Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 12:23, курсовая работа
Цель исследования – определение сущности и особенностей управленческих отношений, характеристика их основных разновидностей.
Задачи исследования:
• определить сущность и значение управленческих отношений;
• выявить факторы и условия эффективных управленческих отношений;
• охарактеризовать лидерство как феномен управленческих отношений;
• установить виды морально-психологического климата коллектива;
• проанализировать варианты взаимодействия руководства и подчиненных;
• охарактеризовать конфликты как форму взаимодействия руководства и подчиненных;
• рассмотреть особенности управленческих отношений на примере администрации Талдомского района.
ВВЕДЕНИЕ ...........................................................................................................3
1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ................................................................5
1.1. Сущность и значение управленческих отношений .....................................5
1.2. Факторы и условия эффективных управленческих отношений .................7
1.3. Лидерство как феномен управленческих отношений ..................................8
2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ И ПОДЧИНЁННЫХ КАК ВИД УПРАЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ...............................................12
2.1. Виды морально-психологического климата коллектива ...........................12
2.2. Варианты взаимодействия руководства и подчинённых ...........................15
2.3. Конфликты как форма взаимодействия руководства и подчинённых .....18
3. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ .....................................................................21
3.1. Управленческие отношения в государственной службе ..........................21
3.2. Особенности управленческих отношений на примере администрации Талдомского района .............................................................................................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .....................................................................................................34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .............................................37
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ..............................
1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ..............................
1.1. Сущность и значение
1.2. Факторы и условия эффективных
управленческих отношений .....
1.3. Лидерство как феномен
2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
РУКОВОДИТЕЛЯ И ПОДЧИНЁННЫХ КАК ВИД УПРАЛЕНЧЕСКИХ
ОТНОШЕНИЙ ..............................
2.1. Виды морально-
2.2. Варианты взаимодействия руководства и подчинённых ...........................15
2.3. Конфликты как форма
3. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ ..............................
3.1. Управленческие отношения в государственной службе ..........................21
3.2. Особенности управленческих
отношений на примере
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..............................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
..............................
Актуальность темы исследования заключается в том, что в современной России управленческие отношения носят в определенной мере острый, напряженный характер, что обусловлено влиянием многих факторов, в том числе и социальных. Благополучные отношения определяют рабочий настрой и вообще душевное состояние человека; проблемы же во взаимодействии с коллегами и руководством приводят к нежеланию работать, постоянным конфликтам и ссорам. В общем и целом управленческие отношения являются мерой благополучности, стабильности развития организации.
Управленческие отношения присутствуют во всех организациях, носят субъективный (предопределяются личностными особенностями работников) и объективный (зависят от должностных статусов и обязанностей) характер, а также существенно влияют на атмосферу в организации, принятые стили общения, решения конфликтов. В этом и проявляется высокая актуальность управленческих отношений, так как морально-психологический климат в организации, ее социально-психологическая культура предопределяет не только особенности взаимоотношений работников друг с другом, но и их индивидуальные личностные изменения, стремления и желания, взгляды на различные вопросы и т.д.
Объект исследования – морально-психологический климат организации.
Предмет исследования – управленческие отношения.
Цель исследования – определение сущности и особенностей управленческих отношений, характеристика их основных разновидностей.
Задачи исследования:
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В настоящее время под
Управленческие отношения как форма взаимоотношений людей в организации являются актуальной темой исследования многих ученых. Еще Ф. Тейлор в своих работах писал о необходимости изучения человеческого фактора в организации. Он указывал, что организация только тогда будет работать эффективно, когда учитываются все самые важные потребности работников, когда организация является не только механизмом для производства прибыли, но и сплоченным коллективом, члены которого благожелательно относятся друг к другу. Но представители школы научного управления практически не рассматривали отношения между членами организации. Вновь актуализировалась проблема отчуждения и аномии.
Эти обстоятельства подтолкнули ряд исследователей организаций к проведению всесторонних исследований человеческих взаимоотношений в коллективе. Основная идея, которой они руководствовались, состояла в следующем: социальная организация – это не механизм и не биологический организм, поэтому нельзя игнорировать отношения между людьми, возникающие в ходе производства, их общение между собой. Налаживание контактов и отношений между членами коллектива организации – существенный резерв повышения эффективности деятельности и улучшения организационной структуры1.
Теоретики школы человеческих отношений, как Э. Мэйо, У. Мур, Ф. Ротлисбергер, основываясь на экспериментальных данных, доказывали, что повышение производительности труда в организации зависит не только от способностей, знаний и умений, на которые ориентировался тейлоризм, но и от таких факторов, как удовлетворенность работников своим трудом, влияние группового мнения, неформальные отношения руководителя с подчиненными, благоприятная атмосфера в коллективе и т.д. Постоянная работа, направленная на развитие положительного воздействия этих факторов, могла, по мнению авторов концепции, в значительной степени повысить производительность труда, интегрировать работников в отношении достижения наиболее важных целей организации, повысить авторитет руководителя и т.д.
Как справедливо отмечает отечественный социолог А.И. Кравченко, появление концепции человеческих отношений в социологии организаций обусловлено техническим прогрессом на современном предприятии. В концепции человеческих отношений человек рассматривается не просто как функционер, выполняющий некоторую работу, но и как индивид, обладающий определенными социальными интересами. Политика управления, согласно концепции школы человеческих отношений, предусматривала комплекс мероприятий по удовлетворению многих важнейших потребностей и нужд членов организации: улучшение условий труда, условий релаксации (отдыха и восстановления сил), проведения свободного времени, а также в значительной степени способствовала демократизации отношений между руководителями и подчиненными, заставила руководителей учитывать личностные качества работников2.
В настоящее время выделяют 5 основных сущностей управленческих отношений: социальная, экономическая, организационная, технологическая и правовая . В целом работы представителей школы человеческих отношений и исследователей, стоящих на близких теоретических позициях, стали основой демократического стиля управления организацией, характеризующегося постоянной ориентацией руководителей на поведение подчиненных, необходимым уровнем самоконтроля, высокой мотивацией работников и включенностью работника в процесс управления организацией.
Можно выделить пять самых важных факторов, влияющих на удовлетворенность работой и мотивацию, предопределяющих эффективность управленческих отношений: самовыражение; ясность содержания задачи и передаваемое ею чувство отождествления с работой; статус организации; наличие обратной связи и самодисциплина. Данные факторы мотивируют по-разному на разных стадиях пребывания в одной и той же должности. Решающим моментом является длительность выполнения человеком одной и той же, не меняющейся по содержанию работы.
Во время первого года работы в определенной должности (будь то первое или шестое место работы) представление о значении задачи и наличие обратной связи являются мотиваторами, самостоятельность не интересует. В интервале между вторым и пятым годом самостоятельность является важнейшим фактором мотивации. Наличие обратной связи представляет интерес в течение первых лет. Работник находится «в расцвете сил» после двух-трех лет работы на одном месте. После пяти лет работы на одном и том же месте ни один фактор не обеспечивает удовлетворенности работой и, как следствие этого, достижения в работе существенно снижаются. Вместо факторов мотивации, связанных с работой, мотивация рождается из эгоистических мотиваторов, как-то: путешествия, представительские мероприятия, хобби в рабочее время3.
Важнейшими факторами для поддержания мотивации, создания условий для удовлетворения работников управленческими отношениями являются следующие: управляемое горизонтальное перемещение по службе с интервалом примерно в пять лет; обогащение содержания работы и расширение ее рамок; применение гибких организационных форм; ценность обучения и творческого подхода; реализация новых форм взаимодействия.
Как известно, управленческие отношения обычно основываются на власти руководителя над подчиненными. Однако можно говорить о том, что управленческие отношения могут выражаться и в форме власти лидера над коллективом в неформальной группе. Помимо воли администрации в каждом коллективе складываются малые неформальные группы из трех – семи человек. Важнейшим признаком неформальной группы является наличие общей цели, которая, во-первых, не всегда осознается членами группы и во-вторых не обязательно связана с решением производственных задач. Потребность в общении может возникнуть в связи с совместной учебой, общим хобби и т.д. цели малой группы могут быть позитивными, то есть способствовать сплоченности коллектива, нейтральными либо негативными.
Потребность в целеполагании, формулировке цели и организации деятельности по ее достижению приводит к появлению лидеров. Этот феномен просматривается во всех неформальных группах, насчитывающих более трех человек. Управленческая деятельность будет эффективной лишь в том случае, если она инновационна, то есть присутствуют: обеспечение инновационного поведения всех подчиненных и воспроизводство лидеров на всех уровнях управления. Лидерство характеризуется рядом определенных черт: самостоятельностью, независимостью и новизной и всегда личностно. Лидер обладает повышенными лидерскими обязанностями: демонстрировать инновационное поведение, повышать эффективность, влиять на подчиненных, побуждая их к действию4.
В теории государственного управления разработаны три концепции лидерства в организации. Проанализируем их особенности.
Первая – концепция
Следующая – это концепция
Наконец, последняя концепция – это концепция преобразующего лидерства. Лидер-реформатор ведет последователей от результата к результату, а не от обещания к обещанию, ориентирует людей на труд, а не на дивиденды, его цель не изменить мир, а измениться в мире через развитие5.
В психологии управления в отношении
лидерства разработаны два
Выделяют три типа лидеров: вожак, лидер (в узком смысле слова) и ситуативный лидер.
Вожак – самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения. Р. Стогдилл предложил следующий перечень качеств руководителя – вожака: физические, интеллектуальные и способности.
Схема 1
Качества руководителя
Лидер гораздо менее авторитетен, чем вожак. Ситуативный лидер обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой-то вполне конкретной ситуации. Среди неформальных лидеров можно выделить деловых, эмоциональных, авторитарных, демократичных и, наконец, самое важное, позитивных и негативных лидеров6.
В первой главе курсовой работы определены научно-теоретические основы исследования управленческих отношений.
Под управленческими отношениями понимаются отношения внутриорганизационного характера, возникающие в сфере «внутренней» жизни организаций и других формирований, а также в связи с осуществлением ими властных функций и полномочий. Исследование управленческих отношений является популярной темой в теории управления: так, Ф. Тейлор затрагивал вопросы человеческого фактора и влияния на него управленческих отношений. Более подробно эту тему прорабатывали представители школ человеческих взаимоотношений, определяя в основу управленческих отношений ориентацию руководителей на поведение подчиненных.