Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 13:55, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение сущности, структуры, функций и методов управленческого учета в системе предприятия, а также изучение функции контроля в менеджменте, определение значение контроля для менеджмента.
Для реализации указанной цели поставлены следующие задачи:
Рассмотреть предмет, функции и принципы управленческого учёта.
Изучить методы управленческого учёта.
Определить понятие контроля в менеджменте.
Изучить виды и процесс контроля.
Выяснить основные характеристики эффективного контроля.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЁТ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 5
1.1 Сущность, принципы и функции управленческого учёта 5
1.2 Предмет и структура управленческого учёта 11
1.3 Методы управленческого учёта 16
2. КОНТРОЛЬ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 19
2.1 Понятие контроля 19
2.2 Основные виды контроля 21
2.3 Процесс контроля 25
2.4 Характеристики эффективного контроля 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Рисунок 3 – объекты управленческого учёта.
Все вышеперечисленные группы объектов учета взаимосвязаны и находят отражение в едином учетном процессе.
Метод управленческого
учета представляет собой совокупность
различных приемов и способов,
посредством которых в системе
управленческого учета
Он состоит из следующих элементов: документации; инвентаризации; оценки; группировки и обобщения; контрольных счетов; нормирования, планирования, прогноза; контроля и анализа [6,с.521].
Документация
- первичные документы и машинные
носители информации, гарантирующие
управленческому учету
Инвентаризация
- способ определения фактического
состояния объекта, выявления отклонений
от учетных данных, неучтенных ценностей,
потерь, недостач, хищений. Инвентаризация
способствует сохранности материальных
ценностей, контролирует их использование,
устанавливает полноту и
Группировка
и обобщение - способ, позволяющий
накапливать и
Контрольные счета - это итоговые счета, где записи производят по итоговым суммам операций данного периода. Система контрольных счетов выступает связующим звеном финансового и управленческого учета и позволяет установить полноту и правильность учетных записей.
Планирование, нормирование и прогноз входят в систему управления организацией.
Планирование
- непрерывный циклический
Нормирование
- процесс научно обоснованного расчета
оптимальных норм и нормативов, направленный
на обеспечение эффективного использования
всех видов ресурсов и изыскание
путей наиболее продуктивного превращения
затрат в выпуск продукции. Комплекс
норм и нормативов составляет нормативное
хозяйство организации, которое
охватывает все сферы его деятельности.
Нормативные технологические
Анализ - в
силу специфических особенностей этот
элемент метода управленческого
учета взаимодействует
Контроль - завершающий
процесс системы управления, направляющий
деятельность предприятия на выполнение
ранее установленных заданий, позволяющий
вскрывать и устранять
Лимитирование
- первая ступень контроля за материальными
издержками, основанная на системе
норм запасов и затрат. Лимит - установление
границ выдачи, исходя из нормы расходов
ресурсов на единицу продукции, установленной
технологической документацией, и
планируемой производственной программы
каждому производственному
Все элементы метода действуют не изолированно друг от друга, а в системе организации внутренних хозяйственных связей, направленной на решение задач управления.
Слово «контроль»
как и слово «власть» рождает
прежде всего отрицательные эмоции.
Для многих людей контроль означает
прежде всего ограничение (как цепь
для собаки), принуждение, отсутствие
самостоятельности и т.п. - в общем,
все то, что прямо противоположно
нашим представлениям о свободе
личности. Вследствие такого устойчивого
восприятия, контроль относится к
числу тех функций управления,
сущность которых понимается чаще всего
неправильно. Если спросить, что же
означает контроль для менеджера, то
чаще всего люди ответят вам - это
то, что позволяет удерживать работников
в определенных рамках. В принципе
- это верно. Один из аспектов контроля
действительно состоит в
Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей [10, с.390].
Контроль - процесс определения, оценки и информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении и результатах анализа. Контролировать можно цели, (цель/цель), ход выполнения плана (цель/будет), прогнозы (будет/будет), развитие процесса (будет/есть) [5, с.107].
Контроль - процесс установления отклонения от предусмотренных величин и действий людей в хозяйственной деятельности [4, с. 196].
Предметом контроля может быть не только исполнительская деятельность, но и работа менеджера. Контрольная информация используется в процессе регулирования.
Управленческий контроль организации в наиболее узком смысле это осуществление ее субъектами, наделенными соответствующими полномочиями (т.е. субъектами контроля), либо в автоматическом режиме, заданном указанными субъектами и под их управлением, следующих действий [2, с.15]:
а) определение фактического состояния или действия управляемого звена системы управления организацией (объекта контроля).
б) сравнение фактических данных с требуемыми, т.е. с базой для сравнения, принятой в организации, либо заданной извне, либо основанной на рациональности.
в) оценка отклонений,
превышающих предельно
г) выявление причин данных отклонений.
Для того, чтобы
глубже понять сущность контроля как
важнейшей составной части
Итак, в широком смысле управленческий контроль в современных условиях хозяйствования целесообразно представить как систему, состоящую из элементов входа (информационное обеспечение контроля), элементов выхода (информация об объекте управления, полученная в результате контроля) и совокупности следующих взаимосвязанных звеньев: центры ответственности, техника контроля (т.е. информационно-вычислительная техника и технология), процедуры контроля, среда контроля, система учета [2, с.15].
Таким образом, говорят о целесообразности объединения планирования и контроля в единую систему управления (Controlling): планирование, контроль, отчетность, менеджмент.
Контроль осуществляется лицами, прямо или косвенно зависящими от процесса. Проверка (ревизия) - контроль лицами, независящими от процесса.
Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. (Подробнее о процессе контроля будет сказано ниже.).
Контроль можно также классифицировать:
По времени осуществления контрольных действий выделяют предварительный, текущий и заключительный контроль (Рисунок 4).
Предварительный контроль. Этот вид контроля называется предварительным потому, что осуществляется до фактического начала работ [4,с.197]. Основными средствами осуществления предварительного контроля является реализация определённых правил, процедур и линий поведения. Например, если писать чёткие должностные инструкции, эффективно доводить формулировки до подчинённых, набирать в административный аппарат управления квалифицированных людей, всё это будет увеличивать вероятность того, что организационная структура будет работать так, как задумано. В организациях предварительный контроль используется в трёх ключевых областях - по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам [1,с.97].
Предварительный контроль в области человеческих ресурсов достигается в организациях за счёт тщательного анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения тех или иных должностных обязанностей и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей. Для того чтобы убедиться, что принимаемые работники окажутся в состоянии выполнить порученные им обязанности, необходимо установить минимально допустимый уровень образования или стаж работы в данной области и проверить документы и рекомендации, представляемые нанимаемым.
Предварительный контроль в области материальных ресурсов осуществляется путём выработки стандартов минимально допустимых уровней качества и проведения физических проверок соответствия поступающих материалов этим требованиям. Цель данного контроля - произвести высококачественную продукцию
Важнейшим средством предварительного контроля финансовых ресурсов является бюджет, который позволяет также осуществить функцию управления. Бюджет является механизмом предварительного контроля в том смысле, что он даёт уверенность: когда организации потребуются наличные средства, эти средства у неё будут.
Текущий контроль. Как это собственно следует из его названия, текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Чаще всего его объектом являются подчинённые сотрудники, а сам он традиционно является прерогативой их непосредственного начальника. Регулярная проверка работы подчинённых, обсуждение возникающих проблем и предложений по усовершенствованию работы позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Если же позволить этим отклонениям развиться, они могут перерасти в серьёзные трудности для всей организации [4,с.197].
Отклонения, на которые система должна реагировать, чтобы достичь своих целей, могут вызываться как внешними, так и внутренними факторами. К числу внутренних факторов следует отнести проблемы, связанные с переменными величинами. Внешние факторы - это всё то, что воздействует на организацию из окружающей её среды: конкуренция, принятие новых законов, изменение технологии, ухудшение общей экономической ситуации, изменения системы культурных ценностей и многое другое.
Текущий контроль не проводится
буквально одновременно с выполнением
самой работы. Скорее он базируется
на измерении фактических
Организационные системы контроля с обратной связью, используемые в управлении, во многом похожи на систему термостат-обогреватель (при понижении температуры в помещении от термостата к обогревателю поступает сигнал и обогреватель нагревается до тех пор, пока не поступит второй сигнал - о том, что достигнута нужная температура). Но есть одно очень важное отличие. Система термостат-обогреватель - это замкнутая система контроля, т.е. она работает непрерывно и автоматически без внешнего вмешательства. Большинство организационных систем контроля с обратной связью относятся к открытым, или незамкнутым системам. Внешний для таких систем элемент - руководитель-менеджер, регулярно воздействует на эту систему, внося изменения как в её цели, так и в функционирование. В управлении необходимы системы именно открытого типа, поскольку на организацию оказывают воздействия очень много переменных величин [10,c.395].
Информация о работе Управленческий учёт и контроль в менеджменте