Требования к качеству управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 17:38, реферат

Краткое описание

Использование иерархии в принятии решений осуществляется большинством фирм с целью координации деятельности и усиления централизации в управлении.
Принятие УР – сложный организационный и психический процесс, который находится под влиянием ряда факторов, и главенствующую роль занимает личность руководителя. Также к факторам, оказывающим влияние на процесс разработки и реализации УР, относятся внешняя и внутренняя среда, в которой принимается решение, характеристика

Файлы: 1 файл

разр упр решений реферат.doc

— 46.50 Кб (Скачать)

Требования  к качеству управленческих решений

Управленческое решение - это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели.

Требования к качеству управленческих решений можно свести к следующему:

  • формулирование проблем, разработка и выбор решения должны быть сконцентрированы на том уровне иерархии управления, где для этого имеется соответствующая информация;
  • информация должна поступать от всех подразделений фирмы, находящихся на разных уровнях управления и выполняющих различные функции;
  • выбор и принятие решения должны отражать интересы и возможности тех уровней управления, на которые будет возложено выполнение решения или которые заинтересованы в его реализации;

-должна строго соблюдаться  соподчиненность в отношениях  в иерархии управления, жесткая  дисциплина, высокая требовательность и беспрекословное подчинение.

Принятие управленческих решений предполагает использование  таких факторов: иерархии, "целевых  межфункциональных групп; формальных правил и процедур, планов, горизонтальных связей.

Использование иерархии в принятии решений осуществляется большинством фирм с целью координации деятельности и усиления централизации в управлении.

Принятие УР – сложный  организационный и психический процесс, который находится под влиянием ряда факторов, и главенствующую роль занимает личность руководителя. Также к факторам, оказывающим влияние на процесс разработки и реализации УР, относятся внешняя и внутренняя среда, в которой принимается решение, характеристика

социальной группы, коллектива, на которые направлено решение. Т. е. для того, чтобы заниматься такими вопросами, как управление в организации, разработка и реализация УР и других, касающихся управления и организации, помимо знания дисциплины теория управления, потребуются знания в области психологии управления.

Во времена ускоренного  темпа хозяйственной деятельности предъявляются повышенные требования к мобильности руководителя и  коллектива. Разработка УР в таких  условиях требует высокой работоспособности, психической устойчивости, коммуникабельности, гибкости и неординарности мышления.

В настоящее время  существует множество психологических  теорий, проводятся исследования, которые  помогают понять всю суть и детали процессов управления. Одной из них является психологическая теория решений (ПТР). ПТР – это система мотивированных суждений, раскрывающих внутреннее содержание деятельности людей в процессе подготовки и принятия УР.

Предметом исследования ПТР является мыслительная деятельность ЛПР, а также роль мотивов и стимулов в его поведении, влияние эмоций и волевых качеств на процесс принятия решений.

Довольно часто, говоря о требованиях к управленческим решениям, смешивают понятия «качество» и «эффективность».

Рассматривая процесс принятия решений как последовательность двух взаимосвязанных, но, в то же время, самостоятельных стадий — разработки решения и его реализации — необходимо отметить в соответствии с этим две модификации управленческого решения: теоретически найденного и практически реализованного. По отношению к первому следует применять понятие качества, а ко второму — эффективность (вопросы оценки эффективности решений будут рассмотрены в теме 6). Таким образом, качество управленческого решения возможно и необходимо оценивать еще на стадии его принятия, не дожидаясь получения фактического результата, используя для этого совокупность характеристик, выражающих основные требования к решению. Другими словами, качество управленческого решения — это степень соответствия параметров выбранной альтернативы решения определенной системе характеристик, удовлетворяющая его разработчиков и потребителей и обеспечивающая возможность эффективной реализации. К числу таких характеристик следует отнести:

обоснованность;

своевременность;

непротиворечивость;

адаптивность;

реальность.

Рассмотрим их подробнее.

Обоснованность. Обоснованность решения  определяется, прежде всего, степенью учета как закономерностей функционирования и развития объекта управления, так  и тенденций развития экономики и общества в целом.

Другим важнейшим фактором, обусловливающим  обоснованность управленческого решения, является компетентность лица, принимающего решение (ЛПР). Менеджер может быть компетентным и в состоянии принять высококачественное решение, а также реализовать его эффективно лишь в том случае, если он обладает специальными знаниями в той области деятельности, которой руководит. Решение будет компетентным, если в нем достаточно полно отражены цели и задачи управления конкретным объектом в сочетании со знанием природы и специфики этого объекта, а также тенденций его развития во взаимодействии с окружающей средой. Кроме того, знание дела, конкретного объекта и решаемой проблемы должно дополняться знанием менеджмента и, в частности, теории принятия решений.

Необходимо также отметить, что  обоснованным может быть лишь то решение, которое принято на основе достоверной, систематизированной и научно обработанной информации, что достигается использованием научных методов разработки и  оптимизации решений.

Таким образом, обоснованность решения обеспечивается следующими основными факторами:

учетом требований объективных  экономических законов и закономерностей;

знанием и использованием тенденций  развития объекта управления;

наличием полной, достоверной и  научно обработанной информации;

наличием специальных знаний, образования  и квалификации у ЛПР;

знанием и применением ЛПР основных рекомендаций менеджмента и теории принятия решений.

Как видим, научная обоснованность управленческого решения требует  универсальности познаний ЛПР, что связано с нарастающей сложностью и все более комплексным характером решаемых проблем и последствий принимаемых решений. Очевидно, что удовлетворение этого требования приводит к все более широкому распространению коллегиальных форм принятия решений.

Непротиворечивость. Единство управления современными сложными организациями, осуществляемого глубоко специализированным аппаратом, не может достигаться  иначе, чем последовательностью взаимодополняющих, непротиворечивых частных решений, носящих целеполагающий, организующий, мотивирующий, контролирующий и регулирующий характер. То, чем в действительности руководствуются исполнители, обычно есть их обобщенное представление о решениях, заданиях, инструкциях и нормативах, доведенных до них разными органами управления и менеджерами и в разное время. Положение осложняется тем, что прогнозные сценарии развития объекта управления, как правило, отсутствуют, и аппарат управления реагирует только на текущие проблемы.

Кроме того, каждый менеджер, принимая решение, преследует и свои собственные цели и интересы, что  требует оценки каждого из разрабатываемых  решений с позиции интересов  организации в целом. Все это  свидетельствует об огромной важности непротиворечивости и согласованности управленческих решений.

При этом следует различать  непротиворечивость внутреннюю и внешнюю. Под внутренней непротиворечивостью  понимается соответствие целей и  средств их достижения, а также  соответствие сложности решаемой проблемы и методов разработки решения. Непротиворечивость внешняя — преемственность решений, их соответствие стратегии, целям организации и ранее принятым решениям (действия, необходимые для реализации одного решения, не должны мешать выполнению других). Достижение сочетания этих двух условий и обеспечивает согласованность и непротиворечивость управленческого решения.

Своевременность. Качество решения многих проблем очень  часто определяется его своевременностью. Даже оптимальное решение, рассчитанное на получение наибольшего экономического эффекта, может оказаться бесполезным, если будет принято поздно. Более того, оно может даже принести определенный ущерб. Таким образом, фактор времени оказывает существенное влияние на содержание управленческого решения.

Если необходимость  обоснованности и непротиворечивости решения увеличивает время, затрачиваемое  на его разработку, требование своевременности, оперативности, напротив, существенно  ограничивает этот период.

Адаптивность. Фактор времени, существенно влияющий на процесс принятия решений, диктует необходимость выполнения еще одного условия, определяющего качество управленческого решения, — адаптивности. Не следует забывать, что решение всегда носит временный характер. Срок его эффективного действия может быть принят равным периоду относительной стабильности проблемной ситуации, на разрешение которой оно направлено, и за пределами этого периода решение может превратиться в свою противоположность — не способствовать разрешению проблемы, а обострять ее. В связи с этим окончательное разрешение проблемы «раз и навсегда» не представляется возможным и качество выбранной альтернативы следует оценивать с учетом того, что через некоторое время, возможно, придется корректировать действующее или принимать новое решение. Управлять нужно так, чтобы оставалась определенная свобода выбора решений в будущем, когда ситуация изменится и будет разрабатываться новое решение. Между тем, недостаток многих решений в том и заключается, что они не учитывают необходимости подобной адаптации и носят излишне «жесткий» характер.

Реальность. Решение должно разрабатываться и приниматься  с учетом объективных возможностей организации, ее потенциала. Другими  словами, материальные возможности, ресурсы  организации должны быть достаточны для эффективной реализации выбранной альтернативы.

Итак, управленческое решение  может считаться качественным, если оно отвечает всем перечисленным  выше требованиям. Причем речь идет именно о системе условий, т.к. несоблюдение хотя бы одного из них приводит к дефектам качества решения и, следовательно, к потере эффективности, трудностям или даже невозможности его реализации.

Разработка, принятие и  реализация решений являются концентрированным  выражением самой сущности управления.

Решение — это выбор альтернативы. Необходимость принятия решений объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах процесса управления и составляет часть любой функции менеджмента.

Принятие решений в  организациях (т.е. управленческих решений) имеет ряд отличий от выбора отдельного человека, т.к. является не индивидуальным, а групповым процессом.

На характер принимаемых  решений огромное влияние оказывает  степень полноты и достоверности  информации, которой располагает  менеджер. В зависимости от этого решения могут приниматься в условиях определенности (детерминированные решения) и риска или неопределенности (вероятностные решения).

Комплексный характер проблем  современного менеджмента требует  и комплексного, всестороннего их анализа, т.е. участия группы менеджеров и специалистов, что приводит к расширению коллегиальных форм принятия решений.

Качество управленческого  решения возможно и необходимо оценивать  еще на стадии его разработки, не дожидаясь получения фактического результата.

Основными характеристиками качества управленческих решений являются: обоснованность, своевременность, непротиворечивость, адаптивность, реальность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Андрейчиков А.В., Андрейчикова  О.Н. Анализ, синтез, планирование решений. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 368 с.

2. Балдин К.В. «Управленческие  решения», М.: «Дашков и К», 2007. -- 496 с.

3. Глущенко В.В., Глущенко  И.И. Разработка управленческого  решения. Прогнозирование - планирование. Теория проектированяи экспериментов. М.:Крылья, 2006- 400 с.

4. Карданская Н.Л. Принятия управленческого  решения. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 407 с.

5. Литвак Б.Г Управленческие  решения. - М.: Экмос, 2003. - 248 с.


Информация о работе Требования к качеству управленческих решений