Управленческие проблемы и пути их решения на современных предприятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:43, контрольная работа

Краткое описание

Проблема выбора имеет весьма серьезное прикладное значение, которое неизбежно возрастает по мере усложнения хозяйственных ситуаций и управленческих задач, требующих решения. Об этом свидетельствуют и возрастающие масштабы потерь в результате даже небольших ошибок, допущенных в решении.
В настоящее время решение управленческих проблем является важным процессом, связывающим основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Именно решения, принимаемые руководителями любой организации, определяют не только эффективность ее деятельности, но и возможность устойчивого развития, выживаемость в быстро изменяющемся мире.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКИ 4
1.1 Проблемы как предпосылки принятия решений 4
1.2 Причины и особенности решения проблем 9
2. ПУТИ РЕШЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ 13
2.1 Рациональное решение проблем 13
2.2 Экономико-математическая модель решения проблем на предприятиях 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 60.41 Кб (Скачать)

Более того, твердая поддержка  сама по себе еще не гарантирует  надлежащего исполнения решения. Полное осуществление решений требует  приведения в действие всего процесса управления, в особенности его организующей и мотивационной функций.

Обратная связь. Еще одной фазой, входящей в процесс принятия управленческого решения и начинающейся после того, как решение начало действовать, является установление обратной связи. По Харрисону: «Система отслеживания и контроля необходима для обеспечения согласования фактических результатов с теми, что ожидались в период принятия решения». На этой фазе происходит измерение и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить. Обратная связь — т.е. поступление данных о том, что происходило до и после реализации решения — позволяет руководителю скорректировать его, пока организации еще не нанесено значительного ущерба. Оценка решения руководством выполняется прежде всего с помощью функции контроля, которая рассмотрена в следующих главах.

2.2 Экономико-математическая модель решения проблем на предприятиях

Предвидение проблем предполагает анализ тенденций изменения внешней  и внутренней среды организации, результатов деятельности организации  уже достигнутых и достижение которых только ожидается.

Большое внимание при этом должно уделяться анализу слабых и сильных сторон, возможным опасностям и перспективам, которые ожидают организацию в будущем. Такой анализ обязателен при разработке проектов и перспективных планов и программ развития организации, широко используется при планировании и называется SWOT-анализом по аббревиатурам его основных составляющих.12

Для более четкого представления  проблем, с которыми придется с большой  вероятностью столкнуться организации  в будущем, необходимо использование  аппарата прогнозирования и, прежде всего, экспертного прогнозирования. Полезна разработка наиболее вероятных сценариев развития организации, а также внешних и внутренних условий ее функционирования.

Проблемы, возникновение  которых ожидается, целесообразно  ранжировать по важности, обращая, в  первую очередь, внимание на наиболее важные из них, которые могут оказать  существенное влияние на функционирование организации.

К числу внешних проблем  могут быть отнесены проблемы, возникающие  в связи с развитием международного сотрудничества, изменением ситуации на рынке ценных бумаг, инвестиционной или налоговой политики, введением  новых таможенных пошлин, появлением новых технологий изготовления продукции  или резким изменением ситуации на рынках сбыта, которые необходимо предвидеть и максимально адаптироваться к ним.

К числу внутренних проблем  могут быть отнесены проблемы обеспечения  функциональных подразделений необходимыми ресурсами, организации эффективного взаимодействия функциональных подразделений, обеспечения желательного уровня рентабельности производства и т.д.

Выявление проблем предполагает тщательный анализ текущей деятельности организации. Этот анализ может проводиться  как пассивными, так и активными  методами.

К числу активных методов  могут быть отнесены методы, связанные  с анализом поступающей в организацию  информации или информации, непосредственно  относящейся к области ее функционирования, полученной из внешних источников. В частности, они могут быть получены из специальных аналитических обзоров, прессы, банков данных и т.д.

К числу активных методов  выявления проблем относятся, прежде всего, методы, связанные с использованием опыта и знаний экспертов, специально собранной информации,  целенаправленно проведенного исследования.

Выявленные проблемы так  же, как и на этапе прогнозирования, должны быть ранжированы по важности. Среди них должны быть отобраны те, которые представляют наибольшую опасность, либо открывают принципиально новые  возможности для развития организации.

Приведем экономико-математическую модель выбора первоочередных (приоритетных) проблем, стоящих перед организацией, для их первоочередного решения, построенную с использованием методов  смешанного линейного и целочисленного программирования.13

Поскольку один из основных аспектов управления организацией –  распределение ресурсов, а определение  первоочередности решения проблем, стоящих перед организацией, и  есть, по существу, задача рационального  распределения ресурсов, то модель определения первоочередных проблем  целесообразно рассматривать как  модель оптимального распределения  ресурсов, исходя из сравнительной  экономической эффективности заказав  и проблем, соответственно выполняемых  или решаемых организацией14.

Пусть имеется перечень из n (i=1,…, n) заказов, которые может выполнять  организация в рассматриваемый  промежуток времени, и m (j=1,…, m) проблем, которые возникают в рассматриваемый  период и требуют своего решения.

Ожидаемая прибыль при  выполнении i-го заказа равна Сi. При  решении j-ой проблемы может быть получена дополнительная прибыль Dj (если дополнительной прибыли при решении этой проблемы нет, то Dj=0). Если же эта проблема нерешена, то организация понесет потери -Zj.

Обозначим через Хi — переменную, соответствующую заказу с номером i и принимающую значения от Хi min до Хi max — от минимально возможного уровня обеспечения i-го заказа ресурсом до максимально возможного.

Суммарный ресурс k-го вида обозначим  через Rk. Через Rik обозначим количество ресурса k-го вида, необходимое для  выполнения i-го заказа, а через Rjk —  количество ресурса k-го вида, необходимое для решения j-ой проблемы.

Тогда задача оптимального распределения ресурсов для организации  формулируется следующим образом:

 

при ограничениях:

 

 

, если j-я проблема решена организацией,

        0  в противном случае.

Можно непосредственно убедиться  в том, что сформулированная выше экономико-математическая модель содержит как задачу определения первоочередных заказов для выполнения, так и  задачу определения первоочередных проблем, стоящих перед организацией для их решения.

Чтобы получить первую из упомянутых задач достаточно положить значения переменных Yj=0, j=1,…,m. А чтобы получить вторую задачу — достаточно положить значения переменных Xi=0, i=1,…, n.

Решение первой из задач  позволит нам определить первоочередные заказы, которые целесообразно выполнить  организации, если предполагается, что  решение возникающих проблем  не решается за счет этих же ресурсов.

Решение второй задачи позволит определить первоочередные проблемы, которые надо решить организации, если эти же ресурсы не могут потребоваться для выполнения заказов.

Решение же полной задачи, сформулированной выше, позволит определить заказы, которые  необходимо выполнять в первую очередь  при наличии стоящих перед  организацией проблем, и проблемы, которые  необходимо выполнять в первую очередь  при наличии у организации потока заказов.

Таким образом только полная задача, соответствующая сформулированной выше экономико-математической модели, позволит дать ответ на вопрос какие  заказы и какие проблемы необходимо решать в первую очередь при имеющихся  в распоряжении руководителя организации ресурсах.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для организации важен  как механизм управления процессом  решения проблем, так и исполнительный механизм реализации решений. С точки зрения эффективной адаптации организации к реальным условиям функционирования исключительно важная роль принадлежит системе управления процессом решения проблем. Необходимость в принятии решений возникает при наличии проблемы.

Важность выработки и  принятия рационального решения  проблемы несомненны. Но решение еще  необходимо выполнить. Реализация решения  осуществляется с большей долей  вероятности, быстрее и с инициативой, тогда, когда в процессе его выработки  и принятия участвовали исполнители, тем более, если они вносили свои предложения и отбирали наиболее приемлемый вариант.

Существует два подхода  к определению понятия “проблема”: проблема как расхождение между  желаемым и действительным и проблема как потенциальная возможность, т.е. проблема функционирования и проблема развития. Процесс определения проблем состоит из двух фаз: фаза выявления по симптомам и фаза диагностики для выявления причин возникновения.

Управленческая проблема определяется как возможность, кризис и рутинная проблема. Проблема может  носить функциональный, структурный  и параметрический характер.

Многие исследователи  полагают, что оптимальной деятельности предприятия способствуют принятые и реализованные рациональные решения. В основе разработки рационального  решения проблемы лежит объективный  и многосторонний анализ условий, в  которых предприятие действует  в каждый период времени, а также  тенденции, которые будут иметь место в дальнейшем.

Этот анализ протекает  по этапам от начала возникновения  проблемы до полного устранения и  получения позитивного результата.

К нему обращаются в наиболее сложных случаях, не позволяющих  диагностировать проблему и подготовить  решение без дополнительного  количественно-качественного анализа, лишь на основе причинно-следственной оценки. Метод математического моделирования  применяется также, когда в реальности невозможно провести тот или иной эксперимент хода развития события  или явления. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. – 320 с
  2. Лапыгин Ю. Н. Теория организации и организационное поведение : учеб. пособие. М. : ИНФРА-М, 2011. – 328 с.
  3. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. 7-е издание, М.: Дело, 2008. – 440 с.
  4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 704 с.
  5. Саликов Ю.А. Менеджмент: учеб. пособие. Воронеж: ВГТА, 2008. – 240 с.
  6. Франчук В.И. Основы современной теории организации. — М.: Академия организационных наук, 1995.
  7. http://www.grandars.ru [17.03.2013]

 

1Саликов Ю.А. Менеджмент: учебное пособие. Воронеж: ВГТА, 2008. –с. 45

2 Лапыгин Ю. Н. Теория организации и организационное поведение : учеб. пособие. – М. : ИНФРА-М, 2011. – с. 260

3 Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. – с. 194

4 Лапыгин Ю. Н. Теория организации и организационное поведение : учеб. пособие. – М. : ИНФРА-М, 2011. – с. 274

5 Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. – с. 105

6 http://www.grandars.ru

7 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1999.

8 http://www.grandars.ru

9 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1999.

10 http://www.grandars.ru

11 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1999.

12 Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. 7-е издание, М.: Дело, 2008. –с. 61

13 Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. 7-е издание, М.: Дело, 2008. – с. 63

14 Франчук В.И. Основы современной теории организации. — М.: Академия организационных наук, 1995.


Информация о работе Управленческие проблемы и пути их решения на современных предприятиях