Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 23:34, курсовая работа
В современных условиях ведения бизнеса становится очевидным, что предприятия и компании для выживания и сохранения долгосрочной конкурентоспособности должны постоянно корректировать свою деятельность с учетом требований окружающей действительности. Новые условия ведения бизнеса предполагают постоянную готовность к переменам.
Внешняя среда организации меняется все быстрее и все более непредсказуемо. Но при этом каждое изменение несет не только угрозы, но и новые дополнительные возможности для достижения будущего бизнес-успеха.
Введение.
1. Диагностика финансового состояния предприятия
2. Задачи, содержание и особенности разработки финансового плана предприятия
3. Современные подходы к разработке стратегии финансового оздоровления предприятия
4.Стратегия и тактика финансового оздоровления
Заключение.
Список литературы.
Организациям необходимы стратегии, чтобы видеть путь достижения своих целей и выполнения миссии. Разработка стратегии всегда вращается вокруг вопросов:
Стратегия необходима как всей компании в целом, так и отдельным ее связующим звеньям. Научные исследования, продажа, маркетинг, финансы, трудовые ресурсы и т.д. – важные составные части стратегии.
Основной внешней причиной частого возникновения кризисов предприятий и организаций, их короткого жизненного цикла является высокая нестабильность условий среды, в которой они действуют. Изменения факторов внешней среды приводят к необходимости изменения существующих и созданию новых стратегий организаций. В экономической литературе понятие стратегии, которое И. Ансофф считает трудноуловимым и несколько абстрактным, определяется как всесторонний план действий, направленных на достижение стоящих перед организацией целей или как правила (т. е. основные направления) формирования таких действий.
Финансовая стратегия компании представляет собой сложную многофакторно – ориентированную модель действий и мер, необходимых для достижения поставленных перспективных целей в общей концепции развития в области формирования и использования финансово-ресурсного потенциала компании.
В общей схеме экономического регулирования финансовая стратегия должна рассматриваться как компонент общей стратегии компании в ряду с производственной, инновационной, инвестиционной, маркетинговой и другими видами стратегических решений.
Формулирование финансовой стратегии становится особенно необходимым при скачкообразных изменениях факторов внешней среды. «Если у организации в такой ситуации нет единой стратегии, то… это приведет к конфликтам, задержит переориентацию фирмы и сделает ее работу неритмичной, неэффективной. Может обнаружиться, что переориентация начата слишком поздно, чтобы гарантировать фирме выживание. Оказавшись перед лицом подобных сложностей, фирма должна решить проблемы… выработки и реализации стратегии».
Этому содействует основополагающий тезис теории Шумпетера, согласно которому волна активизации инноваций в хозяйственной системе происходит в период ее кризиса, когда мелкие изменения в рамках сложившейся системы управления хозяйственными субъектами не дают результатов. Это, в частности, означает, что во время кризиса необходимо изменение существующих стратегий субъектов рынка, т. е. применение ими новых антикризисных стратегий. Таким образом, стратегия в момент кризиса становится жизненно важным и необходимым управленческим механизмом.
Освещая процесс разработки финансовой стратегии, необходимо выявить грани управленческого плана роста предприятия, которые определяют позиции на рынке и закладывают основу для успеха в будущем.
С учетом высокой степени инновационности финансовых инструментов, которыми оперирует компания, выделяют ряд организационно-структурных компонентов финансовой стратегии и развития компании:
Стратегия организации должна постоянно развиваться. Не всегда удается продумать заранее все до мелочей и затем долгое время жить без изменений. Естественно, что процесс разработки стратегии всегда чувствителен и часто непредсказуем из-за конкуренции, многообещающего взлета и падения цен, перестановки среди основных промышленных конкурентов, наличие торговых барьеров и бесконечное число других событий могут способствовать устареванию стратегии.
Всегда находится что-то новое, на что надо реагировать, и в результате этого открываются новые стратегические ниши. Поэтому задача усовершенствования финансовой стратегии бесконечна. Стратегия организации всегда должна сочетать в себе запланированную и продуманную линии поведения, а также возможность реагирования на все новое.
В российской литературе встречаются различные названия стратегий антикризисного управления организациями: стратегии предотвращения банкротства, финансового оздоровления организаций в кризисном состоянии, преодоления кризиса и др. В англоязычной литературе они называются turn around strategies – стратегии возвращения к прибыльности или иногда survival strategies – стратегии выживания.
В нестабильной внешней среде, когда жизненные циклы отдельных бизнесов коротки, более устойчивы диверсификационные предприятия. Они состоят из многих бизнесов, действующих в различных сферах производства товаров и услуг, и спады жизненных циклов одних бизнесов компенсируются подъемами в других. Сбалансированность между жизненными циклами различных бизнесов достигается применением матричных (или «портфельных») методов выбора стратегии, из которых наиболее известны: матрица Бостонской консалтинговой группы; матрица «Дженерал Электрик» (иногда называется матрицей Маккинзи); матрица фирмы «А.Д. Литтл» и матрица Ч. Хофера.
Составить исчерпывающую классификацию всех применяемых коммерческими организациями стратегий финансового оздоровления затруднительно из-за их разнообразия, отраслевой, региональной, национальной и функциональной специфики. Крупные западные консалтинговые фирмы имеют целые «библиотеки» различных отраслевых стратегий.
Универсальность предлагаемых стратегий финансового оздоровления подтверждается тем, что в настоящее время они широко применяются коммерческими организациями в России и в других странах с переходной экономикой. В кризисной ситуации наиболее часто применяются стратегии сокращения, означающие сокращение производства и отказ от тех ресурсов организации, которые в изменившихся внешних условиях уже не используются или продукция которых убыточна. Эти стратегии не требуют значительных затрат на осуществление, нацелены на прекращение финансовых потерь и ведут к получению средств от продажи сокращаемых ресурсов. Стратегии сокращения классифицируются на:
Антикризисные стратегии роста используются, если их применение способно увеличить объем продаж организации, а стратегия стабилизации – для прекращения его падения. Они требуют наличия у организации достаточных финансовых и иных ресурсов и более рискованны, поэтому в период кризиса применяются реже. Известная матрица рынки/товары И. Ансоффа указывает следующие четыре стратегии роста:
Чем сильнее стратегическое и финансовое положение организации, тем более вероятна, что ее стратегия хорошо продуманна и четко реализуется. Хотя есть свои полосы в оценке стратегии с качественной точки зрения (ее полнота, внутренняя согласованность, логическое обоснование и то, насколько она соответствует ситуации), лучшим свидетельством того, на сколько эффективна выбранная стратегия является стратегическое и финансовое положение компании за последнее время.
4.Стратегия и тактика финансового оздоровления
Стратегия и тактика финансового оздоровления обычно предполагают проведение реструктуризации предприятия в два этапа:
• оперативной, включающей меры, дающие быстрые результаты, направленные на те участки работы, которые наиболее отзывчивы на
корректирующие мероприятия;
• стратегической, предполагающей глубинные преобразования, обеспечивающие долговременное устойчивое развитие, запас прочности
при колебаниях внешней конъюнктуры и нарушение равновесия по
внутренним для предприятия причинам.
Оперативная реструктуризация в зависимости от проблем конкретного предприятия может включать какую-либо комбинацию следующих мер:
• усиление маркетинговой деятельности на предприятии, поиск более
дешевого или качественного сырья, расширение географии продаж;
• разработка более гибких схем получения сырья и сбыта готовой продукции;
• выбор оптимальной номенклатуры и объема производства для снижения издержек;
• ликвидация нерентабельных производств;
• улучшение системы планирования за счет внедрения бюджетирования;
• управление ценой готовой продукции (снижение цены или ее повышение с учетом соотношения "цена — качество";
• улучшение использования оборудования, площадей;
• улучшение качества продукции;
• управление затратами, разработка программы снижения себестоимости;
• продажа легко реализуемых активов (в том числе внеоборотных),
сдача в аренду части активов, их консервация (консервация позволяет
временно освободиться от налога на имущество и амортизационных
отчислений), передача в залог, списание неиспользуемых активов;
безвозмездная передача незавершенного строительства в государственную (муниципальную) собственности;
1
для "расшивки" неплатежей. При этом может быть использована и цепочка "предприятие — государство" и наоборот "государство - предприятие";
сокращение избыточного персонала;
улучшение управления дебиторской задолженностью;
обеспечение расчетов в срок;
реструктуризация кредиторской задолженности (рассрочка, продажа,
• поиск новых партнеров в бизнесе;
• реструктуризация системы управления, внедрение элементов контроллинга.
Некоторые из названных мер могут соответствовать понятию "реинжиниринг". В отечественной методической литературе и практике под реинжинирингом иногда понимаются попытки любых изменений, этот термин используют как синоним совершенствования деятельности. В международной практике под реинжинирингом понимаются только революционные преобразования, обеспечивающие фундаментальные, радикальные преобразования в процессе производства, скорости хозяйственно-коммерческого цикла, качестве продукции1. Некоторые авторы считают, что к реинжинирингу можно отнести только те мероприятия, которые обеспечивают позитивные сдвиги не менее чем на 50%".
Информация о работе Теория и практика финансового оздоровления предприятия