Учет психологических особенностей в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследовать кадровую политику фирмы и сделать акценты на психологические аспекты деятельности по управлению персоналом.
В соответствии с поставленной целью перед данным исследованием возникают следующие задачи;
-оценить роль управления персоналом на предприятии
-оценить роль менеджера по управлению персоналом
-провести анализ особенностей работы с персоналом
-исследовать мотивацию работников как фактор увеличения результативности труда

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1: Ролевые Функции менеджмента.…………………………...……......5
1.1. Ролевые функции менеджера……………...……………………………...…….....5
1.2. Влияние психологических особенностей менеджмента на классификацию стилей управления…………………………………...……….………………………………..10
Глава 2:Роль психологических особенностей в управлении персоналом в общей концепции менеджмента………………………………………………..20
2.1. Персонал, как особый объект управления…………………………………….…20
2.2. Менеджмент: необходимость учета психологических особенностей персонала.…………………………………………………………………………….…23
Глава 3:

Заключение…………………………………………………………………….....28
Список используемой литературы……………………………………………...30
Приложение……………………………………………………………………....31

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

     Люди сангвинического темперамента быстры, легко переключаемы, общительны, оптимистичны, компромиссны и гибки. У них доминирует инстинкт свободы, они ориентированы на риск, темп, быстрый результат, свободу действий, на соответствующую судьбу, профессию, как правило, в сфере бизнеса, политики, обслуживания. Среднее телосложение и средний рост, сильная уравновешенная подвижная нервная система обеспечивают быстрые и обдуманные реакции, постоянно хорошее настроение, прекрасную приспособляемость к людям, изменяющимся социальным ситуациям, чередование и разнообразие интересов, чувств и взглядов. Сангвиники подвижны, склонны к смене впечатлений и отзывчивы.

     Люди флегматичного темперамента медлительны, замкнуты, терпеливы, миролюбивы, стабильны. У них доминируют альтруистический инстинкт и инстинкты самосохранения, продолжения рода. Флегматики природой предназначены быть создателями, хранителями и опорой жизни. По телосложению они широкоплечи, широкогруды, среднего или небольшого роста, обладают сильной уравновешенной инертной нервной системой, обеспечивающей ровное настроение, постоянство чувств, привязанностей, интересов, взглядов, выносливость, устойчивость к длительным невзгодам и упорство в работе. Флегматики внешне слабо выражают свое эмоциональное состояние и отличаются логичностью суждений. Флегматикам лучше всего давать работу, которая требует долгого и кропотливого труда.

     Люди меланхолического темперамента склонны к обостренным переживаниям, размышлениям, повышенной чувствительности и утомляемости, погружены в свой внутренний мир. Меланхолики обладают высокими интеллектуальными, творческими, порой художественными способностями — это мыслители, писатели, художники, мечтатели, созерцатели и просто люди со сложным чувствительным восприятием. По телосложению они чаще астеники — хрупкие, изящные, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, удлиненными и тонкими конечностями, обладают слабой нервной системой, которая в стрессовых ситуациях часто не выдерживает, что приводит к состоянию растерянности, замедленности, а также к ухудшению результатов деятельности или ее прекращению, а проще, стопору. Меланхолики неустойчивы, легкоранимы, необщительны, склонны глубоко и эмоционально переживать даже незначительные события.

     В зависимости от темперамента человек изначально предрасположен к доминированию определенных эмоций: в частности, одни склонны к интересу, радости, удивлению (сангвинический темперамент), другие — к гневу, отвращению, враждебности (холерический темперамент), третьи — к грусти (меланхолический темперамент).

     Характер — это результат взаимодействия человека с миром, совокупность относительно устойчивых приобретенных качеств, выражающих отношение человека к себе, другим людям, вещам, обществу и проявляющихся в устойчивых, привычных формах поведения. Для того чтобы сформировать характер, нужны определенные усилия, нужен другой человек, образец, идеал для подражания, нужны средства формирования — внешние воспитательные средства, культурные средства, внешний приказ, а также внутренние средства — самооговоры, самообманы, собственные усилия самосовершенствования.

   У некоторых людей черты характера столь выражены, чрезмерно развиты в ущерб другим качествам, что происходит своеобразный «перекос» характера, в результате чего ухудшается взаимодействие с другими людьми, появляются однотипные затруднения и конфликты. Выраженность характера может быть различной: от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до тяжелой, вплоть до психоаппатии.

     Под характером понимается совокупность устойчивых психологических свойств, определяющих линию поведения человека, его отношение к делу, вещам, другим людям, самому себе

     В системе управления персоналом следует полнее учитывать психологические характеристики и особенности работников с целью совершенствования социально-психологического взаимодействия персонала в экономической деятельности. Социально-психологическое взаимодействие персонала на предприятии необходимо рассматривать и наиболее полно использовать с различных позиций: социально-экономических, производственно-информационных, организационно-управленческих, нормативно-правовых, а также индивидуальных, групповых и общественных, в том числе межличностных, межгрупповых, формальных, неформальных и т.п. Социально-психологические связи и взаимоотношения по типу «личность—личность», «личность—группа», «группа—группа» являются многозвенными и потому весьма сложными системами взаимодействия персонала на предприятии.

     В практическом отношении наиболее важными выступают внутригрупповые взаимодействия работников, которые могут проявляться как в форме сотрудничества, взаимопомощи и поддержки, так и в форме соперничества, состязательности и конкуренции. В личных взаимоотношениях групповое взаимодействие персонала может представлять собой либо динамическое состояние совместимости людей, либо состояние напряженности и несовместимости членов группы по какому-то существенному признаку или производственному фактору, либо смешанное состояние.

     Взаимодействие руководителей предприятия и его подразделений со своими работниками также происходит в сложном сплетении личностно-контактных и безличных форм отношений и соединяет в себе как формальные, так и неформальные взаимоотношения на различных уровнях управления. Каждый работник, член первичного производственного коллектива включен в сложную систему управленческих взаимоотношений на всех уровнях управления. Социально-психологическое взаимодействие работников предприятия между собой и со своими работодателями является надежной основой эффективного существования всей системы управления персоналом и производством.12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение.

   Современная рыночная система управления персоналом в качестве своего основного объекта не без основания принимает механизм взаимодействия работников в процессе производства для продажи продукции с целью наиболее полного использования ограниченных экономических ресурсов, включая в первую очередь и ограниченные трудовые ресурсы, рабочую силу, трудовой потенциал каждого человека. В конкурентной рыночной среде каждое предприятие должно ориентироваться на удовлетворение не только внешних потребностей покупателей своей продукции, но и внутренних потребностей своих работников. Поставленная задача требует полного учета в действующей системе управления персоналом как социально-экономических, так и социально-психологических целей всего предприятия и каждого работника. Иными словами, необходимы взаимодействие и достижение стратегических корпоративных целей и удовлетворение текущих личных потребностей персонала, в том числе и учет психологических закономерностей и особенностей поведения человека в труде.

   Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

  • Управление персоналом — функциональная сфера деятельности, задача которой — обеспечение предприятия в нужное время кадрами в необходимом количестве и требуемого качества, их правильная расстановка и стимулирование. Целью управления персоналом является формирование работоспособных коллективов, в которых работники действуют с учетом собственных интересов и во благо организации в целом.
  • Роли менеджера можно классифицировать по трем основным категориям: Межличностные, информационные и управленческие. Данные роли менеджера тесно связаны одна с другой, вместе взятые, они определяют объем и содержание работы по управлению персоналом и производством независимо от особенностей деятельности организации. Менеджеры вырабатывают стратегию развития предприятия, направляют его деятельность с учетом рыночных требований, выполняют самые разнообразные управленческие и функциональные обязанности.
  • При подборе персонала в современных условиях необходимо учитывать личностные психологические характеристики кандидатов с целью повышения эффективности деятельности компании благодаря укреплению ее сплоченности, созданию команды.
  • В системе управления персоналом следует полнее учитывать психологические характеристики и особенности работников с целью совершенствования социально-психологического взаимодействия персонала в экономической деятельности. Социально-психологическое взаимодействие работников предприятия между собой и со своими работодателями является надежной основой эффективного существования всей системы управления персоналом и производством.
  • Теория и практика мотивации могут способствовать совершенствованию организации труда и производства на предприятиях. Мотивация трудовой деятельности работников в современном производстве служит экономической основой высокой эффективности труда всех категорий персонала.
 

   Проведенный анализ позволяет выявить скрытые резервы и доказывает возможность совершенствования существующей системы управления персоналом, а так же демонстрирует необходимость внедрения новых приемов и методов управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список  литературы.

  1. Бухалков М.И. Управление персоналом: учебник. М.:ИНФРА-М.: 2005. С.54-57.
  2. : Жариков Е.С. Психология управления. М.: МЦФЭР.:2003. С. 126-127
  3. Питер Ф. Друкер Эффективное управление предприятием – Вильямс,2008 - с.98.
  4. Управление персоналом организации. Учебник. / Под ред. А. Г. Поршнева. А. Я. Кибанова, В. Н. Гунина. М.: ИНФРА-М, 2002
  5. Теория управления. Менеджмент. Японский менеджмент: Хрестоматия ГИУСТ БГУ 2007, с15.
  6. Психология менеджмента. / Под ред. Г.С.Никифорова - СПб., 2004
  7. Модель Лайкерта [Электронный ресурс]: Экономика предприятия/Моск. Режим доступа: http://www.businesscom.biz/biblio/ebooks/economics/123.html
  8. Модель Фидлера [Электронный ресурс]: Экономика предприятия/Моск. Режим доступа: http://www.businesscom.biz/biblio/ebooks/economics/126.html
  9. Теория «Х и У» Дугласа МакГрегора [Электронный ресурс] Глоссарий/ Санкт - Петербург. Режим доступа: http://www.aav.ru/glossary/mcgregor.shtml
  10. Управленческие роли менеджера по Минцбергу [Электронный ресурс] менеджмент/Моск. Режим доступа: http://dmitra.com/ru/business/manager-roles/
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Приложение.

   Целевой объект управления персоналом    Показатели    Обстоятельства, влияющие на изменение объекта
   Результативность  труда (сколько делает)    Объем функций

   Производительность  труда

   Доход от деятельности

   Выполнение  норм выработки

   Количество  произведенной продукции

   Эффективность труда

   Кооперация  труда, коллективный характер труда

   Разнонапряженность видов труда

   Динамичность  внешней и внутриорганизационной  среды

   Необходимость учета сложности труда

   Проблема  нормирования труда 
 
 

   Прогнозирование поведения и трудовой деятельности персонала

   Увеличение  расходов на персонал

   Необходимость длительного закрепления работника в организации

   Необходимость учета лмчностных качеств персонала

   Трудовое  поведение (как делает)    Действия  в процессе труда

   Творческая  активность

   Экономия  сырья и материалов

   Стиль и характер взаимоотношений в  коллективе, с клиентами

   Степень реализации профессионально-важных и личностных качеств

   Отношение к труду (почему и для чего делает)    Тип мотивации  работника к труду

   Удовлетворенность различными сторонами трудовой деятельности

   Степень развитости профессионально-важных и  личностных качеств с точки зрения стратегии развития организации

   Лояльность  и приверженность организации

 

   Таблица 1.

Информация о работе Учет психологических особенностей в менеджменте