Управленческие решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 10:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие сущности методов принятия управленческих решений, процесса и процедуры их принятия.
Задачами работы являются описание методов принятия управленческих решений, различных подходов к управленческим решениям со стороны менеджеров, анализ факторов, влияющих на процесс принятия управленческих решений, изложение сущности анализа как основы для принятия управленческих решений, раскрытие актуальности проблемы на практике на примере индивидуального предпринимательства.

Оглавление

Введение...……………………………………………………...................................................................................................................2
Глава 1. Управленческие решения…………………………………...................................................................................................3
1.1. Сущность управленческих решений……..…………………….................................................................................................3
1.2. Процесс принятия управленческих решений…….…….………........................................................................................... 8
Глава 2. Методы принятия управленческих решений…………. …… ......................................................................................16
2.1.Методы прогнозирования……………………………………… ...................................................................................................18
2.2.Неформальные методы………………………………………… ....................................................................................................19
2.3.Количественные методы…………………………………………...................................................................................................20
2.4.Качественные методы……………………………………………....................................................................................................22
Глава 3. Принятие управленческих решений в индивидуальном предпринимательстве.………………………………………………….23
3.1. Экономические методы ………………..………………………….................................................................................................26
3.2. Организационно-распорядительные методы …………………….........................................................................................27
3.3. Социально-психологические методы…………………………….............................................................................................28
Заключение………………………………………………………………......................................................................................................29
Литература………………….…………………………………………........................................................................................................30

Файлы: 1 файл

управленч.реш. курсовая.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

       СОВОКУПНОЕ МНЕНИЕ СБЫТОВИКОВ. Опытные торговые агенты часто прекрасно предсказывают будущий спрос. Они близко знакомы с потребителями и могут принять в расчет их недавние действия быстрее, чем удастся построить количественную модель. Кроме того, хороший торговый агент на определенном временном отрезке зачастую «чувствует» рынок по сути дела точнее, чем количественные модели.

       МОДЕЛЬ ОЖИДАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ. Как можно судить по названию, модель ожидания потребителя является прогнозом, основанным на результатах опроса клиентов организации. Их просят оценить собственные потребности в будущем, а также новые требования. Собрав все полученные таким путем данные и сделав поправки на пере- или недооценку, исходя из собственного опыта, руководитель зачастую оказывается в состоянии точно предсказать совокупный спрос.

     МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК. Он является более  формализованным вариантом метода коллективного мнения. Метод экспертных оценок, в принципе, представляет собой процедуру, позволяющую группе экспертов приходить к согласию. Эксперты, практикующие в самых разных, но взаимосвязанных областях деятельности, заполняют подробный вопросник по поводу рассматриваемой проблемы. Они записывают также свои мнения о ней. Каждый эксперт затем получает свод ответов других экспертов, и его просят заново рассмотреть свои прогноз, и если он не совпадает с прогнозами других, просят объяснить, почему это так. Процедура повторяется обычно три или четыре раза, пока эксперты не приходят к единому мнению.  

     Глава 3. Принятие управленческих решений в индивидуальном предпринимательстве. 

       Индивидуальным предпринимателем  является физическое лицо (гражданин), которое лично ведет дело от  своего имени, на свой счет  и свой риск, самостоятельно принимает  хозяйственные решения. Индивидуальный  предприниматель несет личную  полную ответственность за результаты своей деятельности.

     Индивидуальное  предпринимательство отличается высоким  уровнем риска и недостатком  специализированного менеджмента. Обычно предприниматель является собственником  и выполняет все функции по управлению предприятием (производство, снабжение, сбыт, финансы), что требует универсальных знаний по многим областям производства.

     Стратегия в области торговли и услуг  включает такие важнейшие области, как новые товары, услуги, маркетинг. Имидж предприятия в наибольшей степени определяется новыми товарами и услугами. При формировании стратегии важнейшим являются ответы на вопросы, как потребители относятся к продукции предприятия, купят ли они ее и сколько готовы за нее заплатить. От этого, собственно, зависят прогнозируемые объемы производства. Предприниматель должен постоянно изучать рынок и прежде всего спрос. Особенно важно уметь определить спрос на перспективу, иначе невозможно разработать стратегию деятельности.

     Разработка  стратегии должна опираться на анализ предложения и оценку конкуренции. Главным в изучении предложения считается возможность определения меры насыщенности рынка предпринимательской деятельностью. Если насыщенность недостаточна, то предприниматель может найти производственную нишу для своей деятельности. Для отыскания такой ниши требуется изучение справочников, рекламных изданий, статистических материалов, непосредственное общение с производителями и потребителями. В последние годы возможности изучения предложения и спроса быстро растут в связи с развитием информационных технологий, созданием региональных и глобальных компьютерных сетей.

     При определении стратегии важно  правильно оценить характер и  силу конкуренции. Если конкуренция  очень сильна, предприниматель, выбирая  стратегию, должен серьезно взвесить свои возможности, включая реальные ресурсы, производственные мощности, исследовательский потенциал, рекламу, конкурентоспособность.

     Предприниматель для разработки эффективной стратегии  маркетинга должен получить ответы на следующие вопросы:

     -где  находится потребитель и почему он покупает;

     -имеется  ли возможность предложить то, что отсутствует у конкурентов; 

     -нужны  ли вспомогательные службы (например, ремонтные) и есть ли возможность  их организовать;

     -какой  должна быть ценовая политика?

     В условиях рыночной экономики ситуация на рынке характеризуется неопределенностью из-за невозможности точно определить поведение и стратегию конкурентов. В условиях такой неопределенности сложно выбрать однозначную стратегию.

     Предпринимателю необходимо постоянно анализировать  динамику внешней среды. Это сложная и трудоемкая работа. Трудности такого анализа заключаются в том, что высока сложность структуры анализируемых факторов; уровень их воздействия различен; одни факторы характеризуются постоянством, а другие эпизодичностью воздействия; изменения во внешней среде динамичны, зачастую хаотичны, бывают очень быстрыми.

     Технология  принятия предпринимательских решений  представляет последовательность действий, объединенных в логичную систему, обеспечивающую анализ альтернативных вариантов и  выявление наиболее эффективного, с точки зрения поставленной цели, с учетом потенциальных возможностей фирмы.

     Каждый  предприниматель имеет свою индивидуальную технологию принятия решений. Решение  может приниматься на основе интуиции. Под интуицией понимается в этом случае неосознанное знание, полученное в результате опыта. Такой метод принято называть интуитивным. Для его использования необходимо иметь большой опыт предпринимательской деятельности.

     Однако  в основе технологии принятия решений  все же лежит реальный метод принятия решений. Данный метод базируется на логически взаимосвязанных и расчетно-обоснованных заключениях.

     Практически предпринимателем используются оба  метода одновременно. По существу комбинированный  метод - реально-интуитивный. У начинающего предпринимателя в технологии принятия решений преобладает реальный метод. У опытного предпринимателя значительную составляющую в технологии принятия решений представляет интуитивная составляющая.

     Следует обратить внимание на то, что с увеличением  количества исходных альтернатив процесс принятия по ним решения сильно усложняется. Поэтому на этапе принятия к рассмотрению возможных альтернатив следует стремиться свести к минимуму их количество. Для этого следует максимально использовать априорную информацию и интуицию.

     Обычно  опытный предприниматель оставляет  на этом этапе для дальнейшего  рассмотрения 2-3 альтернативы. Последние  два этапа всегда требуют определенной доли интуитивного подхода. Отсюда становится понятным, что только постоянная практика в сочетании с теоретической подготовкой обеспечивают успех предпринимательской деятельности. 

     3.1.Экономические методы управления 

     Материальная  мотивация используется как в  форме материального вознаграждения за количество и качество труда, так  и в форме материальных санкций (штрафов) за несоответствующее его качество и недостаточное количество. При этом применяется как индивидуальная, так и коллективная материальная заинтересованность. Поэтому экономические методы управления, с одной стороны, должны стимулировать деятельность предприятия, вне зависимости от формы собственности, на удовлетворение потребностей общества; с другой – служить мотиватором для персонала этих предприятий.

     При определении размеров и методов  персонального экономического воздействия  следует исходить из положения о том, что благосостояние работников необходимо рассматривать как источник эффективности всей организации.

     Экономическая мотивация персонала складывается из трех основных составляющих:

     1) прямое материальное вознаграждение, заработная плата, премии (или бонусы), участие в прибылях .

     2) дополнительные выплаты;

     3) штрафы.

     В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая  должна быть максимально связана  с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда работника целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы. 

     3.2.Организационно-распорядительные методы управления  

     Организационно-распорядительные методы управления – это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.

     а) Организационно-технические нормативы. В качестве организационно-технических  нормативов можно выделить применяемые на предприятии

     ГОСТы, сертификаты соответствия качества продукции требуемому уровню качества.

     б) Оперативно календарные нормативы. Из оперативно-календарных нормативов применяются положение о схеме  документооборота, порядок выписки, получения и оплаты товаров и т. д.

     в) Организационно-структурные нормативы: положение об организационной структуре, штатное расписание.

     г) Административно-организационные. К  административно-организационным можно  отнести правила внутреннего  трудового распорядка, правила предоставления отпуска, выхода на пенсию и т.д.

     При этом не указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения.

     При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители и сроки выполнения.

     Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям.  

     3.3.Социально-психологические методы управления 

     В И.П. эти методы представлены не так  ярко. Из социальных методов управления большая их часть обусловлена государственными гарантиями (продолжительность труда, установление пенсионного возраста). На И.П. социальные методы представлены в следующих формах:

     -социально-экономические  (нормирование труда, требование  соблюдения техники безопасности, установление норм производительности, распределение людей в зависимости от интенсивности работы, гарантия минимальной ЗП, повышение производительности через внедрение новой техники);

     -социально-личностные (выявление неформальных лидеров  в коллективах, выявление способных  работников);

     -социально-демографические  (формирование структуры коллективов,  предоставление отпусков по уходу  за ребенком);

     К психологическим методам, применяемым  в И.П., можно отнести выступления  генерального директора перед персоналом с целью подтолкнуть к достижению определенных результатов, поощрения руководителя за хорошо выполненную работу (методы психологического побуждения).

     Также из психологических методов применяются  методы гуманизации труда (кондиционеры,  удобство рабочего места). При приеме на работу проверяют также психологическую пригодность (методы профессионального отбора). 

     3.4. Методы методического инструктирования. 

     К методам методического инструктирования можно отнести положение об учетной политике и ведении бухгалтерского учета в И.П., которое определяет порядок и перечень используемых счетов бухгалтерского учета, порядок определения объема реализации и т.д. Сюда же можно отнести методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции в торговле, различные инструкции о порядке уплаты налогов, о безналичных расчетах, о порядке ведения кассовых операций в РФ и т.д.

     К методам распорядительного воздействия  можно отнести различные приказы, например, о приеме на работу и увольнении в связи с сокращением штатов в И.П.(вызывают определенные правовые и юридические последствия); запретительным целям в И.П.служат, например, приказы о перечне документов составляющих коммерческую тайну, о запрете на курение в не отведенных для этого местах.

 

<

Информация о работе Управленческие решения