3. Руководитель должен
быть хорошим психологом, разбираться
в людях, учитывать особенности
своих подчинённых при общении
с ними. Кроме того, коммуникабельность
менеджера и умение общаться
с людьми будут полезны при
внешних контактах. Руководитель должен
соблюдать по отношению к подчинённым
полную вежливость. Любое, пусть самое
строгое замечание не должно быть грубым
потому, что грубость раздражает человека
и притупляет его самолюбие, и тогда он
с меньшим рвением относится к делу. Точно
также руководитель не может позволить
себе насмешки в отношении подчинённых.
Это, одной стороны, вызывает озлобление,
а с другой - даёт право на фамильярность,
подрывающую авторитет начальника".
В случае разногласия или споров между
служащими решение со стороны начальника
должно быть беспристрастным и проводится
с полной последовательностью и настойчивостью.
Только справедливость может внушить
доверие подчинённым, тогда как пристрастие
к "любимцам" неизбежно влечёт за
собой неприязненное отношение и к руководителю,
и к руководимому им делу.
Руководитель должен уделять
внимание созданию положительного психологического
климата в коллективе, что способствует
более эффективной работе.
Кроме того, руководителю необходимо
установить равновесие между формальными
и неформальными отношениями в коллективе,
наиболее рационально разделить выполняемые
функции, определить круг прав и обязанностей
каждого члена организации, ввести необходимые
нормы и в нужной степени регламентировать
действия персонала.
В тоже время необходимо учитывать
неформальные отношения, сложившиеся
между людьми на основе их личных симпатий
и антипатий. Руководитель должен поддерживать
статус не просто формального начальника,
но и умелого профессионального руководителя,
которого ценят и уважают в коллективе.
Управляющий должен с максимальной пользой
использовать других неформальных лидеров,
делать акцент на делегирование полномочий.
У каждого члена трудового коллектива
должен быть чётко очерчен круг его функций,
за выполнение которых он и ответствен.
Если же руководитель стремится сделать
всё сам, если ему постоянно некогда, то
у него неизбежно плохо организованно
дело.
4. Руководитель должен
стимулировать инициативность работников,
принимать во внимание новые
идеи и мысли по рационализации,
уметь слушать критику в свой
адрес. В этой связи весьма
полезен опыт американских директоров,
которые среди утренних часов
работы специально выделяют час,
посвящённый совещанию со своими
верхушечными сотрудниками. Чаще
всего такие совещания проходят
в виде докладов по отделу,
делаемых в присутствии заведующими
отделами. Главная задача - не контроль,
а совет и наставление. Обсуждение вопросов
на заседаниях внутренних советов вырабатывает
у руководителей важные для организации
умения - способность создавать и излагать
собственное понимание сложных вопросов,
усваивать другие точки зрения и быть
при этом настойчивым, убедительным и
открытым. Опыт работы во внутренних советах
улучшает стиль управления подразделениями
компании.
5. Для того чтобы быть
уважаемым в коллективе, руководитель
должен обладать высокими моральными
качествами: честность, неподкупность,
трудолюбие, справедливость по отношению
к подчинённым. К сожалению, уровень
заработной платы в нашей стране
не способствует борьбе с коррупцией.
Однако необходимо помнить, что
во многих странах мира неподкупность
и объективность специалистов ценится
очень высоко. Так, в Германии говорят,
что по честности аудитор стоит на втором
месте после священника. А в Китае сочетание
высоких моральных качеств с профессионализмом
является основой и традицией кадровой
политики. Притом китайцы всегда ставят
на первое место моральные качества: "Наш
народ может снисходительно относиться
к тем должностным лицам, которые имеют
высокие моральные качества, но уступают
по уму и таланту. Однако он не уважает
тех, кто обладает профессионализмом,
но морально не на высоте. А нечистоплотных
и бездарных чиновников просто презирают,
даже ненавидят. Любой подчинённый хочет
быть избавлен от такого начальника".
6. В условиях кардинальных
перемен, в том числе в технике
и технологии, на первое место
в области управления выдвигаются
вопросы повышения уровня компетентности
управленческого персонала. Особое
внимание уделяется отбору и переподготовке
новых руководителей на всех предприятиях.
Тотальная аттестация руководителей позволяет
освободить кадровый состав от некомпетентных
сотрудников, а также обеспечивает непрерывное
повышение квалификации персонала управления.
Также в последнее время уделяется
большое внимание переподготовке менеджеров.
Существует тип курсов, который включает
в себя Т-группы или обучение чувствительности.
В течении нескольких дней участники собираются
в группу и исследуют отношения между
членами этой группы. Основная идея курса
- улучшить восприятие других людей и прийти
к пониманию себя, тем самым пропагандируя
более тонкий, чувствительный подход к
руководству. Многие, однако, находят подобный
опыт неприятным, поскольку он может привести
к открытию фактов, о которых люди предпочли
бы умолчать.
Частично из-за сомнений в эффективности
лекционного подхода к развитию менеджеров
в последние годы стало популярным ролевое
обучение. Здесь руководители сталкиваются
с реальными проблемами, которые возникли
в какой-либо организации. Теоретически,
концентрируясь на решении этих задач,
можно улучшить свои способности по решению
проблем.
Другой подход, популярный в
настоящее время - наставничество. Здесь
начинающий руководитель прикрепляется
к опытному и добившемуся руководителю
- наставнику, который служит для ученика
образцом. Преимущество наставничества
в том, что оно облегчает развитие личных
качеств и управленческих навыков, которым
нельзя научиться на лекциях. Для того,
чтобы наставничество было успешным, необходимо
установить хорошие отношения. Люди, которые
отвечают за развитие менеджеров, должны
полностью отдавать отчёт в том, какие
качества необходимы для управления и
какими качествами должен обладать руководитель.
Заключение
Делая вывод можно сказать что, Эффективные
руководители – это люди, прекрасно осознающие
свои личностные достоинства и недостатки.
Осознавая их, они стараются максимально
использовать свои достоинства и свести
к минимуму последствия своих недостатков.
Самовоспитание - это выработка в себе
соответствующих личностных качеств,
и начинается она с осознания своих недостатков,
стереотипов сознания, заблуждений, внутренних
барьеров, преград и их преодолений. Эффективный
руководитель действует по плану, в котором
предусмотрены все его главные действия,
его отношение с подчинёнными, а также
выделено время на обдумывание перспективных
вопросов и время на повышение своей квалификации.
Он трезво оценивает результаты своей
деятельности и признаёт свои ошибки.
Внимательно выслушивает любую критику
и предложения подчинённых. Руководитель,
пренебрегающий справедливыми критическими
замечаниями, неизбежно противопоставляет
себя коллективу и, в конечном счёте, теряет
возможность эффективно управлять. Основой
подлинного авторитета руководителя являются
знания и умения, принципиальность и человечность,
смелость и решительность, так как ничто
так не компрометирует руководителя, как
безынициативность и трусость, боязнь
ответственности и постоянное ожидание
указаний свыше, что и как делать. Не существует
«плохих» или «хороших» стилей управления.
Конкретная ситуация, вид деятельности,
личностные особенности подчиненных и
др. факторы обусловливают оптимальное
соотношение каждого стиля и преобладающий
стиль руководства. Изучение практики
руководства организациями свидетельствует,
что в работе эффективного руководителя
в той или иной степени присутствует каждый
из трех стилей руководства.
Говоря о психологическом портрете эффективного
руководителя, нельзя ограничиться списком
качеств, так как есть факторы, которые
влияют на становление личности руководителя
как эффективного управленца. Стиль руководства,
наиболее соответствующий ситуации и
предпочитаемый подчинёнными зависит
от личных качеств подчинённых и требований
со стороны внешней среды. Если у подчинённых
наблюдается большая потребность в самоуважении
и принадлежности, то стиль поддержки
(ориентированный на человеческие отношения)
будет самым подходящим. Если же у подчинённого
существует потребность в автономии и
самовыражении, он предпочитает инструментальный
(ориентированный на задачу) стиль.
Поэтому невозможно описать универсальный
психологический портрет эффективного
руководителя без рассмотрения специфики
сферы деятельности, особенностей управляемого
коллектива и тех задач, которые предстоит
решить руководителю.
Список литературы
- Потемкин В.К. Управление персоналом: Учебник
для вузов.– СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.– 340 с.
- Пугачев В. П. Руководство персоналом
организации: Учебник/В. П. Пуга-
чев. — М.: Аспект Пресс, 2002.— 279 с.
- Столяренко Л. Д. Психология делового общения
и управления. Учебник / Л. Д. Столяренко.
— Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 416 с.
- Веснин В. Р. Менеджмент : учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 504 с.
- Управление персоналом_Дуракова И.Б, Волкова Л.П. и др_ Учебник_ М.: ИНФРА-М, 2009 -569с.