Теория управления затратами на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 09:15, реферат

Краткое описание

Данная работа состоит из двух частей: теоретической и практической. В теоретической части раскрыт вопрос «Задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа себестоимости продукции и издержек обращения».
Практическая часть представляет собой решение ряда задач по данной области экономического анализа.
В заключение всего представлены итоги и выводы, полученные в результате изучения, исследования и осуществления расчетов по имеющимся и полученным данным.

Файлы: 1 файл

работа.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

       Издержки  обращения возмещаются за счет доходов  от торговой деятельности. Другие виды расходов возмещаются или за счет финансовых результатов (прибыли до уплаты налогов) или за счет прибыли, остающейся в распоряжении торгового  предприятия.

       В предприятиях торговли оптимизация издержек обращения также актуальна, но не стоит забывать о качестве обслуживания покупателей. Торговое предприятие – это сфера обслуживания и основные затраты, помимо расходов на транспорт, рекламу и содержание задний, это затраты на заработную плату. Можно пойти на уменьшение затрат по расходам на персонал, но это может отразиться на выкладке товара в магазине, его упаковке, передачи покупателю. Также количество кассиров – их недостаточное количество может провести к образованию очередей, недовольству покупателей, а, как следствие, потери покупателей. 

       3.1. Общая характеристика анализа издержек обращения

       Анализ  издержек обращения торгового предприятия  является предпосылкой их экономически обоснованного планирование на будущий  год. Задачей анализа издержек обращения является изучение текущих затрат за ряд лет. Анализ издержек обращения направлен на выявление возможностей повышения эффективности работы торгового предприятия за счет более рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов в процессе осуществления актов купли – продажи товаров и организации торгового обслуживания потребителей.

       Полный  анализ издержек обращения необходимо проводить не реже одного раза в  квартал, а неполный – ежемесячно. При этом целесообразно ежедневно, в крайнем случае еженедельно, сравнить произведенные затраты с допустимыми, нормативными, прогнозируемыми, а также с индексами объемов продаж, валовых доходов, прибылью. Анализ ежемесячных отклонений занимает первое место среди срочных работ, выполняемых в конце месяца. Он включает три этапа: обнаружение отклонений и их денежную оценку; установление причин, вызвавших эти отклонения; распределение ответственности. 

       3.1.1.  Задачи анализа издержек обращения

       Задачи анализа издержек обращения состоят в том, чтобы дать общую оценку выполнения плана издержек обращения как в целом, так и в разрезе статей, установить факторы и размеры их влияния на уровень издержек обращения и разработать мероприятия по мобилизации выявленных резервов в ходе анализа.

       В ходе анализа выявляют факторы, закономерности и тенденции, повлиявшие на изменение  издержек обращения в базисом  периоде, и определяют их возможное  влияние в планируемом году; выявляют непроизводственные расходы и потери; изыскивают резервы экономии расходов для их учета в планируемом году.

       Задачами  полного анализа издержек обращения  является определение:

  • ожидаемых (фактических) уровней выполнений плана издержек обращения и суммы затрат по общему уровню и по отдельным статьям,
  • динамики и степени выполнения пана по издержкам,
  • размера и темпа изменения фактического (ожидаемого) уровня издержек обращения по сравнению с плановым уровнем,
  • величины экономии или перерасхода средств по общему уровню и отдельным статьям,
  • изменений размера влияния основных факторов на отклонение фактических затрат от плановых,
  • изменений в издержках обращения подведомственных предприятий,
  • издержкоемкости отдельных видов товаров, размера различий в сравнении с издержками конкурентов.
 

       3.1.2.  Основные направления анализа издержек обращения

       Уровень издержек обращения характеризует  издержкоемкость осуществления  торговой деятельности. Он может быть рассчитан, как на весь объем товарооборота  предприятия, так и по отдельным  товарным группам. Анализ издержек обращения  необходимо проводить, как по абсолютному, так и по относительным показателям.

       Анализ  начинается с определения абсолютной суммы экономии (перерасхода) издержек обращения.

       Аэк.пер=И1-И0,

где Аэк.пер  – сумма абсолютной экономии (перерасхода) издержек обращения, тыс. руб., И1 – фактическая сумма издержек обращения отчетного года, тыс. руб., И0 – плановая сумма издержек обращения отчетного года или фактическая сумма базисного года, тыс. руб..

       Расчет  абсолютной суммы экономии (перерасхода) издержек обращения должен быть дополнен расчетом относительной экономии (перерасхода). Для определения относительного отклонения следует скорректировать базисное значение издержек обращения на фактический объем товарооборота отчетного года. При этом следует учитывать условное деление издержек обращения на переменные и постоянные:

       Искор0=Ипост0+РТО1*Упер0/100,

где Ипост0 – условно-постоянные издержки обращения  базисного года, в тыс. руб., Искор0 – базисная сумма издержек обращения  скорректированная на фактический  товарооборот отчетного года, тыс. руб., Упер0 – уровень условно переменных издержек обращения базисного года,%, РТО1 – фактический объем розничного товарооборота отчетного года.

       Сумма относительной экономии (перерасхода) издержек обращения представляет собой  разницу между фактическими издержками отчетного года и базисными скорректированными издержками.

       Оэк.пер=И1-Искор0.

       При проведении анализа издержек обращения  определяется размер и темп изменения  их уровня:

       Уи=Уи1-Уи0,

где Уи – размер изменения уровня издержек обращения, %.

       Уи1 и Уи0 – соответственно отчетный и базисный уровни издержек обращения, %.

       Ти= (Уи/(Уи0*100)),

где Ти – темп изменения уровня издержек обращения

       Изменение розничных цен влияет, прежде всего, на изменение уровня издержек обращения. Изменение розничных цен на сумму  затрат по некоторым статьям издержек обращения не оказывает влияния, но их уровень снижается с ростом цен. Скорректированный на индекс цен уровень издержек обращения торгового предприятия за отчетный год можно рассчитать:

       Ускор.1=Ун/З1+(Изав1*100)/(РТО1/Ир),

где Ускор1 – скорректированный отчетный уровень  издержек обращения, %, Изав1 – сумма  зависимых от изменения цен издержек обращения отчетного года, руб., Ир – индекс цен, РТО1 – фактический  объем розничного товарооборота.

       Стратегическая  модель управления издержками, направленная на их оптимизацию, предусматривает необходимость обеспечения следующей пропорции в темпах роста прибыли, товарооборота и затрат.

       Разница между фактической и плановой суммой издержек обращения (или в  динамике) представляет собой абсолютную экономию (перерасход). Однако на основе абсолютных отклонений нельзя объективно оценить выполнение плана по издержкам обращения. С перевыполнением плана товарооборота растет сумма издержек обращения, и, наоборот, уменьшение объема товарооборота, как правило, приводит к их абсолютной экономии. Анализ выполнения плана по издержкам обращения следует увязывать с объемом товарооборота, то есть изучать из не по общей сумме, а по относительному уровню (в процентах к обороту), для чего вычисляют следующие показатели.

       По  итогам анализа составляется пояснительная  записка, содержащая конкретные рекомендации по управлению издержками и ликвидации нерациональных текущих затрат в  торговле. 

       3.1.3. Информационное обеспечение анализа издержек обращения

         Анализ издержек обращения проводится по данным бухгалтерской и статистической отчетности, материалам текущего бухгалтерского учета, первичных документов, внеучетных источников информации и личных наблюдений.

       Анализ  издержек обращения проводится по данным статистическим и бухгалтерской отчётности, материалам текущего учёта, первичным документам, внеучётным источникам информации и личным наблюдениям. Основной источник анализа издержек обращения – квартальный и годовой «Отчёт о сведениях о торговой деятельности, котором показаны фактические суммы расходов по отдельным статьям и в целом по торговому предприятию. Месячные данные об издержках обращения можно получить из регистров аналитического учёта. Для изучения причин отклонения от плана по издержкам обращения используют данные первичных документов (товарно-транспортные накладные, расчётно-платежные ведомости и др. материалы проверок, обследований, личных наблюдений). 

       3.2. Выводы по издержкам обращения

       Проведение анализа в современных условиях прогрессирующей инфляции и роста цен, весьма затруднённо и носит условный характер, что в свою очередь даёт приблизительные результаты.

       Понимание сущности издержек обращения и их всесторонний анализ играют важную роль в осуществлении оперативного руководства книготорговым предприятием, контроля за выполнением плана поставок и плана товарооборота, за использованием  денежных средств, за состоянием расчетов и кредитных отношений, за сохранностью товарно-материальных ценностей, за выполнением плана по труду, заработной плате, прибыли и рентабельности.  Они призваны также способствовать проведению строжайшего режима экономии, снижению материальных, трудовых и денежных затрат, выявлению внутренних резервов и возможностей, внедрению и осуществлению принципов хозрасчета в каждом книготорговом предприятии.

       Кроме того, именно издержки обращения выступают основным фактором конкурентоспособности предприятия, а значит – условием его выживания и роста. Цель любой фирмы – минимизация издержек и максимизация полученной прибыли. Поэтому снижение величины затрат в условиях рыночной экономики является одной из важнейших задач системы управления предприятием.

Информация о работе Теория управления затратами на предприятии