Типы организационных структур

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:58, курсовая работа

Краткое описание

Структура организации это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. Понятие организационной структуры включает в себя не только выполняемые внутри нее задания, но и координируемую сотрудниками деятельность за пределами организации. Считается, что организация существует во внешней среде, которая формирует ее стратегию, технологию, масштаб и уровень нововведений. Эти ситуационные факторы, в свою очередь, определяют необходимую структуру, то есть структуру, которую должна принять организация для обеспечения производственной деятельности.
Цель данной курсовой работы состоит в исследовании видов организационных структур предприятий.

Оглавление

Введение
1. Понятие организации и организационной структуры
2. Классификация организационных структур
2.1. Виды организационных структур
2.2. Механистические ОРГструктуры
2.2.1. Линейная оргструктура
2.2.2. Линейно-штабная оргструктура
2.2.3. Линейно-функциональная оргструктура
2.2.4. Функциональная оргструктура
2.2.5. Дивизиональная оргструктура
2.3. Органистические оргструктуры
2.3.1. Проектные оргструктуры
2.3.2. Матричные оргструктуры
2.3.3. Многомерные оргструктуры
3. анализ и Сравнение организационных структур
4. Анализ организационной структуры ЗАО НПО «ЭкоПром»
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Типы организационных структур.doc

— 907.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение

 

1. Понятие организации и организационной структуры

 

2. Классификация организационных структур

              2.1. Виды организационных структур

              2.2. Механистические ОРГструктуры

                            2.2.1. Линейная оргструктура

2.2.2. Линейно-штабная оргструктура

2.2.3. Линейно-функциональная оргструктура

2.2.4. Функциональная оргструктура

2.2.5. Дивизиональная оргструктура

              2.3. Органистические оргструктуры

2.3.1. Проектные оргструктуры

2.3.2.  Матричные оргструктуры

2.3.3. Многомерные оргструктуры

3. анализ и Сравнение организационных структур

 

4. Анализ организационной структуры ЗАО НПО «ЭкоПром»

 

Заключение

 

Список используемой литературы

 

Приложения
ВВЕДЕНИЕ

Через преодоление очень сложных проблем, с большими трудностями наша страна осуществила переход к рыночной экономике, что затронуло предприятия всех форм собственности.

Ранее руководители даже не задумывались о конкуренции, повышении эффективности, увеличение прибыли, так как предприятия являлись собственностью государства. Разработка организационной структуры системы управления, подходы к распределению обязанностей, принципы создания перспективной организации играют огромное значение. Поэтому значительное внимание уделяется совершенствованию организационной структуры системы управления на предприятии.

Объектом рассматриваемым в ходе выполнения данной курсовой работы является предприятие ЗАО НПО «ЭкоПром».

Эта организация начала свою деятельность еще с 2000 г. как научно-производственное объединение. И только в  2009 г. была преобразована в закрытое акционерное общество. Численность предприятия  на 2010 г. составляет 180 человек. 

Основными видами и направлениями деятельности являются:

                    изучение влияния на экологическую обстановку региона деятельности производственных предприятий;

                    разработка программных методов и средств по снижению негативного влияния на экологическую обстановку региона;

                    производство, гарантийный ремонт и обслуживание средств по снижению и борьбе с негативным воздействием на экологическую обстановку региона.

Структура организации это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. Понятие организационной структуры включает в себя не только выполняемые внутри нее задания, но и координируемую сотрудниками деятельность за пределами организации. Считается, что организация существует во внешней среде, которая формирует ее стратегию, технологию, масштаб и уровень нововведений. Эти ситуационные факторы, в свою очередь, определяют необходимую структуру, то есть структуру, которую должна принять организация для обеспечения производственной деятельности.

Цель данной курсовой работы состоит в исследовании видов организационных структур предприятий.

Задачами работы являются:

                    Раскрытие понятия организации и организационной структуры;

                    Изучение классификации видов и типов организационных структур предприятий различных форм собственности;

                    Определение факторов, оказывающих влияние на выбор той или иной организационной структуры управления на предприятии;

                    Анализ и сравнение типов организационных структур.

Методической и информационной базой исследования являются учебные пособия отечественных и зарубежных ученых в области экономической теории, финансов хозяйствующих субъектов, менеджмента организации, стратегического и оперативного управления предприятиями, а также финансовая отчетность объекта исследования.

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Во введении отражена актуальность темы работы и краткое ее описание, основная часть посвящена достижению целей и решению поставленных задач, а в заключении обобщены результаты исследования и сделаны выводы.

 


1. Понятие организации и организационной структуры

Организация — пространственно-временная структура производственных факторов и их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.

Организация обладает следующими общими признаками:

                                          определение ее характера кадрами и менеджером;

                  объединение процессов, которые без этого взаимодействуют нецеленаправленно или неэффективно;

                  сохранение как предварительно запланированного порядка процесса, так и оперативного, зависящего от ситуации реагирования работника и менеджера. Незапланированные действия предполагают установление ответственности в менеджменте;

                  определенная, зависящая от процесса гибкость, что обеспечивает функционирование системы в изменяющихся условиях;

                  единство рабочих процессов и процессов управления как результата разумного разделения труда.

Организация — единство состояния и процесса, так как она обеспечивает стабильные организационные решения, но является сама лишь относительно стабильной вследствие постоянного развития внешней и внутренней среды фирмы.

Существуют три главных этапа построения любой организации:

1.                  Определение характера выполняемой работы – это постановка задач, расчет необходимого объема работ для решения поставленных задач, устранение бесполезной работы и дублирования, разработка самого процесса, проверка (чтобы не опустить важную составляющую часть работы).

2.                  Распределение работ между отдельными элементами менеджмента – это установление норм, стандартов (например, расчет допустимого объема должностных обязанностей для каждого руководителя любого уровня); технические приемы в рамках научных методов управления (например, анализ рабочего времени, изучение методов и организации труда и т. п.); установление полного сотрудничества всех лиц, работающих в рамках организации.

3.                  Классификация элементов менеджмента, построение логических групп. В данном вопросе важно, чтобы элементы управления были сгруппированы согласно виду выполняемой работы, а не по другим критериям (например, вокруг пользующихся авторитетом руководителей). Этот способ известен как "принцип ориентации".

Распределение производственных обязанностей и формирование логических групп должны неизбежно привести к созданию отделов (подразделений), то есть коллективов людей, выполняющих некоторую аналогичную работу, как правило, под единым руководством.

Структура управления обеспечивает выполнение общих и конкретных функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления.

Организационная структура управления – это внутреннее строение любой производственно-хозяйственной системы, то есть способ организации элементов в систему, совокупность устойчивых связей и отношений между ними. Оргструктура является не только основой существования количественно определенной системы управления, но и формой, в рамках которой протекают изменения, зреют предпосылки для перехода системы в целом в новое качество. Вместе с тем она является наиболее консервативным элементом системы управления. Этот консерватизм объясняется не только тем, что изменения структуры управления затрагивают интересы целых коллективов, но и объективными требованиями сохранения устойчивости системы.

Организационная структура – это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы работающие в ее рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели.

Организационная структура – это способ группировки работ и проведения линии подчинения, объединяющий работы.

При изучении и разработке организационных форм управления многие исследователи и практики ограничиваются установлением номенклатуры органов управления, их линейной подчиненности и численного состава, а отношения и связи этих органов практически не рассматриваются. Но ведь при одном и том же составе компонентов системы могут использоваться различные организационные отношения и организационные механизмы.

Организационная структура аппарата управления — форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения, должностные лица наделяются определенными правами на распоряжение ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за ним функций.

Организационная структура — это те элементы, из которых состоит организация и способы взаимодействия между элементами, в нее входящими.

Структура не есть нечто раз и навсегда данное. Она постоянно развивается. Структура организации – это совокупность методов разделения процесса труда на конкретные рабочие задания и координации их выполнения. Структура управления рассматривается как необходимая форма реализации функций управления.

Организационная структура регулирует:

                                          разделение задач по отделениям и подразделениям;

                                          их компетентность в решении определенных проблем;

                                          общее взаимодействие этих элементов.

Решение об организационной структуре принимается руководством высшего звена, а проектирование структуры базируется на стратегических планах организации. Зачастую структура компаний складывается скорее под воздействием времени, чем в результате целенаправленных усилий по ее совершенствованию.

При анализе и проектировании организаций следует рассматривать отношения их элементов, структуру, а также механизм взаимодействия этих элементов в рамках определенных целей и заданной структуры организации. Организационная структура и организационный механизм во всем многообразии их проявлений образуют организационные формы управления.

Организационное проектирование включает следующие этапы:

1. Департаментализация – процесс деления организации на отдельные блоки, которые могут называться отделами, отделениями или секторами. Особую значимость приобретает вопрос о том, как разделить деятельность сотрудников организации по горизонтали и вертикали (по горизонтали - какие задачи должна решать каждая структурная единица; по вертикали - на какой ступени иерархической структуры должны приниматься важнейшие решения). Каждый   должен   иметь   такой   объем   полномочий,   который необходим для решения поставленных перед ним задач.

Существуют централизованные и децентрализованные организации.

Централизованные – организации, в которых руководство оставляет за   собой   большую часть полномочий для принятия важнейших решений.

Децентрализованные – организации, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления.

2. Установление соотношения полномочий различных должностей, установление цепей команд, дальнейшее их деление на более мелкие подразделения.

3. Определение должностных обязанностей.

Регулярное воспроизведение таких видов деятельности, как распределение заданий, руководство и координация действий сотрудников, формирует структуру организации, а потенциальная возможность различных их комбинаций объясняет различия организационных структур.


2. Классификация организационных структур

2.1. Виды организационных структур

Объективные факторы и условия определяющие разнообразие организационных структур:

                  размер деятельности предприятия (малое, среднее, крупное);

                  специализация на выпуске одного вида продукции или широкой номенклатуры изделий различных отраслей;

                  характер выпускаемой продукции (тип производства);

                  сфера деятельности предприятия (организация на местный, национальный или внешний рынок);

                  масштабы заграничной деятельности и формы ее осуществления;

                  вид монополистического объединения (концерн, финансовая группа, холдинг).

Помимо перечисленных факторов, влияющих на выбор ограниченной структуры, можно отметить динамизм внешней среды, технологию, отношение к организации руководителей и сотрудников. Динамизм внешней среды является очень сильным факторам, определяющим, какую организационную структуру должна выбирать организация. Если внешняя среда стабильна, то организация может с успехом применять механистические организационные структуры.

Возникновение организационной структуры связано с процессом разделения и специализации труда по горизонтали и вертикали. Специализированное разделение труда представляет закрепление данной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого. Во всех организациях, за исключением самых малых, имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Если организация достаточно велика по размеру, специалистов обычно группируют вместе в пределах функциональной области. Выбор функциональных областей определяет основную структуру организации и в значительной степени – возможности ее успешной деятельности. Не менее важно и то, как осуществляется вертикальное разделение труда. Вертикальное разделение труда представляет отделение работы по координации от непосредственного выполнения заданий. Оно необходимо для успешной групповой работы. Преднамеренное вертикальное разделение труда в организации дает в результате иерархию управленческих уровней. Центральной характеристикой этой иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также подчиненностью и директивными отношениями. Горизонтальное разделение осуществляется по отраслевым признакам. Оно может быть ориентировано:

Информация о работе Типы организационных структур