Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 12:23, курсовая работа
Цель исследования – определение сущности и особенностей управленческих отношений, характеристика их основных разновидностей.
Задачи исследования:
• определить сущность и значение управленческих отношений;
• выявить факторы и условия эффективных управленческих отношений;
• охарактеризовать лидерство как феномен управленческих отношений;
• установить виды морально-психологического климата коллектива;
• проанализировать варианты взаимодействия руководства и подчиненных;
• охарактеризовать конфликты как форму взаимодействия руководства и подчиненных;
• рассмотреть особенности управленческих отношений на примере администрации Талдомского района.
ВВЕДЕНИЕ ...........................................................................................................3
1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ................................................................5
1.1. Сущность и значение управленческих отношений .....................................5
1.2. Факторы и условия эффективных управленческих отношений .................7
1.3. Лидерство как феномен управленческих отношений ..................................8
2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ И ПОДЧИНЁННЫХ КАК ВИД УПРАЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ...............................................12
2.1. Виды морально-психологического климата коллектива ...........................12
2.2. Варианты взаимодействия руководства и подчинённых ...........................15
2.3. Конфликты как форма взаимодействия руководства и подчинённых .....18
3. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ .....................................................................21
3.1. Управленческие отношения в государственной службе ..........................21
3.2. Особенности управленческих отношений на примере администрации Талдомского района .............................................................................................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .....................................................................................................34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .............................................37
Взаимоотношения руководства и подчиненных могут проходить по нескольким вариантам: авторитарный (когда руководитель не доверяет подчиненным), благожелательно-авторитарный (начальник снисходительно относится к подчиненным, интересуется их мнением, но решения принимает сам), консультативно-демократический (работники в значительной мере находятся «в зоне доверия» руководителя) и демократический (в основе лежит привлечение подчиненных к руководящей деятельности).
При нарушении управленческих отношений
в коллективе могут возникнуть конфликты,
межличностные и межгрупповые. Основные
причины возникновения
3. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧИСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
3.1. Управленческие отношения в госслужбе
В системе государственного управления управленческие отношения решают общую задачу обеспечения функционирования и развития присущих отдельным сферам отношений путем упорядочения, организации деятельности субъектов государственного управления, осуществляющих это обеспечение. В таком качестве управленческие отношения являются неотъемлемым элементом механизма государственного управления. Их функционирование и развитие объективно обусловлены закономерностями самой управленческой деятельности и по сущности не зависят от ее конкретного содержания. В механизме государственного управления обмен управленческой деятельностью выступает как отношение интересов ее субъектов. Законы функционирования и развития управленческих отношений - это необходимая устойчивая взаимозависимость интересов - частных и общих участников управленческой деятельности в госаппарате. Взаимодействие особых интересов субъектов управленческой деятельности является законом функционирования и развития управленческих отношений в государственной службе. Законы функционирования и развития управленческих отношений составляют объективную основу построения механизма государственного управления, определяют принципы его деятельности и совершенствования. По своему содержанию управленческие отношения представляют собой процесс взаимодействия субъектов управления по поводу осуществления управленческих функций, выработки и реализации управленческих решений. От того, как распределены управленческие функции, какую роль в процессе подготовки и принятия решений играют отдельные субъекты государственного управления, зависит характер их взаимодействия, эффективность достижения целей госсистемы в целом.
В теории государственного управления, традиционно выделяют два типа управленческих внутриорганизационных отношений: формальные (официальные) и неформальные (неофициальные) отношения.
Формальные управленческие отношения - это система отношений между субъектами и объектами управления регулируемые законами, нормативными актами, приказами и распоряжениями. Они являются такими отношениями, где ролевые функции взаимодействующих в процессе управления заранее определены без учета тех или иных конкретных типов личности. Формальные отношения всегда: рациональны; принципиально безличны и имеют исключительно функциональные цели.
Одним из видов управленческих отношений в государственном управлении являются отношения централизма и самостоятельности.
Отношения централизма - это формы связи между вышестоящими и нижестоящими субъектами управленческих отношений по поводу реализации управленческих функций, при которых вышестоящие органы управления имеют права и обязанности определять содержание и направленность деятельности нижестоящих в соответствии с движением к общей цели в пределах единого объекта управления. При этом положение вышестоящего или нижестоящего субъекта управленческих отношений определяется в зависимости от выполнения общих или частных функций управления. Две стороны отношений - централизм и самостоятельность в деятельности государственного управления взаимно дополняют друг друга. Чем больше прав и обязанностей у одних, тем меньше их у других. Работа механизма государственного управления требует определенного соответствия между централизмом и самостоятельностью. Централизм в управленческих отношениях оправдан лишь в той мере, в которой он необходим для обеспечения движения объекта управления к общей цели.
Преодоление негативной тенденции к чрезмерной централизации в социальном управлении требует перераспределения прав и обязанностей между вышестоящими и нижестоящими органами управления в пользу последних, ограничения прав и обязанностей вышестоящих органов теми, которые необходимы для обеспечения общей цели управления. Единство централизма и самостоятельности в практической деятельности участников управленческого процесса в государственном службе достигается через установление отношений субординации и координации.
В структуре формальных управленческих отношений в государственном управлении выделяют отношения субординации и координации. Далее рассмотрим данные отношения более подробно.
Госорганизация состоит из двух крупных подсистем – управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления). Связи между субъектом и объектом государственного управления и составляют существо интересующих нас управленческих отношений. Главной специфической характеристикой государственных управленческих отношений является определенное совпадение субъекта и объекта управления. В соответствии с положениями теории систем каждая система одновременно является частью более крупной системы, а каждая подсистема в свою очередь является самостоятельной системой. Таким образом, каждый государственный управленец одновременно является подчиненным вышестоящего руководителя, а каждый подчиненный руководителем.
Отношения субординации - это отношения распорядительства и администрирования, с одной стороны, и исполнительства, подчиненности - с другой. Отношения субординации складываются как между руководителями и исполнителями, так и между руководителями различных уровней. Суть отношений субординации состоит в том, что руководитель на основе существующего правового статуса и нормативных актов определяет обязанности и задачи подчиненных, а последние должны четко выполнять предписания руководителей.
Наряду с отношениями субординации в структуре управленческих отношений существуют отношения координации, которые устанавливаются между работниками, занятыми в различных звеньях аппарата управления по горизонтали, между отделами, службами, департаментами. Отношения координации предполагают согласованность действий органов, работников, сопоставление целей, ресурсов, форм и методов деятельности во имя достижения общих положительных результатов. Суть отношений координации в обмене информирует о состоянии работы по выполнению общих задач.
Государственные управленческие отношения могут быть линейными и функциональными. Суть линейных отношений в том, что у руководителя много подчиненных, а у подчиненных только один руководитель. Это отношения между руководителями и подчиненными по вертикали. При линейной системе отношения управления носят ступенчатых характер и складываются по цепочке: подчиненные - руководитель низового уровня - руководитель среднего уровня - руководитель высшего уровня. В системе государственного управления, на наш взгляд, линейные системы малоэффективны, так как руководителю высшего уровня приходится решать многие вопросы, быть своего рода универсалом. Это ведет к обезличиванию подчиненных, ограничивает возможность проявлению с их стороны инициативы, затрудняет участие работников в управлении, приводит к бюрократизму и волоките. Данные негативные явления могут быть преодолены утверждением функциональных управленческих отношений. Они строятся на основе специализации функций между работниками, занятыми в различных функциональных подразделениях. Отношения руководства и подчинения здесь строятся по определенным группам проблем, на решении которых специализируются функциональные руководители. Суть этих отношений в том, что высшее руководство организации не должно вмешиваться в дела функциональных руководителей, когда речь идет о вопросах, требующих специальных знаний. В то же время функциональные руководители не могут обойти руководителей высшего уровня, если дело касается решения вопросов, затрагивающих организацию в целом. Решение принимает высшее руководство на основании рекомендаций функциональных руководителей. Преимущество функционального вида управленческих отношений состоит в более высоком уровне компетенции и профессионализме. Вместе с тем, функциональный вид управленческих отношений сложен и требует высокой слаженности в работе. При ее отсутствии возможны безответственность и хаос. На практике имеют место отношения смешанного порядка, в которых сочетаются линейные и функциональные отношения.
Между работниками в сфере государственного управления устанавливаются также неформальные управленческие отношения.
Неформальные управленческие отношения - это связи между людьми в процессе осуществления управленческого труда, которые возникают на основе психологической совместимости личных качеств, совпадения интересов, соответствия характеров, симпатии и антипатии. Эти отношения ничем не регламентируются, строятся на доверии, на добровольности. Они выходят за рамки официальных, возникают стихийно. Неформальные управленческие отношения имеют большое значение в создании нормального психологического климата в коллективе. Но и могут играть в организации и негативную роль, противодействуя общим целям, способствуя «низвержению» авторитетов и пр.
Можно сделать вывод о том. что две системы отношений (формальные управленческие отношения и неформальные управленческие отношения) позволяют говорить о целесообразности выделения двух относительно самостоятельных организационных структур - формальной структуры и неформальной структуры. Обе структуры, будучи относительно независимы, взаимодействуют друг с другом.
Одним из важнейших элементов системы управленческих отношений в государственной службе, являются отношения ответственности. Ответственность представляет собой отношения между субъектами управленческой деятельности по поводу выполнения взаимных прав и обязанностей в процессе реализации цели всего госаппарата. Распределение прав и обязанностей лежит в основе отношений централизма и самостоятельности, субординации и координации.
В наше время современный руководитель не может самостоятельно и единолично эффективно управлять государственной администрацией. Развитие госорганизации может идти только по пути усложнения ее структуры, поэтому госуправленцам приходится использовать технологии делегирования полномочий. В теории управления делегирование означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Делегирование – это средство, с помощью которого руководитель осуществляет выполнение работы с помощью других лиц. В администрации всегда существует определенная степень децентрализации организационных полномочий. Децентрализации абсолютная и нулевая в организации невозможны. Важным моментом в делегировании является вопрос о том, какую долю работы руководитель должен оставить себе, не делегируя никому.
Руководители должны решать только такие вопросы, с которыми другие люди не в состоянии справиться. Не подлежат делегированию: постановка задач и выдача заданий подчиненным; контроль результатов деятельности подразделений и подчиненных; подбор, расстановка, оценка деятельности подчиненных работников; задачи особой важности и высокой степени риска и задачи строго доверительного характера.
Делегировать в любом случае надо: рутинную работу; специализированную деятельность и неактуальные, частные вопросы;
Для подчиненных из делегирования вытекают специфические обязанности : принимать решения под свою ответственность и своевременно и подробно информировать руководителя; повышать профессиональную квалификацию.
Правильно управляет тот, кто добивается выполнения работы другими. Именно умение делегировать задачи превращает человека в руководителя.
Проанализировав научную литературу по данному вопросу, можно сделать вывод о том, что реализуя цели и задачи государственного управления, осуществляя выработку и реализацию управленческого воздействия, люди вступают в определенные отношения, которые называются управленческими. В узком смысле управленческие отношения в государственной службе - это связи между субъектами государственного управления. Они (связи) возникают при взаимодействии людей в процессе выполнения ими государственных функций по упорядочению и развитию жизнедеятельности общества, когда имеет место непосредственный обмен управленческой деятельностью. Существование подобного вида управленческих отношений в системе государственного управления не вытекает с необходимостью только из выполнения людьми управленческих функций. Возникновение таких отношений определяется взаимосвязанностью действий участников управления, взаимообусловленностью осуществляемых функции в рамках управляющей государственной системы, обеспечивающей реализацию конкретной цели. Управленческие отношения в государственной службе предполагают единую основу совместной управленческой деятельности людей. Изолированные действия участников управленческого процесса не порождают управленческих отношений.
Администрация Талдомского муниципального района – исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципального района, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами Московской области. Администрация муниципального района формируется главой муниципального района в соответствии с федеральными законами, законами Московской области и настоящим Уставом. Заместитель (заместители) главы администрации назначается (назначаются) на должность главой муниципального района. Заместители главы муниципального района осуществляют часть функций по руководству администрацией муниципального района в соответствии с распределением обязанностей, установленным главой муниципального района. В структуру администрации муниципального района входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации муниципального района. Органы администрации муниципального района осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность, направленную на исполнение решений Совета депутатов, постановлений главы муниципального района и актов органов государственной власти, принятых в пределах их компетенции. Администрация района обладает правами юридического лица в соответствии с федеральным законом.