Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 23:34, курсовая работа
В современных условиях ведения бизнеса становится очевидным, что предприятия и компании для выживания и сохранения долгосрочной конкурентоспособности должны постоянно корректировать свою деятельность с учетом требований окружающей действительности. Новые условия ведения бизнеса предполагают постоянную готовность к переменам.
Внешняя среда организации меняется все быстрее и все более непредсказуемо. Но при этом каждое изменение несет не только угрозы, но и новые дополнительные возможности для достижения будущего бизнес-успеха.
Введение.
1. Диагностика финансового состояния предприятия
2. Задачи, содержание и особенности разработки финансового плана предприятия
3. Современные подходы к разработке стратегии финансового оздоровления предприятия
4.Стратегия и тактика финансового оздоровления
Заключение.
Список литературы.
В методической литературе и среди практиков нет устоявшегося мнения, возможен ли реинжиниринг для предприятий в предбанкротном состоянии. Достаточно распространена точка зрения, что технологии реинжиниринга — лишь для успешных компаний. Однако, по нашему мнению, реинжиниринг возможен, и даже необходим (если для этого есть условия и продумана программа), для компаний, находящихся в беде, поскольку им нечего терять, а также для компаний, прогнозирующих ухудшение финансового состояния.
Оперативная реструктуризация в кризисной ситуации в значительной степени осложняется нехваткой денежных средств. Как правило, убыточное предприятие не имеет собственных источников. Кредит, в том числе и кредит доверия, исчерпан. Поиск средств — очень трудная задача. Наиболее часто в этом случае предприятия прибегают к привлечению средств акционеров, продаже части ненужного имущества, реструктуризации
1
задолженности. Инвестиции в кризисной ситуации в первую очередь направляются на латание дыр, страхование от катастроф, затем постепенно — на обновление основных средств и на другие меры в соответствии с выбранной концепцией финансового оздоровления.
Предпринимаемые меры оперативного регулирования в кризисной ситуации должны быть максимально надежными, выверенными, в некоторой степени они могут носить даже рутинный характер, но обязаны выполнить свою функцию стабилизации положения предприятия. ! *
Международная практика установила приблизительные сроки, в которые оперативная реструктуризация должна дать результаты, — 6 месяцев. По образному выражению американского ученого Г. Саттона, если период 6 месяцев вам кажется слишком быстрым, вы сами — часть проблемы1. Эти же сроки для оценки оперативной реструктуризации используются и в российских методических материалах и рекомендациях .
Успешное проведение оперативной реструктуризация создает предпосылки для стратегической реструктуризации. Основой стратегической реструктуризации каждого конкретного предприятия являются ответы на вопросы, позволяющие сформировать концепцию финансового оздоровления:
какой вид деятельности наиболее перспективен;
следует ли расширять данный вид бизнеса или уйти из него;
имеет ли смысл заниматься инновациями в рамках имеющегося бизнеса или следует войти в новый бизнес и т. д.?
На основе ответов на данные вопросы формируется стратегия будущей деятельности для финансового оздоровления.
а) все направления деятельности фирмы остаются прежними;
б) фирма диверсифицирует деятельность, частично меняется управление и т. д.;
в) деятельность фирмы меняется полностью.
В соответствии с выбранным путем развития возможны следующие меры стратегической реструктуризации для финансового оздоровления предприятия:
дробление имущественного комплекса на отдельные предприятия,часть из них подводится под банкротство;
слияние, поглощение, вхождение в холдинг;
1
ввод новых мощностей, освоение новых технологий;
реализация медленно- и труднореализуемых активов, эффективность
использования которых мала (включая ценные бумаги);
приобретение, аренда, лизинг нового высокопроизводительного оборудования;
создание рыночной инфраструктуры, обеспечивающей сбыт;
переподготовка кадров, наем нового персонала;
реструктуризация системы управления, внедрение системы контроллинга;
поиск новых источников капитала, привлечение средств на долгосрочной основе;
поиск новых источников вложения капитала и обеспечение их эффективного использования;
оптимизация основных производственных, организационных и финансовых структур;
создание необходимой информационной системы.
В соответствии с выбранной стратегией вырабатывается политика поведения: новое позиционирование на рынке, свертывание деятельности, экстенсивное развитие (вместе с платежеспособным спросом), агрессивное поведение, оборонительное поведение (отстаивание своей рыночной ниши).
Можно также выделить группу мер, имеющих черты как оперативной, так и стратегической реструктуризации. В зависимости от обстоятельств эти меры могут осуществляться как быстро, так и медленно, давать быстрые результаты или обладать эффектом замедленного действия. Примером таких мер могут служить:
управление ассортиментом: выделение продукции, выпуск которой
абсолютно убыточен и бесперспективен; продукции, имеющей рынок
сбыта, но производство которой убыточно; продукции, рентабельность
которой снижается;
перепрофилирование, диверсификация сфер деятельности;
освобождение от объектов социальной и непроизводственной сферы;
реструктуризация уставного капитала: изменение структуры собственников — привлечение новых акционеров (может иметь негативные последствия для существующих акционеров из-за распыления
прав собственности) или внесение дополнительных взносов в уставный капитал существующими акционерами;
финансовая реструктуризация (изменение структуры и цены капитала).
Многие из названных мероприятий позволяют использовать достаточно тонкие и эффективные рыночные механизмы. Например, выкуп части фирмы небольшой группой лиц преимущественно за счет кредитов. Часто эту группу лиц в основном составляют менеджеры материнской фирмы, которые хорошо знают проблемы бывшего своего подразделения, могут их оперативно решить и, завершая реструктуризацию, опять вернуться от партнерства к наиболее принятой форме собственности и хозяйствования открытому акционерному обществу. Однако применение подобных методов в российской практике пока затруднено по известным причинам, главной из которых является невозможность найти кредиторов под столь рисковые вложения.
Заключение.
Как правило, каждое мероприятие — только маленький шаг в направлении улучшения финансового положения. Обычно лишь совокупность многих мероприятий может привести к финансовому оздоровлению предприятия. При этом все мероприятия должны быть увязаны друг с другом по срокам, результатам и целям.
Обобщая вышесказанное, следует отметить, что все предлагаемые меры оперативной и стратегической реструктуризации можно классифицировать как реструктуризацию имущества и его источников (активов и пассивов), реструктуризацию финансовой деятельности и реструктуризацию управления.
Все меры по реструктуризации взаимосвязаны. Например, средства от продажи неиспользуемых активов могут быть пущены на погашение долга, пополнение уставного капитала — на приобретение нового оборудования; улучшение управления может привести к ускорению оборачиваемости оборотных средств и высвобождению денежных ресурсов на инвестиции и т. д. Многообразие конкретных способов реализации перечисленных мер будет подробно рассмотрено в последующих главах.
Что же является признаками финансового оздоровления? Когда можно сказать, что поставленная задача выполнена? Некоторые авторы сводят финансовое оздоровление к показателям прибыли или убытков. На наш взгляд, это не всегда корректно, так как прибыль — расчетный, управляемый показатель, в российских условиях им достаточно легко манипулировать. Признаками оздоровления, по нашему мнению, являются восстановление платежеспособности, увеличение чистых денежных потоков, а также рост заработной платы работников, налоговых выплат и капитализации.
1
Список литературы.
1. Антикризисное управление: от банкротства – к финансовому оздоровлению / Под ред. Г. П. Иванова. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2003.
2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? – М.: Финансы и статистика, 2002.
3. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2002.
4. Попов С.А. Стратегическое управление. - М.: ИНФРА, 2000
5. Теория и практика антикризисного управления/ Под ред. С.Г. Беляева и В.И. Кошкина. – М.: ЮНИТИ, 2003
1
Информация о работе Теория и практика финансового оздоровления предприятия