Учет психологических особенностей в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследовать кадровую политику фирмы и сделать акценты на психологические аспекты деятельности по управлению персоналом.
В соответствии с поставленной целью перед данным исследованием возникают следующие задачи;
-оценить роль управления персоналом на предприятии
-оценить роль менеджера по управлению персоналом
-провести анализ особенностей работы с персоналом
-исследовать мотивацию работников как фактор увеличения результативности труда

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1: Ролевые Функции менеджмента.…………………………...……......5
1.1. Ролевые функции менеджера……………...……………………………...…….....5
1.2. Влияние психологических особенностей менеджмента на классификацию стилей управления…………………………………...……….………………………………..10
Глава 2:Роль психологических особенностей в управлении персоналом в общей концепции менеджмента………………………………………………..20
2.1. Персонал, как особый объект управления…………………………………….…20
2.2. Менеджмент: необходимость учета психологических особенностей персонала.…………………………………………………………………………….…23
Глава 3:

Заключение…………………………………………………………………….....28
Список используемой литературы……………………………………………...30
Приложение……………………………………………………………………....31

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

   При новаторско-интуитивном образе действия решения спускаются сверху вниз интуитивно возникшая идея появляется до завершения сбора информации, решения принимаются в процессе обобщения частных предложений, но интегрируемых в особых проектах – это предпринимательский метод принятия решений.

   Кансервативно-аналитический  тип – это теоретик, стремящийся к совершенству, но не принимающий риска. Данный тип менеджерского поведения теоретически последовательный, идеалистический и взыскательный, приверженный принципу, теоретический, субоптимизирующий и постепенный. Неохотно принимает решения, пока нет достаточной информации и ресурсов.

   При консервативно-аналитическом образе действия целью является совершенное решение, которое не принимается до тех пор, пока не собрало достаточной информации, позволяющей почти исключить риск. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Роль психологических особенностей в управлении персоналом в общей концепции менеджмента.

   2.1.Персонал как особый объект управления.

   Классификация персонала по категориям "Персонал" объединяет составные части трудового коллектива организации. К персоналу мы относим всех работников (трудовой коллектив), выполняющих производственные или управленческие операции и занятых переработкой предметов труда с использованием средств труда. Понятия "кадры", "работники", "персонал" идентичны, если за основу принять, что это личный состав организации, работающий по найму. Персонал работает на обеспечение целей организации.

   Рабочие, или производственный персонал, осуществляют трудовую деятельность в материальном производстве с преобладающей долей физического труда. Они обеспечивают выпуск продукции, ее обмен, сбыт и сервисное обслуживание. Производственный персонал можно разделить на две составные части: основной персонал - рабочие, преимущественно занятые в сборочных цехах предприятия; вспомогательный персонал - рабочие, преимущественно занятые в заготовительных и обслуживающих цехах предприятия.

   Результатом труда производственного персонала  является продукция в вещественной форме (здания, автомобили, телевизоры, мебель, продукты питания, одежда и т.п.).

   Служащие, или управленческий персонал, осуществляют трудовую деятельность в процессе управления производством с преобладающей долей умственного труда. Они заняты переработкой информации с использованием технических средств управления. Основным результатом их трудовой деятельности является изучение проблем управления, создание новой информации, изменение ее содержания или формы, подготовка управленческих решений, а после выбора руководителем наиболее эффективного варианта - реализация и контроль исполнения решений. Управленческий персонал разделяется на две основные группы: руководители и специалисты9.

   Принципиальное  отличие руководителей от специалистов заключается в юридическом праве принятия решений и наличии в подчинении других работников. В зависимости от масштаба управления различают линейных руководителей, отвечающих за принятие решений по всем функциям управления, и функциональных руководителей, реализующих отдельные функции управления.

   Как объект управления, персонал может  рассматриваться на трех уровнях: личность, коллектив как социальная организация  и группы. В соответствии с этим в функции управления персоналом можно выделить три составляющие;

   Управление  личностью (индивидуальная кадровая работа) предполагает целенаправленное развитие индивидуальных свойств и качеств  работника, а также учет психофизиологических свойств индивида

   Управление  трудовым коллективом как социальной организацией, т. е. целенаправленное влияние  на всю совокупность социальных отношений;

   Управление  группами, т. е. воздействие на работников как на формальном, так и на неформальном уровне. Отличительная особенность группы работников как объекта управления состоит в определенной взаимоувязке деятельности работников благодаря общим целям, что характеризует их как коллектив.

   Объект  управления персоналом имеет ряд  особенностей:

   — саморазвитие;

   — старение и естественное выбытие;

   — отсутствие возможности «складирования» 

   — «Образование не достигает точки насыщения» ;

   — наличие внутренних мотиваций;

   — сочетание формальных и неформальных отношений.

   Объекты системы находятся в постоянной связи друг другом. В результате возникают различные процессы движения кадров как внутри предприятия, так и за его пределами. К числу таких процессов относятся переход с должности на должность, из коллектива в коллектив, из подразделения в подразделение, с предприятия на предприятие, рост квалификации, должностной рост работников. Наряду с этим следует назвать целый ряд других процессов, обычно упускаемых при изложении этого материала: изменение профессионально-квалификационной структуры занятых, совершенствование организационной структуры, улучшение психологического климата в коллективе и другие социально-экономические процессы10.

   Применительно к отдельному работнику отношения  с вышестоящим руководителем  возникают по ряду функции. Но, как  правило, только по ограниченному их кругу одновременно, поэтому отношения «руководитель — подчиненный» без связи с отношениями с другими членами коллектива не могут дать целостной картины управления.

   Главная цель включения человека в состав персонала организации — использование его способностей в процессе труда для получения конкретно-значимого для организации результата. Поэтому целесообразно в системе управления персоналом выделить целевые объекты. (см. таблицу 1).

   Использование результативности труда как объекта управления обусловлено рядом позиций

   1. Должны быть четко определены  критерии результативности и  их количественное выражение в экономических показателях, основой чего служат чаще всего различные нормы и нормативы.

   2. Должна быть установлена точная  зависимость между трудовыми  усилиями работника и экономическими результатами организации. Для персонала, занятого основными видами деятельности и непосредственно производящего конечный продукт, это в принципе возможно. Но за пределами указанного процесса остается большая доля работников, результативность труда которых зависит от множества факторов, в том числе и не зависящих от их трудовых усилий.

   3. Использование результативности  труда как объекта управления  персоналом предполагает его предсказуемость в рамках четко заданных технологий работы. Но современные закономерности развития показывают возрастание доли таких видов труда, где результат непредсказуем, а его достижение зависит от личностных качеств работника. Например, перевыполнение плановых заданий может привести к трудностям сбыта продукции.

   4. Результативность многих видов  труда проявляется лишь по  истечении определенного времени. Поэтому, используя этот объект управления, за пределами управленческих воздействий остается лишь труд работников, чьи результаты могут быть оценены лишь косвенно или в отдаленной перспективе, а использование показателей результативности конкретных работников (подразделений) может в ряде случаев входить в противоречие с целями организации.

   5. Ориентация на результативность  труда побуждает у работников  стремление к выполнению несложных функций, приносящих быстрый эффект. Между тем сложные функции в большинстве случаев являются важными для организации.

   6. Достижение одного и того же  результата возможно различными  путями, в том числе с использованием неэффективных методов (при выполнении работы самостоятельно или при помощи руководителя и коллег;традиционным путем или новым; под влиянием благоприятных или препятствующих работе внешних обстоятельств и т. д.).

   Выделение результативности в качестве целевого объекта управления персоналом в организации означает:

   — при планировании потребности в  персонале — сколько и каких  работников нужно предприятию для  достижения необходимых экономических  результатов;

   — при отборе персонала учитываются способности кандидата производить необходимый объем продукции

    при адаптации — основной является успешность именно профессиональной адаптации. Стимулирование будет тесно увязано с количеством труда работника и объемом произведенной продукции;

   — при развитии персонала — какие  качества следует развивать для повышения результативности;

   — при оценке — насколько результативен труд работника;

   — при трудовых перемещениях — где  в системе разделения труда способности работника будут применяться с большей экономической пользой для организации;

   — при организации труда — как рациональнее организовать рабочее место, определить состав функций для увеличения экономических результатов труда работника и пр.

   Суть  результативности труда как объекта  управления – в безусловном приоритете в системе управления персоналом экономической стороны трудовой деятельности. Персонал обезличивается и рассматривается узко, как один из экономических ресурсов, а его социальные характеристики если и принимаются во внимание, то только в той мере, в какой это необходимо для повышения производительности и эффективности труда.

   Для преодоления отмеченных выше недостатков в теории и практике управления персоналом выработаны показатели результативности труда, имеющие интегральный характер. В качестве оценочных показателей используются: совмещение профессий, расширение зон обслуживания, соблюдение трудовой и технологической дисциплины и др. Для учета личностных качеств и коллективного взаимодействия на отечественных и зарубежных предприятиях используются различные варианты показателя, известного как коэффициент трудового участия (КТУ), и коэффициента трудового вклада (КТВ). В этих интегральных, комплексных показателях коренным образом меняется внутреннее содержание результативности труда. Они учитывают не только экономическую сторону деятельности, но и поведенческий аспект, социальные взаимодействия персонала в процессе труда. 

   2.2. Менеджмент: необходимость учета психологических особенностей персонала.

   Составляющей  любого коллектива является отдельно взятая личность. В ходе экономической деятельности формируются сложные и многосторонние отношения между различными категориями работников. На производстве персонал — это люди со своим комплексом профессиональных и индивидуальных качеств, среди которых социально-психологические и профессионально-квалификационные характеристики человека занимают преимущественное положение. Именно поэтому в современных рыночных условиях человеческий фактор производства становится не только главным экономическим ресурсом, но и ключевым звеном эффективной деятельности всех предприятий, организаций и фирм с различными формами собственности.

     По определению психологов, характер личности и ее поведение в процессе трудовой деятельности во многом определяют такие факторы, как природные свойства человека, его индивидуально-психологические особенности, а также сформировавшаяся система потребностей, интересов и мотивов и, кроме того, применяемая на предприятии система управления персоналом и методы воздействия на работников.

     Природные свойства человека, в том числе активность, энергия, эмоциональность и многие другие качества, заложены в нем от рождения. По основным психологическим характеристикам любого человека можно отнести к экстравертам или интровертам. Экстравертов, которые большинство своих интересов сосредоточивают на восприятии внешнего мира, внешних объектов, характеризуют общительность в поведении, активность в действиях, социальная адаптированность, открытость, инициативность и др. Интровертов, которые уделяют повышенное внимание своим собственным интересам, своему внутреннему миру, характеризуют замкнутость, необщительность, социальная пассивность, склонность к самоанализу и переживаниям.

     В психологии для характеристики трудовой деятельности человека, индивидуальных особенностей личности, трудового поведения и эмоциональной стабильности обычно применяются четыре основных типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.11

     Люди холерического темперамента — активные, целеустремленные, эмоциональные, страстные, несдержанные, горячие, отважные, бескомпромиссные сотрудники. У них ослаблен инстинкт самосохранения и главенствуют инстинкты доминирования, сохранения достоинства и исследовательский подход. Самой природой они предназначены быть воинами, первопроходцами, исследователями, лидерами, а в целом — героями и рыцарями. Холерики обычно худощавого телосложения, выносливы, обладают сильной неуравновешенной («безудержной») нервной системой, поэтому бывают опрометчиво поспешны в словах и действиях, конфликтно несдержанны и поэтому часто оказываются в самой гуще событий. Для них характерны бурные реакции, открытость, резкие смены настроения, неровная работоспособность, неустойчивость и общая подвижность, рациональность.

Информация о работе Учет психологических особенностей в менеджменте