм поведения, выработанный многолетней практикой.

Каждому из нас ежедневно  приходится десятки раз что-то выбирать (не всегда, правда, задумываясь об этом), на собственном опыте развивая способности  и приобретая навыки принятия решений. Примеров можно привести множество: выбор одежды из имеющегося гардероба, выбор блюд из предложенного меню, выбор наиболее удобного транспортного маршрута, выбор места проведения отдыха, выбор специальности при получении профессионального образования, выбор вида банковского вклада и т.д. Этот перечень легко продолжить.

Любому поступку индивида или действию коллектива предшествует предварительно принятое решение. Причем принимаем мы данные решения, пребывая в разных социальных ролях: мужчины и женщины, члена семьи (мать, дочь, отец, дед и т.д.), человека определенного возраста (юноша примет иное решение, чем старый человек), члена трудового коллектива. В зависимости от социальной роли в одной и той же ситуации будут приняты совершенно разные решения.

Широко известно, что  решения могут приниматься человеком в трех основных системах: технической, биологической, социальной, которые в свою очередь могут быть взаимосвязанными. В зависимости от условий реализации решений в социальной системе руководитель может добиться со стороны подчиненных как сотрудничества, так и противостояния. Профессионализм специалиста, который разрабатывает или реализует решения, определяется его способностью создать стимулирующую среду для исполнения определенных действий. Решения, которые принимаются руководителем в социальной сфере, и называются управленческими.

Под управленческим решением понимают обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия или воздержатся от них, связанные с достижением целей организации преодолением стоящих перед нею проблем.

В социологической литературе существуют разнообразные точки  зрения на то, какие решения, принимаемые  человеком в организации, считать  управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с нее и т.д. Оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческому решению следует относить лишь те решения, которые затрагивают отношения в организации.

Преследуя цель разобраться  в данном вопросе, а также понять сущность управленческого решения в работе был разрешен ряд задач: 1) проведен исторический экскурс представлений об управленческом решении; 2) дано определение понятия управленческого решения, его сущности; 3) была проанализирована правовая природа управленческого решения.

Работа написана с  использованием исторического, логического  методов и метода системного анализа, что позволило более полно  и всесторонне изучить тему.

 

 

Раздел I

Исторический  генезис представлений об управленческом решении

Управление в человеческом обществе существовало испокон веков. Любое государственное устройство, любая организованная человеческая деятельность предполагает, что существует объект управления (то, чем управляют) и субъект управления (тот, кто управляет).

Без эффективно организованной управленческой деятельности невозможно было ни строительство египетских пирамид, ни создание висячих садов Вавилона, ни ведение войн, ни возникновение и расцвет городов и государств.

Практическое управление возникло тогда, когда появились  организации. Однако организации древности во многом отличались от современных. Основные отличия старых организаций от современных: малое количество крупных организаций, относительно небольшое число руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена, занятие руководящих постов по праву рождения или путем захвата силой, упор на приказ и интуицию, малое количество людей, которым было дано право принимать важные для организации решения.

Однако с древних  времен люди больше внимания уделяли  тому, как приобрести большую власть, как заработать деньги и т. д., и меньше задумывались над тем, как эффективно осуществлять процесс управления, который в конечном счете мог бы более надежно привести их к цели.

Современные организации  отличает от организаций старого  типа наличие существенно большего числа крупных и гигантских организаций. А в таких организациях роль управленческого решения возрастает.

В отличие от организаций  старого типа в современных организациях большое количество руководителей  высшего и среднего управленческого звена. Профессиональной обязанностью каждого руководителя является принятие управленческого решения в соответствии с делегированным ему объемом полномочий. В современной эффективно функционирующей организации занятие руководящего поста происходит по праву компетентности и принятого в организации порядка. Компетентность руководителя определяется, в первую очередь, эффективностью принимаемых им решений и умением принятое решение реализовать.

Деятельность современной  организации отличает наличие сравнительно большого числа специалистов, не являющихся даже руководителями, которым в силу делегированных им полномочий в организации необходимо принимать важные для организации решения.

Коллективная работа и рациональность, в основе которых  профессиональное управленческое решение, стали стержнем организационной культуры современной фирмы. Перечисленные выше причины оказали значительное влияние на возникновение принципиально нового характера управления организацией, на интенсивное развитие теории и практики принятия управленческого решения.

Наука об управлении начала интенсивно развиваться лишь с начала XX в. От более ранних периодов деятельности человечества до нас дошли лишь отрывочные, разрозненные сведения, содержащие анализ и обобщение опыта управления.

Так, например, книга "Поучение Птаххотепа" (Древний Египет, 2000—1500 гг. до н. э.) содержит советы начальнику — субъекту управления: "...будь спокоен, когда слушаешь ты слова просителя; не отталкивай его прежде, чем он облегчит душу от того, что хотел  сказать тебе. Человек, пораженный несчастьем, хочет излить свою душу даже больше, чем добиться благоприятного решения своего вопроса"

Аналогичные советы мы можем  найти и в современной управленческой литературе. В Древней Греции о необходимости специализации производственных процессов говорил Платон. Сократ, анализируя деятельность управленцев в различных сферах деятельности, говорил о том общем, что составляет основу их труда: "Главная задача — поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения своих указаний".

В Древнем Риме Катон  Старший (234—149 гг. до н. э.) советовал  владельцу земли "посмотреть, как  далеко продвинулась работа, что сделано  и что осталось сделать. После  этого он должен потребовать у  управляющего отчет о проделанной  работе и объяснения, почему часть ее не выполнена". Предлагалось также дать управляющему план работ на год.

Управленческие ноу-хау  передавались из поколения в поколение  в узких кругах управленческой элиты. Существенный вклад в развитие управленческой мысли внес итальянский государственный деятель Макиавелли (1469—1527 гг.). Он, в частности, говорил: "Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди преданные и способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он сумел распознать их способности и удержать их преданность"

В России значительную роль сыграли реформы государственного управления Петра I, что сказалось  на различных областях управленческой деятельности. Интересны рекомендации руководителю производства того времени: "Управителю, по окончании каждого года, а именно в декабре месяце, о припасах и работниках, конечно оных и к чему, потребно сочинять ведомости не позже как 20-го числа, дабы о покупках припасов на ярмарках и о прочем можно рассудить и определение, не упуская времени, учинить. А ежели оных на то число подано не будет, то за оное с управителя за всякий умедленный день удержать надлежит по гривне".1

Дальнейшее развитие управленческая мысль получила после  промышленной революции, которая совершилась в Европе в середине XVIИ в. Последовавшее за ней бурное развитие производства привело к внедрению сборочного комбайна и взаимозаменяемых частей машин, использованию (Э. Уитни) методов контроля качества, специализации производственных рабочих (Ч. Бэббидж) и т. д. На разных этапах развития человеческого общества предпринимались попытки систематизации управленческой деятельности или ее составляющих.

Первый вклад в систематизацию управленческой деятельности, значение которого трудно  приуменьшить, был  внесен в древнем Шумере в 5-м тысячелетии до н. э. — это введение письменности.

Впервые появилась возможность  передавать и накапливать информацию. Это послужило  стимулом к интенсификации управленческой деятельности того времени. Возник класс жрецов-бизнесменов, с одной стороны, владевших письменностью, а с другой стороны, принимавших участие в торговых операциях и коммерческих отчетах, в создании и упорядочении системы управления стихийно складывающимися торговыми отношениями в древнем Шумере.

Но первый настоящий прорыв в развитии теории управления был совершен благодаря трудам американского инженера Фредерика Уинслоу Тейлора (1856—1915). Этому в значительной  степени способствовала обстановка, сложившаяся к началу XX в. в США. Для США этого периода характерно бурное развитие промышленности. Сеть железных дорог превратила страну в один огромный рынок рабочей силы, которая нуждалась в эффективном управлении. Процветали прежде всего те предприятия, на которых предприниматели уделяли должное внимание методам управления.

Естественно, прогрессивному предпринимателю не преподавались  азы менеджмента. Однако здравый  смысл и опыт предшественников, в  особенности на предприятиях, имевших  длительную предысторию, безусловно, сослужили  им хорошую службу. Тем не менее  управленческое искусство приходило лишь с опытом, а обучение осуществлялось лишь на собственных ошибках и находках предпринимателей. Все это создавало необходимые предпосылки для возникновения науки об управлении.

Современная наука об управлении начинается с момента  выхода в 1911 г. книги Тейлора  "Принципы научного управления". Тейлор предложил систему "научного управления", которую характеризовал так: "Наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ограничения производительности; развитие каждого отдельного рабочего до максимальной доступной ему производительности и максимального благосостояния "

Основные ее положения  можно сформулировать следующим  образом:

1. Создание научного фундамента, заменяющего собой старые, традиционные, практически сложившиеся методы работы, научные исследования каждого ее элемента.

2. Отбор рабочих на  основе научных критериев, их  тренировка и обучение.

3. Сотрудничество между  администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно разработанной системы организации труда.

4. Равномерное распределение  труда и ответственности между  администрацией и рабочими.

Интересны его, носившие революционный характер, предложения  по организации производства и труда в целом и заработной платы в частности:

- заработная плата начисляется человеку, а не месту;

- установление расценок должно быть основано на точном знании, а не на догадках;

- расценки, основанные на точном знании, должны быть единообразными;

- благодаря установленным таким образом расценкам товары производятся дешевле, а рабочие получают более высокую заработную плату, чем обычно;

- заработная плата, основанная на точном знании, создает лучших рабочих, дает им возможность больше заработать, уничтожает причины умышленной медлительности в работе, пробуждает интерес рабочих и предпринимателей к сотрудничеству.2

 От линейной, по  типу армейской, системы организации,  когда рабочий получал распоряжения  от одного единственного начальника, Тейлор предложил перейти к системе, в которой работа мастера и бригадира была разделена на восемь частей и рабочий вместо одного начальника непосредственно общался с восьмью "узкими" специалистами, которые гораздо более профессионально знали свой участок работы. Это приводило к резкому увеличению административно-управленческого персонала, но в целом было несомненным шагом вперед и обеспечивало значительный рост производительности труда.

Информация о работе Управленческое решение и его правовая природа