Управленческие проблемы и пути их решения на современных предприятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:43, контрольная работа

Краткое описание

Проблема выбора имеет весьма серьезное прикладное значение, которое неизбежно возрастает по мере усложнения хозяйственных ситуаций и управленческих задач, требующих решения. Об этом свидетельствуют и возрастающие масштабы потерь в результате даже небольших ошибок, допущенных в решении.
В настоящее время решение управленческих проблем является важным процессом, связывающим основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Именно решения, принимаемые руководителями любой организации, определяют не только эффективность ее деятельности, но и возможность устойчивого развития, выживаемость в быстро изменяющемся мире.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКИ 4
1.1 Проблемы как предпосылки принятия решений 4
1.2 Причины и особенности решения проблем 9
2. ПУТИ РЕШЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ 13
2.1 Рациональное решение проблем 13
2.2 Экономико-математическая модель решения проблем на предприятиях 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 60.41 Кб (Скачать)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное  образовательное  учреждение

  высшего профессионального образования

  «Российский государственный профессионально-педагогический  университет» филиал в г. Первоуральске

Институт менеджмента  и экономической безопасности

Кафедра менеджмента и  маркетинга

 

Контрольная работа

по дисциплине: менеджмент

по теме: управленческие проблемы и пути их решения на современных предприятиях

 

 

 

 

Выполнил студент Яранцева Е. С.

№ группы ПУ 411 ТГ

Проверил преподаватель 

 

 

 

 

Первоуральск

2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКИ 4

1.1 Проблемы  как предпосылки принятия решений 4

1.2 Причины  и особенности решения проблем 9

2. ПУТИ РЕШЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ 13

2.1 Рациональное  решение проблем 13

2.2 Экономико-математическая  модель решения проблем на  предприятиях 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема выбора имеет  весьма серьезное прикладное значение, которое неизбежно возрастает по мере усложнения хозяйственных ситуаций и управленческих задач, требующих  решения. Об этом свидетельствуют и  возрастающие масштабы потерь в результате даже небольших ошибок, допущенных в решении.

В настоящее время решение управленческих проблем является важным процессом, связывающим основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Именно решения, принимаемые руководителями любой организации, определяют не только эффективность ее деятельности, но и возможность устойчивого развития, выживаемость в быстро изменяющемся мире.

Исторически наука об управлении как самостоятельная научная  дисциплина возникла в начале XX в. Началом ее интенсивного развития как научной дисциплины можно считать 40-е годы, когда во время Второй мировой войны в Англии группе ученых было поручено решить такие сложные управленческие проблемы, как оптимальное размещение объектов гражданской обороны, огневых позиций и др. Среди работ российских авторов следует отметить труды Н.Н. Рождественского, И.И. Платонова, В.Н. Лешкова, И.Е. Андреевского, Б.Н.Чичерина, В.А. Гольцева, А.В. Горбунова, В.В. Ивановского.

В 50-60-е годы система методов  принятия управленческих решений была переосмыслена и сформулирована в виде научных дисциплин, таких, как исследование операций, системный  анализ, управление техническими системами  и др.

Цель работы: изучить и раскрыть понятие, классификацию управленческих проблем, сущность, причины и особенности решения управленческих проблем.

1. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКИ

1.1 Проблемы как предпосылки принятия решений

В современных условиях большое значение  приобретает качество управления предприятием. Квалификация менеджера, руководителя становится важнейшим фактором обеспечения эффективности функционирования организации. Именно по этой причине результативность деятельности организации в значительной степени зависит от того, кто управляет.

Для того чтобы предприятие  могло выпускать качественную и, следовательно, конкурентоспособную  продукцию, его система управления должна обеспечивать эффективную обратную связь с клиентами и поставщиками, должную мотивацию персонала  и четко определенную ответственность  менеджеров различного уровня, объективную  самооценку и непрерывное снижение издержек. В таком понимании система  управления предприятием совпадает  по существу с системой качества. Практически  это означает, что «система качества»  предприятия трансформируется в  «качественную систему управления предприятием». В этом случае система  управления полностью вбирает в  себя систему качества, ее можно  было бы называть системой качественного управления.

Следует обратить внимание на то, что существует ряд проблем, которые в значительной степени  сдерживают становление качественной системы управления. Среди них: 1

1. Наши предприятия, в большинстве своем, не имеют обратной связи с потребителями. Многие предприятия продают свою продукцию через многочисленных посредников. Незнание конечного потребителя влечет за собой рекламационные акты и замечания клиентов.

2. У наших предприятий,  как правило, отсутствует обратная  связь с поставщиками. 90 - 95 % рекламаций и замечаний от потребителей вызваны низким качеством продукции поставщиков. Систематическая работа с поставщиками таит  в себе огромные возможности для быстрого повышения эффективности производства

3. На многих российских  предприятиях отсутствует обратная  связь с персоналом. Информация, полученная от руководителя  и  от рабочего об одном и том  же событии, резко отличается. Преграды на пути информации очень прочны.

4. В российских системах  управления нечетко определена ответственность менеджеров.

5. Внутренние аудиты  систем  управления проводятся эпизодически.

Мы можем говорить о менеджменте применимо ко всем организациям как об управлении предприятием, основывающемся на современной теории и практике управления. Практические работники - управленцы пока не в состоянии воспринять слово «менеджмент», так как в этом слове они непроизвольно слышат «менеджмент бизнеса». Но сегодня каждая организация действует в условиях в большей степени рыночных отношений, когда руководитель сам определяет что, как и для кого производить.

Проблемы всегда имеют  определенное содержание, возникают  в свое время и на своем месте, вокруг них всегда есть круг лиц  или организаций, их порождающих, однако предприятие не останавливается  из-за этого в развитии. Меняется соотношение его внутренних переменных, изменяется внешнее окружение, и  в результате, естественно, возникают  сложные вопросы, которые необходимо решать, Здесь имеется причинно-следственная связь. Например, изменились ставки налогов, устарела технология и т.д.

Проблемы всегда связаны  с совокупностью условий или  факторов, которые создают ситуацию, оказывающие влияние на деятельность организации. Проблемная ситуация характеризует проблему, возникшую под действием сложившейся ситуации. Выявление проблемной ситуации является исходным моментом для постановки задачи принятия решений. Рассмотрение проблемы, с учетом воздействующих на нее ситуационных факторов. Позволяет описать проблемную ситуацию.

Описание проблемной ситуации содержит две части:2

1. характеристика проблемы (место, время возникновения, содержание, границы распространения и воздействия на работу предприятия)

2. ситуационные факторы:

- внутренние, т.е. зависящие от самого предприятия;

- внешние, т.е. формирующие  сферу, в которой работает предприятие.

Чтобы уяснить причины  возникновения проблем, необходим  причинно-следственный анализ. В ходе его проведения можно обнаружить истинные причины, отсеять побочные, неглавные, сопутствующие, уяснить, глубоко  изучить и оценить ситуацию. Тем  самым будет подготовлена предпосылка  к принятию необходимого решения.

Каждый менеджер в любой  организации или на предприятии  с самого начала своей деятельности сразу же встречается с массой проблем. Они могут быть серьёзными и не совсем, разрешимыми или неразрешимыми, крайне опасными или не очень. Причина  их возникновения кроется в самой  работе людей. Управленческие проблемы возникают вследствие нежелательных  явлений внутренней или внешней  среды, получения результатов работы, отличающегося от запланированного, ошибочных действий руководства  и рядовых исполнителей.3

Осуществление контроля предполагает создание такого механизма, который  должен обнаруживать изменения во внешней  и внутренней средах функционирования организаций, места возникновения  проблем, необходимость принятия дополнительных решений для достижения целей  системы. Механизм контроля должен состоять из двух частей - контроля за изменениями  во внешней (вход системы) и внутренней (в организации и выходах системы) средах.

Поскольку руководитель имеет  возможность выбирать решения, он несет  ответственность за их исполнение. Принятые решения поступают в  исполнительные органы и подлежат контролю за их реализацией. Поэтому управление должно быть целенаправленным, должна быть известна цель управления. В системе  управления обязательно должен соблюдаться  принцип выбора принимаемого решения  из определенного набора решений. Чем  больше выбор, тем эффективнее управление. При выборе управленческого решения  к нему предъявляются следующие  требования: обоснованность решения; оптимальность  выбора; правомочность решения; краткость  и ясность; конкретность во времени; адресность к исполнителям; оперативность выполнения.

На основе анализа внешних  и внутренних факторов определяют проблемное поле, в рамках которого выявляются и формируются проблемы предприятия. В зависимости от способа реагирования на проблемы различают виды управления:4

1) реактивное управление, т.е. реакция на прошлое. Проблему  решают на основе результатов  отчетов как отклонения от нормы;

2) инактивное управление - реакция на настоящее состояние  (по текущим данным);

3) преактивное управление (упреждающее). Используется для  раскрытия потенциальных возможностей, т.е. поиска существующих резервов;

4) интерактивное - учитывает  настоящее и будущее как единый  проблемный массив (строится на  основе внедрения системы стратегически-управленческого учета и контроллинга).

На этапе диагностики  устанавливают симптомы затруднений  и имеющиеся возможности, что  помогает определить проблему в целом. Методы сбора информации: личные наблюдения, беседы с персоналом, приглашения консультантов, анализ отчетов, интервьюирование, анкетирование и др. Информация бывает релевантная, т.е. достоверная, относящаяся к конкретной проблеме; и неуместная, т.е. избыточная, которая удлиняет процесс принятия решений и удорожает его.

Классификация управленческих проблем

Управленческие проблемы классифицируется по следующим признакам:5

- степень важности и  срочности, самые важные проблемы являются и наиболее срочными;

- масштабы последствий,  в случаях принятия или непринятия  решений, и численность организаций  и лиц, которых затрагивают данные проблемы;

- возможность решения  проблемы с наименьшими затратами и в оптимальные сроки;

- степень риска, связанного  с решением данной проблемы, и  возможность возникновения новых проблем на этой основе;

- степень структуризации  и формализации, возможность выражать  проблему в количественных и  качественных показателях и т.д.

Факторы, приводящие к появлению проблем

Каждый менеджер в любой  организации или на предприятии  с первых шагов в своей деятельности сразу же встречается с массой проблем. Они могут быть маленькими и большими, разрешимыми или неразрешимыми, крайне опасными или не очень. Причина  их возникновения кроется в самой  работе людей. Управленческие проблемы возникают вследствие нежелательных явлений внутреннего или внешнего свойства, получения результатов работы, отличающегося от запланированного, ошибочных действий руководства и рядовых исполнителей.

 

1.2 Причины и особенности решения проблем

Управленческая проблема представляет собой сложный вопрос, задачу, требующую своего уяснения, изучения, оценки и решения.

Проблемы могут различаться по способам их разработки6:

  • безальтернативный, когда путь решения проблем только один, других вариантов решения нет;
  • бинарный и многовариантный, когда проблему можно решить двумя и более способами;
  • в случаях, когда ни один из способов не может дать положительного ответа на вопрос, как разрешить проблему, здесь применяют комбинационный способ. Он заключается в том, что проводится комбинирование отдельных частей и способов решения проблем, не противоречащих друг другу. В целом это основа для последующего поэтапного решения проблемы.

Отдельно рассматривается  вопрос о сроках решения проблем.

Виды проблем рассматриваются  по следующим критериям:

  • стратегические, направленные на формирование базы стратегических данных, их уяснение, изучение, оценку и практическое использование;
  • тактические, разрешение которых происходит в более короткие сроки, чем стратегические;
  • долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные, текущие;
  • по уровням руководства — высшего, среднего и низового звеньев управления.

К основным причинам возникновения  управленческих проблем следует  отнести:

  • изначально ошибочные цели организации, способы и сроки их достижения;
  • неверные принципы и методы деятельности работников;
  • ошибочные критерии оценки возможностей предприятия и сотрудников;
  • умышленные нарушения в технике, технологии, финансах, поставках и т. д.;
  • изменения в политике и экономике государства;
  • природные катаклизмы и стихийные бедствия (пожар, наводнение идр.).

Информация о работе Управленческие проблемы и пути их решения на современных предприятиях