Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:34, контрольная работа
На протяжении всей жизни человеческого общества были те, кто руководит и те, кем руководят. Но люди до начала 20 века мало придавали значение самому понятию управление. Руководители (приказчики, распорядители и другие) управляли, опираясь на интуицию. В то время не задумывались над этим серьезно. С начала 20 века управление начинает выделяться в самостоятельную науку и продолжает развиваться в настоящее время. На протяжении развития этой науки основное внимание уделялось тому, как руководитель должен руководить, чтобы организация работала эффективно.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Управленческое решение. Черты управленческого решения………………….4
2. Виды управленческих решений……………………………………………….…8
3. Процесс и методы принятия управленческих решений……………………….15
4. Стадии принятия управленческих решений…………………………………...19
Заключение………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы……………………
По степени достижения цели управления можно выделить неразумные, удовлетворительные и оптимальные решения. Допустимость или реалистичность принятого решения еще не означает его разумность. Решение может быть вполне допустимым по условиям ограничений, но не приводить к получению желаемых результатов. Такие решения будем называть неразумными. Поскольку недопустимые решения также не приводят нас к поставленной цели (они вообще не могут быть реализованы), то можно дать следующее определение.
Неразумные решения — это недопустимые решения или решения, не приводящие к достижению цели управления.
Любое решение имеет смысл
лишь тогда, когда оно не только реализуемо,
но и позволяет достигнуть желаемых
результатов. Поэтому все управленческие
решения должны оцениваться с
точки зрения достижения цели управления,
которая устанавливается
Удовлетворительными решениями следует признать такие варианты действий, которые приводят к достижению цели управления организацией. Иначе говоря, эти решения удовлетворяют всем объективным и субъективным ограничениям одновременно и обеспечивают приемлемый, но не обязательно наилучший результат. Как показывают психологические исследования, обычно в процессе принятия решений люди ограничиваются удовлетворительным результатом, прекращая дальнейший поиск решения. Такое поведение людей соответствует известной концепции ограниченной рациональности, предложенной Г. Саймоном.
Удовлетворительные решения
наиболее часто встречаются в
деятельности руководителей. Однако это
не означает, что во всех управленческих
ситуациях надо заведомо отказываться
от поиска оптимальных, т.е. наилучших,
решений. При этом необходимо помнить,
что оптимальные решения
Оптимальные решения —
это решения руководителя, которые
обеспечивают максимальную степень
достижения цели управления. Другими
словами, оптимальные решения —
это наилучшие компромиссы, найденные
в результате тщательного анализа
и сравнения всех альтернатив. Хорошо
известно, что любое управленческое
решение кроме полезного
Наряду с рассмотренными выше существуют и другие признаки классификации управленческих решений. Например, по признаку инновационности рассматривают:
• Рутинные решения — это хорошо известные способы действий для разрешения возникшей проблемы. Они представляют собой лишь стандартную реакцию на типовую ситуацию и по сути своей решениями не являются. В отличие от них.
• Селективные решения предполагают выбор одной альтернативы из определенного набора способов действий. В этом случае предполагается, что множество альтернатив задано и хорошо известно лицу, принимающему решение. От него требуется всего лишь выбрать одну из них.
• Адаптивные решения принимаются
в условиях, когда ситуация изменяется
и поэтому требуется некоторая
модификация известных
По масштабу изменений, вносимых в организацию, управленческие решения могут быть разделены на:
• Ситуационные решения не предусматривают каких-либо глобальных изменений и связаны с решением текущих проблем организации.
• Реорганизационные решения подразумевают значительные изменения, например перестройку организационной структуры или выбор новой стратегии организации.
По времени действия выделяют:
• Стратегические решения направлены на достижение долгосрочных целей организации.
• Тактические решения обеспечивают выполнение стратегических и преследуют достижение среднесрочных целей организации.
• Оперативные решения принимаются руководителями ежедневно для достижения краткосрочных целей и выполнения текущих работ в организации.
По содержанию все решения можно разделить на:
• Разрешающие и запрещающие решения— это управленческие решения типа «да» или «нет», которые просто дают «добро» или накладывают запрет на те или иные предложения по решению проблемы. В этих случаях руководитель сам ничего не предлагает, а выступает лишь в роли судьи, принимая или отвергая идеи других людей. В отличие от них.• конструктивные решения предлагаются руководителем самостоятельно и отражают его активную позицию по отношению к решаемой проблеме.
По числу лиц, участвующих в принятии решения, выделяют:
• Индивидуальные решения
принимаются руководителем
• Коллективные решения
— это результат совместного
интеллектуального труда группы
людей. Такие решения принимаются
с учетом интересов и позиций
всех членов группы. Несомненное достоинство
коллективных решений по сравнению
с индивидуальными — более высокое
качество и обоснованность, так как для
их разработки используется гораздо больший
объем информации. Однако процесс принятия
коллективных решений занимает много
времени и требует относительно больших
затрат других ресурсов. Поэтому при выборе
формы принятия управленческого решения
— индивидуальной или коллективной —
всегда необходимо искать компромисс
между качеством этого решения и затратами
ресурсов на его принятие.
Наконец, управленческие решения подразделяются
на типы в зависимости от сферы деятельности
организации, по поводу которой они принимаются.
Например, по этому признаку можно выделить
производственные решения (выбор технологии
производства), маркетинговые решения
(выбор рыночного сегмента), финансовые
решения (выбор оптимального портфеля
ценных бумаг), решения по персоналу (отбор
и расстановка кадров) и многие другие.
Перечисленные типы далеко не исчерпывают всего многообразия управленческих решений. На самом деле практически невозможно отнести то или иное решение к одному из указанных «чистых» типов. В действительности все решения, принимаемые в организациях, являются комбинированными, т.е. находятся внутри некоторого диапазона или континуума, расположенного между «крайними» типами решений. Например, лишь немногие управленческие решения оказываются запрограммированными или незапрограммированными в чистом виде. Любое запрограммированное решение не исключает полностью личной инициативы руководителя, который может отклониться от стандартной методики, если посчитает это необходимым. С другой стороны, даже в самых сложных ситуациях, возникающих впервые, могут оказаться полезными стандартные методики и правила выбора, применявшиеся ранее.
3. Процесс и методы принятия управленческих решений
Для того чтобы принять управленческое решение, каждый менеджер должен хорошо разбираться не только в понятийном аппарате, но и достаточно квалифицированно при этом применять на практике:
методологию управленческого решения;
методы разработки управленческих решений;
организацию разработки управленческого решения;
оценку качества управленческих решений.
Попытаемся коротко
Методология управленческого решения представляет собой логическую организацию деятельности по разработке управленческого решения, включающую формулирование цели управления, выбор методов разработки решений, критериев оценки вариантов, составление логических схем выполнения операций.
Методы разработки управленческих решений включают в себя способы и приемы выполнения операций, необходимых в разработке управленческих решений. К ним относятся способы анализа, обработки информации, выбора вариантов действий и пр.
Организация разработки управленческого решения предполагает упорядочение деятельности отдельных подразделений и отдельных работников в процессе разработки решения. Организация осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационных требований, инструкций, ответственности.
Технология разработки управленческого решения - вариант последовательности операций разработки решения, выбранный по критериям рациональности их осуществления, использования специальной техники, квалификации персонала, конкретных условий выполнения работы.
Качество управленческого решения - совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере потребностям успешного разрешения проблемы. Например, своевременность, адресность, конкретность.
Объект принятия управленческого решения - многогранная деятельность предприятия независимо от его формы собственности. В частности, объектом принятия решения являются следующие виды деятельности:
техническое развитие;
организация основного и вспомогательного производства;
маркетинговая деятельность;
экономическое и финансовое развитие;
организация заработной платы и премирования;
социальное развитие;
управление;
бухгалтерская деятельность;
кадровое обеспечение;
прочие виды деятельности.
Решение - результат выбора из множества вариантов, альтернатив и представляет собой руководство к действию на основе разработанного проекта или плана работы.
Правильность и эффективность принятого решения во многом определяется качеством экономической, организационной, социальной и других видов информации. Условно все виды информации, которые используются при принятии решения, можно подразделить:
на входящую и исходящую;
обрабатываемую и
текстовую и графическую;
постоянную и переменную;
нормативную, аналитическую, статистическую;
первичную и вторичную;
директивную, распределительную, отчетную.
Ценность получаемой информации зависит от точности задачи, так как правильно поставленная задача предопределяет необходимость конкретной информации для принятия решения.
Принятие решений присуще
любому виду деятельности, и от него
может зависеть результативность работы
одного человека, группы людей или
всего народа определенного государства.
С экономической и
Все принимаемые в любой сфере деятельности решения можно условно классифицировать и подразделить на решения: по стратегии предприятия; прибыли; продажам; вопросам, оказывающим влияние на образование прибыли.
Выполняя свои функциональные
обязанности, каждый менеджер выбирает
наиболее оптимальные решения, способствующие
претворению в жизнь
Принятие решения, как
правило, сопряжено с выбором
направления действия, и если решение
принимается легко, без специальной
проработки альтернатив, то хорошее
решение принять трудно. Хорошее
решение накладывает на менеджера
большую социальную нагрузку и зависит
от психологической
Принятию решения предшествуют несколько этапов:
возникновение проблем, по которым необходимо принять решение;
выбор критериев, по которым будет принято решение;
разработка и формулировка альтернатив;