Управленческие прблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 23:41, контрольная работа

Краткое описание

В последние годы и в науке, и в общественной практике значительно возросло внимание к изысканию путей совершенствования управления социально-экономическими процессами. Действенность экономики в значительной мере обусловливается качеством управления предприятиями. В нынешних условиях высокой динамичности, постоянной нестабильности и неопределенности функционирования организаций, используемые ранее подходы к управлению, нередко оказываются либо недостаточными, либо неприемлемыми.

Оглавление

Введение 2
1. Управленческие проблемы: виды и параметры 3
2. Реализация функции управления - стимулирование персонала и оценка его эффективности 9
Заключение 18
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

Проблемы.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

В последние годы и  в науке, и в общественной практике значительно возросло внимание к изысканию путей совершенствования управления социально-экономическими процессами. Действенность экономики в значительной мере обусловливается качеством управления предприятиями. В нынешних условиях высокой динамичности, постоянной нестабильности и неопределенности функционирования организаций, используемые ранее подходы к управлению, нередко оказываются либо недостаточными, либо неприемлемыми.

Формирование современных социально-экономических отношений находят все большее отображение в трансформации систем и структур работы в организациях. В последние годы в производственно-организационной сфере обозначилась острая необходимость кооперации и сотрудничества руководителей и персонала организации.

Процесс принятия управленческих решений на предприятиях сложный, многоаспектный процесс. Решение - это волевое воздействие человека на объект управления для разрешения управленческой проблемы, выбор альтернативы для достижения поставленной цели. Управленческая проблема выступает как сложный и многогранный вопрос, требующий своего уяснения, изучения, оценки и решения. Проблемы всегда имеют определенное содержание, возникают в свое время и на своем месте, вокруг них всегда есть круг лиц или организаций, их порождающих, однако предприятие не останавливается из-за этого в развитии.

Вопросам выбора и  обоснования решений управленческих проблем посвящено большое количество научных публикаций. Данной теме посвящены работы таких авторов как Д.А. Гаврилов, С.А. Думлер, В.А. Ириков, С.Н. Колесников, В.Д. Калачанов, А.А. Колобов, И.Н. Омельченко, Ф.И. Парамонов, С.В. Питеркин, В.М. Португал, С.Г. Фалько, В.В. Шкурба, Т. Оно и др.

 

 

1. Управленческие проблемы: виды и параметры

 

Распознавание и формулировка проблем - основная область в методологии исследования управления. Проблема обусловливает выбор методов и подходов исследования, предопределение результатов и принятие ограничений и ориентиров. Проблему часто путают с задачей. Отличие же в том, что задача предполагает знание алгоритма ее решения, или же выбор необходимого алгоритма из уже известных.

Проблема - это противоречие, которое не всегда идентично задаче. Суть в том, что обладает в той или иной степени элементами новых, ранее неизвестных трансформаций. Для решения проблемы всегда необходимы творческие усилия, для решения задачи требуются знания. Изучение проблем предполагает помимо применения, какого - либо метода, создание новых методов и подходов исследования. Это обусловливается четким пониманием сути проблемы, возможностей, которые в ней заложены и трудностей, которые следует преодолеть.

Проблему как предмет  исследования характеризуют следующие  параметры: качество проблемы, определение проблемы, постановка проблемы.

Качество проблемы - это  ее реальность, необходимость разрешения (актуальность), возможность разрешения (ресурсы), предполагаемый результат и класс проблемы.

В практике исследования систем управления большое значение имеет [1, с 18]:

а) отделение реальных проблем от псевдореальных,

б) селекция реальных проблем  по критерию необходимости их разрешения,

в) отбор проблем по критерию ценности ожидаемого результата,

г) выбор проблем в  соответствии с критерием возможностей их разрешения.

Важным этапом исследования систем управления является определение и распознавание проблемы, что предполагает сочетание и последовательность большого количества разнообразных операций. Формулировка проблемы, состоящая из вопрошания, констатация основного вопроса, фиксирование противоречия, которое легло в основу проблемы, а также фактизация - гипотетическое описание планируемого результата.

Построение проблемы представлено действиями: стратификации (разделение проблемы на подвопросы, ответы на которые нельзя получить без ответа на ключевой проблемный вопрос), композиции (группировка и определение поэтапности решения подвопросов, составляющих проблему), локализации (ограничение поля изучения в соответствии с потребностями исследования), верификации (выбор альтернативы замены вопроса проблемы любым другим) и поиск замены для всех элементов.

Оценка проблемы, характеризуется совокупностью действий по раскрытию всех условий, необходимых для решения проблемы. Инвентаризация - проверка возможностей и предпосылок, когнификация - выяснение степени юности, соотношения известного и неизвестного в той информации, что необходимо использовать при исследовании, уподобление - нахождение же решенных проблем аналогичных решаемой, квалификация - отнесение проблемы к определенному типу [2, с.45].

Обоснование проблемы представляет собой определенную последовательность процедур: экспозиции - определение ценностных, содержательных связей исследуемой проблемы с другими проблемами; актуализации - нахождение доводов в пользу действительности проблемы; постановки и решения; компрометации - выставление неограниченно большого числа возражений против проблемы; обобщения результатов, полученных на этапе актуализации и компрометации.

Определение проблемы является важным фактором успеха исследования. Наиболее типичный порядок действий, необходимых для определения проблемы состоит из раскрытия сущности понятий, кодировки, перехода проблемы на другой (научный или обычный) язык, выбора словесной тонкости выражения проблемы, а также подбора дефиниций, более точно фиксирующих смысл проблемы. Но данный порядок процедур и операций может изменяться в зависимости от опыта, квалификации и характера исследователя, некоторые из них могут реализовываться параллельно с другими.

Постановка проблемы – это следующая характеристика методологии исследования. Она осуществляется на нескольких уровнях. Самый низший уровень (характеризуется в основном интуитивными ощущениями исследователя о противоречиях в системе управления). Они проявляются в виде трудностей и помех в работе и направляют на размышление об их ликвидации.

Следующий уровень постановки проблемы - ее обрисовка сообразно с утвержденными правилами, которые, однако, не всегда отображают эффективную методологию работы с проблемой.

Наивысший уровень постановки проблемы состоит в ее отработке в соответствии цели и стратегии фирмы, а также изысканию новых форм и разработке проектов. Данный уровень определяется осознанным употреблением всех операций постановки проблемы. Такая работа заставляет исследователя раздумывать о проблеме в новых ракурсах. Становится значительно шире понимание проблемы, обозначаются новые подходы, формируются новые точки зрения на способы и условия ее разрешение [3, с.38].

Методология работы с  проблемой создает условия для более качественного планирования и его организации, исследования. Также важными факторами являются психологическая решимость и зрелость исследователя по этой проблеме.

Проблемы, решение которых лежит в основе управленческой деятельности руководителя, оказывают значительное воздействие на избрание типа руководства и выполнение решений.

Управленческие  проблемы классифицируется по следующим  признакам:

- уровень важности и срочности. Чаще всего, именно важные проблемы и являются наиболее срочными;

- масштабы последствий.  Сила воздействия в случаях принятия или непринятия решений, на благополучие лиц, которых затрагивают данные проблемы;

- вероятность  решения проблемы с минимальными затратами и в оптимальные сроки;

- возможность возникновения риска, связанного с решением данной проблемы, и возможность возникновения новых проблем на этой основе;

- уровень структуризации и формализации, вероятность выражения проблемы в количественных и качественных показателях и т.д. [2, c.59].

По сложности проблемы могут быть классифицированы по различным основаниям:

- стандартные проблемы (проблемы, которые имеют отчетливые структуру и причинно-следственные связи, а также четко и ясно поддаются описанию). Хорошо структурированные проблемы, могут быть раздроблены на подпроблемы и блоки вопросов, обычно для них имеется набор решений;

- слабо структурированные проблемы (проблемы, которые имеют отчетливые структуру и причинно-следственные связи, а сами проблемы очерчены недостаточно ясно). Неструктурированные проблемы обычно не имеют аналогов, причинно-следственные связи в них не всегда понятны, не определены и способы решения. Примером могут служить природные и техногенные катастрофы, результатом которых являются большие социальные последствия [4, c.27].

Решение одной из проблем  приводит к возникновению ряда других проблем, тем или иным способом объединенных с первой проблемой. Но и решение одной проблемы ведет к решению части других.

Целесообразное решение проблем возможно лишь тогда, когда руководители следуют, установленными в этой области, методами работы. К ним относят, прежде всего, научный метод. Суть научного метода заключается в том, что в процессе наблюдения, сбора и анализа информации вырабатывается предположение (гипотеза) о самой исследуемой проблеме, а также допустимых подходах к ее решению. Научный метод включает математическое моделирование и экономический анализ.

Проблемы всегда связаны с общностью, оказывающих влияние на деятельность организации, условий и факторов, которые создают ситуацию. Проблемная ситуация характеризует проблему, возникшую под действием сложившихся обстоятельств. Обнаружение проблемной ситуации - исходный момент для постановки задачи принятия решений.

Анализ проблемы, с учетом влияющих на нее ситуационных факторов позволяет очертить проблемную ситуацию. Описание проблемной ситуации включает две части:

1. характеристика  проблемы (место, время возникновения,  содержание, границы распространения  и воздействия на работу предприятия);

2. ситуационные  факторы:

- внутренние, т.е.  зависящие от самого предприятия;

- внешние, т.е.  формирующие сферу, в которой  работает предприятие.

Управленческие  проблемы возникают вследствие нежелательных  явлений внутреннего или внешнего свойства, получения результатов работы, отличающегося от запланированного, ошибочных действий руководства и рядовых исполнителей [1, c.98].

Основными причинами возникновения управленческих проблем являются:

- изначально ложные цели организации, неадекватные способы и сроки их достижения;

- ошибочные принципы и методы деятельности персонала;

- неверные критерии оценки потенциала предприятия и сотрудников;

- преднамеренные нарушения в технике, технологии, финансах, поставках и т.д;

- изменения в  политике и экономике государства;

- события, связанные с природными катаклизмами и стихийными бедствиями (пожар, наводнение и др.) [5, c. 77].

Каждый менеджер в любой организации или на предприятии с первых шагов в  своей деятельности сразу же встречается  с массой проблем. Они могут быть маленькими и большими, разрешимыми или неразрешимыми, крайне опасными или не очень. Причина их возникновения кроется в самой работе людей. Но поскольку руководитель имеет возможность выбирать решения, он несет ответственность за их исполнение.

 

 

2. Реализация функции  управления - стимулирование персонала  и оценка его эффективности

 

Проведем анализ системы  стимулирования на предприятии ООО «Панорама плюс», которое предлагает услуги по антикоррозионной обработке метизной продукции и мелких металлоизделий методом термодиффузионного оцинкования с пассивацией.

Для стимулирования труда  работников руководство ООО «Панорама  плюс» использует экономические, социальные и нравственно-воспитательные методы мотивации.

В таблице 1 приведены данные производительности труда и средней заработной платы

Таблица 1 - Динамика роста заработной платы и производительности труда ООО «Панорама плюс»

Показатель

2010

2011

Динамика

Темп, %

Производительность труда, тыс.руб. на чел.

668

943

275

141,14

Средняя заработная плата, тыс. руб.

23

27

3

113,38


 

Из таблицы 1 видно, что в 2011 году на предприятии наблюдается прирост производительности труда на 275 т.р. (41,14%), и рост средней заработной платы – на 3 тыс.руб. (13,38%). Динамика темпа роста производительности труда превышает динамику темпа роста средней заработной платы, что является позитивным моментом и свидетельствует об эффективном использования персонала ООО «Панорама плюс».

В организации ООО  «Панорама плюс» используется метод комплексной системы стимулирования (КСС), в основе которого лежит экспертный опрос работников организации. Опрос проводится по определенным критериям.

На рис.1 отражена критерии комплексной системы стимулирования труда и результаты анкетирования сотрудников организации.

Рисунок 1 – Структура КСС труда в ООО «Панорама плюс»

 

Рисунок 1иллюстрирует наибольшие значение факторов стимулирования в организации имеют рабочие факторы, то есть действия, направленные на изменение условий выполнения задания. Наименьшее значение имеет фактор участия работников в распределении результатов организации.

Наиболее значительным экономическим методом стимулирования в ООО «Панорама плюс» является заработная плата, которая начисляется по повременно-премиальной и сдельной системе оплаты труда.

Информация о работе Управленческие прблемы