Управленческий учёт и контроль в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 13:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение сущности, структуры, функций и методов управленческого учета в системе предприятия, а также изучение функции контроля в менеджменте, определение значение контроля для менеджмента.
Для реализации указанной цели поставлены следующие задачи:
Рассмотреть предмет, функции и принципы управленческого учёта.
Изучить методы управленческого учёта.
Определить понятие контроля в менеджменте.
Изучить виды и процесс контроля.
Выяснить основные характеристики эффективного контроля.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЁТ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 5
1.1 Сущность, принципы и функции управленческого учёта 5
1.2 Предмет и структура управленческого учёта 11
1.3 Методы управленческого учёта 16
2. КОНТРОЛЬ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 19
2.1 Понятие контроля 19
2.2 Основные виды контроля 21
2.3 Процесс контроля 25
2.4 Характеристики эффективного контроля 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 117.53 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЁТ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 5

1.1 Сущность, принципы и функции управленческого учёта 5

1.2 Предмет и структура управленческого учёта 11

1.3 Методы управленческого учёта 16

2. КОНТРОЛЬ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 19

2.1 Понятие контроля 19

2.2 Основные виды контроля 21

2.3 Процесс контроля 25

2.4 Характеристики эффективного контроля 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Управление следует рассматривать  как непрерывный процесс целенаправленных действий, потому что цели не всегда достигаются в предусмотренном  виде, люди не всегда или не так выполняют  поручения, планы не всегда выполняются  так, как было задумано. Люди не всегда принимают делегированные им права  и обязанности. Меняются условия  окружающей среды, и организация  должна соответственно к ним адаптироваться.

Как же руководству организации  удается, в конце концов, определить, всё ли идет согласно плану, достигнет ли оно своих целей, как оно обнаруживает собственные ошибки и ошибки персонала и как оно определяет, когда организации должны начинать процесс адаптации. Ответ прост. Все это достигается с помощью управленческого учёта и контроля. Управленческий учет - это не что иное, как система информационной поддержки управления. Контроль, попросту говоря, это процесс, при помощи которого руководство организации определяет, правильны ли его решения и не нуждаются ли они в известной корректировке.

Актуальность данной темы объясняется тем, без управленческого учёта и контроля начинается хаос и объединить деятельность каких-либо групп становится невозможно. Важно и то, что уже сами по себе цели, планы и структура организации определяют ее направление деятельности, распределяя ее усилия тем или иным образом и направляя выполнение работ. Управленческий учёт и контроль, таким образом, является неотъемлемым элементом самой сущности всякой организации. Благодаря им организация имеет возможность устранять помехи на пути выполнения плановых заданий, поэтому контроль можно определить как процесс, при помощи которого организация обеспечивает достижение своих целей.

Предметами исследования данной курсовой работы являются процессы организации управленческого учёта и контроля в менеджменте. Объекты исследования – управленческий учёт и контроль в менеджменте.

Целью данной работы является рассмотрение сущности, структуры, функций и методов управленческого учета в системе предприятия, а также изучение функции контроля в менеджменте, определение значение контроля для менеджмента.

Для реализации указанной  цели поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть предмет, функции и принципы управленческого учёта.
  2. Изучить методы управленческого учёта.
  3. Определить понятие контроля в менеджменте.
  4. Изучить виды и процесс контроля.
  5. Выяснить основные характеристики эффективного контроля.

В данной курсовой работе использовались такие методы анализа источников, как исторический, аналитический и метод сравнения. 

В данной курсовой работе я  использовал источники, в которых, на мой взгляд, довольно интересно  и методично изложены основы управленческого  учёта и контроля в менеджменте, такие, как: «Управленческий учет» А.Д. Шеремет; «Управленческий учет» И.Г. Кукукина; «Бухгалтерский управленческий учет и управленческое планирование» О.В. Рыбакова; «Основы менеджмента» М. Мескон; «Менеджмент в России и за рубежом» В.В. Бурцев; «Основы менеджмента» А.А. Радугин и труды других отечественных и зарубежных авторов.

 

1. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЁТ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

1.1 Сущность, принципы и функции управленческого учёта

 

В последние годы термин "управленческий учет" стал весьма популярным, хотя далеко не все представляют себе, что  это такое. Управленческий учет отличается от обычного бухгалтерского (финансового) учета, прежде всего тем, что его  данные предназначены не для внешних  пользователей (государства, банков, деловых  партнеров), а для внутреннего "употребления". Высшая цель управленческого учета - помочь руководителю принимать правильные решения. Поэтому если простой (финансовый) бухгалтер должен строго следовать  формам отчетности и инструкциям, то специалист по управленческому учету (бухгалтер-аналитик) свободен в выборе форм, методов и приемов анализа, главное для него - правильно уловить  суть протекающих на предприятии  экономических процессов и вовремя  дать совет руководителю. Управленческий учет - это не что иное, как система  информационной поддержки управления [15,c.26].

Содержание  управленческого учета определяется целями управления и может быть изменено по решению администрации в зависимости  от интересов и целей, поставленных перед руководителями внутренних подразделений. Отсюда его содержание состоит как  бы из двух частей: производственного  учета, предназначенного для внутреннего  управления, и части финансового  учета, которая используется для  управления финансовой деятельностью  [8,с.64].

Становление управленческого учета произошло  на базе калькуляционного учета, поэтому  основное его содержание составляет учет затрат на производство текущих, будущих и прошлых периодов в  различных классификационных аспектах.

Другими важнейшими элементами, составляющими сущность управленческого учета, являются оперативность  и аналитичность информации. В  составе управленческого учета  информация собирается, группируется, идентифицируется, изучается в целях  наиболее четкого и достоверного отражения результатов деятельности структурных подразделений и  определения доли участия в получении  прибыли предприятия. Эффективность  производственной деятельности представлена в учете как процесс сопоставления  фактических и стандартных затрат и результатов от продаж продукции, работ и услуг.

Установлению  сущности управленческого учета  способствует рассмотрение совокупности признаков, характеризующих его  как целостную информационно-контрольную  систему предприятия: непрерывность, целенаправленность, полнота информационного  обеспечения, практическое отражение  использования объективных законов  общества, воздействие на объекты  управления при изменяющихся внешних  и внутренних условиях.

Поскольку управленческий учет является компонентом общей  системы бухгалтерского учета, то те принципы, которые сформированы для  финансового бухгалтерского учета, принимаются и в управленческом учете. Однако последний формирует  информацию для планирования, принятия решений, выработки стратегии и  оценки деятельности предприятия. Поэтому  и принципы управленческого учета  должны быть направлены на удовлетворение перечисленных задач. К основным принципам управленческого учета  относятся (Рисунок 1) [9,с.258]:

  1. Принцип непрерывности деятельности - выражается отсутствием намерений самоликвидироваться или сократить масштабы производства, т.е предприятие будет развиваться и в будущем. Этот принцип нацеливает бухгалтеров на создание информационного обслуживания для решений, имеющих долгосрочный характер, таких как: проведение анализа конкурентоспособности производства продукции, поставок сырья и материалов, изменения ассортимента и освоения новых продуктов, инвестиций и т.д.
  2. Принцип уместности - проявляется в любом случае при выборе объекта наблюдения, объема информации об этом объекте и возможности оказывать влияние на управленческие решения. Качество информации о том или другом объекте наблюдения рассматривается с точки зрения ее существенности, т.е. своевременности.
  3. Принцип преемственности и многократного использования (комплексности) - система учета ведется на основе сбора, обработки и транспортирования данных первичного учета. Информация, подготовленная в рамках управленческого учета подкрепляется и дополняется данными финансового учета, и наоборот. Этот принцип предполагает разовую фиксацию данных в первичных документах или производственных расчетах и многократное их использование при всех видах управленческой деятельности представления для принятия решения или контроля.
  4. Принцип полноты и аналитичности информации - создаются для осуществления функций: экономического анализа путем сравнения текущих результатов с запланированными, выявления конкретных факторов, влияющих на результаты поставленных целей и возможностей их достижения и т.д. Этот принцип проявляется через показатели внутренних отчетов.
  5. Принцип нормативного и бюджетного метода управления затратами, финансами, коммерческой деятельностью - используется как инструмент планирования, контроля и регулирования (планирование всех сфер деятельности подразделений, расчет проекта бюджета, расчет вариантов плана и внесения коррективов и т.д.).
  6. Принцип логичности формирования показателей внутренней отчетности - обобщает показатели отчетности по данным первичного учета в систему внутренней коммуникации. На нулевом уровне учетная информация возникает в первичных документах, отчетах основных и вспомогательных цехов. На первом уровне она группируется в сводных документах отдела снабжения, сбытового и финансового отделов, бухгалтерии, складского хозяйства. На последующих уровнях проводятся объединение и формирование отчетных показателей в функциональных отделах заводоуправления (главного конструктора, главного технолога, главного механика, отдела кадров и др.). На самом верхнем уровне (производственно-диспетчерский, планово-экономический отделы и бухгалтерия) происходит обобщение информации, поступившей из структурных подразделений, и преобразование ее в результирующую. Содержание отчетов зависит от их целевого назначения или должности руководителя, для которого они предназначены.

Рисунок 1 – принципы управленческого  учёта.

 

В совокупности перечисленные принципы образуют полный и достаточно логичный набор моделей  построения системы учета, соответствующих и удовлетворяющих требованиям бухгалтерского управленческого учета производства.

Понимание сущности управленческого учета позволяет  выявить зависимость функций, выполняемых  этим видом учета, от функций управления. Функции управления обычно состоят  из: планирования, контроля, оценки, непосредственно  организационной работы, внутренних информационных связей и стимулирования [14,с.43].

Планирование - процесс описания вариантов действий, которые могут быть осуществлены в будущем. Он включает: постановку цели; формулирование задач; изыскание  путей решения задач для достижения поставленной цели; выбор вариантов  альтернативных действий. Здесь решаются вопросы инвестиций в основные фонды  и в производственные этапы, в  создание и освоение новой продукции  и т.п.

Контроль - проверка осуществления планов со стороны  руководителя, менеджера - включает: определение  состояния объекта; сопоставление  фактических результатов с плановыми; пересмотр планов, если становится ясным, что они не могут быть выполнены; выявление отклонений от запланированного и регулирование.

Оценка - заключительный процесс анализа всей системы  принятия решений. В этом случае определяется, была ли достигнута поставленная цель (обратная связь), и выясняются причины  отклонений: недостатки планирования, неоптимальный набор действий, который  привел к увеличению количества оперативных  решений; несоответствие системы контроля требованиям управления; выбор неверной цели.

Организационная работа - создание организационной  структуры предприятия, предназначенной  для практической реализации поставленных целей отделами, подразделениями  и т.п.; распределение обязанностей между исполнителями и т.д.

Стимулирование - средство мотивации участников производственного  процесса, побуждающее уяснить цели и задачи предприятия и принимать  решения, соответствующие этим целям. В этом качестве выступают сметы и отчеты об их исполнении.

Внутренняя  информационная связь - это обмен  информацией и отчетностью, позволяющий  скоординировать действия различных  структурных подразделений для  выполнения конечной цели.

Функции управления и информация, обеспечивающая их действенность, позволяют сформулировать функции  управленческого учета (Рисунок 2) [11,с.109]:

  • информационная функция - обеспечение информацией руководителей всех уровней управления, необходимой для текущего планирования, контроля и принятия оперативных управленческих решений в разрезе структурных подразделений, видов деятельности и сегментов рынка;
  • обратная связь - формирование информации как средства внутренней коммуникационной связи между уровнями управления и различными структурными подразделениями одного уровня (т.е. сопоставимость плановых решений и фактических результатов);
  • контрольная - оперативный контроль и оценка результатов деятельности предприятия и его внутренних подразделений для определения рентабельности отдельных видов продукции, сегментов рынка;
  • аналитическая - перспективное планирование и координация развития предприятия в будущем на основе анализа и оценки фактических результатов его деятельности, оптимизации использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Рисунок 2 –  функции управленческого учёта.

1.2 Предмет и структура управленческого учёта

 

Построение структуры  управленческого учета подчинено  выбранной концепции его организации  и стремлению к полноте реализации функций управления, а также возможным  направлениям совершенствования внутреннего  учета для управления предприятием. В любом случае структура разрабатывается  с учетом двух аспектов: методологического  и организационного. Методологический аспект предполагает сочетание предмета и метода управленческого учета  с функциями управления [7,с.154].

Предметом бухгалтерского управленческого  учета является процесс воздействия  на объект (т.е. планирование, учет, анализ, контроль и мотивация деятельности центров ответственности) в целях  организации и координирования  деятельности людей для достижения максимальной эффективности производства. В управленческом учете под центром  ответственности понимают структурное  подразделение организации, во главе  которого стоит менеджер, контролирующий затраты, доходы и средства, инвестируемые в этот сегмент бизнеса - показатель, определяемый для данного подразделения руководством.

Содержание предмета раскрывается с помощью его многочисленных объектов, состав которых можно объединить в четыре группы (Рисунок 3) [3,с.386]:

  1. Производственные ресурсы, обеспечивающие целесообразный труд людей в процессе хозяйственной деятельности организации:
    • основные фонды - это средства труда (машины, оборудование, производственные здания и т.д.), их состояние и использование;
    • нематериальные активы - объекты долгосрочного вложения (право пользования землей, стандарты, лицензии, товарные знаки и т.д.), их состояние и использование;
    • материальные ресурсы - предметы труда, предназначенные для обработки в процессе производства при помощи средств труда;
    • производственные трудовые ресурсы - численность работающих, их структура, уровень квалификации.
  2. Хозяйственные процессы и их результаты, составляющие в совокупности производственную деятельность организации. Эта группа сформирована с использованием процессного подхода. Его сущность заключается в том, что производственными ресурсами и деятельностью управляют как отдельными процессами. Разнородные хозяйственные операции, сгруппированные по экономическому содержанию и принадлежности к отдельным процессам, представляют вид деятельности. К этой группе объектов относятся хозяйственные операции, объединенные по следующим видам деятельности:
    • снабженческо-заготовительная в системе управленческого учета является первым переделом производства. В ней находят отражение следующие направления деятельности: расширение оптовых закупок; увеличение объема производства отдельных изделий; выбор метода закупки (производить самостоятельно или закупать у поставщика); эффективность инвестирования в оборотные средства предприятия и капитальные вложения его снабженческо-заготовительных подразделений. Информация о затратах собирается и обобщается по видам работ и складам, ценам на приобретение материалов, себестоимости изготовления полуфабрикатов, оценке выданных в производство материальных ресурсов. Особая роль отводится составлению смет затрат по процессам: приобретение, погрузка и разгрузка, сортировка и оценка качества, хранение, обеспечение рабочих мест и контролю за исполнением смет. Результативная итоговая информация о снабженческо-заготовительной деятельности используется для расчета критической точки объема снабжения.
    • производственная - центральное звено системы управленческого учета. Здесь сгруппирована информация о затратах по целям, функциям и их поведению. Важное место в производственном учете отводится нормированию затрат - материальных, трудовых и накладных, а также способам отражения фактических и нормативных затрат. При этом внутренний учет организуется как единый процесс учета затрат и калькулирования. На этом участке учета определяется себестоимость продуктов для различных целей управления.
    • финансово-сбытовая - маркетинговые исследования и операции по формированию рынка сбыта продукции; непосредственно сбытовые операции, включая упаковку, транспортировку и другие виды работ; операции, содействующие росту объема продаж, начиная с рекламы продукта и заканчивая установлением прямых связей с потребителями и сервисным обслуживанием своей продукции, контроль качества выпускаемой продукции. На этом участке учета определяется наиболее выгодный для производства продукт, факторы, влияющие на размер материального дохода, как от всего объема производства, так и от отдельных продуктов. Руководителям предоставляется информация для принятия решений, позволяющих максимизировать прибыль в краткосрочном периоде и разработать стратегию жизненного цикла продукта. Цикл жизни продукта - это период времени от первоначальных затрат на исследования и разработки до того момента, когда интерес потребителей к данному продукту исчезает. Опоздание на рынок, выход на него после конкурентов могут негативно повлиять на рентабельность предложенного продукта.
    • организационная - создание организационной структуры организации, выделение из системы управления функциональных отделов, служб, цехов, участков; организация информационной системы с прямой и обратной связью, отвечающей требованиям внутренних коммуникаций связей между структурными подразделениями, разными уровнями управления, соответствующей функциям планирования, контроля, оценки выполнения плана, стимулирования; операции координирования действий внутренних исполнителей, направленных на выполнение основной цели предприятия. Данный участок учета формирует сводную информацию по центрам затрат, ответственности и рентабельности.
  3. Доходы и затраты, характеризующие результаты определенных хозяйственных процессов. Эта группа объектов учета формируется в виде показателей, характеризующих результат хозяйственных операций, и поэтому в управленческом учете они должны отражаться одновременно с использованием ресурсов и получением продукта как результата совокупности процессов.
  4. Структурные единицы, позволяющие локализовать затраты и доходы по местам их возникновения или центрам ответственности. Для целей управления, принимая во внимание использование ресурсов и получение продуктов, обобщается эта информация по месту возникновения затрат и полуфабрикатов. Накладные расходы при традиционном подходе всегда учитываются по их принадлежности к определенным цехам, участкам и т.д.

Информация о работе Управленческий учёт и контроль в менеджменте